Наблюдения, сравнение, работа над понятиями и установление временной последовательности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдения, сравнение, работа над понятиями и установление временной последовательности.



          Необходимо следить за тем, чтобы речь школьников всегда опиралась на реальную основу, чтобы она была наполнена содержанием. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь, всё то, что окружает детей, их собственный опыт. И здесь важное место занимает опыт, накопленный в результате наблюдений. Материал, собранный в наблюдениях, служит и для словарных упражнений, и для составления предложений, и для устных рассказов и письменных сочинений, и для разнообразных бесед.

          Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, также служит средством развития мышления и речи школьников, особенно в связных текстах.

          Школьники часто затрудняются в выделении признаков, и особенно существенных признаков предметов, явлений, действий. Вот несколько образцов упражнений на выделение признаков для устного или письменного выполнения.

1. Что можно сказать об арбузе по форме, по цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови?

2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампы. Укажите их общий признак.

3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно:

мягкий, тёплый, пушистый;

высокий, стройный, красивый;

сочный, сладкий, ароматный;

быстрый, ловкий, проворный.

4. Про кого (или про что) можно сказать высокий и про кого (или про что) – низкий; белый – чёрный; сладкий – горький?

5. Назовите общие признаки весны и осени; вороны и скворца; пшеницы и овса; лошади и собаки. Затем назовите те признаки, по которым эти предметы различаются.

6. Укажите несколько признаков (свойств) какого-то предмета, например, зеркала (гладкое, стеклянное, в деревянной раме, большое, новое, в него смотрятся – оно отражает). Какое из этих свойств самое главное, существенное?

          К.Д.Ушинский писал: «Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение». В самом деле, сравнение служит одним из важнейших приёмов мышления.

          Сравнивать – это значит устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями. Оно (сравнение) возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, т.к. сравнивать можно лишь по существенным признакам.

          При составлении заданий на сравнение нужно учитывать некоторые требования:

          а) сравнивать можно только такие предметы и явления, между которыми действительно есть что-то общее;

          б) сравнение должно быть целенаправленным, например, волка с собакой можно сравнить не только по внешним признакам, но и по их характеру, по приносимой пользе.

          Всякое сравнение необходимо завершать выводами.

          Одна из важнейших задач мыслительного развития учащегося – это формирование понятий, основных единиц логического мышления.

          Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые).

          Выделю некоторые упражнения в обобщении.

1.     Перечисление предметов с последующим обобщением.

  Это клён. Это липа. Это яблоня. Все вместе – деревья.

2. Нахождение лишних (конфликтных) слов среди других.

3. Операция, подобная первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, назначения.

Сеялка, сенокосилка, комбайн и плуг – это машины, они работают в поле. Плугом пашут поля. Потом сеют пшеницу, нужна сеялка.

4. Обобщение по одному понятию. Суть его состоит в том, чтобы учащийся подвёл не группу видовых понятий под родовое, а определил родовое понятие по отношению к одному видовому, например:

Жёлтая акация – это что?

Жёлтая акация – это кустарник.

5.  Раскрытие объёма родового понятия. Даётся родовое понятие, например, грибы. Дети должны назвать известные им грибы. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ.

6. Двойное обобщение, например:

Что такое сосна, берёза, тополь? – Это деревья.

Что такое шиповник, орешник, смородина? – Это кустарники.

Как назвать и то, и другое одним словом? – Растения.

  Суждения всегда связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.203 (0.007 с.)