По учебной (интегрированной клинической) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По учебной (интегрированной клинической)



По учебной (интегрированной клинической)

практике студентов 2 курса

 

Методические рекомендации предназначены для студентов 2-го курса очной формы обучения факультета психологии и педагогики, обучающихся по направлению "Психолого-педагогическое образование", профиль "Психология и педагогика начального образования". В них раскрыты задачи и содержание учебной практики, даны методические рекомендации по выполнению программы практики и оформлению отчетной документации

 

 

Нижний Новгород

2015

 

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации по учебной практике составлены на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 "Психолого-педагогическое образование", утвержденного «22» марта 2010 г., номер 200;

• Рабочей программы по учебной (интегрированной клинической) практике (2 курс) по направлению подготовки 050400.62 "Психолого-педагогическое образование", профилю подготовки "Психология и педагогика начального образования".

 

Цели учебной (интегрированной клинической) практики

Целями интегрированной клинической практики являются:

 - закрепление знаний по педагогике и психологии;

 - формирование метапрофессиональных компетенций, необходимых для профессиональной педагогической деятельности;

 - погружение студента в реальную профессиональную среду в сотрудничестве с педагогом-наставником;

 - ознакомление с различными видами деятельности учителя начальных классов;

 - включение студентов в деятельность групп по реализации школьных проектов;

 - создание условий для становления у студентов гибкого педагогического мышления, позиции учителя – исследователя, развития потребности в профессиональном саморазвитии, навыков организации различных видов деятельности учащихся начальных классов.

Задачи учебной (интегрированной клинической) практики

Задачами интегрированной клинической практики являются:

1. Мотивационные: развитие у студентов положительного отношения к педагогической профессии; профессиональной мотивации «на ребенка», интереса к общению с детьми младшего школьного возраста; стремления к педагогическому творчеству; исследованию педагогических явлений.

2. Теоретические: приобретение знаний о современной практике работы начальной школы; о деятельности учителя начальных классов; закрепление теоретических знаний по педагогике и психологии и их применение в практической деятельности; знакомство с методами педагогического и психологического исследования; знакомство с некоторыми педагогическими технологиями (проектная технология, портфолио, игровые технологии, технологии организации различных видов деятельности младших школьников др.).

3. Деятельностно–практические: первоначальное становление у студентов психолого-педагогических навыков и умений:

· аналитических: наблюдение и анализ особенностей обучающей и воспитательной деятельности учителя начальных классов и деятельности по управлению процессом развития младших школьников; аспектный дидактический и психологический анализ уроков; анализ собственной деятельности; изучение собственного поведения в ситуации общения с детьми;

· исследовательских: овладение некоторыми методами педагогического и психологического исследования; оформление результатов исследования;

· проектных: приобретение опыта совместной деятельности в проектных группах и первоначальных умений менеджера педагогического проекта (целеполагание, планирование, контроль, оценка, рефлексия деятельности)

· коммуникативных и организаторских: освоение технологии организации различных видов деятельности младших школьников, приобретение навыков общения с педагогами и учащимися.

4. Личностные: формирование у будущих учителей личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической педагогической направленности.

Рабочий этап практики

Учебная (интегрированная клиническая)практика проводится на постоянном рабочем месте (в одном из начальных классов учреждений общего среднего образования) индивидуально или в составе группы из двух-трех человек.

    Студенты выполняют программу учебной практики, включающую организационный, рефлексивно-аналитический, исследовательский и деятельностно-практический и проектный блоки.

Организационный блок

    Виды деятельности студента:

1) знакомство со школой, педагогом-наставником (учителем начальных классов),, учащимися;

2) ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения младших школьников, основной образовательной программой (ООП) для начальной школы (учебный план школы, программа формирования универсальных учебных действий и другие составные части ООП);

3) составление индивидуального плана практики (по дням), его реализация в течение практики; определение индивидуального проектного задания.

4) ознакомление с документацией учителя начальных классов (классным журналом, учебными и рабочими программами по учебным предметам,, программой воспитательной работы, конспектами уроков и др.); составление перечня документации;

5) оказание помощи учителю в подготовке к урокам (оформление доски, подбор наглядных пособий, подготовка технических средств обучения и др.);

6) оказание помощи учителю в организации детей (в перемену, до и после уроков, при посещении столовой и т.п.);

7) оказание помощи учителю в изготовлении наглядных пособий, индивидуальных карточек для учащихся и других дидактических материалов, компьютерных презентаций к урокам;

8) ведение дневника практики и составление отчета по практике.

