Описание практической деятельности концертмейстера, направленной на развитие музыкальности у детей на занятиях хореографией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание практической деятельности концертмейстера, направленной на развитие музыкальности у детей на занятиях хореографией.



Используя общепедагогические и специальные методы: наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом), словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);

практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений), мы разработали систему занятий с постепенным усложнением музыкального материала.

Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека, поэтому, сначала, мы проводим работу по накоплению опыта слушания музыки. Затем включается слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Последний этап – непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей. С дошкольниками мы работаем под девизом «Учить, играя!», так как игра является свободной, естественной формой проявления их деятельности. Она позволяет открывать широкий простор для проявления своего «я», личного творчества. Занятия в игровой форме являются особенно эффективными для развития пластичности, координации движений, накопления двигательных навыков, фантазии и творческого воображения. Умело подобранные игровые сюжеты и упражнения, а также соответствующее музыкальное сопровождение, развивают возможности детей, их таланты. Игровая ситуация увлекает ребёнка, даёт возможность самостоятельной деятельности.

Выполняя движения под музыку, дошкольники представляют тот или иной образ, используют характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и своё отношение к ним. На занятиях хореографией и партерной гимнастикой в объединении «Конфетти» мы стремимся развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей в танце, их музыкальность. Нами разработаны музыкально-игровые занятия для дошкольников с целью помочь детям понять танец и музыку, под которую они танцуют. Эта музыкально-игровая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество и является составной частью танцевального занятия подготовительного обучения разработанного специально для малышей. Приведу некоторый небольшой перечень музыкально-игровых упражнений, которые мы используем на своих занятиях.

1. «Угадай-ка»: Педагог: « Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальное сопровождение проводится соответственно, в разных регистрах, темпах и динамике. Дети при этом выполняют характерные движения: «птички», «медведя», «зайчика и др.

 2. «Повторяй-ка». Задача обучающихся - повторить ритмический рисунок, прохлопав его в ладоши.

3. «Поиграем в тишину». Что такое пауза и как её просчитать.

Кроме того мы используем имитацию движений животных и растений. Основные принципы нашей методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку, создавать определенный образ и передавать в движении разнообразные чувства, т.е. откликаться на музыку и ей сопереживать. Для этого нами разработаны специальные музыкально-хореографические этюды, такие как: «Аистята», «Котёнок», «Лягушата» и т.д.

Обучение может осуществляться на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах. Успех развития музыкальности на хореографических занятиях зависит от того, насколько сами педагоги – хореограф и концертмейстер, увлечены процессом. От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф, а вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта и от предложенной им музыки.

Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведётся нами в соответствии с программными требованиями хореографа. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза на лёгких музыкальных примерах, ярких по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могут  создать мини-этюд. На протяжении всего курса обучения дети постоянно возвращаются к этим танцам или движениям, но уже на более сложном музыкальном материале. Это происходит при изучении элементов классического танца, который в дальнейшем является основой всех занятий танцами. В нашем репертуаре есть несколько вариантов экзерсисов и музыкальных моментов сопровождающих одни и те же движения, но исполненные детьми разного возраста (в младших группах – это детский репертуар, в старших – более серьёзные музыкальные произведения).

На первом – втором году обучения у детей формируются начальные музыкально-двигательные навыки и интерес к хореографическому искусству. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о темпе, ритме, динамических оттенках, музыкальных жанрах (марш, полька), музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.

