Проблемы поиска индивидуального стиля в одежде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы поиска индивидуального стиля в одежде



Основа для формирования индивидуального стиля в одежде закладывается еще в детском возрасте под влиянием вкусов и оценок родителей и значимых других. Основным механизмом выступает в данном случае подражание. Дети подражают взрослым во всем, в том числе и манере одеваться. «Классику» или «романтизм» и даже «авангард» не без труда можно обнаружить в детских кос­тюмчиках и платьицах. У подростка по мере становления образа «Я», форми­рования мировоззрения появляются собственные пристрастия в одежде. Зачас­тую они основаны на внешней идентификации себя со своим кумиром, в роли которого часто выступают известные музыканты, актеры, спортсмены, поли­тики, друзья. Молодежь чаще, чем взрослые, меняют одежду, так как испыты­вают острую потребность в изменении, познании себя с разных сторон. Пред­положительно, наиболее характерные черты индивидуального стиля в одежде выписываются к 18-20 годам. Это связано с определением жизненных и про­фессиональных планов и перспектив, сложившейся к этому времени системы ценностных ориентации и общей направленностью личности. Изменения в струк­турных компонентах личности могут повлечь за собой и изменения в стиле.

Устойчивость индивидуального стиля закрепляется, вероятно, под влиянием некоторых устойчивых личностных черт, прежде всего, таких, как потребность в достижениях и творческий стиль мышления. Эти черты наряду с другими являются, как указывалось выше, личностными детерминантами процесса следования моде.

Учет данных психологических исследований об устойчивости-изменчивос­ти личностных черт позволяет сделать весьма смелые предположения о психо­логических аспектах проблемы формирования индивидуального стиля одежды. По результатам исследований у мужчин самыми устойчивыми чертами оказа­лись следующие: пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, а у женщин - эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчивость, жела­ние дойти до пределов возможного. Вероятно, поэтому женщины - наиболее активные субъекты моды. Более того, они в большей степени, чем мужчины, стре­мятся быть не только модными, но и неповторимыми, «самыми обаятельными и привлекательными». Что и находит свое выражение в поиске и создании индиви­дуального стиля одежды. Можно предположить, что феномен индивидуально­го стиля одежды обязан своим появлением психологии женщины. Г. Мортон, разрабатывая концепцию формирования личной привлекатель­ности, подчеркивала: «Одежда может быть выбрана для самовыражения и для идентификации ее владельца с прекрасным. Ношение одежды не может быть использовано лишь для показа, доказательства богатства и власти, или иденти­фикации с социальной группой, к которой человек относится или с которой хотел бы «идентифицировать» себя. Данный аспект довольно часто дискутиру­ется в последнее время. Индивидуальный стиль костюма, несомненно, нахо­дится за пределами стадного инстинкта».6




Костюм, который подкрепляет самовыражение современной женщины, высвечивает всю несущественную и лишнюю отделку, применяемую без учета структурных линий. Костюм представляет четкую, рациональную простоту, совмещенную с психофизиологическими особенностями его хозяйки и даю­щую ей возможность выделиться в существенном.

Современный костюм с хорошим дизайном, подобно удачным дизайнерс­ким находкам в современной фурнитуре, архитектуре, декоративном искусст­ве, зависит от разумного использования линии, интересных форм, соответству­ющих материалов и искусного сочетания цвета. Одежда и дом становятся сред­ствами самовыражения и хорошим фоном для личности. Современный кос­тюм должен представлять собой тщательно продуманный ансамбль: шляпка должна соответствовать платью, гармонично сочетаться с перчатками и обу­вью, а некоторые наиболее эффектные украшения не должны бросаться в гла­за, но, будучи замеченными, не должны легко забываться. Но индивидуаль­ность имеет значительно большее значение, чем эти мелочи; последние много­кратно повторяют индивидуальность каждого.


 


Немногие обладают чутьем, которое приводит к результатам, олицетворя­ющим стиль. Есть те, кто имеет безупречный вкус, но не воплощает его в своей внешности; или те, кто близок к воплощению, но имеет старомодные вкусы; или те, кто не видит цвета; или те, кто обладает хорошим чувством цвета, но лишен чувства линии и силуэта.

