Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуационный защитный механизм
Заниженная самооценка влечет за собой высокую тревожность субъекта, особенно в личиостно значимых ситуациях, и тогда следование моде приобретает еще более выраженные черты ситуационного защитного механизма личности. В смоделированной нами ситуации выбора модной одежды (исследование 1999 г.) большинство девушек с высокой тревожностью (68 %) отдали предпочтение модели одежды авангардного стиля (облегающий комбинезон из виниловой кожи цвета «металлик»). Посредством такого, кажущегося «шокирующим» выбора девушки проявили потребность во внимании, эмоциональной реакции со стороны окружающих, для них важно выделится из «массы» остальных людей. За счет этого они надеются приобрести уверенность в себе, продемонстрировать самостоятельность, стремятся занять лидирующее положение в отношениях со значимыми другими. Осознание психологических проблем и формирование механизмов саморегуляции (или совладания) в трудных ситуациях помогут личности избежать подобные способы реагирования на жизненные проблемы. Обычно такая работа осуществляется в рамках групповой психотерапии. Расширение зоны осознаваемого в одежде, формирование положительного образа «Я», анализ жизненных ситуаций, в которых мода приобретает черты механизма адаптации -эти и другие вопросы выносятся на обсуждение участников групп социальной психотерапии. Таким образом, именно знак оценки окружающих является тем существенным фактором, который может склонить чашу весов совершенствования личности либо в сторону самообвинения, либо в сторону развития интереса к собственной персоне. Мода оказывает позитивное влияние и на лиц с адекватной самооценкой. Следование за модой усиливает проявление таких характеристик, как уверенность в себе, самопринятие и самоуважение. Люди с адекватной самооценкой в процессе следования моде руководствуются исключительно своим мнением, управляют этим процессом, а не слепо подчиняются ему. Из моды они извлекают максимальную пользу для себя, объективируя с помощью модной одежды зрелость своего «Я». В ходе эксперимента отмечалось, чем спокойнее, более раскованно чувствует себя индивид в выбранной модели одежды, тем позитивнее он воспринимает себя и свое окружение. Индивид оценивает себя как добродушного, симпатичного, понимающего других и предупредительного по отношению к ним. Следовательно, можно предположить, что регулярное обновление гардероба членов различных групп, будь-то семья или производственный коллектив, будет способствовать созданию благоприятного психологического климата группы, что особенно важно для групп часто конфликтующих.
Кстати, по данным наших Исследований, наиболее адаптивным и для мужчин, и для женщин оказался модный костюм классического стиля. Вероятно, это объясняется тем, что классический костюм не терпит броской эксцентричности. Женщины чувствуют себя в нем уверенно, уравновешенно, дипломатично. Классический костюм требует постоянного сознательного контроля за своим поведением. Для мужчин деловой классический костюм - средство самоутверждения, демонстрации уравновешенности, деловитости, уверенности в себе, собственно тех качеств, которые мужчины ценят более всего. Экспериментальные данные о динамике уровня тревожности в ситуации выбора модной одежды создают методологическую основу для объяснения широко распространенного, но часто критикуемого за отсутствие убедительных аргументов представления о моде как следствии социальных катаклизмов. Очевидно, развитию моды способствует не характер общественных, политических и экономических событий, а состояние людей, участвующих в этих событиях. В периоды различных социальных потрясений люди, в большинстве случаев, неосознанно обращаются к моде как одному из факторов переключения внимания с объекта, представляющего реальную угрозу. И тогда, оглядываясь на уходящее столетие, становится более очевидной природа модных тенденций. П. Пуаре, Г. Шанель - их имена связывают с началом века, временем, когда люди обычно с тревогой и надеждой всматриваются в будущее, определяют жизненные перспективы, неизвестность манит, но вызывает беспокойство. К. Диор - явление середины века. Экономические кризисы, войны, тоталитарные режимы и тревожная личность, скинувшая свои оковы под «новым взглядом» Диора. 1964 г. - А. Куреж первым на основе высокой моды создал коллекцию моделей для молодежи, заявившей в то время о себе как о социально активной самостоятельной группе.