В качестве музыкального сопровождения мы используем произведения с прозрачной фактурой изложения, имеющие выразительную, яркую живую мелодию, ритмический рисунок, совпадающий с разучиваемым движением. Отбор музыкального репертуара происходит с учётом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста. Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также используя собственный многолетний опыт работы, нами были отобраны музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, яркость, образность, доступность музыкального языка. В наш репертуар включены русские, украинские народные мелодии, обработки В. Локтева, музыкальные произведения композиторов, чьё творчество обращено к детям (Е. Тиличеева, М. Красев, Ю. Слонов, В. Витлин, Т. Попатенко, А. Филиппенко и др.). Из классического репертуара отобраны произведения композиторов XVIII, XIX и XX веков:  (В. Моцарта, М. Глинки, Ф. Шуберта, Н. Римского - Корсакова, П. Чайковского, А. Грибоедова, М. Мусоргского, С. Прокофьева, К. Сен–Санса, Э. Грига, А. Глазунова,  Й. Штрауса, Р. Глиэра, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, К. Караева,  Р. Щедрина,  А. Цфасмана и многих других).  Все они разнообразны по жанрам и тематике. Подбирая музыку для движений, мы руководствовались тем, чтобы репертуар был привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия, основа музыки, важнейшие её элементы: ритм, метр (чередование тяжёлых звуков с более легкими), темп (как скорость в основе своей и в музыке и в танце един), гармония, тембр – основа музыкальной грамоты. В совокупности они составляют её язык, и мы учим детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается в процессе органичного соединения движения и музыкальной фразы (начало и окончание). Дети чётко должны слышать: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – его завершение. В этой связи особое значение приобретает исполнение вступления и заключения. В младших группах оно не должно ограничиваться исполнением двух тактов каденции, этого недостаточно. Во время звучания вступления детям необходимо понять характер музыки, настроиться на выполнение движения в заданном темпе, успеть скоординировать свои действия, поэтому вступление к каждому упражнению, этюду, танцу не может быть менее четырех тактов, а заключение должно быть чётким и коротким (содержать два аккорда).

В процессе систематической работы юные танцоры приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, проникаться содержанием произведения, красотой формы, образов. На несложных музыкальных примерах мы учим детей определять на слух 2-х и 3-х-дольные музыкальные размеры, улавливать различие образного содержания музыкальных фрагментов одинаковой метрической основы.

Ненавязчивое слуховое сопоставление музыки различного образного содержания, но объединённой одним жанром, происходит уже на самых первых занятиях в подготовительной группе при выполнении учащимися однотипных упражнений: например, при исполнении марша по залу обучающиеся должны слышать чёткую пульсацию долей и синхронно двигаться, выполняя задания  педагога - хореографа. Для этого упражнения используется «Марш» С. Прокофьева. А в упражнении – этюде «Стойкий оловянный солдатик» слуховое внимание заостряется на акцентировании первой доли в начале каждой музыкальной фразы, подчеркивающей смену жестов рук (Е. Тиличеева «Праздничный марш»).   В младшем школьном возрасте (1 - 3 класс), в дифиле «барабанщиц» первая доля каждого такта марша чётко обозначает момент поворота в правую или левую стороны. Поскольку характер данного упражнения и костюмы соответствуют эпохе фильма «О бедном гусаре замолвите слово» мы решили использовать «Песенку про трубачей» А. Петрова из этого фильма.Синтез увиденного на экране и услышанного в музыке помогли детям создать задуманный образ.

Образное содержание музыкального сопровождения помогает детям правильно выполнять, казалось бы, элементарное упражнение -бег под музыку. Зачастую дошкольники и младшие школьники выполняют это задание как быстрое хаотичное движение, но если оно, например, называется «Печатаем на машинке», то бег на носочках обретает вполне определенный смысл и ритмическую организацию, а музыкальное сопровождение полька «Дедушка», абсолютно точно соответствует предлагаемому образу.   Бег с высоким подниманием колена исполняется осознанно, если это – «цирковые лошадки», танцующие например, под музыку Б. Можжевелова «Весёлые скачки».

При подборе музыки для прыжков мы ориентируемся не только на однородность ритмической организации фактуры, но и на её фразировку и  расстановку ударений внутри музыкального построения. Для таких упражнений подойдут всевозможные польки.

