Теория потребительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория потребительского поведения



Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребите­ля. Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя.

Бывает общая и предельная полезность.

Полезность – означает удовлетворение, которые потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо.

В результате исследования, было выяснено, что потребления блага имеют убывающую полезность для потребителя.

Функция полезности - функция, показывая убывание предельной полезности блага с ростом его кол-ва

MU – предельная полезность

TU – общая полезность

Q - кол-ва блага

Общая полезность (TU) с увеличением кол-ва блага увеличивается, а предельная полезность (MU) – уменьшается цена блага определяется не общей, а предельной полезностью.

 Парадокс воды и алмазов

В современной теории потребительского теории поведения выбора предполагается, что: 1) денежный потребителя                                      доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых от­дельными домохозяйства ми; 3) все покупатели прекрасно пред­ставляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потре­бительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от неболь­шого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блата зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полез­ности рационального потребителя в услови­ях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затрачен­ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность.

Аксиомы потребительских предпочтений:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).

2. Аксиома транзитивности.

Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С.

3. Аксиома ненасыщения.

Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В.

4. Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

 

 

Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю, какой из этих наборов выбрать.

Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия

 

 

Рис. 2 Кривая безразличия

Свойства кривых безразличия:

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. 

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.  

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке.

Рис. 3 Предельная норма замещения

 

 

U1U1 – кривая безразличия для совершенно взаимозаменяемых товаров

U2U2 – кривая безразличия для взаимозаменяемых товаров

U3U3 – кривая безразличия при избыточном потреблении

 

 

Рис. 4 Типы кривых безразличия

Бюджетная линия

Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров:

I = PXX + PYY

где I - месячный доход потребителя,

 X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида,

 PX и PY – цены товаров X и Y.

Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения.

Уравнение бюджетной линии:

 

 

Рис. 5 Бюджетная линия

 

 

13. Равновесие потребителя на кривой безразличия. Рента потребителя.

 

 

Рис. 6 Равновесие потребителя

 

 

Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.

Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит ХЕ единиц товара Х и YЕ единиц товара Y.

В точке равновесия Е наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, следовательно, выполняется равенство:

Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Рис. 7 Угловое решение задач потребительского выбора

а – наклон кривой безразличия в точке К меньше или равен наклону бюджетной прямой;

б – наклон прямой безразличия в точке L больше или равен наклону бюджетной прямой

14. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление» и их использование в анализе поведения потребителя.

Кривая «доход-потребление»

Рис. 8 Кривая «доход-потребление» для нормальных товаров

Кривая «доход-потребление» для нормальных товаров имеет положительный наклон - с ростом дохода потребление обоих товаров X и Y увеличивается.

Если с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а потребление другого сокращается, то кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон.

Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным.

Товар, потребление которого с ростом дохода возрастает, называется качественным.

Товар, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода, называется высококачественным.

Рис. 9 Кривая «доход-потребление»:

а – Х –некачественный товар; Y –высококачественный товар;

б – Х –высококачественный товар; Y –некачественный товар.

Кривые Энгеля

               

 

 

Рис. 10 Кривая Энгеля

Рис. 11 Кривые расходов Энгеля:

а – нормальный товар; б – некачественный товар; в – высококачественный товар

Кривые расходов Энгеля – кривые, характеризующие зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя.

Кривая «цена-потребление»

 

Рис. 12 Кривая «цена-потребление» и линия спроса

 

 

17. Эффект дохода и эффект замены для нормальных товаров.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя.

Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине.

Нормальные товары

Рис. 13 Эффект замены и эффект дохода, цена Х снижается

Общий эффект от снижения цены: Х2 – Х1

Эффект замены: Х3 – Х1

Эффект дохода: Х2 – Х3

В случае нормальных товаров эффект дохода усиливает действия эффекта замены, увеличивая потребление товара Х при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены.

 

 

18. Производственная функция и ее характеристики. Закон падающей отдачи.

Производственная функция

Факторы производства всегда соединяются в определенной комбинации, которая определяет применяемую технологию.

Производственная функция - отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого набора факторов.

Производственная функция всегда строится для заданной технологии.

Общий вид производственной функции:                              Q = f (Fi),

где    Q - максимально возможный объем выпуска;

Fi - объем i-го фактора, i = 1,…,n;

n – количество видов факторов производства.

Производственная функция для каждой конкретной фирмы имеет свой вид и определяется опытным путем.