Гальяно, Маккартни, Эльбаз - молодые дизайнеры только что ушедшего века, готовящие «пилюлю» от тревожного состояния, нарастающего по мере приближения второго тысячелетия. Итак, в период кризисов, переходных этапов в жизни каждого отдельного человека и общества в целом у людей естественно повышается уровень тревожности, стимулирующий их интерес к моде. И в этом смысле мода приобретает свои психотерапевтические функции. И, наконец, почему на подиум обязательно выходит модель невесты? Не потому ли, что свадьба - один из критических моментов в жизни, от которого зависит будущее и не только двоих?... Итак, хорошо подобранная одежда может сыграть роль и в ослаблении непостижимых страхов, и в укреплении чувства уверенности. «Одежда настолько интимная, очевидная и вездесущая часть нашей личности, что никакие другие затраты, без сомнения, не дают такого удовлетворения нашему глубокому желанию быть признанными как личность, а также ощущения личной безопасности, которое всегда под угрозой в этом изменчивом мире. Подобно театральным актерам, которые плохо знают свои роли, мы чувствуем, что могли бы немного симпровизировать, если бы точно знали, что в результате будем выглядеть хорошо»," - замечает Хелен Мэйклджон (Helen Meiklejohn). Психотерапевтические возможности моды еще мало изучены, а имеющиеся исследовательские находки требуют уточнений и структуризации. Но уже сегодня можно утверждать, что мода является специфическим фактором позитивных изменений как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с социальной и физической средой. В современных условиях велико влияние негативных факторов на индивида, таких как однообразие городской среды, монотонность многих производственных процессов, различные стрессовые ситуации и т.д. Утомляемость нервной системы и психики человека в современном индустриальном и урбанизированном обществе чрезвычайно высока. Это усугубляется тем, что житель современного города, в значительной мере отчужденный от природы, по существу, не подвергается воздействию разнообразия, имеющегося в природной среде обитания. Речь идет не только о пространственном, но и о временном природном разнообразии: ведь смена времен года, весьма ощутимая, скажем, для архаичной культуры или даже для крестьянских обществ, мало ощущается жителем современного города, почти круглый год ежедневно проделывающим один и тот же путь - транспортом на работу и обратно. Мода - один из ответов на насущную потребность в психофизиологической разрядке, особенно актуапьную в связи с эмоциональной бедностью, однообразием повседневной жизни современного горожанина. В этом отношении функциональная нагрузка выбора одежды весьма велика. По выражению поэта С. Кирсанова: «Мода - это праздник для глаза на фоне будничной жизни». «Одежда - это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новом платье человек становиться иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить одежду, воспринимает что-то от нее, как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности... Одежда помогает человеку больше, чем любой духовник, чем друзья и даже чем возлюбленный.
...Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов... В тончайшем вечернем туалете, если он красив, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя... В моменты тяжелых душевных переживаний платья могут быть либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами...»,12 - читаем у Э. М. Ремарка. Моду можно рассматривать как одно из психотерапевтических средств снятия эмоционального напряжения. Когда человек научится выбирать одежду с учетом своей индивидуальности, своего сложного психического мира, ему станет намного легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми, получать от них помощь и внимание. Любой человек, зная о положительных и отрицательных свойствах моды, может использовать плюсы и нивелировать минусы, регулировать свое настроение. Ношение модной одежды усиливает ощущение психологического комфорта личности. «Привлекательность, которая достигается с помощью многочисленных средств, разработанных цивилизацией для ухода за внешностью, улучшения осанки, качеств голоса, и методик обучения секретам подбора такого платья, которое было бы к лицу, составляет основу материального богатства всех людей»,13 - считает Г. Мортон. Наличие техник, с помощью которых человек становится более привлекательным, подталкивает многих девушек на путь овладения этим широким и богатым опытом. Женщина, интеллигентная, умная, учитывающая время, в котором она живет, обязательно заметит пользу от постоянного интереса окружающих к ее внешности, с юношеских лет и до зрелого возраста она будет использовать свое воображение