Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и приемы анализа художественного произведения
Существует несколько подходов к анализу художественного произведения. Рассмотрим некоторые из них. Стилистический (языковой) анализ – это прежде всего анализ использования автором языковых средств в произведении, выявляющий, как в подборе слов – образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Анализ художественных образов – это анализ, который учит детей разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера и способствует пониманию смысла этого образа в общей структуре произведения. Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста. Проблемный анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении. При работе над художественным произведением используются такие виды работ, как различные виды пересказов, составление плана текста и другие. В методике чтения принято использовать такие приемы анализа, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие. При организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана рассказа, так как он воссоздает в воображении образ, устанавливает причинно – следственные связи, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работы с текстом.
Групповая форма очень привлекает школьников, и я стараюсь внедрять её и на уроках литературного чтения. Например, на уроке обобщения знаний по теме «Литературные сказки» класс был также разбит на группы, задание которым было дано заранее: 1-я группа готовила чтение по ролям, 2-я группа инсценировала эпизод из сказки, ребята из третьей группы готовили пересказ самых интересных эпизодов из изученных сказок. В каждой группе выбирался командир, который представлял свою команду и задание, над которым работала группа. На данном уроке я выступила в роли организатора, руководила процессом косвенно, а всё задуманное воплотили дети. Они хорошо подготовились, были заинтересованы в том, чтобы хорошо выступить, переживали за своих товарищей, чувствовалось единение и сплочение. И самое главное – задачи урока: обобщение знаний учащихся, развитие творческих и самостоятельных навыков – были выполнены. После проверки домашнего задания работа в группе продолжалась. Ребята отвечали на вопросы, которые были записаны на лепестках ромашки (серединка - «я вами довольна»), соединяли части пословиц.. При организации группового обучения учитываю личные особенности и учебные возможности учеников. Ведь слабому ученику нужны не столько сильные партнёры, сколько терпеливые, доброжелательные. Стараюсь, чтобы не было обиженных, неудовлетворённых работой детей. Для работы в группе предлагаю задания, направленные на осознание идеи произведения и развития творческих способностей. Например: подготовь сценарий данного текста, выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть. Детям очень нравится выступать в роли актёров. Не просто чтение по ролям, а инсценирование пьес, сказок. Это и «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, «Листопадничек» Соколова-Микитова. Этому предшествует предварительная работа: исследование настроения, характера героя.
С анализом художественного произведения теснейшим образом связано и второе направление литературного развития младших школьников – воспитание «маленького писателя» (М.А. Рыбникова). Эстетический подход к изучению литературы требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию собственного высказывания.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию. Главных идей четыре, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения. Идея первая. Необходимо сформировать представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. Фольклор существует параллельно с авторской литературой, живет в авторской литературе. Авторская литература использует жанровые структуры фольклора, повтор и художественные приемы. Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа. 1. Познакомить младших школьников с художественными приемами: олицетворением, сравнением, контрастом. Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научиться наслаждаться особенностями поэтической формы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.004 с.) |