Основные подходы к определению понятий «нормативного» и «отклоняющегося поведения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к определению понятий «нормативного» и «отклоняющегося поведения»



 

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение.

Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул – реакция». В 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии – Джон Уотсон – говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма».

В психологическом словаре поведение определяется как «присуще живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью». Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков.

Основные признаки:

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – интеграции в социум. Социализация в, свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

Варианты социальной адаптации:

- радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

- гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её сверхдостижений;

- гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

- комформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

- девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

- социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом из этих вариантов поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

o мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

o адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;

o аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

o продуктивность – реализация сознательных целей;

o адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

Более частыми, но менее значимыми являются такие признаки поведения личности, как:

- уровень активности (энергичность и инициативность);

-  эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);

- произвольность (самоконтроль);

- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснять его словами) и др.

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

Под нормальным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством и характерное для большинства людей. Анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.

Существуют различные критерии определения понятия.

Статистический критерий (метод), позволяющий определить норму для поведения с помощью частоты, с которой оно встречается в популяции. Конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной, если она встречается у большинства людей.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Так употребление алкоголя признается нормальным в разумных пределах, но отклоняющимся – при злоупотреблении. Также используются специальные критерии оценки нормальности/ аномальности поведения человека: психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический.

С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: пормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь». В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. Оно находится между нормой и патологией наряду с акцентуациями характера, ситуативными реакциями, нарушениями развития, предболезнью. Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков. Аналогично, любое расстройство из области психической патологии (психопатии, неврозы, психозы и т.д.) неоднозначно связано с отклоняющимся поведением.

Следующий, социально-нормативный критерий, имеет важное значение в различных областях жизни. Поведение каждого человека ежечасно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным установкам и ценностям.

С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Соответственно, дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются:

- сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

- хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах;

- конфликты с законом;

- изоляция.

Индивидуальные проявления дезадаптации:

- негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям;

- завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;

- хронический эмоциональный дискомфорт;

- конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений.

Последний, индивидуально-психологический критерий, отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающие качества личности это: ее внутренняя позиция по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личная ответственность за собственное поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.006 с.)