Равновесие в долгосрочном периоде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие в долгосрочном периоде.



МИКРОЭКОНОМИКА

1. Валовой доход. Средний и предельный доход. Кривая спроса фирмы в условиях совершенной конкуренции.

ВАЛОВОЙ (СОВОКУПНЫЙ) ДОХОД — исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, фирмы, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. Валовой доход определяется как разность между денежной выручкой от продажи товара и материальными затратами на его производство. Валовой доход равен сумме заработной платы и чистого дохода (прибыли) (TR=Р*∆Q, шде Р – цена, ∆Q - объем).

Сред. доход – доход, получаемый от реализации единицы продукции.(AR)

Предельный доход (MR) - (дополнительный) доход, который возникает в связи с реализацией дополнительной единицы продукции. MR=∆TR/∆Q, где ∆TR- изменение валового дохода, ∆Q – изменение количества продукции.

 Кривая спроса на продукцию фирмы D является абсолютно эластичной, значит, по данной цене может быть реализовано достаточно большое количество продукции. Цена, по которой фирма реализует продукцию, одновременно является ее предельным доходом Р=MR.

 

2. Два подхода к определению оптимального объема производства фирмой.

- метод валовых показателей (максимизация прибыли):

---- - ТR’

 

Состоит в сопоставлении валового дохода  TR и валовых издержек ТС. Фирма будет выпускать такое количество продукции Qmax, при котором валовый доход будет максимально превышать валовые издержки (TR-ТС)= max. На графике это соответствует Qопт. Ели фирма выпустит больше или меньше Qопт, прибыль уменьшится. в крайних точках Q1 и Q2 выпуск обеспечит фирме только нормальную прибыль, а в промежутках до Q1  и после Q2  фирма несет убытки.

Если TR  проходит ниже TC, но выше кривой VC, - фирма компенсирует все переменные и часть постоянных издержек, то есть убыток фирмы составляет лишь часть постоянных издержек, а в случае прекращения производства (Q=0) убытки фирмы = постоянным издержкам в полном объеме. Выгоднее продолжать производство, минимизируя убытки.

 

 

Прекращение производства несет дополнительные издержки – компенсации, консервация производства, потеря связей… при возвращении нужно будет восстанавливать.

Если же доход не компенсирует даже переменных издержек (ТR’), убытки фирмы = все постоянные + часть переменных издержек. В этом случае выгоднее прекратить производство и терпеть убытки в размере постоянных издержек.

[на практике предприятие минимизирует свои издержки]

 

- метод предельных показателей:

Правило: «Оптимальный объем определяется равенством МР и МС. Суммарная прибыль компании растёт до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки.»

 При любом Q ↑ Qопт предельные издержки превышают предельный доход (MC>MR), фирма несет убыток в результате продажи этих товаров.

Q < Qопт MC<MR, но т.к целью производителя является максимизация суммарной прибыли, то необходимо увеличивать объем производства до тех пор, пока MR>MC, а значит максимум прибыли будет достигнут в точке равенства MR и MC.

Процесс минимизации убытков:

MR ’ – выгоднее прекратить производство

 

 

3. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции

Кривая предложения.

При цене P1, то есть при любой цене выше, чем ATC, фирма получает экономическую прибыль. При цене P2, равной ATC (средним издержкам), фирма получает нормальную прибыль. При цене P3 (при любой цене, больше AVC, но меньше ATC) фирма несёт убытки, но минимизирует их - убытки меньше постоянных издержек. При цене P4 убытки равные постоянным издержкам, это критическая точка производства. При цене P5 - убытки превышают постоянные издержки.

При любой цене оптимальный объём определяется правилом MR=MC. При этом, фирма будет вести производство (предлагать товар на рынке) при любой цене, выше P4. Таким образом, кривой предложения фирмы является часть кривой MC, расположенная выше AVC - кривой средних переменных издержек.

 

9. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

Рассмотрим графическую модель «Кривые безразличия»:

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, обладающих одинаковой суммарной полезностью.

потребитель безразличен к тому, какой из наборов (А или В) предпочесть, он не чувствует себя ни лучше,

ни хуже, отказавшись от какого – то количества А, получив взамен дополнительные единицы В.

