Не существует никаких достоверных доказательств того, что раннее обучение улучшает функции мозга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не существует никаких достоверных доказательств того, что раннее обучение улучшает функции мозга.



 

Как писал доктор Ирвинг Сигел, старший научный сотрудник Службы образовательного тестирования в Принстоне, штат Нью-Джерси, «… преподавание представлений и навыков в этом чрезвычайно раннем возрасте поглощает массу времени даже при простом механическом заучивании, потому что обучение происходит более эффективно, когда его сопровождает понимание». Иными словами, зазубривание изображений и имен композиторов (да, существуют и такие развивающие карточки!) – это бесполезный опыт для малыша или дошкольника, которые не могут связать эту информацию ни с какими значимыми явлениями в своем мире. Даже содержание карточек с названиями цветов или чисел не встраивается в систему знаний, если не является частью повседневного опыта ребенка. Более того, не существует никаких достоверных свидетельств, подтверждающих, что такое раннее обучение действительно улучшает функции мозга.

Итак, являются ли первые 3 года жизни золотой порой для обучения? Характеризуются ли они критическим периодом быстрого роста мозга, который подготовит детей к жизни будущих гениев? Простой ответ на этот вопрос – нет. Если дети растут в нормальной повседневной обстановке, полной предметов, источников знаний, людей, которые их любят и говорят с ними, их мозг будет развиваться совершенно самостоятельно. Родители не являются скульпторами  мозга своих детей, на их плечах не лежит ответственность за принятие решений о том, какие конкретные  переживания они должны организовать своим детям, чтобы в течение «критического периода» у тех сформировались необходимые синаптические соединения.

Расслабьтесь! Даже базовые навыки, такие как изучение языка, могут приобретаться в течение длительного периода времени, и при этом ваш ребенок не утратит даже минимального преимущества на международном рынке рабочей силы. Когда бы вы ни наняли испаноговорящую няню для своего ребенка, будь ему 2 года или 5 лет, он все равно научится говорить по-испански. И ничего страшного не случится, даже если он впервые познакомится с этим языком в возрасте 8 или 9 лет.

Представление о том, что все необходимо выучить за первые 3 года, иначе будет поздно, – попросту неверное представление. Доктор Джон Брюер, президент фонда Джеймса Макдоннела в городе Сент-Луис, штат Миссури, назвал это представление «мифом о первых трех годах». В своей ставшей ныне классической книге под тем же названием он утверждает, что нам нет никакой необходимости чрезмерно «обогащать» среду, чтобы детские мозги могли развиваться, – они развиваются и так.

Далее он выдвигает предположение о том, что теорию критических периодов нельзя использовать как обоснование создания «лучшей среды для лучших мозгов». Мы – не архитекторы мозга наших детей, и нет смысла терзаться вопросом: чего мы еще не сделали? К счастью, миллионы лет эволюции уже взяли на себя заботу о развитии мозга, и мы вряд ли сможем изменить ход этого развития за период жизни всего одного поколения.

 

УСВОЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

 

Теперь, когда мы располагаем научной информацией о том, как развивается мозг детей, возникает несколько выводов. Один из них – просто предостережение, а остальные предлагают способы, с помощью которых вы сможете взглянуть на мир по-другому и стимулировать умственное развитие вашего ребенка более естественным способом.

Покупатели, берегитесь!  Не позволяйте заворожить себя рекламным приманкам, сулящим ускорить развитие мозга вашего ребенка, разбросанным по ярким и броским упаковкам товаров. Точно так же, как эротические образы используются маркетологами в рекламе при продаже продуктов для взрослых, умственное развитие ребенка – это та блесна, на которую ловятся его родители. Однако не существует никаких доказательств того, что те или иные образовательные программы, методы или техники действительно эффективны для развития мозга.

Например, от прослушивания музыки Моцарта вашему ребенку хуже не станет. То есть если вам нравится Моцарт, не будет никакого вреда от того, что вы будете слушать его музыку дома, и вместе с вами ее будет слушать ваш ребенок. Но вы с тем же успехом можете петь колыбельные, проигрывать композиции Саймона и Гарфанкела, Indigo Girls  или любой другой группы, которая вам нравится. Музыка – это замечательно! В этом никто не сомневается. Но результаты исследований говорят, что прослушивание Моцарта, Мадонны или «Мамы» Касс не сделает  вашего ребенка ни математическим гением, ни будущим архитектором и вообще никак не усилит его общую интеллектуальность.

Не ограничивайте мышление.  Ваш ребенок большему научится, если вы будете с ним играть, чем если вы станете покупать ему самохвальные «новейшие» устройства в роскошных упаковках, якобы способствующие развитию мозга. И как же лучше всего использовать время, отведенное на игры? Заимствуйте идеи для них у собственных детей. Не поленившись обратить внимание на то, что их действительно интересует, вы начнете видеть окружающую среду совершенно по-новому – как бесконечный источник естественных возможностей для постоянной стимуляции интереса детей. А тогда уже, опираясь на эти возможности, вы сможете еще больше их обогатить.