Рефлексивно-аналитический блок

    Виды деятельности студента:

1) наблюдение профессиональной деятельности учителя начальных классов и учителей-предметников по обучению, воспитанию и развитию учащихся;

2) создание «методической копилки» (описание интересных методических приемов, использованных учителями, дидактических игр, наглядных пособий, запись фрагментов уроков, классных часов и внеурочных занятий и т.п.);

3) выполнение анализа учебно-методического комплекта, который использует учитель (учебники, тетради с печатной основой, материалы для контроля знаний учащихся);

4) выполнение анализа портфолио учащихся и учителя (структура, содержание);

5) выполнение аспектного дидактического и психологического анализа уроков (протоколирование пяти уроков по разным учебным предметам, их анализ с точки зрений дидактических принципов, форм, методов и содержания обучения, организации процесса усвоения, формирования универсальных учебных действий);

6) самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики.

Исследовательский блок

    За период учебной практики студент проводит исследование в рамках курсовой работы по психологии, предусмотренной учебным планом по профилю "Психология и педагогика начального образования" в 4 семестре.

Виды деятельности студента:

1) освоение различных методов психологического исследования в соответствии с темой курсовой работы; выполнение исследовательского задания по проектной деятельности;

2) проведение исследования в рамках курсовой работы по психологии с учетом темы проектной деятельности

3) анализ и оформление результатов исследования.

Деятельностно-практический  и проектный блок

    Виды деятельности студента:

1) организация игровой деятельности детей (на переменах, на уроках и во внеурочное время);

2) организация деятельности учащихся начальных классов в рамках проекта (с учетом темы проектной группы)

Итоговый этап практики

1. Студенты оформляют отчетную документацию и дневник учебной практике, получают отзыва педагога-наставника образовательной организации о своей работе.

2. Руководитель учебной практики проверяет и оценивает отчетную документацию студентов.

3. Проводится подготовка к участию в итоговой конференции: анализ результатов проектной деятельности, оформление компьютерной презентации в рамках проектной группы

4. Проводится итоговая конференция, на которой обсуждаются результаты учебной практики и заслушиваются отчеты групп о результатах проектной деятельности.

3. Методические рекомендации по выполнению программы

учебной практики и оформлению отчетной документации

Рекомендации по выполнению заданий

Организационного блока

    Студент обязан находиться в школе 6 часов в день, посещая все уроки и внеклассные занятия в данном классе.

1. Знакомство студента со школой, учителем, учащимися.

В отчете по практике оформляется следующее:

• сведения об образовательном учреждении (школе): полное название и номер школы, район, адрес, телефон, режим работы и др.;

• сведения о классе: расписание уроков, список класса;

• сведения об образовательной системе или УМК (учебно-методическом комплекте), например УМК "Школа России";

• сведения об учителе: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы учителем начальных классов; образование (какое учебное заведение закончил, в каком году), квалификационная категория, звание (если есть) и др.

2. Составление перечня документации, которая ведется учителем начальных классов.

    Желательно познакомиться с основной образовательной программой (ООП), разработанной в школе для начальных классов, в том числе с учебным планом школы, программой формирования УУД (универсальных учебных действий) и другими видами документов.

    Особое внимание нужно уделить изучению документации учителя начальных классов, составить ее перечень. К такой документации относятся учебные и рабочие программы по учебным предметам, классный журнал (обычный и электронный), программа воспитательной работы, конспекты уроков и др. В приложении нужно представить ксерокопии (или электронные документы) фрагмента рабочей программы (календарно-тематического планирования) по одному из учебных предметов, фрагмента программы формирования УУД (универсальных учебных действий) и другой документации, которую оформляет учитель начальных классов.

3. Оказание помощи учителю.

Студент может оказать помощь учителю в подготовке к урокам (оформление доски, подбор наглядных пособий), в организации детей (в перемену, до и после уроков, при посещении столовой и т.п.), в изготовлении наглядных пособий, создании мультимедийных презентаций к урокам, подготовке индивидуальных карточек для учащихся и других дидактических материалов, в заполнении электронного журнала и т.п..