Тем не менее, всегда можно обнаружить ту женщину (или того мужчину), которая олицетворяет все элементы стиля. Она редко бывает хорошенькой от природы. В глазах других людей она просто некрасива; но она интеллигентна, много знает и космополитична. Она также имеет вкус в одежде, скорее приоб­ретенный, чем врожденный, который позволяет ей обнаруживать и приобре­тать те вещи, которые имеют важное значение и смысл. Это может быть цвет, ассоциирующийся с памятными, глубоко личными переживаниями, изыскан­ное украшение, способ комбинирования частей одежды. Правомернее утверж­дать, что стиль определяется в большей степени способом ношения одежды, чем одеждой самой по себе. В.манере ношения одежды должно быть нечто личное - некоторое чутье - беспечный залом на шляпе, легкая небрежность, вызывающие зависть, признаки чувства собственного достоинства, элеган­тности, которые выражают настроение и жизненную силу.

«Кто ты?» - именно с ответов на этот вопрос, по мнению Джоан Уоллес (Joanne Wallace), начинается поиск индивидуального стиля в одежде. Свои на­блюдения автор представила в виде нескольких моделей поведения, позволяю­щих ориентироваться в стилевых предпочтениях индивидов.7

Если у человека большие амбиции, если он любит водить спортивную ма­шину или путешествовать вокруг света на сверхсовременном лайнере, если с его появлением в обществе атмосфера наполняется духом элегантности, то этот человек будет заботливо относиться к формированию своего гардероба, поку­пая только красивую одежду. Такой человек имеет свой стиль в одежде, но при этом он не пропустит случая попробовать одеть что-нибудь новое. Это - «стиль высшего общества», «изысканный», «утонченный», «от кутюр».

Почитателями романтического стиля, как правило, становятся поклонники старых фильмов, поэзии и старинных романсов. Они помнят каждую знамена­тельную годовщину и просто таят при свечах и мягкой музыке. Особенно про­является этот стиль в одежде женщин, которые стремятся выглядеть женствен­но и привлекательно. Они предпочитают носить платье или юбку с рюшами и кружевом пастельных и белых тонов; нечто ностальгическое, утонченное и мягкое характерно для них. Но среди современниц таких женщин немного. По данным уже упоминавшегося выше маркетингового исследования АО «Перво­майская заря» (Санкт-Петербург), одежду романтического стиля выбирают лишь 0,4 % опрошенных женщин.

Романтизм в мужской моде проявляется в неконтрастных сочетаниях цве­тов, как правило, тон в тон, и небольших объемах, в мягкости линий и ненавязчивости кроя, который лишь деликатно повторяет линии тела, но ни в коем случае не искажает его естественных пропорций, и, наконец, в очевидном от­сутствии табу, равно как и строгих правил. Нет повседневной необходимости в галстуке, а сорочку не обязательно заправлять в брюки, летом обувь запросто надевают на голую ногу.

Спортивный стиль одежды - для тех, кто постоянно находится в движении, кто живет открыто, без тайн, кто держит свои ролики у двери и всегда готов отправиться в путь, кто получает удовольствие от того, чтобы проснуться рано, приветствуя наступивший день улыбкой. Такие люди любят комфорт, а поэто­му носят практичную одежду, не стесняющую движений, летящую, подобно их активности. 5,7 % женщин выбирают одежду данного стиля.

Личность, которая готова поспорить ради спора, которую привлекают проч­ные машины, сафари и подводное плавание, которая смело комбинирует одеж­ду и выглядит при этом великолепно, которая одной из первых надевает мод­ные вещи, несомненно, выбирает авангардный стиль одежды. Такие индиви­ды, как правило, имеют свой уникальный стиль. Никто другой не может состя­заться с ними в совершенстве.

 

Современная авангардная одежда находится в постоянном контакте и взаимодействии с поверхностью тела человека, образуя подвижную, из­меняющуюся в пространстве и во времени систему «человек-одежда». Про­грессивные разработки в технологии производства и обработки материа­лов и самой одежды или нетрадиционное использование давно существу­ющих методов и материалов являются


 

основой создания авангардной одеж­ды и открывают новые возможности использования разрабатываемых из­делий человеком, что, собственно, и привлекает поклонников данного стиля (7,4 %).