Свойства кривых безразличия:

-кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров, т.е отражает бОльшую величину полезности.

- кривые безразличия, отражающие предпочтения конкретного потребителя, не пересекаются

- кривые безразличия имеют вогнутую вовнутрь форму и отрицательный наклон.

Поскольку товары, расположенные на одной и той же кривой безразличия, являются для данного потребителя равноценными, приносящими одинаковую полезность, то он может выбрать любой из них. Однако, при переходе от i-того товара к k – тому потребитель должен для получения дополнительных единиц одного товара пожертвовать несколькими единицами другого. Количественным показателем, который используется для определения взаимосвязи товаров при переходе от одного набора к другому является предельная норма замещения – отношение количества одного товара, от которого потребитель отказывается, к дополнительной единице другого товара, который он получает, при этом оставаясь на данной кривой безразличия.

MRS (предельная норма замещения).

Но взаимозаменяемость товаров разная! Поэтому, MRS тоже разная, ведь для одного потребителя определённые товары являются аналогами, другой видит в них различия.

 Экономическая сущность: потребитель получает все меньше и меньше удовлетворения по мере увеличения количества любого товара. Таким образом, уменьшение предельной нормы замещения имеет тот же смысл, что и убывание предельной полезности. Исходя из этого можно утверждать, что предельная норма замещения измеряет отношение предельной полезности одного товара к предельной полезности другого товара.

По мере увеличения одного товара (Х), его предельная полезность относительно другого товара, количество которого снижается (У), снижается. В этом проявляется действие закона убывающей полезности, выражающееся через снижение кривой безразличия.

 

10. Модели олигополистического ценообразования.

Выделяют четыре основные модели олигополистического ценообразования:

1. Ломаная кривая спроса.

[ В данной модели рассматривают олигополию, состоящую из трех фирм, каждая их которых контролирует треть рынка. Одна из фирм отталкиваясь от некой текущей цены, снижает ее и увеличивает долю рынка и объем производства. Дальнейший уровень цены и объема производства будет зависеть от реакции двух других фирм. Если они последуют за первой фирмой, то помешают ей получить существенное преимущество. В результате этих действий произойдет небольшое увеличение продаж по отрасли в целом за счет других отраслей. Если же фирмой будет повышена цена, то конкуренты скорее всего не последуют за ней и будут проявлять твердой намерение захватить долю рынка, потерянную первой фирмой. Если конкуренты последуют за повышением цены, то в случае эластичного спроса это может привести к общей потери объема продаж отрасли в пользу других. ]

 

В случае несогласованных действий, если одна фирма повысит цены, её конкуренты, скорее всего, не последуют за ней, и кривая спроса будет более эластичной. В случае, если одна фирма снизит цены, то её конкуренты, скорее всего, последуют за неё из боязни потерять рынок и кривая спроса будет менее эластичной. Таким образов, кривая спроса олигополиста состоит из отрезков двух кривых спроса разной эластичности, то есть имеет излом.

 

Кривая MR (предельного дохода) также состоит из отрезков 2-х кривых MR, соответствующей каждой кривой спроса, но разной эластичности, и поэтому имеет разрыв, позволяющий соблюдать правила MR=MC при разных значениях MC (предельных издержек).

 

Вывод: одна фирма не имеет стимулов к изменению цены без согласования с конкурентами. Но если изменить цену очень хочется или нужно, то её нужно менять ТОЛЬКО согласованно.

 

2. Тайный сговор/Картель.

В России существует ФАС - Федеральная Антимонопольная Служба.

Объединение нескольких юридических фирм. Картель образовывается для того, чтобы согласовать действия, договор должен предусматривать квоты. Однако картель подвержен саморазрушению.

Факторы, способствующие разрушению картеля:

· Различие в издержках и спросе (ведь у каждой фирмы эти кривые уникальны);

· Появления «новых игроков» на рынке; неохваченных соглашением;

· Количество фирм (чем их больше, тем труднее договориться);

· Кризисы, спад производства (в кризисе соглашения теряют смысл, каждый борется за себя);

· Мошенничество со стороны одной или нескольких фирм;

· Антимонопольное законодательство.