Короткий и длительный период

Короткий период – это интервал времени, в течение которого фирма не может изменить свой размер, и на рынок не могут выйти новые фирмы. Поэтому все факторы делятся на постоянные и переменные.

Объем использования постоянного фактора не зависит от объема выпуска продукции.

Объем использования переменного фактора прямо зависит от объема выпуска продукции.

Длительный период – это интервал времени, в течение которого фирма может изменить свой размер, и на рынке могут появиться новые фирмы. Все факторы становятся переменными.

Производственная функция

Свойства производственной функции:

 1. Существует предел для увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного из ресурсов при прочих равных условиях.

2. Факторы производства могут быть как взаимозаменяемыми (субститутами), так и взаимодополняемыми (комплементарными).

3. В длительном периоде существует больше возможностей для изменения объема используемых факторов, чем в коротком периоде.

 

 

Производственная функция

 

F1 - переменный фактор

F2 – постоянный фактор

 

Основные характеристики технологии:

1.  Общая производительность фактора (общий продукт) - общее произведенное количество продукта, которое увеличивается по мере расширения использования переменного фактора.

2. Средняя производительность (средний продукт) - представляет собой общий продукт, деленный на использованное количество переменного фактора.

3.  Предельная производительность (предельный продукт) - прирост общего продукта, поученный вследствие введения в производство еще одной единицы переменного фактора.

Закон падающей предельной отдачи

Закон убывающей предельной производи-тельности (закон падающей предельной отдачи):

Последовательное увеличение переменного фактора на отрезке BD при неизменности других факторов ведет к убывающей отдаче переменного фактора, то есть к снижению его предельного продукта (предельной производительности).

Применение закона падающей предельной отдачи

 

 

 

Границы использования переменного фактора в одном производстве

 

 

W – рыночная цена переменного фактора

 

 

 

Граница использования переменного фактора в двух производствах

 

 

19.

20. Изокванты и их свойства.

Изокванта (кривая постоянного выпуска) – линия, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.

Геометрически изокванты представляют собой проекцию производственной функции на плоскость ресурсов.

Совокупность изоквант для различных объемов выпуска продукции называется картой изоквант.

Карта изоквант

 

Для изокванты соблюдается соотношение:

 

∆ F1 * МР1 = - ∆ F2 * МР2,

 

 МР1 - предельный продукт фактора F1;

МР2 - предельный продукт фактора F2;

∆ F1 - изменение фактора F1;

∆ F2 - изменение фактора F2.

 

Свойства изоквант

1. Основная характеристика изокванты - предельная норма технологического замещения (субституции), которая показывает с какой скоростью происходит замещение одного производственного фактора другим производственным фактором:

2. Чем дальше изокванта находится от начала координат, тем большему объему выпуска она соответствует.

3. Изокванты не пересекаются.

 

 

Отрезок от А до В - зона замещения (субституции) факторов производства (технически эффективная область).

 

 

 

4. Изокванты выпуклы к началу координат, что обусловлено действием закона падающей предельной отдачи.

 

 

Изокоста

Изокоста показывает все комбинации факторов, которые может приобрести фирма в условиях ограниченного бюджета и неизменных ценах на факторы производства:

или

где   w1 и w2 - цены факторов F1 и F2;

с - величина бюджета, выделенного на покупку факторов производства;

F1 - объем фактора F1;

F2 - объем фактора F2.

 

22. Путь развития и эффект масштаба.

Эффект масштаба

Если при увеличении объемов применяемых ресурсов в к раз, объем выпуска:

а) также увеличится к раз, то наблюдается постоянная отдача от масштаба:

б) увеличится менее, чем в к раз, то имеет место убывающая отдача от масштаба:

в) увеличится более, чем в к раз, то имеет место возрастающая отдача от масштаба:

Графическое представление отдачи от масштаба при постоянных ценах на факторы производства

 

 

Если при одинаковом приросте объема выпуска расстояние между изоквантами уменьшается, то это свидетельствует о наличии возрастающей отдачи от масштаба. Если расстояние растет, то наблюдается убывающая отдача от масштаба.

 

 

Линейный и нелинейный путь развития

 

 

Ломаные изокванты

 

 

Карта изоквант при ограниченном числе технологий

 

 

 

 

Особенности равновесия на ломаных изоквантах

 

 

 

Ломаные изокванты

 

 

Карта изоквант при ограниченном числе технологий

 

 

Особенности равновесия на ломаных изоквантах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.134 с.)