Их как уголовное преступление. В качестве мер наказания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Их как уголовное преступление. В качестве мер наказания



предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение

И даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность

Закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими

Монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений,

Отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного

Органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г.,

Когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой

Комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные

Понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось

Понятие антимонопольной деятельности В частности, особое

Внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов,

А также монопольной власти как таковой. На правительственную

Федеральную торговую комиссию был возложен контроль

За исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам

расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем

Антитрестовское законодательство США все в большей степени

Переходило от узкой к широкой трактовке монополистического пове-

Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

Дения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав

потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации);

Закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие

Монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование

Антитрестовского законодательства продолжалось и позднее.

Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство

Приняло инструктивные документы, которые установили

Нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Хер-

Финдаля—Хиршмана (J HH). Если этот индекс не превышал 1000, то

Рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800

— высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически

Ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была

низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию

Конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на

Развитие антимонопольного законодательства других стран, в том

Числе и современной России.

В целом ряде отраслей избежать обра-

гегулирование ^ зования монополий невозможно. Нель-

Естественных монополии зя иметь в квартире два газопровода

От двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи,

Альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве

отраслей инфраструктуры образование монополий происходит

Естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по

Отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Р

Рис. 8—15. Регулируемая естественная монополия

В 30—40-е гг. в США активно обсуждался вопрос об уровне цен

В условиях естественной монополии 1. При совершенной конкуренции

Р = МС; такая цена (Р ь) оптимальна с точки зрения общества, так как

1 Подробнее см • Коуз Р. Спор о предельных издержках / / В кн.- Коуз Р. Фирма,

Рынок и право. С 70—86.

Антимонопольное законодательство и регулирование 267

обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (рис. 8—

Однако при такой цене у ряда производителей производство может

Оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей различны

Издержки, то и цены тоже были бы разными. В этих условиях

Потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который

Может завышать цену под самыми различными (реальными или надуманными)

Предлогами до уровня Р с. Поскольку государство стремится

умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавливает

Равную для всех цену на уровне средних издержек (Р а).

Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых

благ в сравнении с оптимальным случаем (Q a < Q b), потребители



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.006 с.)