 

3. Лидерство в ценах.

Требуются условия:

· Ценовым лидером выступает крупная уважаемая фирма;

· Изменение цены должно быть оправдано (вызвано объективными причинами).

 

4. Издержки «Плюс».

Схема: рассчитываются удельные (средние) издержки на ожидаемый (планируемый) объём выпуска и к ним делается наценка в размере средней нормы прибыли по отрасли.

 

По этой схеме работает мировой автопром. «Что будет к выходу данной модели на рынок? Какие модели будут в моде? Какой будет спрос?».

 

11. Ограниченность ресурсов и основные задачи экономики. Граница производственных возможностей.

Основная проблема общества - безграничные потребности и ограниченные ресурсы.

Потребности должны удовлетворяться с помощью товаров, которые требуют определённые факторы производства, из 3 основных:

· Труд;

· Земля;

· Капитал;

· Предпринимательские способности;

· Информация.

Раздел «Микроэкономика» посвящён изучению малых экономических единиц. Малая единица - это все рыночные «агенты» (участники). Иногда это называют «экономикой фирмы», мы будем изучать именно её.

 

Экономика, пытаясь решить главную проблему человечества, сформулировала 3 основных задачи:

· Что производить?

· Как производить?

· Для кого производить?

 

Кривая производственных возможностей (КПВ):

КПВ показывает максимальный объём производства 2-х товаров при условии полного и эффективного использования имеющихся ресурсов. Точки, лежащие на КПВ означают границу производственных возможностей, определяют комбинацию товаров. Каждая точка внутри графика – ресурсы задействованы не все или неэффективно. За пределами графика – «точки мечты», недостижимы.

Факторы, влияющие на КПВ:

1) Количество самих ресурсов, то есть их изменение;

2) Технология; способ, которым мы используем ресурсы; его качество.

В нормальном обществе КПВ сдвигается вправо. Она позволяет видеть выбор общества в ответ на вопрос – ЧТО производить?

 

 

12. Олигополия. Эффективность олигополии

Олигополия – отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями с учетом реакции конкурентов. Существует 2 вида олигополии – несколько фирм производят идентичный продукт; несколько производителей выпускают дифференцированные товары одного назначения.

В обоих случаях фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций, рекламной деятельности. Конкуренция становится непрестанной борьбой. Конкуренты могут решить – либо бороться друг с другом до полного уничтожения, либо совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, либо учитывать в своей стратегии ответную реакцию конкурентов.

Основные черты:

1) Количество фирм: наличие нескольких крупных фирм в отрасли, как минимум 2. Они должны вместе контролировать рынок.

2) Товар: может быть как однородный, так и дифференцированный.

3) Высокая степень монопольной власти у каждой из фирм. Источниками монопольной власти будет как объём, так и дифференциация товара.

4) Взаимозависимость фирм. Уникальная черта олигополии, неприсущая ни одной из других моделей.

5) Высокий барьер для входа на рынок (в отрасль).

В основе развития Олигополии лежит эффект масштаба, обеспечивающий значительную прибыль на долговременном этапе.

Олигополия менее эффективна, чем совершенная и монополистическая конкуренция. При согласованных действиях похожа на монополию. Однако, олигополия имеет следующие достоинства:

- крупная фирма, за счет эффекта масштаба, может поддерживать меньший уровень удельных издержек, а, значит, цены

- крупная фирма за свой счет совершенствует и продает товар

- покупатели имеют широкий ассортимент товара и быструю смену модельного ряда. Это конкуренция в неценовой сфере.

13. Предельный доход и цена фирмы монополиста. Кривые спроса и предельного дохода.

 

Монопольный рынок является полной противоположность рынку совершенной конкуренции. Монополия имеет место, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта или услуги в отрасли.

Монополия устанавливает цену сама в отличии от совершенного конкурента, который принимает цену, сложившуюся на рынке. Основная задача – максимизировать прибыль.  Чистый монополист рассматривается как отрасль, поэтому кривая его продаж представляет собой кривую спроса и является нисходящей.