И, наконец, о вечной классике. Классического стиля в одежде придержива­ются организованные и предупредительные личности, предпочитающие рабо­тать индивидуально. Они верны традициям и хранят дружбу со старыми друзь­ями. Их одежда - обычно прилегающего силуэта. Классика выбирается на дли­тельный срок носки, несколько сезонов. 55,4 % женщин предпочитают одежду классического стиля.

В одном из экспериментальных исследований была выявлена весьма зна­чимая закономерность, подтверждающая эмпирические наблюдения Уол­лес - чем точнее костюм выражает индивидуальность, тем более он ком­фортен для его владельца. Индивидуальность и комфортность, таким об­разом, являются тем стержнем, вокруг которого формируется индивиду­альный стиль в одежде.

«Человек - это стиль» - говорят французы. Так или иначе, но каждый че­ловек совершает выбор костюма, ориентируясь на свою индивидуальность, свой типологически обусловленный индивидуальный стиль жизнедеятельности.

Большинство женщин создают свой стиль именно на основе классики, которая ассоциируется у них и с деловой, и с нарядной одеждой одновремен­но. Данное предпочтение вскрывает одно из актуальных противоречий в со­временном классическом костюме. С одной стороны, женщина хочет нравить­ся, удивлять, очаровывать, быть неповторимой, а с другой, она - равноправ­ный участник бизнеса, активный участник социокультурных и политических преобразований в стране. В связи с этим, в одном из наших исследований (1996 г.) была поставлена задача выяснить, каким образом эти две тенденции совме­щаются в женском классическом деловом костюме.

Женщинам, участвовавшим в исследовании, было предложено выбрать из десяти деловых костюмов* один, который понравится и подойдет более всего. Затем выбранные модели были оценены по таким критериям, как эстетич­ность, эротичность, функциональность, комфортность и индивидуальность.

Дальнейший анализ связей между степенью выраженности названных кри­териев костюма и психологическими особенностями потребителя («Я в луч­шем костюме») позволил выявить ряд закономерностей.

В деловом костюме с выраженной эстетической ценностью женщина оце­нивает себя положительно; она не стремится наставлять и поучать, а наоборот, ориентирована на получение советов от других людей; она становится более внимательной в общении. Подчеркивание эротичности в костюме усиливает проявления независимости, стремления выделится, быть на первом плане.

Недостаточно функциональная одежда сдерживает проявления дружелю­бия, склонности к сотрудничеству, согласию или компромиссу. Чем старше потребитель, тем выше его требования к функциональности костюма.

В удобной одежде, с высокой степенью комфортности, деловые женщины проявляют себя менее жестко и агрессивно, но при этом снижаются их энер­гичность, упорство и настойчивость.

Таким образом, выраженность того или иного критерия в костюме может оказывать решающее влияние на поведение деловой женщины и способствовать или, наоборот, препятствовать достижению желаемого результата.

При дальнейшем изучении этой проблемы были обнаружены внутренние связи между характеристиками костюма, которые и следует учитывать как при создании, так и при выборе соответствующего костюма. Изменение интенсив­ности проявления одной из них приводит к изменению другой.

Например, в костюме, отвечающем высоким эстетическим идеалам, обна­руживают себя и эротические характеристики. Женщина в таком костюме не только красива, но еще и сексуально притягательна. Однако эстетичность кос­тюма резко снижает его функциональность. Вряд ли женщина сможет свобод­но передвигаться и тем более работать в платье «от кутюр».

' Все модели спроектированы для осенне-зимней коллекции 1996-1997 года на АО «Перво­майская заря», г. Санкт-Петербург.

Высоко функциональный костюм, в свою очередь, лишен эротики. В этой связи припоминается «бесполая» спецодежда или женский брючный костюм точь-в-точь повторяющий мужской (по цвету, силуэту, фактуре и т. д.).

Исследователи провели сравнение степени выраженности эстетичности, эротичности, функциональности, комфортности и индивидуальности в наибо­лее предпочитаемых моделях (костюм № 1 и костюм № 8). В результате анали­за значимых различий между ними не обнаружено, за исключением показате­лей эротичности.

В костюме № 1 эротичность более выражена. Его выбрали женщины с вы­сокой самооценкой, миролюбивые, уравновешенные, дружелюбные и любез­ные, как правило, со всеми; сильный тип личности, который лидирует во всех видах групповой деятельности и полагается на свое мнение.

