Лекция 2 . Теория поведения потребителя. Оптимальный выбор потребителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2 . Теория поведения потребителя. Оптимальный выбор потребителя.



Лекция 1. Введение

(Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы Микроэкономики)

Определение микроэкономики как раздела экономической теории. Методы исследования микроэкономики. Проблемы, решаемые микроэкономикой. Существует мнение, что экономическая наука скучна. Тем не менее, экономическое устройство общества содержит много увлекательных проблем и неразгаданных тайн. Их пытались разрешить лучшие умы человечества: мыслители Востока, учёные Запада. Экономическая теория – единственная из общественных наук, по которой присуждается Нобелевская премия.

Подобно алхимикам, занимавшимся поиском «философского камня», экономисты всех эпох и народов искали источник богатства и власти (выгоды). Именно этот источник и становился предметом изучения экономической теории. Каждая новая школа начиналась с критики предшественников, а значит, с критики устаревших догм и предпосылок. Современная экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – это наука о принятии решений рациональными агентами, изучает поведение отдельных экономических агентов. Микроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает поведение отдельных экономических агентов, таких как домохозяйства, фирмы (предприятия), правительство и их выбор по определению наиболее эффективного способа использования ограниченных ресурсов. Понятие «микро» подразумевает малые величины. В понятие «домохозяйства» обычно включают отдельно живущего человека, неполную семью, полную семью, несколько семей, ведущих общее хозяйство, группу совместно живущих людей. Микроэкономика исследует также поведение отдельных фирм, организаций и их небольших объединений (картели, синдикаты, тресты и т.п.); отдельные рынки (естественной монополии, рынок хлебо-булочных изделий, велосипедов

и т.п.); поведение отдельных правительственных агентов, регулирующих экономические процессы, происходящие на микроуровне (Министерство внешней торговли, государственное предприятие, Министерство социальной защиты). Иными словами, микроэкономика изучает неагрегированный реальный сектор, разбитый на множество теоретически почти не связанных между собой рынков отдельных товаров и услуг.

Макроэкономика – учение об общем уровне национального объёма производства, безработицы и инфляции; имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом. Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая исследует крупномасштабные экономические явления во-первых, в рамках страны, государства, в международных отношениях, такие как цикличность экономического развития, инфляция, безработица, экономический рост и т.п.; а во-вторых, выбор наиболее рациональных методов их регулирования. Принято считать, что макроэкономика изучает национальное хозяйство, взятое в целом, т.е. агрегированную систему, включающую в себя как реальный, так и финансовый секторы. Являясь теоретической наукой, она, как и микроэкономика, анализирует «идеальные» условия на основе разработки моделей и установления причинно – следственных связей.

Мезоэкономика - это наука о поведении определённых подсистем национальной экономики (агропромышленный комплекс, ВПК и т.д)

Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом. Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой — выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и.собственно метод. В ходе процесса

познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет. Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них — это анализ и. синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению начала исследования. Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедукцией. Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция метод,основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному ). Слабость индукции в том, что она не может строго обосновать общее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности. Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку.

Важную роль в формальной логике играет сравнениеметод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить

новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения

аналогии.

Аналогияэто метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом. Если А и Д имеют общие свойства и А имеет свойство с, то и В имеет свойство с. Аналогия — это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Многие открытия в политической экономии были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном. Это позволило ему построить первую макроэкономическую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез. Она существенно облегчает понимание сложных процессов, являясь основой научного моделирования. Нередко аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив направление дальнейшего исследования.

 

Проблема — это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и входе его завершения. Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим ло-гику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод — историческим, взятым в необходимости (т. е. освобожденным от случайной исторической формы). Наряду с тождественным моментом в характеристике, исторического и логического способов познания уже здесь появляется и момент различия. Логический метод представляется как более теоретический, общий, необходимый. Причем каждый из

этих методов предполагает другой: без знания, отражающего развитие человечества, исторического метода невозможно понять сущность предмета, т. е. законы его развития и, следовательно, логическое, и, наоборот, не поняв процесса или явления, неизвестно,

откуда начинается его история и, следовательно, историческое. Но каждый метод не только тождествен с другим, не только предполагает другой, но и переходит в другой, создает себя как другое. Исторический метод, собирающий эмпирический материал, информацию, подготавливает и на определенной ступени переходит в логический, а логический, проанализировав сущность предмета и формы ее проявления в действительности, переходит в исторический и дает мощный интеллектуальный импульс для преобразования действительности, т. е. способствует как дальнейшему историческому познанию предмета, так и глубокому преобразованию его.