Выполненная студентом работа отражается в индивидуальном плане практики и в дневнике практики в виде отчета по каждому дню практики.

Рекомендации по выполнению заданий

Рекомендации по выполнению заданий

Исследовательского блока

    За период учебной практики студент проводит исследование в рамках курсовой работы по психологии, предусмотренной учебным планом по профилю "Психология и педагогика начального образования" в 4 семестре.

    Тема исследования, его содержание и особенности проведения определяются студентом совместно с руководителем курсовой работы. Тема должна соответствовать групповой теме проектной деятельности. За период учебной практики студент осваивает различные методы психологического исследования в соответствии с выбранной темой. Результаты исследования оформляются в практической части курсовой работы. В отчете по учебной практике результаты исследования в рамках курсовой работы оформляются кратко: тема курсовой работы, ее цели и задачи, оглавление, краткое содержание практической части курсовой (проведенного исследования).

    Выполняется также исследование по проектной деятельности (см. в следующем блоке).

Рекомендации по выполнению заданий

по учебной (интегрированной клинической)

практике студентов 2 курса

 

Методические рекомендации предназначены для студентов 2-го курса очной формы обучения факультета психологии и педагогики, обучающихся по направлению "Психолого-педагогическое образование", профиль "Психология и педагогика начального образования". В них раскрыты задачи и содержание учебной практики, даны методические рекомендации по выполнению программы практики и оформлению отчетной документации

 

 

Нижний Новгород

2015

 

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации по учебной практике составлены на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 "Психолого-педагогическое образование", утвержденного «22» марта 2010 г., номер 200;

• Рабочей программы по учебной (интегрированной клинической) практике (2 курс) по направлению подготовки 050400.62 "Психолого-педагогическое образование", профилю подготовки "Психология и педагогика начального образования".

 

Цели учебной (интегрированной клинической) практики

Целями интегрированной клинической практики являются:

 - закрепление знаний по педагогике и психологии;

 - формирование метапрофессиональных компетенций, необходимых для профессиональной педагогической деятельности;

 - погружение студента в реальную профессиональную среду в сотрудничестве с педагогом-наставником;

 - ознакомление с различными видами деятельности учителя начальных классов;

 - включение студентов в деятельность групп по реализации школьных проектов;

 - создание условий для становления у студентов гибкого педагогического мышления, позиции учителя – исследователя, развития потребности в профессиональном саморазвитии, навыков организации различных видов деятельности учащихся начальных классов.

Задачи учебной (интегрированной клинической) практики

Задачами интегрированной клинической практики являются:

1. Мотивационные: развитие у студентов положительного отношения к педагогической профессии; профессиональной мотивации «на ребенка», интереса к общению с детьми младшего школьного возраста; стремления к педагогическому творчеству; исследованию педагогических явлений.

2. Теоретические: приобретение знаний о современной практике работы начальной школы; о деятельности учителя начальных классов; закрепление теоретических знаний по педагогике и психологии и их применение в практической деятельности; знакомство с методами педагогического и психологического исследования; знакомство с некоторыми педагогическими технологиями (проектная технология, портфолио, игровые технологии, технологии организации различных видов деятельности младших школьников др.).

3. Деятельностно–практические: первоначальное становление у студентов психолого-педагогических навыков и умений:

· аналитических: наблюдение и анализ особенностей обучающей и воспитательной деятельности учителя начальных классов и деятельности по управлению процессом развития младших школьников; аспектный дидактический и психологический анализ уроков; анализ собственной деятельности; изучение собственного поведения в ситуации общения с детьми;

· исследовательских: овладение некоторыми методами педагогического и психологического исследования; оформление результатов исследования;

· проектных: приобретение опыта совместной деятельности в проектных группах и первоначальных умений менеджера педагогического проекта (целеполагание, планирование, контроль, оценка, рефлексия деятельности)

· коммуникативных и организаторских: освоение технологии организации различных видов деятельности младших школьников, приобретение навыков общения с педагогами и учащимися.

4. Личностные: формирование у будущих учителей личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической педагогической направленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.4.44 (0.037 с.)