Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление и определение смысла всевозможных выражений ( в том числе и не имеющих смысла в рамках данной задачи) из чисел, данных в условии задачи.
Этот приём трудоёмкий, но очень полезный. При его использовании учащиеся учатся глубокому анализу числовых данных задачи, взаимосвязей между ними. - Составь как можно больше числовых выражений с данными задачи, объясни их смысл; - Из числовых данных задачи и значений ранее составленных выражений составь другие выражения и объясни их смысл; - Выбери те выражения, значения которых помогают ответить на вопрос задачи; - Выпиши в отдельные столбцы выражения, которые имеют смысл и, которые смысла не имеют. Например: «На турбазе 8 маленьких палаток и 5 больших. Маленькие палатки вмещают 4 человека, а большие – 10. Сколько человек может разместиться во всех этих палатках?» 8 – 5 – на столько больше маленьких палаток, чем больших 8 + 5 – больших и маленьких палаток 8 * 5 – не имеет смысла 8: 5 – не имеет смысла 4 + 10 – всего человек вмещает 1 большая и 1 маленькая палатка 10 – 4 – на столько человек больше вмещает большая палатка, чем маленькая 10 * 4 – не имеет смысла 10: 4 – не имеет смысла 8: 4 – не имеет смысла 8 + 4 – не имеет смысла 8 – 4 – не имеет смысла 8 * 4 – всего человек в маленьких палатках 4 * 8 – не имеет смысла 10 – 5 – не имеет смысла 10 + 5 – не имеет смысл 10: 5 – не имеет смысла 10 * 5 – всего человек в больших палатках 5 * 10 – не имеет смысла 8 – 5 + 8 – не имеет смысла 8 – 5 + 5 – не имеет смысла (8 – 5) + (8+ 5) – не имеет смысла (8 - 5)+ (10 – 4) – не имеет смысла (8 * 4)+ (10 * 5)- всего человек в палатках 17) Составление задач: - по иллюстрации; - по краткой записи (рисунку, чертежу, таблице, опорным словам); - по данной записи решения; - по предложенной программе действий, по «Дереву рассуждений»; - по некоторым исходным данным: с числовыми данными 20, 25, 3; - с определёнными условиями: в 3 действия, в ответе - 120 кг; со словами «больше на…» и т. д.
Для более эффективного обучения учащихся решать задачи, я использую в своей работе справочник «Учимся решать задачи» (20 памяток), составленный мною. Некоторые памятки представлены ниже. СТРАНИЦЫ СПРАВОЧНИКА
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ ИЛИ В НЕСКОЛЬКО РАЗ (в косвенной форме). Первый урок по теме Цель: научить учащихся решать задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц или в несколько раз в косвенной форме путём выполнения семантического анализа, осмысления отношений между искомым и данными, явно не отражённых в тексте задачи. Задачи: 1) учить учащихся устанавливать взаимосвязи между условием (данными) и вопросом (искомыми) в задаче; 2) совершенствовать умение составлять различные виды краткой записи (опорные слова, чертёж); 3) формировать умение логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выяснении хода решения задачи, используя синтетический и аналитический способы рассуждения; 4) формировать умение обоснованно выбирать арифметические действия; 5) развивать логическое мышление; 6) производить вычисления с именованными числами, переводить одни единицы измерения в другие. 7) развивать любознательность и познавательные интересы учащихся. Раздаточный материал: - таблица с названиями животных и величинами: длина, масса; - карточка с задачами для блиц – турнира; - картинки с изображениями животных; План урока. 1. Подготовительный этап. Вызов имеющихся у учащихся знаний, необходимых для усвоения темы. 2. Ознакомление с новым видом задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц или в несколько раз в косвенной форме. 3. Первичное закрепление. 3.1 Решение простой задачи на уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме. 3.2 Составление и решение составной задачи, включающей простую задачу изученного вида.
