П роцесс формирования навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П роцесс формирования навыков



Существует четыре основных этапа формирования навыков.

1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать несколько оттенков черного цвета сначала возникает много неверных вариантов.

2 этап. Сознательное, но не умелое выполнение: в ходе упражнений обучаемый выполняет действие не устойчиво, несмотря на высокую концентрацию внимания. Наличие большого количества лишних и не точных движений расходует физические силы.

3 этап. Автоматизация навыков: происходит в результате длительных упражнений, когда появляется возможность перенести внимание на параллельные действия, объекты и повысить качество работы. Так, водитель автомобиля с опытом не концентрирует внимание на руках и ногах во время езды, а изучает окружающую обстановку, видит красный свет, пешеходов.

4 этап. Становление высокоавтоматизированных навыков: это точное, устойчивое воспроизведение действий, усвоенный навык, который входит в состав другого более сложного действия (конспектирование с навыком письма).

При освоении навыков происходит и их перенос. Перенос навыка - это явление, в результате которого операции, отработанные для одного действия полезны при выполнении операций для другого действия. Переносы бывают положительные и отрицательные. Отрицательный перенос происходит тогда, когда человек приспосабливает новый навык на устоявшееся действие, когда он использует один и тот же навык для реализации работ, которые внешне схожи, а фактически различны. Пример: управление автомобилями с разными видами коробок передач, например, ВАЗ – сначала езда на «классике», а затем на представителе «десятого» семейства.

 

Факторы, которые влияют на быстроту приобретения навыков

1. Заинтересованность учащихся в достижении успеха. Четкая мотивация всегда приводит к успеху в работе.

2. Наличие необходимых теоретических и прикладных знаний. На пустом месте невозможно построить процесс обучения, в особенности интеллектуального характера.

3. Педагогическое мастерство мастера – эффективность всех видов инструктирования в процессе обучения.

4. Своевременный контроль и самоконтроль. Поскольку мастер производственного обучения не успевает одновременно проверить всех в ходе урока, то контрольные точки необходимы для правильного выполнения трудовых движений. Если контроль не проводить, то учащиеся будут выполнять операции не верно, у них сформируются ошибочные навыки. Самоконтроль самих обучаемых за своими действиями тоже обязателен, он помогает мастеру в процессе инструктажа.

5. Своевременность и справедливость оценок учащихся (стимулирование, похвала, порицание должны быть к месту, сразу как возникла в этом необходимость).

6. Количество упражнений (чем их больше, тем быстрее приобретается навык и тем он качественнее).

7. Требования к уровню освоения навыков. Чем выше уровень, предъявляемый к отработке движений и приемов, тем дольше происходит освоение конкретного навыка. Поэтому нельзя «перегибать палку», к сложным операциям не следует предъявлять повышенных требований, а к формированию самых простых навыков попустительски относиться, вроде «что тут долго мучиться, все предельно просто».

8. Простота или сложность приобретаемого навыка влияют на время формирования навыка. Речь идет о целесообразном, пропорциональном распределении времени в зависимости от сложности действий.

9. Индивидуальные особенности учащихся. Очевидно, что не все в группе за определенное время усвоят навык на одном уровне. Кто-то справиться быстро, а кому-то потребуются дополнительные усилия.

 

Умения

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение — это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности.

Это способность человека выполнять работу продуктивно, с должным качеством и своевременно, как в стандартных, так и в новых условиях. Умения, так же как и навыки формируются последовательно, в пять этапов, хотя в профессиональных училищах в основном применяют всего три-четыре.

1 этап. Появление первоначального умения, когда обозначается цель и ищется способ достижения цели с опорой на ранее приобретенные знания и умения. Здесь часто встречается большое количество брака в работе и малая результативность.

2 этап. Деятельность становится недостаточно умелой. Этот этап характеризуется наличием знания о способах осуществления конкретных действий, но отдельные их элементы выполняются не всегда успешно. В итоге не соблюдаются нормы времени и качество формируемых умений пока еще ниже среднего.

3 этап. Появление отдельных общих умений. Так, учащийся знает свои трудовые функции и умеет выполнять работу по изготовлению целого ассортимента изделий. Действует он по образцу, (инструкционно-технологической или инструкционной карте).

4 этап. Происходит формирование высокоразвитого умения. На этом этапе учащийся не только знает, как осуществлять то или иное действие, но и почему его именно так нужно выполнять. Он способен самостоятельно выбирать способы действий, если меняется ситуация.

5 этап. Здесь высокоразвитое умение становиться профессиональным мастерством. Мастерство человека развивается в ходе практической деятельности, как правило, в течение всей жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.008 с.)