Противоречие между старыми логическими схемами экономической теории, бывшими удовлетворительными для своего времени, и новыми фактическими данными, накопленными статистикой, экономикой промышленности, сельского хозяйства, сферы

услуг и т. п., противоречие между теорией и практикой оставалось и остается движущим противоречием экономической науки.

Для того, чтобы сделать новый шаг в экономической теории, надо глубже понять предыдущее, понять движущее противоречие применительно к конкретным проблемам. Каждая новая логическая система, разрешая это противоречие, становится теоретической

основой для дальнейших исследований экономистов, а их находки заставят уточнить и усовершенствовать построенную систему.

Таким образом, историческое и логическое, включая предшествующие методы, точнее, черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации

этого необходимо предварительно построить более конкретные экономические модели и проверить их в ходе экономических экспериментов. Распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождались бурным развитием экономико-математического моделирования. Экономическая модель — это формализованное описание экономического

процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями

Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков. Если с увеличением значения аргумента значение функции растет, наклон графика называют положительным, если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается, наклон называют отрицательным. Если с изменением значения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон. Если, наконец, одному и тому же значению

аргумента соответствует бесконечное число значений функции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1,2).

 

 

P
D
Q
P
Q
S

 

 


Рисунок 1 - Линейная убывающая функция спроса                                  Рисунок 2—Линейная возрастающая функция предложения

На рис. 1,2 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уровень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот.

Мир моделей многообразен (см. рис. 1—5). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические),

 

 


Рисунок 3- Кривая спроса сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени структурализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д.

Рисунок 4 – Кривая предложения

Наибольшее значение в экономической науке играет микро- и макромоделирование

 

 


 

Рисунок 5 – модель поведения фирмы-монополиста

 

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира.

Основная задача его деятельности — удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.). Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика — за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе. Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая депрессия 1929— 1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика). Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие

эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики. Экономические изучение естественного хода явлений и процессов в экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов. Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения

На микроуровне              На макроуровне

1. Р. Оуэн                          1. Народнохозяйственное планирование в СССР

2. Ф. Тейлор                     2. Кейнсианские эксперименты

3. Г. Форд                         3. Политика монетаризма

4. Э. Мейо и др.

Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее (см. рис. 1—13). Сознательное массовое экономическое экспериментирование —порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управления — Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо. Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в

настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических

рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

Потребности и ресурсы

Исходное определения экономики основано на том, что экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и поэтому включает в себя такие элементы, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование. Взаимосвязь этих элементов весьма упрощенно можно представить в следующем виде:

Потребности
Ресурсы
Производство Технология
Продукты
Использование

 


Рисунок1- Механизм формирования потребности

При данном подходе к экономике возникают и первые элементарные экономические проблемы:

• что производить (какие потребности удовлетворять);

• как производить (из каких ресурсов, при какой технологии);

• с какой целью (для кого производить, направления использования продукта).

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение — конечным результатом. Необходимость постоянно удовлетворять потребности - свойство человеческого общества, каждого человека. Потребности многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям. Потребности в средствах существования, т.е. благах, удовлетворяющих жизненно важные потребности людей (еда,одежда, жилье и т.д.). Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образовании,культуре, досуге и т.д.). Потребности в средствах деятельности (предметы для производства товаров,

услуг и т.д.). Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши) Возможны и другие классификации потребностей:

· по виду удовлетворения (индивидуальное, коллективное);

· по альтернативности удовлетворения потребностей и т.д.

С точки зрения экономики особенно важно отметить принципиальное свойство изменения потребностей — с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые

потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это находит отражение в законе возвышения потребностей. Возрастание потребностей и их изменение создает сильнейший побудительный мотив для создания благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей. Возможности для постоянного удовлетворения потребностей создаются лишь благодаря наличию ресурсов у страны, общества, отдельных людей. Ресурсы — это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному.

Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение. Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д. Людские ресурсы с их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями. Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.

Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д. Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее — они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей. Человеческие потребности могут быть удовлетворены различными способами и при помощи различных средств.

Первоначально развитие человечества основывалось преимущественно на приспособлении удовлетворения потребностей к естественным условиям (собирание плодов, использование рек в качестве транспортных путей и т.д.). Лишь по мере развития общества выявилась очевидная связь между удовлетворением потребностей и развитием производства, совершенствованием технологий.

В процессе производственной деятельности людей происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ, удовлетворяющих те или иные потребности людей. Однако потребности удовлетворяются не только материальными продуктами. Благо — это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, который способен в конечном счете удовлетворить определенные потребности потребителя или может быть использован производителем для соответствующих целей. Благами являются как вещи, так и их свойства. В рыночной экономике их обычные названия товары и услуги. Блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага.