4. Обобщение. 5. Домашнее задание. Ход урока: 1. Подготовительный этап.Вызов имеющихся знаний учащихся, необходимых для усвоения темы ( понятие «задача», этапы работы над задачей, отношения «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «тяжелее», «легче», выбор арифметического действия при решении задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц или в несколько раз). 1.1 Закрепление знаний учащихся об отношениях «короче», «длиннее», «тяжелее», «легче». - Давайте познакомимся с животными, изображёнными на картинках. Кто готов правильно назвать этих животных. На доске: картинки с изображениями моржа, лемминга, кита, белого медведя, тюленя. - Кто из них заблудился? Почему вы так думаете? Обоснуйте свою точку зрения. - Сегодня нам предстоит узнать новую информацию об обитателях Арктики и заполнить таблицу. Как вы думаете, кто из них самый тяжёлый? - Попробуйте расположить этих животных в порядке возрастания по массе. - Назовите животное, которое тяжелее медведя, но легче кита (морж). - Если морж тяжелее медведя, что можно сказать о массе медведя (он легче моржа). - Если морж легче кита, что можно сказать о массе кита по отношению к массе медведя? (кит тяжелее моржа) - А кто из данных животных самый длинный? Расположите их по длине в порядке убывания. - Если медведь длиннее тюленя, что можно сказать о длине тюленя по отношению к длине медведя? (тюлень короче медведя) - Положите перед собой таблицу № 1. С какими величинами нам предстоит работать сегодня на уроке? (длина, масса) - Верно, эти величины позволят нам реально представить обитателей ледяной зоны. - Назовите единицы измерения длины, массы? С какими единицами будем работать сегодня на уроке? Формулировка темы и цели урока. Работа над простыми задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз в прямой форме. Вызов знаний, связанных с понятием «задача» (этапы работы над задачей, виды задач). - Возьмите карточку «Блиц – турнир». Сформулируйте задание, которое необходимо выполнить (нужно решить задачи) На интерактивной доске: З А Д А Ч А - Знаменитый математик Декарт сказал: «Жить – это значит ставить и решать задачи. Пока человек решает задачи, он живёт». Тема нашего сегодняшнего урока...(Решение задач) - Прочитайте тексты на карточке. Все ли тексты можно назвать задачами? (3 и 4 тексты – не задачи, так как в них нет вопроса). - Что необходимо сделать, чтобы эти тексты стали задачами? (поставить вопрос) - В чём особенность задач блиц – турнира? (вместо чисел – буквы) - Верно, в блиц – турнире даны задачи в обобщенном виде с переменными. В какой последовательности будете работать? (прочитать, поставить вопрос (если нужно), выбрать арифметическое действие, записать решение). Время работы – 3 минуты. - Самопроверка. Назовите выражение, которое является решением первой задачи. Учащиеся предлагают свои варианты. На интерактивной доске переворачивается карточка.
- Почему выбрали действие вычитания для решения задачи? Какие слова помогли выбрать действие? (больше на....). - Что значит «больше на...»? (нужно увеличить на несколько единиц, то есть прибавить). На доске: На … больше Так же разбирается решение второй задачи блиц-турнира.
А b – a
- Какой вопрос поставили к третьей задаче? - Сверьте решение третьей задачи с соседом? У кого совпало решение? - Назовите выражение, которое является решением третьей задачи. Учащиеся предлагают свои варианты решения. На доске переворачивается карточка:
- Какие слова помогли выбрать действие при решении задачи? (больше в...) - Что значит “ больше в...”? (это значит увеличить в несколько раз, то есть умножить). На интерактивной доске: В …больше Также разбирается решение третьей задачи. На доске переворачивается карточка:
На интерактивной доске: а+в в- a с ∙ d d: c В О П О Ч А
На..... больше На..... меньше
В..... раз бол ьше В..... раз меньше
- Что обозначают буквы на карточках? (план решения задачи). - Каких составляющих не хватает? (условие, решение) На интерактивной доске переворачивается карточ Ч У А Р - Расставьте буквы в нужной последовательности. Перечислите этапы работы над задачей.
На доске У В О Р О П
- Что нужно знать и уметь, чтобы решить задачу? - Чтобы верно решить задачу, нужно внимательно изучить условие задачи и проанализировать отношения между величинами, отражённые в этих задачах, а также явно не отражённые в ней. Учиться этому – основная цель нашего урока. - Какие виды задач можно выделить? Можно использовать справочник «Задачи». На доске: На..... больше на или числа На..... меньше на несколько единиц В..... раз больше на или числа В..... раз меньше в несколько раз - С какими задачами будем работать на уроке?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.061 с.) |