С целью совершенствования навыков чтения я использую следующие упражнения: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С целью совершенствования навыков чтения я использую следующие упражнения:



Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

 

Урок обычно начинаю с игровой разминки.

Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

 

 Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

 

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

 

Артикуляция основных гласных:

а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

 

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

 Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

 

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх (жлпфхчшбрптсткл)

 

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

 

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику.

Цель: развитие бокового зрения.

 Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги.

 

 Почти на каждом уроке чтения мы практикуем «жужжащее» чтение.

 

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

 

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

 

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

 

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «Игра в прятки» и «Мнимое слово». Учащиеся очень любят эти упражнения.

«Игра в прятки»-Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово».Цель: развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

 

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

 

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

 

В классе в уголке внеклассного чтения стоит коробочка, в которой дети собирают слова, значение которых им непонятно. Эти слова дети слышат по радио, телевизору, в разговоре взрослых. С этими словами составляем предложения.

 

Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием «фотоглаз». Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их «фотографируют» и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

 

Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 сек. (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

 

Упражнение «Губы» используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

 

Упражнение «Угадай»- Антиципация слов, предложений, пословиц.

Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3, 4 - в зависимости от того, как читают дети).

Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

 

 «Буксир» -Я читаю вслух текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.

Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

 

 «Инструкция»- Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча. Прочитай загадку. Подойти к учителю и на ухо сказать отгадку. Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки.

 

«Кто быстрее?» - На сдвоенных партах рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью, «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не даются. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

 

 Групповая работа -распространение предложений. Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.

Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

 

Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы - новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

 

 Считаем слова - При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2-м классе - не более 4-х, в 3 - 4 классах - не более 5-ти.

Цель данного упражнения - загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой - счетом слов. Тем самым школьники приучаются читать только глазами.

 

  Чтение «Спринт»- На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

 

 Для развития техники чтения на уроках по русскому языку ведется работа над объемом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных ими, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной - две букве, с первого по шестое.

Работа со зрительными диктантами организовывается следующим образом: я показываю детям полоску бумаги с напечатанным крупным шрифтом предложением одного из наборов. Дети в течение определенного времени читали это предложение молча и старались запомнить. По истечении времени ученики по памяти записывали его в тетрадь. И так с каждым предложением из набора. Самопроверка проводится сразу же. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.

Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т. е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно. За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению.

 

 Для улучшения техники чтения и по развитию у детей периферического зрения использую упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные А. Т. Степанищевым в его книге «Читать можно быстрее». Для тренировок заготавливаются таблицы с размером 7,5 х 5,5 см для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах. Сначала работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака (2 буквы). Затем три знака (буквы) и наконец переходим к таблицам со смешанными знаками (буквы, цифры) одновременно.

Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводилось 90 сек. Скорость считывания у всех была разная - от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивалась в среднем на 3 - 4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все знаки.

 

 

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

 

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1– й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2– й раз – повторное прочтение без учителя;

3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов;

4– й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

 

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:

Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

 

Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок, начинаю с пяти минут чтения. Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.

Кто самый быстрый?- Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Стоп! Ошибка!( Цель:развитие внимания)-Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие результаты.

Большим мотивационным потенциалом обладают современные технологии и стратегии обучения, используемые педагогами на уроках: метод проектов, модульная технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо и др.

 

 Необходимо вооружить ребенка приемами понимания прочитанного.

Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, а может быть, и просто невозможно. Но можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.

 

Важным, эффективным направлением считается обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения.

 

 Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как «чтение с остановками». Развивает умение выделять логическую и последовательную структуру текста составление вопросного плана. Активизирует учащихся, развивает их коммуникативные способности такая стратегия, как «чтение в кружок». Повышает результативность чтения метод взаимоопроса учащихся в работе пар сменного состава.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.036 с.)