«Метаметодом» в обучении является метод сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании,  поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение. Например : Упражнение «Часы с кукушкой» развивает чёткость ритма и одновременность исполнения движений. В размере 2/4 звучит импровизация «Часы» (авторкая) и дети выполняют наклоны в стороны  имитируя движение маятника, проговаривая в ритме «тик-так», затем мелодия меняется при неизменном ритме и дети изображают «кукушек» (наклоны вперёд), каждый наклон сопровождается словом «ку - ку». В музыке подчёркивается каждая доля.

Упражнение «Аистята» тоже основано на образном сравнении с походкой аиста (поочередное поднимание и опускание согнутых коленей ног, раскрытые и закрытые руки – «крылья»). В музыке это подчёркнуто ударением на второй доле.  Вторая часть упражнения более чёткая, (те же движения выполняются с продвижением вперед и назад), музыкальное ударение делается на каждой доле, подчёркивающей каждый шаг. Для данного упражнения подходит музыка к танцу «Забава» В. Локтева.

Этюд «Кошка» - очень нравится детям. Самое известное и всеми любимое животное. Для малышей образ котёнка очень близок. Мы взяли за основу детскую песенку С. Гаврилова «Цап-царап», выучили её слова и вместе с движениями спели. Получилась галерея котиков, все со своим характером и повадками. В данном упражнении мы развиваем внимание к прослушанному произведению, знакомим с его структурой, учим сопереживать персонажам и перевоплощаться в них с помощью хореографических упражнений: моторики пальцев, координации рук и корпуса. В куплете музыка – медленная, плавная, нежная, ласковая мягкая, legato (дети поглаживают и вращают кисти рук). В припеве, она становится чёткой, «колкой», (дети изображают коготки котёнка). Того же воображаемого котёнка мы гладим, перекладывая из ладошки в ладошку, поим молочком и с ним прощаемся в заключении занятия. Нам так понравилась идея соединения песни и танца, что мы её решили продолжить и использовать в партерной гимнастике для сценки – этюда «Кошка». Здесь она грациозная, гибкая, умеет напрячь мускулы, сгруппироваться перед прыжком или расслабиться и «млеть» отдыхая. Ходит очень плавно, мягко переставляя лапы и выгибая спинку. Спит, свернувшись калачиком (перекаты справа налево), просыпается, потягивается, умывается (плавные движения тела и рук). Музыка полностью комментирует движения детей: то она ласковая и плавная, а то озорная, чёткая, быстрая. Кошка может быть дикая, домашняя, взрослая или котёнок, вариантов для фантазии детей много, важно правильно её направить и соответственно музыкально оформить.

Упражнение «Лягушата » для дошкольников достаточно трудное.  Оно помогает освоить прыжок с толчком, предполагает музыкальное сопровождение, где в одинаковых по протяжённости музыкальных фразах смысловой акцент совпадает с моментом выпрыгивания наверх. Поэтому мы начали эту работу с образного содержания и сравнения с настоящими лягушатами. За основу мы взяли озорную песенку муз. И. Бодраченко «У берега речушки» и попробовали её инсценировать по тексту. Дети с удовольствием стали петь эту песенку, а затем выполнять движения. А какие они могут быть? Конечно прыжки. Мы предложили детям представить и сыграть сценку – этюд: сидя по-лягушачьи на «болоте» представляем себе лягушачий концерт. Дети с удовольствием квакают в момент 3-х-разового качания головой в правую и левую сторону, а начало каждой фразы даёт команду приседания и выпрыгивания наверх. Это очень чётко слышно в аккомпанементе данной песни и детям не составляет труда исполнить все движения вовремя. Кроме того настроение самой песни дало толчок к развитию воображения детей и образ каждого «лягушонка» стал индивидуален.

Большую трудность у детей подготовительной группы вызывает такое движение как подскоки. Хореограф предлагает обучающимся «выпрыгивать наверх». Задача концертмейстера подобрать музыку, наиболее соответствующую заданию. К данному упражнению подходит песенка Дж. Уотта «Три поросёнка», соответствующая характеру персонажей (неугомонные поросята). Для усиления характера движения мы вносим небольшое ритмическое изменение - пунктир на сильной доле такта, при этом, не искажается образное содержание музыки.

