Формирование трудовых привычек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование трудовых привычек



Профессионально-трудовые привычки – это элементы профессионального поведения, которые формируются в ходе обучения и производственной деятельности и носят автоматический характер. Сами носители привычек не понимают, почему поступают именно так. Формирование привычек это важный этап, который зависит от многих факторов. Вот некоторые из них.

· соблюдение трудовой дисциплины;

· привычка приходить за 10-15 минут до начала занятия;

· соблюдение технологической дисциплины - перед побелкой помыть стены и потолок;

· содержание рабочего места в порядке;

· бережливость и экономичность в расходовании ресурсов;

· выполнение правил техники безопасности;

· изыскание новых приемов труда, рационализация и стремление к обмену опытом.

Системы производственного обучения

Под системой производственного обучения следует понимать единство содержания, формы и дидактических средств обучения, которые при определяющей роли содержания учебного материала обеспечивают последовательное и оптимальное овладение учащимися рабочими приемами, трудовыми операциями и видами работ, характерными для конкретной профессии.

В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовкой кадров, которые широко используются в практике, или наоборот, менее удобны в применении в наше время. Некоторые из них рассматриваются ниже в историческом аспекте, то есть в порядке их появления.

1. Предметная система (называется так от предмета, изделия, который надлежит изготовить).

Мастер или ремесленник изготавливает продукт, а подмастерье присутствует, наблюдает за действиями мастера и в скором времени сам пытается скопировать часть работы, а затем весь процесс создания целого изделия.

Положительные стороны:

· Учащийся с самого начала приобщен к труду, у него появляется интерес к труду, который оказывает высокое стимулирующее воздействие. Учащийся видит важность товара и гордится изготавливаемой продукцией, выходящей из его рук.

· Простота в организации обучения, где со стороны мастера прилагается минимальное количество усилий (смотри-учись).

Отрицательные стороны:

· Отсутствие условий для проведения обучения, когда научные принципы дидактики не соблюдаются (игнорируется учет познавательных и возрастных особенностей учащегося, не применяется принцип построения от простого к сложному).

· Полное отсутствие теоретической подготовки и тренировочных упражнений при выполнении трудовых приемов. Подмастерье многое делает неосознанно, на основе бытовых знаний, приобретенных самостоятельно, что тормозит развитие и рост личности.

· У тех, кто обучался по этой системе, зачастую имеется ограниченное число трудовых приемов, и они осваивают лишь отдельные операции. При изменении ассортимента продукции, не все приобретенные навыки пригождаются и приходиться обучаться снова, чтобы выполнять операции в новых условиях.

Система существовала с того времени, когда обезьяна взяла палку и показала другой, как сбивать банан с бананового дерева, вплоть до появления крупного индустриального производства в середине 19 в. В некоторых случаях встречается по сегодняшний день.

Операционная система.

Система появилась в период формирования училищ с производственной базой и сложилась на серьезном фундаменте. В 1868 году в Московском высшем техническом училище, ныне МГТУ им. Баумана, впервые было предложено разделить все трудовые процессы на операции. Профессии осваивались постепенно, в два этапа, в специально созданных и оборудованных местах. Первый этап – изучение и отработка выделенных из состава трудового процесса операций в учебно-производственных мастерских в училище. Второй этап – работа в стенах учебного завода, где учащиеся закрепляли приобретенные навыки и умения осуществления трудовых операций и производили товарную продукцию. Это было неким революционным прорывом в профессиональном обучении. Система попала «за океан» и стала называться «Русской».

Позитивные стороны системы:

· Разбиение процесса производства изделия на трудовые операции позволяло изучать его по составляющим, что увеличивало доступность материала.

· Изучение осуществлялось в порядке усложнения трудовых операций, что с научной стороны соответствовало индуктивному способу построения обучения (от простого к сложному).