для создания нарядного и привлекательного внешнего облика настолько, насколько ей будут позволять способности и финансы. В последнее время в нашем обществе наблюдается интенсивное возвращение интереса к красоте и моде, частично притуплённого вследствие «железного занавеса», отделявшего страну от мировой цивилизации. Красота, длительное время находившаяся в изгнании, возвращается в виде специальных образовательных курсов, тренингов и консультаций специалистов в области психологии, дизайна, парикмахерского искусства и макияжа. Возвращается опыт, который накапливался прабабушками и бабушками в течение столетий. Поэтому воспоминания и мысли простой киевлянки Нины Мазовецкой, сначала ребенка, затем панночки, а вскоре советской женщины, имеют, без сомнения, не только семейное значение. В дневнике (1911 г.), обнаруженном краеведами, пятнадцатилетняя девушка пишет: «30 августа. Послезавтра мы с Олей начинаем изучать моды у мадам Жеребцовой. Я волнуюсь... Вот, чтобы подготовиться, попросила старые записи у бабушки (известной модницы пушкинской поры). Сразу же привлекли внимание две заповеди для женщин, обведенные красным карандашом:
Умение красиво одеваться есть наука и искусство, которыми каждая женщина сможет овладеть. Умение нарядно одеваться не требует богатства и пышности, а зависит лишь от вкуса и знаний. Бабушкин текст я переписала более привычным нам языком, а вообще, какие интересные и иногда причудливые слова встречаются в старушечьих записках: баршан (жемчуг), блават (голубая шелковая ткань), бородиця (капюшон, пришитый к верхней одежде), бурц? (бакенбарды), вахляр (веер, опахало)...».14
Каждый, кто планирует работать в области дизайна одежды или текстиля должен учитывать ценность внешней привлекательности в жизни обычных людей, понимать импульсы, которые подталкивают большинство людей к совершенствованию своей внешности, должен учиться управлять этим процессом, исходя из здравых социальных и личных установок. ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ МОДНОГО КОСТЮМА
Костюм - явление, исторически появившееся значительно раньше моды и предопределившее ее триумфальное шествие. Мода, в свою очередь, способствует развитию костюма. Понятие «костюм» трактуется как в узком, так и широком смыслах. Контекст моды предполагает широкое толкование, а именно, костюм - это комплекс одежды на человеке, это грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Все чаще в этот ряд включают и парфюмерию, призванную создать своеобразный ореол костюма. «Многообразие мира костюма неисчерпаемо, а прогресс человечества увеличивает и ускоряет его»,1 - отмечает Р. В. Захаржевская. Костюм связан с историческими событиями, обычаями и традициями народа, т. е. глубинными слоями культуры. Вместе с модой, заимствуя костюм у той или иной эпохи, человек вольно или невольно перенимает и черты нового образа с его определенным идеологическим содержанием. Это нашло свое отражение в основных значениях понятия «костюм»:
1.Костюм как выражение образа эпохи или периода (модный, стилевой); 2.Костюм как выражение индивидуальности (образ человека, его индивидуальный стиль); 3. Национальный костюм. Взаимопроницаемость указанных значений позволяет рассматривать костюм как предмет, впитывающий в себя «аромат» эпохи и индивидуальности человека. Акцентирование связи костюма с определенным образом человека, манерой поведения, пластикой, жестами, т. е. психологической характеристики костюма, позволяет открывать новые грани данного явления. Поэтому в исследовательских целях принимается узкая трактовка понятия «костюм» как определенной образно-художественной системы частей одежды, характеризующей индивидуальность человека или группу людей. Костюм помогает создать конвенциональный образ человека, является средством самопрезентации личности; это не только внешние признаки и характеристика представляемой индивидуальности, но и средство воздействия на других людей. Костюм - это ритуал, объект выражения большинства, акт узнавания, знакомства. «Человеческое» костюму присуще более, чем всем остальным предметам прикладного искусства, так как он связан непосредственно с образом человека, его настроением и поведением.
Функции костюма История и способ жизни общества отражались на характере использования одежды. На ранних ступенях развития человеческого общества одежда, как уже отмечалось, выполняла, прежде всего, защитные функции (защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды). Образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических элементов в одежде. Постепенно одежда чечовека стала выполнять функции утилитарно-практические, а впоследствии и функции общественно-символические.