На занятиях в подготовительной группе обучающиеся начинают разучивать простой шаг польки и её несложные разновидности. На самом начальном этапе знакомства с этим движением мы стараемся подбирать музыкальное сопровождение, наиболее совпадающее с ритмом движения

(двухтактная ритмическая формула с остановкой на четвертной длительности должна быть определяющей), например как в «Польке» Б. Сметаны.   В игровых же моментах - этюдах на основе польки, музыка, прежде всего, имеет образное значение. Так в этюде «Птичка»   на музыку В. Косенко «Полька», мелодия, звучащая в верхнем регистре, с обилием форшлагов, в быстром темпе,  помогают детям перевоплотиться в образ воробья. А для танцевального этюда «Новые туфли», где основой музыкального сопровождения тоже служит жанр польки, мы предлагаем пьесу двух или трехчастную,  развивающего характера, так как смена частей музыкального произведения должна соответствовать чередованию разучиваемых движений – «хвастаемся», «разминаем туфли» и т.д. «Полька» Ю. Чичкова помогает ярко нарисовать эту картинку.

Иногда сама музыка позволяет начинающим танцорам эмоционально передавать в движении её образное содержание. Например,  «Разминка» под известную мелодию   Н. Рыбникова из к\ф «Усатый нянь» очень нравится детям. Она делает эту часть занятия весёлой, непринуждённой, легко усваиваемой и характерной, а Упражнение - этюд «Буратино» наиболее выразительно получается у детей тогда, когда звучит мелодия песни из популярного детского кинофильма того же композитора.

Музыкальная тема «Рок - н - ролла», с соответствующими движениями, которую мы использовали только в средней и старшей группах, получила своё продолжение у дошкольников. Были выбраны понятные детям движения и озорная современная музыка. Мы увидели, как загорелись у детей глаза, и с каким огромным удовольствием и усердием они исполняли этот танец. Он стал использоваться нами в качестве отдыха от физического напряжения, а в процессе работы, мы решили сделать его «визитной карточкой» хореографического объединения «Конфетти». Музыкальные образы стали разнообразны: у средней и старшей группы - это «Новогодние кошечки», а у дошкольников - «Весёлые зайчики». Музыкальное развитие осуществляется с помощью вариаций, движения при этом видоизменяются, добавляются новые элементы: движение вперед – назад, вправо – влево приставные шаги и т.д. Чем ярче вариация, тем интереснее движение (прыжки с подъёмом согнутого колена в полуобороте, вокруг себя и т.д).

Знакомство с историко - бытовыми танцами осуществляется в процессе знакомства с характерными движениями, прослушивания произведения и комментариев по данной теме.  В младшем возрасте это «Танцы кукол»

Д. Шостаковича, а по мере усвоения движений, в средней группе это пьеса   «Падеграс»  Б. Лившица – достаточно сложное для восприятия музыкальное произведение.                                                                                                                         

Аналогичным образом мы знакомим детей подготовительной группы с трёхдольной музыкой, наполненной разным образным содержанием. Так, например, для приветственного поклона, исполняемого в начале каждого занятия, традиционно используется вальс в виде законченного периода из восьми тактов. У младших учащихся это должна быть предельно простая мелодия с акцентом на первой доле каждого такта, так как смена позиций происходит только в начале каждого следующего такта. Нами используется пьеса П.Чайковского «Грустная песенка».  У старших детей, для разнообразных поклонов возможно использование части произведения с чёткой каденцией как у А. Петрова в «Упражнении с мячами», а для других поклонов используются характерные мелодии, такие как, например, «Мазурка». В Упражнении «Танцующие капельки»,   мелодия вальса, звучащая в верхнем регистре, в подвижном темпе, с приемом staccato, подсказывает детям совершенно определённый характер движений (Д. Шостакович «Вальс-шутка»).   А упражнение «Растут цветы» или этюд «Роза» предполагает длительное развёртывание мелодии в спокойном темпе, в восходящем направлении, полностью повторяя движения рук, головы, корпуса танцующих. В сочетании с музыкой П. Чайковского «Вальс цветов» получается яркий образ одного дня жизни цветка.