Бюджетное ограничение потребителей

Прежде чем перейти к более детальному изучению полезности как основы выбора потребителя, определим границы открытого для потребителя поля выбора важным ограничителем, который будет в дальнейшем учитываться при анализе, является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Это важное ограничение называется бюджетным. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле

выбора) потребителя (рис. 2). Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные не могут быть приняты. Совокупность точек слева от бюджетной линии и всех точек, принадлежащих самой бюджетной линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора при данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора. Поле выбора может менять свою форму и размеры в зависимости от размеров дохода, цены товара А и цены товара В. При изменении одного только дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо, если доход растет, и влево, если величина дохода падает.

 

А
В
Рисунок 2 - Бюджетная линия и её сдвиг при росте дохода
А
В
Рисунок 3 - Бюджетная линия при повышении цены товара А

 


Если же цена товара растет, а цена товара В неизменна и доход остался прежним, то бюджетная линия изменит угол своего наклона. При прежнем бюджете покупатель сможет купить меньше подорожавшего товара А, если весь доход будет истрачен исключительно

на этот товар. Следовательно, бюджетная кривая пересечет горизонтальную ось в прежней точке (цена товара В не менялась), а вертикальную ось — на более низком уровне. Бюджетная линия станет более пологой, а поле возможностей потребителя сократится

(рис. 3). При понижении цены одного из товаров точка пересечения бюджетной кривой с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат, а поле выбора потребителя увеличится.

Функция полезности

В пределах поля возможностей, ограниченного бюджетной линией, потребитель свободен осуществить любой выбор, предпочесть любую комбинацию товаров А и В. При этом потребитель основывается на субъективной оценке того удовлетворения, которое он

получит от потребления товара. В экономической теории такое удовлетворение называется полезностью. Каждый потребитель заинтересован максимизировать общее количество полезности, которое он получает. В этом состоит его выигрыш. В своем стремлении к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноименного товара совокупная полезность прирастает на некоторую величину, именуемую предельной полезностью. Предельная полезность есть полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги. Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара. По мере увеличения количества потребляемого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет снижаться. Другими словами, чем больше стаканов воды вы выпили, тем меньше удовольствия она вам принесет. Этот феномен был охарактеризован известным английским экономистом А. Маршаллом как закон убывания предельной полезности (1890).

Графики на рисунке 4 иллюстрируют поведение совокупной и предельной полезностей. Можно заметить, что совокупная полезность растет по мере увеличения единиц потребляемого продукта, но растет все медленнее и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно сокращается. Когда предельная полезность становится равной нулю, совокупная полезность достигает своего максимума. Если продолжать потребление далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной, а совокупная полезность начнет уменьшаться.

 

Рис4 - Соотношение предельной (MU) и совокупной (TU) полезности  
Рис. 5. - Предельный выигрыш потребителя ( MU - Р\в точке Q)

 

 


Предельными издержками потребителя будут затраты на приобретение дополнительной единицы товара. При совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого товара. Покупка и потребление очередной единицы одноименного

товара имеет смысл только в том случае, если предельная полезность будет больше, чем предельные издержки. Положительная разница между предельной полезностью и предельными издержками (ценой товара) составляет предельный выигрыш потребителя.

Этот показатель означает, что потребитель оценивает данную единицу товара выше уровня рыночной цены (рис. 5). Потребитель был готов заплатить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности продукта. Однако рыночная цена оказалась

ниже, и покупатель остался в выигрыше. Общий выигрыш потребителя равен разнице между совокупной полезностью потребленных одноименных товаров и общими расходами на их приобретение (рис..6). Графически совокупный потребительский выигрыш представлен площадью треугольника ABC и достигает максимума в точке, где предельная полезность товара равна его цене.

Рис..6 - Общий выигрыш потребителя (площадь треугольника)

Введение в оборот категории "выигрыш потребителя" позволяет конкретизировать понятие рационального поведения. Поведение потребителя является рациональным, если максимизируется его совокупный выигрыш. Обратим внимание, что наилучшим образом бюджет используется в том случае, если уравниваются предельные полезности по каждому виду товара/услуги в расчете на

последний израсходованный рубль. Действительно, если отношение предельной полезности к цене продукта А выше положительного эффекта от рубля, затраченного на продукт В, то потребитель будет увеличивать потребление именно товара А. И наоборот. Всякий раз предпочтение будет отдаваться тому или иному продукту до тех пор, пока полезный эффект от затраченного рубля по разноименным продуктам не станет равновеликим. Эту закономерность можно выразить следующей формулой, которая и будет формулой максимизации полезности для потребителя. MU/PA = MUt/Pt=MUc/Pc=...