Предельный доход меньше цены: MR<P

Чистая монополия может увеличить свои продажи только назначая более низкую цену за каждую последующую единицу своей продукции, что ведет к снижению предельного дохода. Предельный доход МRрассчитывается как разница между общим доходом TR от реализации по сниженной цене и доходом, полученным по предыдущей цене. Предельный доход при реализации второй и последующих единиц продукции ниже цены и снижается быстрее, чем цена. График предельного дохода более крутой по сравнению с линией спроса, что доказывает его ускоряющееся отставание от снижающейся цены.

                                                    

        - MR - кривая предельного дохода

Уена должна устанавливаться согласно уровню спроса

 

Кривая одной фирмы, но так как фирма на рынке одна, то её кривая будет представлять весь рынок.

 

Монополист не может (!) самостоятельно устанавливать цену на товар от потолка, закон спроса на него тоже действует (если цена будет слишком высокой, спрос будет нулевым).

 

Условие монополии - предельный доход всегда меньше цены.

Фирма-монополист, руководствуясь этим правилом, может длительное время максимизировать прибыль и сохранять свое монопольное положение.

 

14. Производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный периоды.

Производство – это процесс использования рабочей силы и оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг. Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого набора факторов, описывается производственной функцией. Производственная функция устанавливает взаимосвязи между объемом производства и используемыми факторами.

Q=f (L-труд, K – капитал, Z - земля)

Может решать следующие задачи:

- как, имея ограниченные ресурсы, изготовить максимальный объем

- как изготовить заданный объем с минимальными затратами

Произв. функция обладает след. св-вами:

- существует предел увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат 1 ресурса при прочих равных условиях. (при данном количестве производственных помещений существует предел увеличения числа рабочих)

- определенная взаимная дополняемость и определенная взаимозаменяемость факторов производства без сокращения объема выпуска.

ВременнЫе периоды: долгосрочный, краткосрочный.

См 18 вопрос

Рынки передают информацию людям, которые покупают товары и услуги, с помощью цен. Совместив на одном графике кривую спроса и предложения, мы можем определить, что при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенное количество товара. Точку их пересечения (кривых спроса и предложения) Е принято называть рыночным равновесием. Цена Р0, уравновешивающая спрос, называется ценой равновесия, объем предложения Q0 – равновесный объем. Любой отход от цены равновесия приводит в действие некоторые силы, чтобы вернуть рынок данного товара в прежнее, равновесное состояние.

Превышение спроса над предложением ведет к увеличению цены. В результате, объем спроса уменьшается, а объем предложения растет до тех пор, пока цена не станет Р0. А при цене Р1 объем предложения превышает объем спроса, возникает избыточное предложение товара, которое характеризуется ростом товарных запасов, что в свою очередь ведет к снижению цены до Р0.

 

Совпадение величин спроса и предложения при данной цене, которую называют равновесной (см. рис). Цена не действует на рыночное равновесие.

При Рр> Р0 – спрос превышает предложение (товар находится в дефиците, идет избыток спроса);

При Рр< Р0 – предложение превышает спрос (товар в избытке, спрос уменьшается).

Изменение равновесия происходит в результате изменение рыночного спроса и предложения (см.рис).

 

20. Рыночный спрос. Кривая спроса. Изменения спроса и величины спроса

Спрос – это желание и возможность купить тот или иной товар.

Величина спроса – количество товара, которое может и желает приобрести покупатель по определенной цене. Величина спроса имеет тенденцию к росту при падении цены и уменьшается при ее повышении.

Спрос - желание и возможность покупателя приобрести тот или иной товар.

Величина (объём) спроса - количество товара, которое желает (и может) купить покупатель по определённой, конкретной цене.

 

Кривая спроса (d):

Показывает количество, которое желает и может купить клиент по всему диапазону цен. Единственный фактором, который влияет на величину спроса - это цена. Кривая двигается вправо/влево!

 

Неценовые факторы спроса:

1) Изменение вкусов потребителей («начиная от моды до погоды»);

2) Доходы потребителей (товары делятся на:

· Нормальные (качественные);

· Низшие);

3) Изменения спроса на другие товары;

Есть взаимозависимые товары:

· Взаимозаменяемые (субституты) - если растёт цена на один товар, растёт спрос на другой (эффект замещения - стремление покупателя приобрести более дешёвый товар схожего качества);

· Взаимодополняющие (комплементарные) - если растёт цена одного, его покупают меньше, но и второго товара также будут покупать меньше (ex: автомобили и бензин);

4) Ожидания потребителей (сезонные распродажи);

5) Количество покупателей (в воскресенье товары дороже, т.к. спрос выше).