Упражнения для разучивания плавной смены позиций рук и наклоны корпуса также исполняются под аккомпанемент спокойного вальса, но здесь имеет значение музыкальная фразировка, так как смена позиций происходит одновременно со сменой музыкальной фразыкак у Ю. Слонова  в «Вальсе конькобежцев». В  старшем возрасте происходит усложнение двигательного материала и   музыка соответственно, становится более серьёзной, требующей внимания, например Наклоны исполняются под  прощальный Вальс из к/ф «Мост Ватерлоо».

В партерном экзерсисе с использованием комплекса упражнений развивающих гибкость: «змейки», «колечки», «корзиночки», «птички» и т.д. плавная, спокойная трёхдольная музыка помогает детям сосредоточиться на удержании статичной позы при сохранении равномерного дыхания, при этом она не содержит чистых акцентов и мелкого дробления на фразы.

Практика нашей работы показала, что развитие активного творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр с развитием, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

Очень нравится младшим детям этюд «Цыганочка». Они настолько ярко рисуют этот образ, что мы оставили это упражнение как обязательное в данном возрасте. Дети следят за осанкой, чёткой работой плеч, рук во время хлопков и красивым откидыванием головы назад в конце этюда - своеобразная точка. Мелодия и ритм цыганочки настолько знаком и близок детям, что им не составляет труда исполнить этот этюд в нужном характере.

Игровая ситуация «Подснежник». Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки цветка. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих, растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу. Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон. Используется пьеса П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник».

Игровая ситуация «Капельки». Педагог: Вчера вечером шел дождь. С неба летели большие и маленькие капельки. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. И когда дождь кончился, они остались лежать на листочках, устали и заснули. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки, складывают руки, опускают голову, закрывают глаза и «спят».Утром капельки проснулись, потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат. Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. До земли ой как далеко, а они такие маленькие. Ветер становился все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах, кружатся, свободно  и плавно двигаясь, подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются. А вот и земля, и наши капельки упали на травку и цветочки. Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой. Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку. Солнышко стало припекать все сильнее и наши капельки стали таять. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше. Но капельки, которые испарились, не пропали, а собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки. Произведение Поля Мориа «Лирический танец», не только помогает нарисовать эту картину, и даёт возможность продолжить эту историю.

Мини-этюд «Березка» -активизирует воображение детей, развивает музыкальность, эмоциональность и фантазию. Педагог: Наконец после долгой, холодной зимы наступила теплая весна. Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились они, но согласились. Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что березки могут заболеть и разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули. Используется музыкальное произведение Е. Тиличеевой «Березка»

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Он нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкально-технического уровня, художественной культуры и особого призвания. Неслучайно, почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Музыкальное сопровождение танцевальных занятий в объединении «Конфетти» играет не только прикладную роль, но имеет  важное значение, как самостоятельная часть учебного процесса. С первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе «Конфетти» мы начинаем с развития эмоциональной выразительности и музыкальности, что в свою очередь способствует успешной деятельности, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. В нашей работе всегда есть объективные сложности, мы занимаемся с детьми разного возраста (от дошкольников до выпускников школ) и разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование.  

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость, а также огромный артистизм и обладание разносторонними музыкально-исполнительскими дарованиями.

Необходимость разучивать конкретные движения из танцевальных композиций требует от нас использовать: чёткое и правильное исполнение подобранного музыкального материала, использование уже известных мелодий в других темпах или с изменением ритмического рисунка, подбор мелодий по слуху, сочинение «на ходу».

Результативная работа в хореографическом объединении «Конфетти» стала возможна благодаря содружеству педагога-хореографа и концертмейстера, что является необходимым условием развития музыкальных способностей обучающихся. Наше сотворчество

осуществляется во всех сферах: планировании  и реализации учебной программы, разработке новых методов обучения, постановке танцев.  

   

                                                                              



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.022 с.)