Использующей ценовую дискриминацию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использующей ценовую дискриминацию.



Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-

продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли

функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии

называется дуополией.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм

рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных

структур сильно возрастет (см. табл. 7—1). При анализе, однако,

обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным,

ограничиваясь изучением различных форм предложения.

Таблица 7—1

Классификация форм рынка

~"~~\^^ Формы пред-

Ф, орм^ы"~~ ~~~^^ ~л^ож^ ения

спроса ^^~\^^

Конкуренция

(полипсония)

Олигопсония

Монопсония

Конкуренция

(полиполия)

Совершенная

конкуренция

Олигопсония

Монопсония

Олигополия

Олигополия

Олигополия,

ограниченная

олигопсониеи

Монопсония,

ограниченная

олигополией

Монополия

Монополия

Монополия,

ограниченная

олигопсониеи

Двусторонняя

монополия

Составлено по. Ойкен В. Основные принципы экономической политики.

М. Прогресс, 1995. С. 75.

Рассмотрим сначала чистую монополию.

7.2. Чистая монополия 225

7.2. Чистая монополия

v Противоположностью совершенной конкуренции

Характерные с Г,«,,

r r является чистая монополия (от греч моно — один,

"полно" — продаю) В условиях чистой монополии

отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль"

совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна

и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький

город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична.

В таком городе существует одна электростанция, одна железная

дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное

предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается

в условиях, близких к чистой монополии.

Чистая, монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные

альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт

в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести

к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в

отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером

естественной монополии являются муниципальные коммунальные

службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью

над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять

на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры

для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от

масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности),

с естественной монополией (когда какие-либо компании — в

сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное

положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты

и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет

исключительное право контроля над своим изобретением в течение

17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний,

как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин"

(IBM), "Сони" и т. д Монопольное положение, закрепленное патентом,

служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым,

фактором усиления монопольной власти Вступление в отрасль может

быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий В США

подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты,

трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена

как частной фирме, так и государственной организации (классический

пример — история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основой исключительное право

на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).

Хрестоматийным примером является деятельность компании

"Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие

алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует

мировой рынок алмазов.

,26 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социа-

[истического направления дали массу красочных описаний агрес-

ивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в

>аботах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга

Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйство

и империализм" (1915 г) и В. И. Ленина "Империализм как выс-

пая фаза капитализма" (1916 г.). Однако в настоящее время жест-

сие (до динамита включительно) действия монополий, как и "не-

гестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой

рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии циви-

шзованного мира.

Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом,

если она является единственным производителем экономи-

1еского блага, не имеющего близких заменителей (субститутов),

гели она ограждена от непосредственной конкуренции высокими

гходными барьерами в отрасль.

ч Силу монопольной власти отдельной фир-

о омическ я мь ^ 0flHaKOi н е с т о и т преувеличивать. Даже

л административная ч и с т а я монополия вынуждена считаться с

МОНОПОЛИЯ „ ~ гч

потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция

может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением

товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров,

а также ''борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм,

каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его

бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики

и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать

со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство,

существующее во всех развитых странах.

Иное дело — монополия в условиях административно-командной

системы. Такая монополия базируется на государственной собственности

на средства производства и действует в условиях значительной

ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-

командная система развивается, как правило, в условиях

закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на

государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком

этой системы является прямое распределение всех основных

ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной

монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания,

стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что административной монополии конкуренция угрожает

в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной

экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-

гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно

тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не

грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство

большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством.

Монополия внешней торговли надежно ограждает их

и от иностранных конкурентов.

7.2. Чистая монополия 227

Таким образом, административная монополия, возникающая в

нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью,

чем экономическая монополия.

Определение цены Если в условиях совершенной конкурен-

и объема производства ц и и * и Р м а, выбирает только объем про-

изводства (цена задается экзогенно), то

монополист может не только определять объем производства, но и

назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в

условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном

рынке Р > MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста

необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и

выручки (см. главу 3).

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть

достигнуто снижением цены Допустим, монополист решает снизить

цену со 110 долл. (P t) до 100 долл. (Р. 2). При этом спрос растет

с 4 единиц (Qj) до 6 единиц (Q 2). Убытки от снижения цены равны

(Pj- Р 2) Qj = (110- 100)х4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит

(Q 2 - Q () P = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 7—3). Чистое приращение

прибыли будет равно 160 долл.

Рис. 7—3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен,

снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос

неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки

(см. рис. 7—4). Поэтому рационально мыслящий монополист

старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

28 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

эластичный

неэластичный

D

Рис. 7—4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы

в условиях чистой монополии

В условиях совершенной конкуренции установление равновес-

юй цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 7—5):

Рис. 7—5. Равновесие в конкурентной отрасли

В точке Е достигается равновесный объем производства Q e и

равновесная цена Р. Площадь 0BEQ e соответствует величине издержек

производителей, Р BE — составляет прибыль производителей,

а АР е Е — потребительский излишек. Равновесие в конкурентной

отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной

предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают

свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов

продаж.