 

21. Совокупный, средний и предельный продукты и их кривые.

Производственная функция в краткосрочном периоде.

В коротком периоде может изменяться только один фактор производства, остальные остаются неизменными. Ex: производитель не может изменить количество капитала или земли, но может оперировать фактором рабочей силы.

 

TP (Total Product) - совокупный продукт. Общий объём производства с использованием всех единиц факторов.

AP (Aggregate Product) - средний продукт. Количество продукции, приходящееся на одну единицу фактора; средняя производительность.

; ;

MP - предельный продукт (предельная производительность). Дополнительный продукт (приростной показатель), получаемый в результате привлечения ещё одной единицы фактора.

16.03.2012

 

[Взаимосвязь предельных и средних издержек представлена на рисунке…

Если MC<ATC, производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки.

Если MC>ATC, производство каждой новой единицы продукции увеличивает средние издержки.

Если АТС=min, то MC=ATC].

 

24. Черты монополистической конкуренции. Кривые спроса и предельного дохода.

 

Основные черты монополистической конкуренции:

1) Большое количество независимых продавцов (много настолько, что одна фирма не может владеть большим сектором рынка; крупных нет);

2) Дифференцированный товар (на конкурентном рынке товар одинаковый, на монопольном - уникальный);

 

Признаки дифференциации товара:

· По качеству (по содержимому); пример - шампунь, цель одна, но шампуни разные;

· По месту расположения;

· По уровню сервиса;

· По упаковке и торговой марке.

 

3) Конкуренция в неценовой сфере.

4) Низкие барьеры для входа в отрасль.

 

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции зависит, с одной стороны, от конкуренции на рынке, а с другой – от монопольной власти, которой обладает каждая фирма. Кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Проанализируем, как в краткосрочном периоде фирма определяет объем производства и цену, которые максимизируют прибыль или минимизируют убытки.

Максимизация прибыли: Фирма определяет такой объем производства, который соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек (MR=MC (Qм)) и устанавливает цену Рм, которая превышает средние общие издержки АТС. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль. Это побуждает новые фирмы вступить в отрасль, однако, в ходе конкуренции прибыли исчезнут и у некоторых фирм возникнут убытки.

Фирмы, попавшие в такую ситуацию, будут минимизировать убытки. В этих целях объем производства и цена будут установлены, руководствуясь тем же правилом – равенства предельного дохода предельным издержкам. Такой уровень цены даст возможность минимизировать убытки.

Многие фирмы в условиях убыточного производства начнут покидать отрасль до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. При этом цена покроет средние общие издержки АТС при объеме производства MR=MC. В каждый данный момент в отрасли функционируют фирмы, получающие экономическую прибыль и имеющие убытки, а также такие, которые довольствуются нормальной прибылью.

В результате вышеописанных процессов в долговременном периоде существует тенденция к получению фирмой нормальной прибыли, т.е. к безубыточности. Равновесие характеризуется тем, что кривая спроса D является касательной к средним общим издержкам АТС при максимизирующем прибыль объеме производства Qn, дающем возможность установить цену Рn, которая равна средним общим издержкам Рn = АТС. Фирма имеет цену, которая превышает минимум средни общих издержек Рn > АТСmin.

Равновесие особое. Фирма в долгосрочном периоде имеет тенденцию к равновесию в точке безубыточности, то есть при цене, равной AC (нормальная прибыль). Однако, в случае сохранения дифференциации товара (то есть при наличии монопольной власти), фирма может и в долгосрочном периоде получать экономическую прибыль, подобно монополии (сохранить положение короткого периода).

 

25. Чистая монополия и монопольная власть.

