Ситуационный защитный механизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационный защитный механизм



Заниженная самооценка влечет за собой высокую тревожность субъекта, особенно в личиостно значимых ситуациях, и тогда следование моде приоб­ретает еще более выраженные черты ситуационного защитного механизма личности.

В смоделированной нами ситуации выбора модной одежды (исследование 1999 г.) большинство девушек с высокой тревожностью (68 %) отдали пред­почтение модели одежды авангардного стиля (облегающий комбинезон из ви­ниловой кожи цвета «металлик»). Посредством такого, кажущегося «шокиру­ющим» выбора девушки проявили потребность во внимании, эмоциональной реакции со стороны окружающих, для них важно выделится из «массы» ос­тальных людей. За счет этого они надеются приобрести уверенность в себе, продемонстрировать самостоятельность, стремятся занять лидирующее поло­жение в отношениях со значимыми другими.

Осознание психологических проблем и формирование механизмов само­регуляции (или совладания) в трудных ситуациях помогут личности избежать подобные способы реагирования на жизненные проблемы. Обычно такая ра­бота осуществляется в рамках групповой психотерапии. Расширение зоны осоз­наваемого в одежде, формирование положительного образа «Я», анализ жиз­ненных ситуаций, в которых мода приобретает черты механизма адаптации -эти и другие вопросы выносятся на обсуждение участников групп социальной психотерапии.

Таким образом, именно знак оценки окружающих является тем существен­ным фактором, который может склонить чашу весов совершенствования лич­ности либо в сторону самообвинения, либо в сторону развития интереса к соб­ственной персоне.

Мода оказывает позитивное влияние и на лиц с адекватной самооценкой. Следование за модой усиливает проявление таких характеристик, как уве­ренность в себе, самопринятие и самоуважение. Люди с адекватной самооцен­кой в процессе следования моде руководствуются исключительно своим мне­нием, управляют этим процессом, а не слепо подчиняются ему. Из моды они извлекают максимальную пользу для себя, объективируя с помощью модной одежды зрелость своего «Я».

В ходе эксперимента отмечалось, чем спокойнее, более раскованно чувству­ет себя индивид в выбранной модели одежды, тем позитивнее он воспринима­ет себя и свое окружение. Индивид оценивает себя как добродушного, симпа­тичного, понимающего других и предупредительного по отношению к ним. Следовательно, можно предположить, что регулярное обновление гардероба членов различных групп, будь-то семья или производственный коллектив, бу­дет способствовать созданию благоприятного психологического климата груп­пы, что особенно важно для групп часто конфликтующих.

Кстати, по данным наших Исследований, наиболее адаптивным и для муж­чин, и для женщин оказался модный костюм классического стиля. Вероятно, это объясняется тем, что классический костюм не терпит броской эксцентрич­ности. Женщины чувствуют себя в нем уверенно, уравновешенно, диплома­тично. Классический костюм требует постоянного сознательного контроля за своим поведением. Для мужчин деловой классический костюм - средство самоутверждения, демонстрации уравновешенности, деловитости, уверенности в себе, собственно тех качеств, которые мужчины ценят более всего.

Экспериментальные данные о динамике уровня тревожности в ситуации выбора модной одежды создают методологическую основу для объяснения широко распространенного, но часто критикуемого за отсутствие убедитель­ных аргументов представления о моде как следствии социальных катаклизмов.

Очевидно, развитию моды способствует не характер общественных, поли­тических и экономических событий, а состояние людей, участвующих в этих событиях. В периоды различных социальных потрясений люди, в большинстве случаев, неосознанно обращаются к моде как одному из факторов переключе­ния внимания с объекта, представляющего реальную угрозу.

И тогда, оглядываясь на уходящее столетие, становится более очевидной природа модных тенденций. П. Пуаре, Г. Шанель - их имена связывают с нача­лом века, временем, когда люди обычно с тревогой и надеждой всматриваются в будущее, определяют жизненные перспективы, неизвестность манит, но вы­зывает беспокойство.

К. Диор - явление середины века. Экономические кризисы, войны, тоталитарные режимы и тревожная личность, скинувшая свои оковы под «новым взглядом» Диора.

1964 г. - А. Куреж первым на основе высокой моды создал коллекцию мо­делей для молодежи, заявившей в то время о себе как о социально активной самостоятельной группе.

Гальяно, Маккартни, Эльбаз - молодые дизайнеры только что ушедшего века, готовящие «пилюлю» от тревожного состояния, нарастающего по мере приближения второго тысячелетия.

Итак, в период кризисов, переходных этапов в жизни каждого отдельного человека и общества в целом у людей естественно повышается уровень тре­вожности, стимулирующий их интерес к моде. И в этом смысле мода приобре­тает свои психотерапевтические функции.

И, наконец, почему на подиум обязательно выходит модель невесты? Не потому ли, что свадьба - один из критических моментов в жизни, от которого зависит будущее и не только двоих?...

