Оптимальный выбор потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимальный выбор потребителя



В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.

Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.

Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Условия равновесия

Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности — А, В и С. Допустим, что предельная полезность (marginal utility — MU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предельная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл. 1).

Таблица 1

Блага Предельная полезность (MU) Цена (Р) Взвешенная предельная полезность (MU/P)
А 100 10 10
В 85 4 20
С 45 3 15

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А —меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них мож-но купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 утилей (от блага В) минус 100 утилей (от уменьшения потребления блага А), итого — 100 утилей. Такое пере-распределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя. Наш доход таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл. 2. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)

Таблица 2

Блага Предельная полезность (MU) Цена (Р) Взвешенная предельная полезность (MU/P)
А 150 10 15
В 60 4 15
С 45 3 15

MU1/P1 = MU2/P2= MUn/Pn=….=λ

Потребительский выбор (consumer choice) —это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода) Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя

распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если MU1/P1 = MU2/P2= MUn/Pn, то и MU1/ MU2 = Р1 /Р2,…., MU1/ MUn = Р1 /Рn и т.д. Следовательно, соотношение между предельными полезностями n благ равно соотношению их цен: MU1/ MU2/ MUn = Р1 /Р2/ Рn.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.006 с.)