Негативные моменты:

· На первом этапе работы учащиеся изготавливали фрагменты единого звена (одного вида товарного изделия), которые, как правило, не имели дальнейшего применения. Интерес учащихся падал, так как полуфабрикаты шли «в корзину».

· Ассортимент товаров часто заключал в себе небольшой спектр трудовых операций. Для качественного овладения профессией изучаемых операций было не достаточно. Выпускники обладали ограниченным набором навыков и умений.

· Учебные заводы состояли на условиях самоокупаемости, и поэтому учащиеся выпускали продукцию, значимую только для конкретного времени. Когда вкусы народа менялись, необходимо было обновлять производство на учебном предприятии. Перед училищем возникала проблема подготовки новых кадров, разработки перечня трудовых операций, соответствующих новым трудовым процессам, так как молодые рабочие плохо адаптировались и не могли без подготовки изготовлять востребованный товар.

3. В 1880-х гг. педагогами профессионального образования была внедрена операционно-предметная система. Согласно ей преднамеренно продумывались такие изделия, чтобы при их изготовлении отработать все трудовые операции по данной профессии. Система не нашла большого распространения, но использовалась более 40 лет.

Положительным моментом в ней является то, что обучение очень заинтересовывало учащихся. Но недостатки были:

· Обучение не предусматривало проведения упражнений для закрепления, следовательно, не происходило автоматизации навыков. Все товарные предметы изготавливались по шаблону, образцу, поэтому любые изменения сразу же вызывали затруднения.

· Очень сложно подобрать такие изделия, что бы трудовые операции, выполняемые при их производстве, в полном объеме удовлетворяли широкому спектру нужных для профессии операций.

4. В период 1920-1930-х годов, во время индустриализации, Центральный институт труда (ЦИТ) предложил свою систему, систему ЦИТа. Суть ее заключалась в том, что многократными тренировочными упражнениями отрабатывались элементы движений, движения, приемы, операции трудовой деятельности и в итоге, целый процесс. В рамках такой подготовки были разработаны тренажеры для формирования у учащихся скоростных навыков. Обученные люди являлись незаменимыми работниками в условиях конвейерного производства. Одним словом, система ЦИТа подготовила целую «армию винтиков большого механизма».

Отрицательным моментом укажем полное игнорирование теоретической составляющей обучения.

5. В начале 30-х гг. прошлого века на предприятиях появились школы фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ). В 1935-1936 гг. преподаватели и мастера ПО из этих школ предложили операционно-комплексную систему ПО (ОКС). Согласно ей обучение ведется по схеме, где темы по освоению операций следуют в определенном порядке, включая мероприятия по закреплению и проверке усвоенных операций (рис. 5). Из рисунка видно, что сначала выполняются упражнения по отдельным операциям. Затем они закрепляются в комплексной УПР, составляя часть трудового процесса по изготовлению изделия или полный процесс (когда он не сложный). Причем, в УПР порядок операций может идти не в строгой последовательности, как они изучены, а соответствовать ходу изготовления какого-либо товарной единицы или ее части. В конце обязательно контролируется качество выполнения всех изученных операций. Система позволяет получить неплохие результаты.

 

Кроме описанных систем ПО, существуют ситуативная система ПО и проблемно-тематически-видовая.

 

 

Основным фактором развития производства является научно-технический прогресс. Основными его компонентами являются:

1. механизация и автоматизация производства;

2. стандартизация и унификация;

3. модульное построение конструкций;

4. внедрение новых форм организации труда.

В этих условиях меняется соотношение функций рабочего. Снижается доля непосредственных физических рабочих функций, функция подготовки и планирования, усиливается контрольно-управленческая функция, который в данный момент характеризуется:

а) получением информации из различных источников и её обобщение;

б) выделение в полученной информации контрольных признаков (прямых и косвенных);

в) оценка степени отклонения от заданного технологического режима;

г) анализ возникающих трудностей, их причин и способов устранения;

д) самоконтроль.