Определить чистую монополию легко:

1) Единственный продавец (в некоторых случаях, когда продавец контролирует 80-90% рынка, он тоже считается монополистом);

2) Уникальный товар (товар, который не могут предложить другие продавцы);

3) Самое сильное влияние на рыночную цену (самая сильная монопольная власть) - в монополии власть над рынком максимальна за счёт объёма;

4) Высокие (часто - непреодолимые) барьеры для входа на рынок:

· Эффект масштаба (если мы будем собирать в гараже один автомобиль в год, то рынок от этого не изменится; нужен масштаб, а для него нужны большие финансовые силы);

· Юридические барьеры (обусловленные законами - наличие авторских прав и т.д.; фирма, владеющая патентом на изготовление товара, будет монополистом всё время, пока не кончится патент);

· Система лицензирования, ограничение доступа на рынок (вплоть до одного игрока) (пример - оружие за границей может продавать только Росвооружение);

· Собственность на сырьевые рынки.

Монопольная фирма максимизирует прибыль, выбирая выпуск продукции и цену на основе равенства предельного дохода предельным издержкам MR=MC

Фирма – монополист, руководствуясь этим правилом, может длительное время максимизировать прибыль и сохранять свое монопольное положение. Сила или степень рыночной власти монополиста измеряется коэффициентом Лернера L:

L=(Pm-MC)/Pm

   Pm – монопольная цена; МС – предельные издержки

Чем больше разрыв между Pm и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1.

Высокая доля в совокупном доходе прибыли – признак монопольной власти

[Монопольная власть - это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции. Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Ценовая дискриминация – ситуация, при которой возможна реализация одинакового товара различным потребителям по разным ценам.]


 

26. Экономическая, бухгалтерская и нормальная прибыль

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Решения, которые принимаются руководством фирмы, поставляющей на рынок товары и услуги, определяются условиями производства и издержками. Поэтому, руководство фирмы всегда следит за тем, во что обходится ему производство и реализация товара, по какой цене продать товар, чтобы получить прибыль.

Издержки - стоимостная форма затрат факторов производства (те же самые затраты факторов, выраженные в денежных единицах). Денежное выражение затрат на факторы производства.

Их уже можно сравнивать с итоговым доходом (выручкой) предпринимателя, ведь прибыль - разница между доходом и издержкой.

 Бухгалтерский подход предполагает учет только денежных расходов производителя на приобретение ресурсов. Это фактические затраты фирмы на оплату приобретаемых факторов производства: сырья и материалов, выплаты банкам и др поставщикам финансовых услуг, оплата транспортных расходов, зарплата рабочих, амортизационные отчисления и др.

Бухгалтерские издержки являются внешними (явными), потому что плату за ресурсы фирма осуществляет внешним поставщикам.

Экономический подход исходит из необходимости учитывать не только внешние издержки, но и внутренние, под которыми понимаются затраты в связи с использованием фирмой ресурсов, принадлежащих ее владельцам. Допустим, собственник предприятия является владельцем помещения, в котором осуществляется производство, или ему принадлежит автомобиль, на котором перевозится готовая продукция фирмы. Если бы собственник сдал бы их в аренду, то получил бы доход в виде нормальной прибыли. Но этот доход упущен, поэтому владелец фирмы должен упущенную нормальную прибыль отразить в издержках предприятия. Поэтому такие издержки называются внутренними (неявными): процент на собственный капитал, арендная плата за землю, принадлежащую владельцам фирмы, зарплата за менеджерскую работу самого предпринимателя, его жены, работающей на его предприятии и др.

Бухгалтер считает явные издержки.

Явные издержки (внешние, бухгалтерские) - существуют в виде прямых денежных платежей за поставки внешних факторов.

 

Неявные издержки - издержки на собственный самостоятельно используемый ресурс в размере упущенной (альтернативной) выгоды. С точки зрения экономиста все издержки - альтернативные.

 

Если фирма использует своё здание, то бухгалтер этих издержек не видит! А экономист считает их в неявных издержках.

 

Существует также нормальная прибыль - она равна всем неявным издержкам.

 

Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками

PF=TR-TC.

 

[Принципы max прибыли: два подхода.

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:

а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC;

б) TR<TC. Фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:

– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных - производство следует продолжать;

– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:

а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;

б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;

в) MR<MC. Фирме следует избегать производства этой единицы продукции, т.к. она не будет окуплена.]