Костюм № 8 выбрали женщины, тип личности которых можно охарактери­зовать как уверенный, активный, направленный на дело, но не обязательно ли­дирующий; гибкий и склонный к компромиссам при решении проблем, вежли­вый, ожидающий советов.

Очевидно, индивидуально-типологические особенности потребителя мод­ной одежды определяют его индивидуальный выбор. В связи с этим очевидна и значимость переориентации современного производства одежды с массово­го на мелкосерийное, максимально ориентированное на потребителя. Потре­битель, в свою очередь, все чаще делегирует одежде конкретные задачи. Осо­бенно это касается деловой одежды для женщин и мужчин. Она должна сооб­щать о человеке ровно столько, сколько ему самому нужно.

Итак, если для женщины важно нравиться, удивлять и очаровывать, то для мужчины, в особенности делового, внешний облик, прежде всего, - камуфляж, набор «знаковых» деталей, указывающих на социальное положение, занимае­мую социальную нишу и возможные амбиции.

Мужская деловая мода многогранна, но при этом в ней выступают два ос­новных направления: «консервативный стиль», работающий на создание обра­за надежного, солидного, состоятельного мужчины - банкира, политика, круп­ного преуспевающего бизнесмена - и «энергич­ный стиль», подчеркивающий инициативность, готовность к самым нетрадиционным решениям.

Психосемантика мужского костюма практи­чески не исследована, хотя имеется немало пуб­лицистических замечаний по данной проблеме.

«Консервативный стиль» называют «стилем трех «С» - серьезен, стабилен, состоятелен. По мнению обозревателя одной из газет, к данно­му стилю в одежде предъявляются ряд требо­ваний и условностей. Прежде всего, - отказ от «итальянской» мужской моды (фирмы Версаче и Армани), которая весьма непостоянна: меня­ются расцветки тканей, крой, силуэт. Известный американский художник-стилист Шелли Кома­рова как-то в одном из своих интервью отмети­ла: «Костюм от Версаче невозможен в амери­канском банке так же, как норковое манто - в угольном забое».    

 

Солидному человеку не нужно производить фу­рор своим внешним видом. Качественная роскошь -куда предпочтительнее. Та же Шелли называет и имя модельера, создающего образ солидного мужчины, это - Ральф Лоран. «Идея его коллекций проста до очевидности: все меняется, мода ветрена и перемен­чива, и только истинный джентльмен остается обра­зом стабильности и постоянства». Действительно, «консервативный» костюм едва ли находится в под­чинении у моды. Из тканей выбираются натуральные или смесовые: кашемир, твид естественных мягких тонов: серый, бежевый, синий. Хорошие пуговицы, дорогие подкладки. Рубашки к безупречному костю­му должны быть так же безупречны - однотонные, с едва заметным геометрическим рисунком. Особый шарм - рубашка с вышитой монограммой владель­ца, выполненная на заказ у портного.

На другом полюсе мужской деловой моды нахо­дится стиль энергичных, молодых бизнесменов -стиль «трех «О» - общителен, обаятелен, открыт.

Главный акцент здесь ставится на создание имиджа «дружелюбного чело­века», с которым можно вступить в диалог, найти компромисс, а может, даже рискнуть. Мужчина, выбравший подобный образ, может смело эксперименти­ровать со своим гардеробом, главное при этом - не утратить чувство вкуса и меры.

«Энергичный стиль» - это, прежде всего, игра красок и настроений. Чер­но-белая клетка, «гленчик», «куриная лапка», насыщенные тона. Осторожнее следует обращаться с белым. Белый пиджак или костюм может придать облику нарочито театральный вид, хотя в щегольстве ему не отказать.

В коллекциях от Библоса и Монтаны 90-х годов мужчины открыли для себя красный цвет. А затем в мужской моде наступил настоящий «обвал» красного: красные набивные рубашки от Бертоне, красно-терракотовые гал­стуки Босса. И это не причуды модельеров, ведь мода заключает в себе не причину, она - следствие. Популярность ярких цветов, в частности, красно­го в мужской деловой моде - в их влиянии на симпатический нерв: это сти­мулятор нервной системы, настраивающий ее на высвобождение жизнен­ных сил.