В функциях костюма отражаются географические, климатические условия, национальные особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества. Форма и функции костюма взаимно обуславливают одна другую, т. е. составляют его функциональную структуру. Функциональная структура костюма представляет собой систему, характерной чертой которой является то, что исчезновение или изменение интенсивности проявления одной из функций или включение новой функции вызывает изменения структуры в целом. Эти изменения могут быть различными: или ослабление одной из функций приводит к ослаблению всех прочих функций, входящих в структуру, или ослаблением одной из функций возрастает интенсивность проявления какой-либо другой функции, но и в том, и в другом случаях претерпевает изменение вся структура в целом. В отличие от предметов среды, в костюме существует своя специфическая иерархия функций, что наиболее очевидно отражено в историческом народном костюме. П. Г. Богатырев выделяет следующие функции в народном и историческом костюмах: практическую, утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, социально-половую (функция костюма замужней и незамужней женщины) и тесно связанную с ней моральную, а также функцию праздничного костюма, обрядовую, профессиональную функции, функцию сословную, функции, указывающие на род занятий, вероисповедание, и региональную функцию.- Современный костюм унаследовал от исторического и народного некоторые функции. Интенсивность проявления самих функций несколько снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить «в чистом виде» определенную функцию. Функция стала многозначной, т. е. в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности. Нередко эстетическая функция в перечне функций стоит на втором месте и доминантой выступает одна из неэстетических функций. Следует отметить, что в восточном костюме доминировала чаще всего религиозная функция, в придворном европейском костюме - социальная и эстетическая, в одежде для работы -утилитарная и защитная. Содержание и интенсивность проявления эстетической функции праздничного костюма будут иными, чем будничной одежды. В тех случаях, когда в костюме преобладает функция утилитарная, костюм рассматривается как вещь и, следовательно, выполняет основные функции вещи: - адаптивная функция, поддерживающая систему человек-костюм, обеспечивающая нормальное протекание процессов жизнедеятельности; - потребительская функция, характеризующая вещь относительно целей потребителя; - интегративная функция, рассматривающая вещь как своеобразное проявление культурных достижений общества на определенном этапе его развития. Суть интеграции состоит в том, что человек, создавая, потребляя и осмысливая предмет, практически реально отождествляется с обществом, объединяется с другими общественными индивидуумами. Эти процессы обязательно сопровождаются осознанием личностью своей сопричастности с общественным целым (культурой, народностью, социальной группой, семьей). Вещь представлена в этом процессе как определенная сущность целого (рода), как смысловая целостность, которую каждый индивидуум воспроизводит в своей сопричастности целому. Вещь не только выражает полезность, но и является образом, метафорой жизнедеятельности людей, включенных в экономические, социальные отношения, систему родства, производство и потребление. Преобладание в костюме региональной, общественной, ритуальной или эстетической функции приводит к тому, что костюм в самой общей форме становится носителем знаково-коммуникативной функции. Понимание особенностей содержания или сущности коммуникативности костюма позволяет определить место костюма по отношению к таким элементам культуры, как изобразительное искусство, литература, театр, мода. Если структура костюма может быть адекватна структурам форм или предметам окружающего мира, значит, он имеет «язык» и способен передавать информацию любого рода. В этом случае костюм можно рассматривать как вид коммуникации. Благодаря различным пластическим, ритмическим,и композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения костюм может вызвать определенные эмоциональные переживания или просто «эмоциональный отклик» в зависимости от организации его формы, апеллирующей к социальному или биологическому опыту людей. Символическая система Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой знаков в виде форм, линий, цветов и т.