Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к определению понятий «нормативного» и «отклоняющегося поведения»
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул – реакция». В 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии – Джон Уотсон – говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма». В психологическом словаре поведение определяется как «присуще живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью». Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков. Основные признаки: Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – интеграции в социум. Социализация в, свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. Варианты социальной адаптации: - радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира; - гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её сверхдостижений; - гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования; - комформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;
- девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы); - социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации. При любом из этих вариантов поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: o мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности; o адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды; o аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; o продуктивность – реализация сознательных целей; o адекватность – согласованность с конкретной ситуацией. Более частыми, но менее значимыми являются такие признаки поведения личности, как: - уровень активности (энергичность и инициативность); - эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); - произвольность (самоконтроль); - осознанность (понимание своего поведения, способность объяснять его словами) и др. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение» Под нормальным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством и характерное для большинства людей. Анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Существуют различные критерии определения понятия. Статистический критерий (метод), позволяющий определить норму для поведения с помощью частоты, с которой оно встречается в популяции. Конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной, если она встречается у большинства людей. Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Так употребление алкоголя признается нормальным в разумных пределах, но отклоняющимся – при злоупотреблении. Также используются специальные критерии оценки нормальности/ аномальности поведения человека: психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический.
С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: пормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь». В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. Оно находится между нормой и патологией наряду с акцентуациями характера, ситуативными реакциями, нарушениями развития, предболезнью. Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков. Аналогично, любое расстройство из области психической патологии (психопатии, неврозы, психозы и т.д.) неоднозначно связано с отклоняющимся поведением. Следующий, социально-нормативный критерий, имеет важное значение в различных областях жизни. Поведение каждого человека ежечасно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным установкам и ценностям. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Соответственно, дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: - сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; - хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах; - конфликты с законом; - изоляция. Индивидуальные проявления дезадаптации: - негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям; - завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; - хронический эмоциональный дискомфорт; - конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений. Последний, индивидуально-психологический критерий, отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности. В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающие качества личности это: ее внутренняя позиция по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личная ответственность за собственное поведение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.006 с.) |