Деловую моду сравнивают с боевой раскраской воинов индейского племе­ни, весьма красноречивой. Поэтому потребителю следует осознанно подходить к выбору одежды, следует найти свой стиль, и тогда созданный образ обяза­тельно будет работать на него.

Огромные возможности для самовыражения личности таит в себе одежда фольклорной тематики. Являясь проекцией «архетипов коллектив­ного бессознательного» (К. Г. Юнг), народный костюм позволяет обнаружи­вать в себе многообразие элементов, преобразованные формы которых ис­пользуются при моделировании современного костюма. Такой костюм сохра­няет в себе черты привлекательности, активности и силы, свойственные на­родным костюмам. В. Зайцев замечает: «Национальный костюм обладает нео­бычайной силой долговечности, помогающей выстоять и блистать в любой обстановке, он подчеркивает в человеке такие качества, как достоинство, эле­гантность, изысканность».8

Постоянно стремясь к новизне, люди ищут ее в старом, потому что неиз­менна сама форма человеческого тела, потому что естественно обращение к глубинам подсознания и памяти при определении в настоящем перспектив бу­дущего. Но люди не просто копируют и механически повторяют старое, а находят в нем новую красоту с позиций современного им мировоззрения. Об­ращение к народному костюму, особенно частое в XX веке, также сильно не механическим перенесением старых форм, не культивированием старых тра­диций, а их всемерным развитием и обогащением. Черпая в сокровищнице народного костюма различные его элементы: крой, декор, цветовую гармонию, художники обнаруживают их современное звучание.

Традиции русского национального костюма прослеживаются в многослой­ных расклешенных юбках разных конструкций и объемов, постоянным исполь­зованием вышивки с растительным орнаментом и аппликацией. Подчеркнутая женственность моделей достигается с помощью защипов и складок на платьях и блузках, различных конструкций воротников и манжетов.

Модель костюма всегда является результатом объективации - перевода субъективного образа или представления в реально воспринимаемый объект, изоморфный в ряду существенных свойств (или одному свойству) образу. Способ объективации представлений, как и используемые приемы созда­ния новых моделей, индивидуальны. Именно поэтому так по-разному «про­читывается» русский народный костюм в коллекциях, например В. Зайцева или В. Юдашкина: изысканная утонченность первого и декоративная рос­кошь второго.

Фольклорный стиль одежды задает определенный тип поведения, тональ­ность настроения и содержание мировоззрения личности. У современного че­ловека есть возможность (при отсутствии запретов) использовать в своей одежде мотивы костюмов самых разных народов. Все зависит от того, что предлагает мода. Ведь после стиля одной из основ понимания костюма становится мода; средства, которыми она пользуется - это силуэтные, пропорциональные изме­нения, технология образования формы. Пропорциональные изменения в гра­ницах стилевой неизменной формы определяют моду.

Итак, современная мода вновь черпает вдохновение в фольклоре. На уме у дизайнеров национальные наряды всех концов земли - от Южной Америки до Крайнего Севера. Некоторые даже решаются на отчаянные эксперименты по смешению перуанских и эскимосских мотивов в одном костюме! Это - пылаю­щая гармония контрастов, многослойность, оригинальные головные уборы и аксессуары (по материалам «L'Officiel»).

А ведь еще недавно на подиумах господствовал японский национальный костюм и японское искусство текстиля. История с тканями для последних сезо­нов началась еще 20 лет назад, когда Рей Кавакубо (Rei Kawakubo), Еоши Яма­мото (Yohji Yamamoto) и Исси Миякэ (Issey Miyake) привезли в Париж свой небывалый текстиль. Их мир тертых, резаных, жеваных, складчатых, выбелен­ных, вывернутых наизнанку тканей захватил воображение многих модельеров (по материалам «Elle»).

Свободное моделирование, «от куска ткани», - еще одно направление, по­зволяющее создавать сугубо индивидуальную одежду, так как процесс ее из­готовления максимально приближен к телу человека. Берется манекен. На него набрасывается кусок ткани и начинается творчество. Где заложилась складоч­ка, там она и зашьется, где появилась фалда, там и останется. Ножницы отсе­кут все лишнее, но оставят подол неровным и позволят еще кой-какие вольно­сти. Вероятно, заорганизованному европейцу, чья жизнь течет по строгому рас­порядку, подобная раскованность в одежде дает глоток свободы. В неустроен­ной же российской действительности очень хочется порядка и красоты. Впро­чем, у каждого человека о красоте и порядке понятия свои, что и находит выра­жение в индивидуальном стиле, умении разрешить одно из глобальных проти­воречий, встречающихся на пути современного потребителя одежды: желание выглядеть «как все», т. е. модно, но «не как все», т. е. индивидуально (по мате­риалам «Легпромбизнес»).