д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в человеческом воображении образное представление. Этим утверждается попытка логического осмысления костюма как способа отражения действительности. В теории костюма символы особенно важны, так как благодаря им мы можем распознавать эпоху через черты, идентичные чертам других видов искусства. В то же время символы характеризуют структуру костюма, его содержание, сущность. Цель символической системы костюма - передать информацию от его владельца к окружающим. В этой связи костюм является способом установления коммуникации между кодами и источником информации. Информация несет в себе определенное сообщение, под которым А. Моль кроме сложности понимает конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого «набора» и объединенных в некоторую структуру. Информация вызывает психофизиологические явления, определяющие реакцию индивида на те или иные раздражения.3 Под информацией в костюме следует понимать сложность и своеобразие пластического и пространственного расположений элементов и степень их качественного и количественного изменений, особенность их взаимоотношений и новизну (ткани, цветов, узора и т. д.). Поскольку костюм не может пользоваться общепринятым языком ни музыки, ни живописи, ни архитектуры, ни пластики, хотя в определенной мере элементы их языка заимствованы костюмом, он вынужден был формировать свой язык, свою знаковую систему, которая могла быть понятна и служить средством информации. Любая информация, независимо от ее сложности, может быть кодирована и перекодирована. Следовательно, для передачи информации всегда должен быть код, с помощью которого можно производить любые операции. Кодом называется правило, описывающее отображение одного набора знаков в другом наборе знаков (или слов). Кодом называют и множество образов при этом отображении. Например, нежность можно передать и средствами костюма, и средствами живописи. В костюме она будет выражена через мягкие пастельные цвета, плавные линии, простые рисунки ткани и т. д., которые и будут служить кодом. Некоторые из знаков и элементов, уменьшающих оригинальность информации и позволяющих усвоить сообщение, носят постоянный характер. Такие элементы или знаки можно нормализовать и свести в набор, условно обозначить их как символы. Символ в процессе познания или отражения действительности играет существенную роль. Итак, диалектика отражения действительности такова, что формирование познавательного образа предполагает в нем противоположность - применение знаков, элементов условности. «Знаки и символы в костюме связаны с ассоциативным восприятием реальных предметов и не являются идентичными им, так как представляют класс довольно условных зрительных знаков, значение которых должно быть заучено и которые, обладая собственным смыслом, передают изображение, отличное от него самого, но субъект при этом реагирует на него так же, как на сам предмет. Например, в костюме редко мы встречаемся с реальным изображением предметов, но костюм заставляет нас порой реагировать так же, как на симфоническое произведение или на великолепный букет цветов».4 Осмысленность знаков определяет творческий процесс употребления того или иного языка, эвристическую роль знаков. Из взаимосвязи мысли и слова с полной очевидностью явствует, что язык не является всего лишь простым средством представления уже известных истин, в большей мере он служит средством открывать еще не известное. С помощью знака можно понять тенденцию развития системы в будущем. Идея художника-модельера также вначале «записывается» в виде короткого символа, который является «ключом» или кодом, определяющим пространство и набор образов, элементов, в пределах которых развиваются все формы костюмов данной моды. Интересно также и то, что демонстрация моделей и реклама их в журналах всегда сопровождаются вербальным пояснением, раскрывающим содержание символов. С. Эйзенштейн писал о восприятии: «... каждый зритель в соответствии со своей индивидуальностью, по-своему, из своего опыта, из недр своей фантазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера, нрава и социальной принадлежности творит образ по этим, точно направляющим изображениям, предсказанным ему автором, неуклонно ведущим его к познанию и переживанию темы. Этот же образ, что задуман и создан автором, но этот образ одновременно создан и собственным творческим актом зрителя».5 Костюм подчиняется этому общему закону. В психике человека выделяются три главных компонента: когнитивный (познавательный, включающий процессы восприятия, представления, мышления, памяти), регулятивный (соответствующий эмоционально-волевой сфере человека) и коммуникативный (отражающий психологическое содержание всех форм общения людей между собой). Поэтому вполне естественно, что в художественном образе и в реальном воздействии, которое он оказывает на реципиента, мы можем выделить те или иные аспекты (например, познавательные, эмоциональные). Вместе с тем, главная специфика художественной идеи и