Рассмотрение теоретических основ формирования певческой дикции с учетом возрастных особенностей дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение теоретических основ формирования певческой дикции с учетом возрастных особенностей дошкольников



Дикция (лат. dictio – произношение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста. «Хорошая дикция – непременное условие вокалиста» - так считал Н.В. Романовский [23].А ведущий детский хормейстер Г.А. Струве, дикцией называл «чёткость произношения в разговорной речи, непосредственно связанную с певческой дикцией, то есть с ясным произношением слова при пении». Излагая свой двадцатилетний опыт работы с детским хором, он пишет: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активации. Здесь всё важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения» [27].                                                                                                                                         

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударение в словах (логика речи).

В литературных источниках по музыкальному обучению описываются особенности  формирования  музыкальной  дикции дошкольников, которые связаны с неравномерностью развития голосового аппарата и голосовой функции. Причиной этому может быть неправильное формирования речи ребёнка, когда его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: «не говори громко, не кричи – это не прилично». Мало того, у него подавлена одна из естественных функций психологической деятельности – имитационная. Но прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное – через речевое дыхание,  с помощью игровых методов  позволяет более эффективно проводить эту работу. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования основ певческой деятельности. У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания, поэтому, развивать певческое дыхание нужно параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный. Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу. От качества дыхания зависит и характер атаки (степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения) звука: твердая, мягкая или придыхательная (Приложение 1). Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведёт к повышению интонации, а недостаток активности – к понижению. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку, когда спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию. Навык речевого и певческого дыхания необходимо развивать постоянно и постепенно на каждом занятии.

Недостаток дикции - так называемая «широкая» дикция, когда обучающийся произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть – корень. Отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, ребёнок резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный. Дикция сопровождается форсированием звука, что плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи. Согласные произносятся вяло, порождают интонационную фальшь, нарушают непрерывность звуковедения, кантилену, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки. Активную роль здесь выполняют голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть, а пассивную -  зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.   Артикуляция   в переводе с лат. «articulatio, articulo» – расчленяю, членораздельно произношу.Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком голоса. С его помощью поющий создаёт наиболее благоприятные, выгодные условия для работы гортани, - так называемый оптимальный импеданс, суммарное давление воздуха на связки со стороны ротоглоточной полости. Оно сдерживает в какой-то мере подсвязочное давление и позволяет значительно увеличивать коэффициент полезного действия всего голосового аппарата, а также управлять динамикой звучания голоса [31]. Можно без преувеличения сказать, что, в конечном счёте, вся вокальная техника определяется техникой артикуляции. Главное правило дикции - полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения, быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка.

Орфоэпия - это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильная речь. В певческой орфоэпии - вокальной дикции  слова ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы пропеть слова необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлён к верхнему нёбу, а в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое. (Приложение 2).

Логика речи – это донесение смысла каждой фразы с помощью выделения ударных и второстепенных слов в пении. Это осуществляется с помощью произношения гласных и согласных – и орфоэпии – соблюдения произносимых норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Прежде чем зазвучит песня, обучающийся должен усвоить её смысл, понять чувства, передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Неправильные смысловые акценты искажают содержание песни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.005 с.)