Переключайтесь с обучающих передач на развлекательные.  Например, многие любят развивающе-развлекательную программу «Улица Сезам»; но и сугубо развлекательные, со множеством повторов сериалы типа «Барни» и «Телепузиков» тоже нравятся детям. Создатели таких сериалов внимательно изучают детские интересы, чтобы сделать серии своих программ максимально привлекательными. Они обнаружили, что детям нравится повторность. Действительно, хотя нам с вами смертельно скучно повторять одно и то же (разве вам не случалось засыпать на середине предложения, читая «Колобка» в сотый раз?), детям нравится слушать одни и те же сказки вечер за вечером – они всякий раз улавливают в них нечто новое и радуются, когда обнаруживают предсказуемый «узор». Более того, недавние исследования позволяют предположить, что ограниченный просмотр (не больше часа в день) образовательных телепрограмм действительно дает нашим детям некоторые преимущества, и эти преимущества дают о себе знать при овладении навыками чтения и математики, когда они идут в школу.

Вот вам задание: смотрите образовательную программу вместе с детьми и наблюдайте, что именно им нравится. Исследования показывают, что дети лучше усваивают материал телепрограммы, когда рядом с ними находятся родители. Чем восхищается ваш ребенок в конкретной программе? Сыграйте на этом, исподволь выстраивая интересы своего ребенка. Можно, например, найти какие-нибудь детские книжки, посвященные затронутым темам. Такие увлечения также предоставляют материал для бесед: ребенок будет с удовольствием разговаривать на интересующие его темы.

Двигайтесь от зубрежки к обучению в контексте.  Если мы действительно хотим способствовать обучению и развитию мозга у младенцев и дошкольников, мы должны помогать им учиться в контексте, а не с помощью развивающих карточек. Зубрежка часто не достигает своей цели, и так же часто «натасканность» принимается (ошибочно) за настоящую начитанность. Нам вспоминается пример одного такого юного «гения».

 

Мать расхваливала своего ребенка как выдающегося интеллектуала – он якобы уже мог читать многие слова к тому моменту, как ему исполнилось 3 года. Их попросили навестить местного психолога (которым и оказалась я, Кэти Хирш-Пасек), чтобы продемонстрировать учебные таланты мальчика. Придя ко мне, они с гордостью продемонстрировали мне набор своих развивающих карточек, и мама заставила сына прочесть каждое слово («книга», «ботинок», «чашка»… список оказался длинным). Досмотрев представление до конца, я поаплодировала, а потом предложила ребенку подойти к моему телевизору, на котором крупными буквами были написаны всем знакомые слова: «цвет», «громкость», «канал»… Я вежливо попросила мальчика прочесть их. Ведь ребенок, который по-настоящему умеет читать, должен быть способен прочесть любое новое слово, не так ли? Вы ведь можете прочесть ничего не значащее слово «трансклюкация», потому что знаете звуки, изображаемые буквами, и умеете их комбинировать. Однако ребенок так растерялся, увидев написанные на телевизоре слова, что скрылся из моего кабинета бегством, и представление было окончено. Он научился зазубривать слова, вероятно, запоминая формы знаков (например, в слове «класс» 2 буквы на конце слова похожи на подковки и т. д.), но читать по-настоящему не выучился.

 

Нет никакой срочной необходимости учить наших детей читать до того, как они пойдут в школу. Но когда мы читаем детям вслух, когда они спрашивают нас, что написано на коробке с хлопьями или на уличной вывеске, мы исподволь даем им понять, что чтение – это весело и полезно. Именно это мы и имеем в виду, говоря об обучении в контексте. А все прочее «чтение» – это простая зубрежка, которой можно разве только похвастаться перед знакомыми. Таким образом, многие хитроумные штучки, продаваемые в магазинах, предоставляют замечательные возможности для цирковых выступлений, но не могут способствовать истинному обучению. Обучение всегда проходит эффективнее и откладывается в памяти надолго, если оно происходит в контексте.

Планируйте экскурсии – хоть бы и в свой собственный дворик.  Это прекрасно – путешествовать по всяким экзотические местам или тематическим паркам (хотя и весьма недешево!), но в целях развития мозга нам совершенно необязательно это делать. Неисчерпаемые источники стимуляции открываются и в наших собственных садах, где можно наблюдать всякие чудеса: стебельки травы, трепещущие под ветром, или муравьев, строящих свои дома, вообще всю эту хлопотливую жизнь, которая буйствует прямо у нас под ногами. Фильм «Дорогая, я уменьшил детей» демонстрирует удивительную скрытую реальность, которая обычно остается недоступной нашему вниманию. Для детей обычный сад – это целый мир кипучей деятельности, уроков естествознания, физики, природоведения и колористики.