образа (определяющая их фактическую эффективность) Символическая запись пределов модного костюма. Эскиз дизайнера Светланы Якимовой. заключается в целостности, нарушение которой приводит к распаду самого образа. История развития костюма неразрывно связана с системностью знаков (функций), используемых в костюме. Новизна модной формы определяется теми «информативными» точками, по которым идет трансляция новой моды. Параметрами трансляции могут быть силуэт, членение линии, орнамент, цвет, которые характеризуют структуру формы костюма. Так, «от дизайнера (отправитель) сообщение (идея) попадает к носителю костюма (получатель) через модель костюма (канал связи). Сообщение (эстетическая цель) закодировано (применение определенного силуэта формы, цвета и др.) и соотнесено с определенным контекстом (модное направление)».6 «Код» выполняет опосредующую функцию в процессе коммуникации творца и потребителя. Знаковость в костюме имела целью, с одной стороны, выразить индивидуальные черты личности, ее принадлежность к той или иной группе общества, например: • костюм - знак классовой дифференциации; • костюм - знак богатства (экономической престижности), отражения общественной интеграции (униформенность); • костюм - знак принадлежности к определенной идеологической группе; • костюм - знак респектабельности; • костюм - знак полового различия; • костюм - знак вкуса человека; • костюм - знак культуры. С другой стороны, цель знаковости - обозначить отдельные функции частей костюма или фигуры. Собственно, первоначально знаковость и возникла как обозначение основных частей тела и их функций. Позже она стала проявляться в типе костюма, материалах, форме, цвете, расположении и характере деталей, манере ношения, украшениях и т. д. Иерархические установки общества выражались в сложной регламентации сочетаний элементов костюма. Одним периодам в развитии костюма была присуща большая знаковость, другим - меньшая. Отражая определенные идеи, одежда может быть свободной, плотной, тесной, жесткой, непровакационной по цвету. Она может свидетельствовать о непреклонности характера, жесткости моральной установки, чистоте моральных побуждений, отражая этический символизм, который играет большую роль, например, в строгих и официальных костюмах мужчин в наши дни. Толщиной материала, добротностью своего костюма, глубокой и спокойной чернотой ботинок, безупречной чистотой воротничков и манжет мужчина демонстрирует окружающему миру свою потенциальную силу, твердость духа, неподверженность легкомысленным соблазнам. Таким образом, данный вид одежды выражает серьезный и деловой настрой и ассоциируется со всевозможными формами профессиональной и коммерческой работы. Плотная облегающая одежда также имеет свои моральные особенности, и женщины время от времени любят пользоваться этим эффектом с помощью корсетов, бюстгальтеров, плотных и жестких. Вся одежда этого типа контрастирует с более яркой, свободной, более мягкой и светлой, которая приличествует празднику. Мягкие воротнички часто считаются неприличными для деловой одежды; предполагается, что недостаточная жесткость формы означает соответствующую неряшливость во владельце, в то время, как халат и тапочки стали общепринятым символом покоя и отдыха. Различные источники информации способствуют увеличению ассоциаций подобного рода, из которых наиболее важными считаются следующие. Цвет - универсальная связь черного цвета с серьезностью и белого с непорочностью и моральной чистотой, в отличие от других цветов, особенно ярких, которые выражают свободную игру эмоций. Степень покрытия тела - аскетическое понятие о теле человека как о причине греховных страстей, о которых легче забыть или которые легче контролировать, если закрыть тело, насколько это возможно. Плотность (жесткость) - реальное защитное свойство плотной одежды от определенных физических воздействий бессознательно переносится в моральную сферу. Жесткость - символическое уравнение физической силы и «вертикальности» с моральной чистотой и стойкостью. Тесность (ассоциация возникла, бесспорно, в связи с плотно прилегающей одеждой) -явление физическое, но очень легко и свободно переносится в моральную сферу. Теснота плотно прилегающей одежды может символизировать жесткий контроль человека над собой (держит «в узде» свои страсти), в противовес свободность и неряшливость ассоциируется с аморальностью. Известно, что оказываясь в некоторых ситуациях (дискомфорт вызван людьми и природой), человек старается застегнуть одежду, т.е. защитить себя с помощью одежды со всех сторон. Периоды депрессии, потерянности, одиночества или тоски могут сопровождаться желанием человека быть тепло одетым, закрыть свое тело от чьего бы-то ни было воздействия.