Индивидуальный стиль проявляется и в целом ряде косвенных призна­ков. Например, в характере выбора одежды. Индивидуальный стиль несов­местим с импульсивным выбором. Для «стильных» людей характерен иной, сознательный, тщательно взвешенный подход к покупке одежды. По их мне­нию, лучше купить пару дорогих вещей, которые Дополнят существующий гардероб, чем много дешевых и некачественных. Кстати, планирование по­купок также отражает стиль. Создание единого ансамбля в одежде требует времени на выбор тех аксессуаров, которые будут гармонично сочетаться с костюмом, и осуществление только тех покупок, которые подчеркнут при­влекательность его владельца.

Люди с хорошим вкусом всегда одеваются в соответствии со стилем жиз­ни, ситуацией или окружением. В настоящее время усиливается тенденция к использованию многофункциональной одежды, приспособленной к различным социальным и погодным условиям. Это связано с возросшей активностью со­временного человека, большей мобильностью в передвижении с места на мес­то, занятостью в различных сферах деятельности. Люди все чаще покупают вещи, которые будут служить более, чем одной цели. Покупка бывает удачной в том случае, когда человек точно знает, какие ситуации и обстоятельства опре­деляют характер его жизнедеятельности.

 

Индивидуальный стиль одежды как компонент имиджа личности

«Рискуйте изменяться!» - один из лозунгов современной многообраз­ной моды. Но умение стать иной или иным - это не только наряд, это и жесты, и поведение. Манера, лицо и стиль - неотъемлемые части имиджа личности. «Но если для того, чтобы найти лицо, нужно пожертвовать мане­рой, то, чтобы найти стиль, - необходимо отчасти отказаться и от лица. Манера есть субъективная форма, стиль - объективная. Манера непосред­ственна, стиль опосредован: он достигается преодолением торжества меж­ду личностью и творцом, - объективацией ее субъективного содержания».9 Пример - поэт серебряного века, вождь акмеизма Николай Гумилев, кото­рый «сумел превратить свою откровенную некрасивость в загадочную при­тягательность конквистадора («Отряхая ударами трости клочья пены с вы­соких ботфорт»). Элегантная авантюрность его лирики, подчеркнутая неиз­менно распахнутой шубой из леопардовых шкур в суровые зимы, и отте­ненная лимонной феской в сочетании с лиловыми носками летом, произво­дила оглушающее впечатление («так что золото сыпалось с кружев, с розо­ватых брабантских манжет»). Правда, под маской Дон-Жуана, под нарочи­той элегантностью мягких английских пальто, скрывалось, как это водится, российское сердце поэта».10

Формирование имиджа - это «стилистическое препарирование челове­ческой фактуры». Имидж - это не просто «социальное Я» человека, это поло­жительный, эмоционально окрашенный устойчивый образ личности, создан­ный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим.

Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характе­ристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивиду­альность. В структуре имиджа выделяются одна или несколько черт, составля­ющих его основу, так называемые «имиджевые константы».

Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «доброде­тельность», «общая позитивность образа» и т.д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу.

О целостности эффективного имиджа, взаимодействии его основных струк­турных компонентов свидетельствуют те функции, которые он выполняет в процессе межличностного познания и общения:

•презентация «Я» личности;

•маскировка «Я» личности;

•отражение социальных установок;

•социальная стратификация;

• поддержание оптимального уровня психологической близости общаю­щихся;

•регуляция поведения;

•манипуляция;

•внушения и т. д.

В зависимости от целей построения имиджевой концепции та или иная функция может стать ведущей. Функции реализуются через различные вербаль­ные и невербальные средства.

Одежда, как уже отмечалось ранее, относится к группе невербальных средств создания имиджа. Значительный опыт использования одежды при фор­мировании имиджа накоплен на телевидении. Телевизионные продюсеры ис­пользуют одежду в целях демонстрации характера телевизионного шоу. Значе­ние одежды возрастает при ограничении эфирного времени. В этом случае она рассматривается как основной решающий фактор, призывающий: «Смотри!»