 

27. Эластичность спроса по доходу. Эластичные предложения.

 

Эластичность спроса по доходу: показывает, в какой степени меняется спрос при изменении дохода покупателя. (чем больше доход, тем больше спрос)

Здесь по коэффициенту эластичности можно судить, к какой категории качества (нормального или низшего) относится данный товар: если со знаком «+» - то нормальный, если «-» - то низший.

Если коэффициент меньше 1, но со знаком «+», то это товар первой необходимости.

А если коэффициент больше 1 и со знаком «+», то такой товар можно назвать роскошью.

Q – объем, Y – доход.

Эластичность предложения: коэффициент, котрый показывает, в какой степени меняется предложение, если меняется цена.

Коэффициент всегда положительный. Само значение будет говорить об эластичности:

· Если коэффициент меньше 1, то предложение неэластично;

· Если коэффициент больше 1, то предложение эластично.

Чем больше коэффициент, тем больше реакция производителей на изменение цены. Основные факторы, влияющие на эластичность: мобильность производства и время.

Абсолютно эластичное предложение - горизонтальная линия. Абсолютно неэластичное предложение - вертикальная линия (ex: участок земли).

 

 

28. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса по цене

 

Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменение величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены.

Показывает, в какой степени меняется величина спроса, если меняется цена.

Любая эластичность показывает процентное соотношение двух величин.

 

Для определения эластичного или неэластичного спроса пользуются формулой:

(формула точечной эластичности)

Если коэффициент >1, то спрос считается эластичным. Если коэффициент <1, спрос считается неэластичным. Коэффициент в большинстве случаев со знаком «-»! На него не смотрят, смотрят на значение.

 

Различают крайние степени эластичности:

1) Спрос бывает абсолютно эластичным (вертикальная прямая);

2) Спрос бывает абсолютно неэластичным (горизонтальная прямая).

Эластичность напрямую связана с доходом продавца. Взаимосвязь следующая: при эластичном спросе при снижении цены выручка продавца растёт (ex: Pringles в Сибириаде), а при неэластичном - сокращается (падает) (ex: соль никому не нужна даже дешёвой).

Неэластичным спросом обладают товары первой необходимости – соль, хлеб, туалетная бумага, спички.

 

Линейная кривая спроса:

 Перекрестная эластичность спроса по цене.

 

Меняется цена одного товара, а реакция идёт на спрос другого товара (взаимозависимых товаров).

 

· Если коэффициент получился со знаком «+», то это товары субституты (взаимозаменяемые).

· Если коэффициент получился со знаком «-», то это товары комплементарные (взаимодополняющие).

 

Коэффициент говорит о степени взаимозаменяемости (ex: автомобиль и самокат; разные марки автомобилей).

 

Если товары не взаимозависимые - коэффициент рассчитать не удастся, либо он будет равен 0.

 

29. Эффективность рынка совершенной конкуренции.

 

Характерные черты:

– на рынке функционирует очень большое количество фирм, продукция которых совершенно одинаковая, поэтому покупателю безразлично, у кого ее приобретать;

– объем предложения отдельной фирмы настолько мал, что практически не оказывает влияния на рыночную цену, которая складывается независимо от желания отдельного продавца;

– большое количество конкурирующих фирм в отрасли делает невозможным их сговор по поводу цены и объемов выпуска. Каждая фирма соглашается с ценой, поставленной на рынке;

– отсутствие барьеров для вступления на рынок и выхода с рынка, свободный доступ к информации о ценах на производимую продукцию и о ценах на ресурсы делают рыночную структуру достаточно динамичной в плане приспособления к изменениям рыночного спроса.

Понятие «эффективность» складывается из 2-ух моментов:

· Эффективность производства.

 

Условием эффективного производства является минимизация издержек, то есть выпуск продукции должен идти с минимальными издержками.

P = ATCmin

 

· Эффективность распределения ресурсов.

 

Условие этой эффективности:

P = MC

Если цена больше предельных издержек, то это недостаток ресурсов, если меньше предельных издержек, то в этой отрасли избыток ресурсов.

 

При этом в условиях соверш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.231 с.)