Таким образом, усиливается интеллектуальная деятельность рабочего. Вместе с исчезновением станочников, увеличивается число наладчиков, в целом рабочих слесарно-наладочных профилей. В его труде широко представлены элементы инженерно-технических знаний.

Итак, первая тенденция на производстве: автоматизация производства ведёт к уменьшению физических функций рабочего и усилению его интеллектуальной деятельности. А это, в свою очередь, требует того, чтобы рабочий владел достаточно широким потенциалом аналитических качеств, психологических свойств внимания, памяти и т.д. Безусловно, требуется широта знаний обо всех компонентах управляемой им системы.

вторая тенденция: стандартизация, нормализация (нормализация – приведение чего-либо в нормальное состояние; приведение вещества или материала к однородной консистенции путём обработки, например, молока), унификация, модульное построение конструкций. Это приводит к тому, что в предметах, средствах производства и непосредственно в самих технологических процессах усиливаются общие элементы, характеристики. Получается, как бы, мир производства построен из одних и тех же кирпичиков, но в разных комбинациях, но основа одна и та же.

В конце концов оказывается, что в основе разных профессий лежат одни и те же научно-технические элементы, знания, теории и т.д. Это делает возможным переход от рабочих из одной отрасли в другую, или совмещение родственных профессий. Например, существует несколько наладчиков станков. Они используют сходные по конструкции станки, родственные кинематические схемы, одни и тебе контрольно-измерительные инструменты, организационно-техническую оснастку рабочего места.

В их трудовых функциях много общего. Они обслуживают оборудование, принцип действия которого основан на общих научно-технических законах. Общность в конструкции разнообразных средств ведёт к тому, что один и тот же человек может сравнительно легко овладеть работой на различных станках в качестве эксплуатационника или научиться техническому обслуживанию этих машин в качестве наладчика или ремонтника.

 Это значит, что он, во-первых, может в пределах рабочего дня совмещать в своей деятельности разные рудовые функции, что ведёт к расширению профиля работника; во-вторых, облегчается формирование работников мобильных, т.е. быстро адаптирующихся к новым условиям производства. Применение в принципе одинаковых технологических процессов сближает различные виды труда по их содержанию. В результате возникает необходимость в объединении родственных профессий в одну – профессию широкого профиля.

Особенностью такой профессии является подвижность трудовых функций, способность рабочего быстро адаптироваться к условиям труда. Возникает качественно новое требование к рабочему – профессиональная мобильность.

Это возможно при повышении … и политехнического образования, … основательности специальной подготовки рабочего.

Таким образом, такая тенденция развития производства, как стандартизация, унификация, блочное построение конструкций ведёт к возникновению профессии широкого профиля и требует профессиональной мобильности от рабочего.

третья тенденция: внедрение новых форм организации труда требует от рабочего экономического мышления, самостоятельности, ответственности, умения совершенствовать и развивать организацию труда.

Сделаем выводы по сказанному.

1. Автоматизация производства ведёт к уменьшению физического труда и повышению интеллектуальной деятельности рабочего.

Стандартизация, унификация, усиливает научно-техническую общность различных рабочих профессий, способность к возникновению профессии – рабочего широкого профиля, в целом к совмещению профессий. Внедрение новых форм организации труда усиливает организационно-экономические аспекты труда рабочего.

2.Отсюда вытекают требования к рабочему:

Глубокое владение совокупностью общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний и умений, профессиональная мобильность, что обеспечивается овладением общими технико-технологическими основами производства, трудовыми функциями смежных, технологически родственных профессий, владение трудовыми функциями умственного характера (диагностическими, аналитическими и др.), развитое технологическое, экономическое мышление, способность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, умение трудиться, социальная активность. Чтобы избежать одностороннего какого-то подхода рабочего нужно представлять его личность. Какая структура личности существует сегодня (Платонов, Леонтьев, Петровский).

 

III. Рабочий как личность

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.023 с.)