7.2. Чистая монополия 229

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и

она может быть изображена следующим образом (рис. 7—6):

Рис. 7—6. Определение цены и объема производства

в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке

Е, где Р с = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся

к монопольной цене Р т и количеству продукции Q m. Поскольку

монопольная цена превышает предельные издержки (Р т > МС), то величина

излишка потребителей и излишка производителей меняются.

Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых

убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого

груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался

определить величину этих треугольников с точки зрения издержек

всего общества, так как объем производства без монополии больше,

чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют

харбергеровскими треугольниками. Используя математический

аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе

США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике

США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема

чистой монополии не является такой острой, как она представлялась

ранее другим экономистам.

Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие.

Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует

помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной

прибыли, а не-прибыли на единицу продукции. И главное, рост

цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса

на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда

стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем

верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило,

изменяются. На издержки действуют два прямо противопо-

230 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

АТС

АТС,

АТС

ффективность

Рис. 7—7. Определение Х-неэффективности

Q

ложных фактора — понижающий и повышающий. Понижающий,

так как в результате создания монополии можно полнее использовать

положительный эффект от роста масштаба производства (экономия

на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта,

экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны,

действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием

и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением

стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию ХЛейбенс-

тайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 7—7).

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда,

когда фактические издержки при любом объеме производства выше

средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции

возможна Х-неэффективность (рис. 7—7). В этих условиях фирма увеличивает

производство до той точки, где пересекутся предельные и

средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 7—7

она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные

АТС на величину АВ, то при производстве Q c возникает

Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная

ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффектив-

ностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на

монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Q c

до Q m, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

тж Мы выяснили ранее, что монопольная власть

монопольнои власти является величиной,' об г р.а тной э,л, а,-сст,,и чнос- ти спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Опираясь на это положение, А. П. Лернер 1 в 1934 г. предложил

следующий индекс:

1 Lerner A P. The Concept of Monopoly and Measurement of Monopoly Power //

Review of Economic Studies. 1934. 1 June P 157—175

7 2. Чистая монополия 231

Р - М С 1

т = — = —, (7.1)

L p g

m

где I L — лернеровский индекс монопольной власти;

Р т — монопольная цен^;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно,

I L = 0. Если I L представляет из себя положительную величину

(I L > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот

показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью

расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике

предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная

формула может быть записана:

Р - АС

к-—Г"

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в

числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:

(Р - AC) Q к

I = =

L PQ ТС

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие

прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо,

однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является

однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда

велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью,

т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал,

особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских

способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с

высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель,

определяющий степень концентрации рынка. Он назван в

связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфин-

даля—Хиршмана (1 НН)- При его расчете используются данные об

удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что

чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше

потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы

ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей: 1 ш = V + V + S/ +••• + S n

2, (7.2)

где 1 нн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

Sj — удельный вес самой крупной фирмы;

S 2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

S — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы

имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1 нн = 10 000.

232 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S = 1%, а 1^= S х 100 =

= 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой

индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс

широко используется в антимонопольной практике, однако следует

помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный

вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

7.3. Монополистическая конкуренция

Условия Монополистическая конкуренция возникает там,

возникновения где Х ° ЗЯЙСТВ У ЮТ Десятки фирм, тайный сговор

между которыми практически невозможен. Каждая

фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою

ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных

участников конкуренции практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима

дифференциация продукта, где в большей мере приходится

учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая

конкуренция широко представлена в отраслях,

производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность,

сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья,

блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы,

кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может

основываться не только на различиях в качестве товара, но и на

тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора

покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное

расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание

посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в

полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам,

бензозаправочным станциям и т. д.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти

две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или

услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль

бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается

нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые

факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара

в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров

для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого

значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило,

невелик.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют

какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть

патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые

марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят

исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются)

товары-субституты.

7.3. Монополистическая конкуренция 233

_ Если в условиях совершенной конкурен-

ипределение цены кривая спроса (D) параллельна оси

и оьъема производства абсци * СС; то при монополистической конкуренции

она приобретает небольшой отрицательный наклон (см.

D m на рис. 7—8). Это означает, что кривая спроса менее эластична,

чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой

монополии. Степень эластичности в условиях монополистической

конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины

дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации

цены. Потребитель, привыкший к потреблению того

или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки

даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый

и меркантильный покупатель.