Цветовая символика Цветовая символика в костюме изначально тесно связана с отражением жизненных процессов. Изученные отечественными и зарубежными учеными более древние источники знаковой функции цвета указывают на биологичность первопричины, порождающей психологические концепции и представления у народов, находящихся на низшей стадии развития. Винсент Ван Гог как-то заметил: «Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказываться. Это надо использовать». Пожелание великого художника услышаны и реализуются в современном модном костюме. Студенты-дизайнеры, отвечая на вопрос о том, каковы, по их мнению, критерии модного, все как один прежде всего отмечали цвет. Та же тенденция наблюдается и в мнениях потребителей. По данным маркетингового исследования АО «Первомайская заря» (1995 г.), 13,7 % респондентов, выбирая одежду, следуют модным тенденциям, 81,0 % - ориентируются на предпочитаемые цвета, 5,9 % считают, что цвет не имеет значения. Диапазон цветовых предпочтений потребителей женской одежды достаточно широк (рис. 9.1). Однако доминирует ахроматическая цветовая гамма. Преимущественный выбор черного цвета в одежде объясняется тем, что свыше 60 % респондентов - это так называемые деловые женщины, а в нашей стране еще довольно устойчивы стереотипные представления о черно-белой деловой одежде как признаке высокого статуса. Яркий, насыщенный цвет одежды (не черный и белый) ассоциируется с отдыхом, развлечениями, что противоречит представлениям о деловой жизни.
Цветовые предпочтения потребителей женской одежды Сказители называли цвета «божествами». Художники - «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами. Ученые обратили внимание на психорегуляторные возможности цвета. Цвет динамичен и может оказывать действенное влияние на физиологию и психику человека. Исследователи называют три основных пути цветового воздействия. Во-первых, через кожные рецепторы, которые передают на бессознательном уровне необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Во-вторых, через зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И, наконец, через социум, поведение и взаимодействие членов которого часто ставится в зависимость от особенностей их цветовос-приятия. Кстати, методы цветолечения, разработанные на этой основе, позволяют в кратчайшие сроки восстановить необходимый для человека компромисс между состоянием физического и психического здоровья. Н. В. Серов считает, что «цвет здесь выступает и как классическое психоаналитическое средство, которое «позволяет высказать не высказываемое». Вместе с тем, он дает еще и хроматическое описание индивидуально неосознаваемых сублиматов пациента. Иначе говоря, курс цветотерапии приводит к индивидуальной норме его динамическую уравновешенность в чувствах и эмоциях путем цветовой сублимации вытесненных переживаний. Цель - оптимальная адаптация внутренней и внешней среды пациента друг к другу».7 Почти все авторы объясняют возникновение триадности цветов биологическими процессами. Так, В. У. Тернер утверждает, что представив силы или «нити» жизни цветовыми символами в ритуальном контексте, люди приобрели ощущение, что они в состоянии «приручить» эти силы и использовать их в социальных целях. Но силы эти психологически и логически предшествуют социальным классификациям на племенные союзы, кланы, классы и т. д.8 Позже цвет использовался для выражения общественной дифференциации, религиозных представлений, обозначения возрастных и половых различий, праздничности и траура и т. д. Так, цвет туники римлянина (IV-I вв. до н.э.) указывал на его сословно-должностной статус. Туники были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цветов. Пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности. В иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. В одежду белого цвета одеваются ангелы и праведники. Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через жертвенность мира. В христианстве белый цвет света посвящен Богу-отцу. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи и цвет Святых Девственниц. Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении. Серый цвет в Средневековой Европе назывался цветом джентльменов, цветом высшего света. Серый, как правило, нравится людям пожилого возраста, поэтому издавна мода навязывает им всевозможные «старческие» цвета: блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные и др. Розовый - цвет детства, цвет надежды и духовного единения с миром. Зеленый ассоциируется с юностью, жизненными перспективами, рождением и надеждой. Черный является символом либо торжественности, либо траура (в христианстве). Черные одежды обычно носят агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты. Но, вероятно, поэтому в нем можно видеть средство помощи слабовольным личностям в укреплении силы духа. Дизайнер Соня Рикель заметила однажды: «Только смелая и сильная женщина может позволить себе носить черный». Для кутюрье Ив Сен Лорана черный - один из любимых цветов, потому что он является символом линии. А линия, по мнению дизайнера, - это главное. Она определяет элегантность. На индивидуальном уровне цвет одежды обычно вызывает ассоциации с чувствами, мыслями и даже мировоззрением воспринимаемого человека.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.094 с.) |