Имидж, безусловно, связан с ведущими телеканалов. Своим внешним ви­дом они задают тон передаче, делают ее «лицо». Простой пример: «Поле чу­дес» с В. Листьевым и Л. Якубовичем. С разными ведущими одна и та же пере­дача выглядит по-разному.

В том, что от проблемы внешнего вида телеведущих невозможно просто отмахнуться, едины многие «заинтересованные лица». А. Игманд, главный ху­дожественный руководитель Дома моды «Кузнецкий мост»: «Плохо это или хорошо, но факт, что телевидение сегодня для многих остается основным «ок­ном в мир». И кто как не ведущие несут с экрана информацию о стиле, вкусе, моде. Они просто обязаны выглядеть соответствующе». Мария Тер-Маркарян, пресс-секретарь марок Versace и Ferre: «Когда я смотрю новости, я не должна разглядывать рюши и брошки в стиле мексиканских сериалов. Я должна уви­деть очаровательную женщину и тут же забыть о ней, когда она начнет гово­рить. Я хочу ее слушать, а не разглядывать». Андрей Малахов, ведущий «Доб­рого утра»: «Вид ведущего и антураж вокруг него - очень важная часть про­граммы, пусть только визуальная. Она создает настроение зрителю» 11.

Психологами доказано, что любой человек, хоть сколько-нибудь часто появляющийся в нашей жизни, рано или поздно начинает вызывать раздра­жение своим однообразием. Ведущие - не исключение. Это же подтверждает А. Игманд: «При всем моем уважении ко многим ведущим как к грамотным журналистам, отметить как стильных я могу только несколько человек. Это, безусловно, Парфенов, Ноткин и Дмитрий Крылов - из мужчин и Буратае­ва - из женщин. Эти люди нашли свой стиль и умело играют им. Чтобы объяс­нить, что я имею в виду, приведу в пример Маргарет Тетчер. Эта женщина в достаточно жестких рамках своего стиля одевалась очень разнообразно и каж­дый раз соответствовала случаю. Это была важная часть ее имиджа, и он ра­ботал ей на руку».12

Для того, чтобы постоянно выглядеть «на пять с плюсом», ведущему необ­ходимо для начала найти тот стиль, который подчеркнет его «изюминку» и, в то же время, сделает передачу интересной. Ведущий посредством одежды пред­ставляет свое «Я» и то сообщение, которое он хочет высказать.

Если ведущий на экране, то это значит, что он должен уметь хорошо гово­рить, быть модно и стильно одет и обладать соответствующими манерами по­ведения. Таков основной стереотип восприятия внешности телеведущего. Пер­вое впечатление формируется за очень короткое время - 10 секунд. А свыше 90 % из того, что запоминают люди, - это результат невербальной коммуникации: язык тела, лицевая экспрессия. Прическа, поза, одежда, - ключи к пониманию сообщений. И только 10 % запоминается из того, что говорится.

Естественно, что задача телевидения - передать максимум визуальной и вербальной информации (в процентном соотношении соответственно 69 и 31). Поэтому имидж ведущего должен способствовать соединению «внутренних рит­мов передачи» со «стилистической картиной». Без концептуальной проработ­ки образа здесь не обойтись, требуется помощь специалистов - имиджмейке­ров. Их работа начинается с совместного просмотра с авторами и ведущими программ видеокассет с записью передачи, анализа успехов и неудач и проду­мывания основной стратегии. Ведущие - люди публичные, узнаваемые. По­этому, прежде чем что-то менять, нужно четко представлять, каков посыл про­граммы. Следует также учитывать и то, насколько люди готовы к изменениям. Игорь Стоянов, президент агентства «Персона», заметил: «В большинстве сво­ем ведущие -люди самодостаточные. Им кажется, что они'сами себя сделали и сами отлично знают, что им нужно... Постепенно, по результатам работы, люди начинают доверять нам. И если раньше люди не понимали, что им нужен сти­лист, то теперь многие даже требуют. К нам обращаются и передачи на грани закрытия, которые надеются, что грамотный имидж реанимирует их, и люди с новыми проектами»."