Рис. 7—8. Монополистическая конкуренция

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях

монополистической конкуренции производится меньше продукта.

Если при совершенной конкуренции производится Q c по цене Р с,

то в условиях монополистической конкуренции — Q m по цене Р т (см. рис. 7—8).

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как

получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких

входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую

прибыль, приводит к тому, что туда устремляются

другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается

ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли,

ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции

объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции,

а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

234 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Издержки

Монополистической

Конкуренции

шеннои конкуренции

ческой конкуренции Р >

= АС

Производство меньшего объема продукции по

более высоким ценам означает, что монополистическая

конкуренция менее эффективна,

чем совершенная. Если в условиях совер-

Р = МС (см. рис. 7—1), то при монополисти-

МС (см. рис. 7—9).

МС

АС

0 Q m Q

Рис. 7 — 9. Монополистическая конкуренция,

равновесие в долгосрочном периоде

Легко заметить, что Р > min AC, тогда как в условиях совершенной

конкуренции Р = КС. Это означает, что при монополистической

конкуренции возникает неполная загрузка производственных

мощностей.

Эти избыточные мощности и являются платой за дифференциацию

продукта. Из рис. 7—9 видно, что чем круче угол наклона

кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства

от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума

АС (сравним Q m и Q c на рис. 7—8). Однако, чем сильнее дифференциация

экономических благ, тем в большей мере промышленность

способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вкусы

потребителей.

Важную роль в дифференциации продукта

играет неценовая конкуренция. Потребитель

заинтересован в покупке такого товара, который

не вызовет у него много хлопот (и головной

боли) при его потреблении. Если купленный холодильник

постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения,

а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантийного

ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих

услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара

В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается

число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в

их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается

Неценовая

Конкуренция.

Реклама

7.3. Монополистическая конкуренция 235

АС — с рекламой

Издержки

на рекламу

АС — без рекламы

Объем производства

Рис. 7—10. Возможное влияние рекламы на объем производства

и средние совокупные издержки

приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма

заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и

способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

На рис. 7—10 представлены возможное влияние рекламы на

объем производства и средние совокупные издержки. Допустим,

первоначальные издержки равны АС р а объем продаваемой продукции

— Q r В результате успешно проведенной рекламы объем

продаж расширяется до Q 2. При этом возможно даже понижение

средних издержек производства в результате значительной экономии

от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные

с рекламой (АС 2 < ACj). Однако, если рекламная кампания

окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара

на рынке, тот же самый объем продукции (Q 3 = Q L) фирма будет

продавать по более высокой цене (АС 3 > АС), которая возросла на

величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники

рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку

она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет

монопольную власть, помогает потребителям познакомиться

с новой продукцией, а также финансирует национальные системы

связи — печать, радио, телевидение Противники рекламы справедливо

отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее

дезинформирует, чем просвещает), высокие расходы, которые отражаются

на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к самонейтрализации

("Сникерс", "Марс", "Милки Вэй" и т. д.); создание

финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств

массовой информации.

Совершенная конкуренция, чистая монополия и монополистическая

конкуренция не исчерпывают многообразие типов рыночных

структур. Поэтому в следующей главе мы продолжим знакомство

с ними.

236 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Вопросы для повторения

1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать

структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки

той или иной структуры рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми

и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной

конкуренции?

3. Какие методы ценообразования складываются в условиях

рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносятся

с концепцией "справедливой цены"? Является ли цена, складывающаяся

в условиях совершенной конкуренции, справедливой?

4. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным?

Как оценить и какова будет эффективность (неэффективность)

других рыночных структур?

5. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции?

И если да, должны ли такие ограничения конкуренции

иметь место в экономике?

6. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести

любое количество товара, какое захочет?

7. Какие методы ценообразования можно рассматривать как

наиболее "эффективные" с точки зрения монополиста?

8. Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции

и каким образом их можно уменьшить 7

9. Является ли монополия "злом " или "благом" для общества 0

Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

10. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В

каких случаях монополия способствует техническому прогрессу?

11. Какие критерии общественной эффективности той или иной

рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите

преимущества и недостатки каждого подхода.

12. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи

современной развитой экономике? Является ли преобладание

той или иной структуры характерным только для каких-то отдельных

отраслей экономики или это закономерное явление современной

экономики в целом?

13. На рынках каких товаров преобладает монополистическая

конкуренция? Почему?

14. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях

рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было

бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

15. Применим ли критерий Калдора—Хикса для оценки эффективности

принятия решения в условиях монополистической конкуренции?

16 Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением

конкуренции? Почему "да" или почему "нет"? В каком случае

мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких — о

преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

Примеры решения задач 237

17. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу

тормозят развитие производства?

Примеры решения задач



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.287 с.)