Данное условие можно записать и в таком виде: по каждой паре товаров/услуг отношение предельных полезностей должно равняться

отношению их цен MUA/MUB = PA/PB. Отношение предельных полезностей двух товаров называется предельной нормой замещения в потреблении (MRS) и показывает, от какого количества единиц продукта В потребитель готов отказаться ради приобретения дополнительной единицы продукта А. Рациональный потребитель предпочтет увеличивать потребление одного товара до тех пор, пока отношение предельных полезностей двух товаров не сравняется с отношением их цен. Концепция убывания предельной полезности позволяет обосновать, что кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.е. направлена с северо-запада на юго-восток.

Кривая спроса (D рис 5,6) демонстрирует готовность потребителя купить некоторые количества продукта при разном уровне рыночных цен, т.е выявляет, насколько мы расцениваем данный продукт, насколько считаем его полезным для нас.

Условия равновесия

Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности — А, В и С. Допустим, что предельная полезность (marginal utility — MU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предельная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл. 1).

Таблица 1

Блага Предельная полезность (MU) Цена (Р) Взвешенная предельная полезность (MU/P)
А 100 10 10
В 85 4 20
С 45 3 15

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А —меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них мож-но купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 утилей (от блага В) минус 100 утилей (от уменьшения потребления блага А), итого — 100 утилей. Такое пере-распределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя. Наш доход таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл. 2. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Общее понятие эластичности

При проведении экономических расчетов и особенно при прогнозировании различных важных для производителей и потребителей процессов очень часто возникает необходимость не просто определить общий вид функций спроса и предложения, но и выяснить, как сильно будет реагировать в каждом данном конкретном случае величина спроса или предложения на изменения соответствующих факторов, другими словами, насколько значительными окажутся при этом ее ответные изменения. Цель построения всякой модели — описание взаимосвязей между экономическими переменными, позволяющее объяснять и предсказывать, как изменения какого-либо фактора влияют на другие экономические переменные. Здесь важно выяснить, насколько чувствителен исследуемый экономический показатель к изменению определяющих его факторов. Очевидно, что для этого не всегда будет достаточно сопоставить приросты (абсолютные изменения), скажем, величины предложения и цены данного товара. (Напомним, что когда величина Q меняется от значения Qo (начальное значение) до значения Qk (конечное значение), то величина ∆Q = (Qk — Qo называется абсолютным изменением (приращением)величины Q.) Во-первых, абсолютные изменения будут зависеть от причин, совсем не относящихся к сути дела, например, от выбора единицы измерения объемов товара и цен. Во-вторых, такие соотношения приростов нельзя будет сравнивать, если они будут относиться к разным товарам, из-за несовпадения их размерностей. В-третьих, что еще существеннее, для разных товаров и разных условий одни и те же абсолютные изменения могут иметь совершенно различный смысл. Так, рост цены на 10 000 рублей будет означать совсем разные вещи для карандаша и для пишущей машинки, а рост объема спроса на 100 штук — для порций мороженого и для атомных подводных лодок. Решающее значение для определения того, насколько существенны данные изменения, например, количества товара или цены, будут иметь сами исходные размеры данных вели- чин. Поэтому от абсолютных изменений сопоставляемых при анализе величин необходимо перейти к относительным: в нашем примере — от∆ Q к ∆ Q/Q. А темп прироста (процентное изменение) какой-либо величины — это измеренное в процентах отношение приращения этой величины к первоначальному ее значению. Это позволит разрешить указанные выше проблемы: единица и масштаб измерения потеряют значение, так как в числителе и знаменателе таких дробей они будут одинаковыми; сопоставимость по различным товарам будет обеспечена безразмерностью относительных изменений, выражаемых в долях от базовых величин или в процентах; наконец, степень значимости таких изменений мож- но будет установить исходя из соотношений полученных таким образом отно- сительных величин. Итак, чувствительность одного фактора к поведению дру- гого лучше всего определять исходя не только из абсолютных, но и из относи- тельных изменений их обоих.

0         x0                                       x1                       x
Y     Y1     Y0
f(x)

Точно так же имеются два подхода к анализу чувствительности зависимости, представленной функцией у = (ix).

1) приростный подход: как меняется значение функции у при изменении независимой переменной х на единицу.

2) темповый подход: на сколько процентов изменится значение функции при из- менении независимой переменной на один процент.

Пусть дана функция у =f[x) и два значения аргумента, х0 и х1,. Им соответствуют два значения функции — у1,y0). Разность ∆х = х1 – х1 является приращением аргумента, а ∆y = У1 – У0 – приращением функции. Геометрическая интерпретация этих величин показана на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Приращения функции и аргумента

 

Мы можем измерить степень абсолютной чувст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.075 с.)