Концептуальная проработка образа, подобная той, что проводится для теле­ведущих, необходима и для людей, не освещенных телевизионными софитами.

Джоан Уоллес, автор программы формирования имиджа, рекомендует на­чать эту работу с поиска ответов на следующие вопросы:

• Каков твой идеальный образ?

• Каков твой реальный образ?

Эскиз костюма выполнен студенткой-дизайнером А в ходе экспериментальных исследований, проводимых автором в СПбГУТД (1998 г.), на основе самооценочных суждений истытуемый Т. («Довольно симпатичная, добродушная, деятельная, но недостаточно уравновешенная и уверенная в себе»).

После предъявления эскиза испытуемой, он был оценен Т. как отражающий ее индивидуальнось на 99 баллов, эстетичность костюма была оценена на 90 баллов, функциональность - на 70 баллов, комфортность и эротичность - соответственно на 50 баллов.

Подобная работа может стать началом поиска индивидуального стиля, который предполагает не только отражение индивидуальности, но и комфортность ношения одежды.

При обнаружении разницы, автор рекомендует сконцентрироваться на тех моментах, которые можно было бы изменить. Поиск и создание имиджа - это постоянный рефлексивный анализ того, почему ты выглядишь таким обра­зом, какие замечания или комплименты ты получаешь от других людей.

Определиться с индивидуальным стилем в одежде помогают реакции ок­ружающих, которые субъект получает при ношении одежды определенного стиля. Экстравертированные личности, как правило, более внимательны к мне­нию окружающих, чем интроверты, для которых реакция окружающих - лишь фон собственных размышлений.

Одежда отражает жизненные цели и программы личности. По одежде мож­но судить, например, о том, ищет ли человек новую работу или стремится про­двинуться по службе. В этих случаях усилия направлены на создание более уверенного и делового имиджа.

Если человек хочет вести более активную социальную жизнь,то в этом слу­чае он должен позаботится о том, чтобы его одежда была более свободной и соответствующей ситуации (например, общению с друзьями).

Обретению индивидуального стиля способствует осознание того, в какой одежде человек чувствует себя лучше всего, что в ней есть такого, что делает его чувства приятными. Очень важно также понимать, почему не нравятся те или иные предметы одежды или аксессуары. Показательным в этом смысле является случай из психотерапевтической практики, когда одна из клиенток очень бурно отреагировала на пиджак, выполненный в мужском стиле и сдер­живающий ее природную женственность и непосредственность. Новый образ, созданный тут же с помощью павлово-посадского платка, оказался для нее зна­чительно ближе как в психологическом, так и социальном планах.

Выбирая одежду, следует обращать внимание на ее соответствие жизнен­ному стилю, работе, личностным особенностям. Все это может быть представ­лено в виде индивидуального кода. Процесс декодирования осуществляется, как правило, в социуме. Поэтому, кодируя личностную информацию посред­ством одежды, индивид должен уметь предугадать возможные варианты де­кодирования этой информации другими людьми. Возможно, женщина, надевая узкую юбку, думает: «Я прекрасна и уверена в себе». Но когда это сообщение получено и декодировано другими, оно может звучать так: «Я доступна. У Вас или у меня?»

В большинстве случаев человек представляет себя в зависимости от ситуа­ции. Очень важно отрефлексировать действия и эмоции, сопровождающие выбор той или иной одежды. Здесь важно все: как человек одевается для ситу­аций личностно значимых или вызывающих повышенное эмоциональное на­пряжение (например, при поступлении на работу или сборах на вечеринку); насколько он переживает предстоящее событие, использует ли при этом какие-либо приемы для снятия стресса и контроля ситуации; замечает ли, собираясь на вечеринку, что одевается скучно и не оригинально или, наоборот, причудли­во и не обычно. То, как человек одевается, оказывает существенное влияние на целостное восприятие его имиджа.

Д. Уоллес утверждает: «Человек может заставить свою одежду говорить то, что он хочет сказать». Для этого необходимо лишь точно определить пара­метры ситуации, сформировать подтекст невербального сообщения, передава­емого посредством одежды, и предполагаемый ответ, иметь четкое представ­ление о результате, желаемом имидже. Автор приводит в качестве примера че­тыре наиболее распространенных варианта одежды (табл. ЮЛ).14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.084 с.)