Выйдя во двор, вы можете стимулировать творческое мышление своего 4–5-летнего ребенка, предложив ему представить, каково это – стать размером с муравья. Какими бы мы видели окружающие предметы? Что бы мы слышали? Чего бы боялись? Дети часто с удовольствием представляют себе, чего могут бояться другие существа: это помогает им почувствовать, что они в своих страхах не одиноки.

Еще на эту же тему: спросите ребенка, слышит ли он музыку сада. Представляет ли он себе палочки и камешки в виде музыкальных инструментов? Флейты из листьев и барабаны из дождевых капель? Расстелите на траве одеяло и прилягте, закрыв глаза. Что вы слышите? Слышите ли вы, как шумят на ветру листья? Как жужжит пчела? Как газует вдалеке машина? Как грохочут литавры грома? Как стрекочут цикады и заливаются трелями жаворонки? Такая игра понравится даже двухлетнему ребенку.

В каких местах вашего сада живут животные и насекомые? Найдите домик каждого создания. В замечательной книжке «Любой домик – это домик для меня» Мэри Энн Гоберман, ее автор, просит нас придумать домик для пчелы и домик для птицы. Как животные строят свои дома? Сумеет ли наш 4–5-летний ребенок свить гнездо? А может быть, он захочет рассказать нам какую-нибудь историю, чтобы мы ее записали? Детям это нравится. «Давай придумаем вместе историю о муравье Ирвине и о том, как он ищет в лесу своего друга Либби!» Каждая пядь садового пространства может быть источником многих часов веселья и игр, каким бы маленьким ни был этот клочок земли. И если в собственном саду можно совершить столько открытий, то вообразите только, какую стимулирующую обстановку вы найдете в зоопарке или в детском музее!

Из шумного магазина – к играм с мячом.  Пусть в большом магазине нам, взрослым, некогда скучать, но детей это шумное столпотворение повергает в растерянность. Представьте, каково это – оказаться в месте, где все остальные люди, как великаны, возвышаются над тобой, где стремительно проносятся мимо цвета и звуки, где взрослые больше интересуются своими друзьями, чем вами. Речь не о том, чтобы вовсе не ходить по магазинам; но мы часто не осознаем, какие возможности предоставляют нам повседневные предметы, которые нас постоянно окружают. Кстати, скажите, чем вы занимаетесь в машине, пока едете в магазин? А ведь это замечательное время для того, чтобы поставить в магнитолу диск с детскими песенками и вместе подпевать им. А когда ваш ребенок станет немножко постарше, можно играть, например, в игру «Я вижу…». «Я вижу… собачку!» «Я вижу… полицейского!» Ого, маме лучше сбросить скорость!

А дома? Такое простое занятие как катание мяча по полу в гостиной приведет в восторг вашего маленького ребенка. Как нужно направить мяч, чтобы он докатился до другого игрока? Насколько сильно нужно его толкать? Под каким углом? Стукнется ли мяч по дороге о другие предметы? Это овладение навыками «ожидаемого опыта» во всей его красе, причем физические и математические представления достаются «бесплатно». Все расходы укладываются в стоимость мячика.

И прежде чем выбросить очередную кучу денег на во-о-он ту развивающую игрушку в магазине, подумайте обо всех тех вещах в вашем доме, которые могут очень и очень заинтересовать малыша. Горшки, кастрюли и пластиковые контейнеры – это целый кухонный оркестр, на котором можно сыграть великолепную симфонию с помощью деревянной ложки (ну да, а мы и не обещали вам тишины!). Корзины для грязного белья, если положить их на бок, – отличные убежища для игр, равно как и большие коробки, в которых привозят домашнюю технику. Дети, как и кошки, обожают прятаться в них и под ними, забираться внутрь и вылезать наружу. Одеяльные крепости, которые делаются из пледа, натянутого на несколько стульев, могут доставить вам многие часы удовольствия, если вы включитесь в игру и решите, к примеру, что это «как будто» домик бабушки. Внесите внутрь подушку, несколько мягких игрушек и книг – и крепость превратится в дом друга или подруги или в классную комнату.

А как вы думаете, почему малыши всегда так любят вытаскивать вещи из ящиков? Чтобы посмотреть, что там внутри! Выделите один низко расположенный ящик и наполните его удивительными и забавными вещами (мягкими игрушками, книжками, машинками, фотографиями членов семьи и т. д.), Периодически меняйте содержимое и доставьте малышу удовольствие, позволив копаться в нем сколько угодно. Никогда не недооценивайте возможности обычных предметов, на которые падает взгляд ребенка. Для детей эти предметы – не скучная обыденность, а источник приключений. И все эти переживания – бесплатные, забавные и не омраченные необходимостью что-то заучивать, – помогают лучшему развитию мозга.

 

 

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.011 с.)