Итак, хорошо подобранная одежда может сыграть роль и в ослаблении не­постижимых страхов, и в укреплении чувства уверенности. «Одежда настоль­ко интимная, очевидная и вездесущая часть нашей личности, что никакие дру­гие затраты, без сомнения, не дают такого удовлетворения нашему глубокому желанию быть признанными как личность, а также ощущения личной безопас­ности, которое всегда под угрозой в этом изменчивом мире. Подобно театраль­ным актерам, которые плохо знают свои роли, мы чувствуем, что могли бы немного симпровизировать, если бы точно знали, что в результате будем выг­лядеть хорошо»," - замечает Хелен Мэйклджон (Helen Meiklejohn).

Психотерапевтические возможности моды еще мало изучены, а имеющие­ся исследовательские находки требуют уточнений и структуризации. Но уже сегодня можно утверждать, что мода является специфическим фактором пози­тивных изменений как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотно­шениях с социальной и физической средой.

В современных условиях велико влияние негативных факторов на индиви­да, таких как однообразие городской среды, монотонность многих производ­ственных процессов, различные стрессовые ситуации и т.д. Утомляемость не­рвной системы и психики человека в современном индустриальном и урбани­зированном обществе чрезвычайно высока. Это усугубляется тем, что житель современного города, в значительной мере отчужденный от природы, по суще­ству, не подвергается воздействию разнообразия, имеющегося в природной среде обитания. Речь идет не только о пространственном, но и о временном природном разнообразии: ведь смена времен года, весьма ощутимая, скажем, для архаичной культуры или даже для крестьянских обществ, мало ощущается жителем современного города, почти круглый год ежедневно проделывающим один и тот же путь - транспортом на работу и обратно.

Мода - один из ответов на насущную потребность в психофизиологичес­кой разрядке, особенно актуапьную в связи с эмоциональной бедностью, одно­образием повседневной жизни современного горожанина. В этом отношении функциональная нагрузка выбора одежды весьма велика. По выражению поэта С. Кирсанова: «Мода - это праздник для глаза на фоне будничной жизни».

«Одежда - это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новом пла­тье человек становиться иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоя­щему умеет носить одежду, воспринимает что-то от нее, как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переоде­ванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не поте­рять своей индивидуальности... Одежда помогает человеку больше, чем любой духовник, чем друзья и даже чем возлюбленный.

...Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем це­лый свод законов... В тончайшем вечернем туалете, если он красив, нельзя про­студиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя... В моменты тяжелых душевных переживаний платья могут быть либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами...»,12 - читаем у Э. М. Ремарка.

Моду можно рассматривать как одно из психотерапевтических средств сня­тия эмоционального напряжения. Когда человек научится выбирать одежду с учетом своей индивидуальности, своего сложного психического мира, ему ста­нет намного легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми, получать от них помощь и внимание. Любой человек, зная о положи­тельных и отрицательных свойствах моды, может использовать плюсы и ниве­лировать минусы, регулировать свое настроение. Ношение модной одежды усиливает ощущение психологического комфорта личности.

«Привлекательность, которая достигается с помощью многочисленных средств, разработанных цивилизацией для ухода за внешностью, улучшения осанки, качеств голоса, и методик обучения секретам подбора такого платья, которое было бы к лицу, составляет основу материального богатства всех лю­дей»,13 - считает Г. Мортон. Наличие техник, с помощью которых человек ста­новится более привлекательным, подталкивает многих девушек на путь овла­дения этим широким и богатым опытом. Женщина, интеллигентная, умная, учитывающая время, в котором она живет, обязательно заметит пользу от по­стоянного интереса окружающих к ее внешности, с юношеских лет и до зрело­го возраста она будет использовать свое воображение для создания нарядного и привлекательного внешнего облика настолько, насколько ей будут позволять способности и финансы.

В последнее время в нашем обществе наблюдается интенсивное возвраще­ние интереса к красоте и моде, частично притуплённого вследствие «железно­го занавеса», отделявшего страну от мировой цивилизации. Красота, длитель­ное время находившаяся в изгнании, возвращается в виде специальных обра­зовательных курсов, тренингов и консультаций специалистов в области психо­логии, дизайна, парикмахерского искусства и макияжа. Возвращается опыт, который накапливался прабабушками и бабушками в течение столетий. Поэто­му воспоминания и мысли простой киевлянки Нины Мазовецкой, сначала ре­бенка, затем панночки, а вскоре советской женщины, имеют, без сомнения, не только семейное значение. В дневнике (1911 г.), обнаруженном краеведами, пятнадцатилетняя девушка пишет: «30 августа. Послезавтра мы с Олей начи­наем изучать моды у мадам Жеребцовой. Я волнуюсь... Вот, чтобы подгото­виться, попросила старые записи у бабушки (известной модницы пушкинской поры). Сразу же привлекли внимание две заповеди для женщин, обведенные красным карандашом:

Умение красиво одеваться есть наука и искусство, которыми каждая жен­щина сможет овладеть.

Умение нарядно одеваться не требует богатства и пышности, а зависит лишь от вкуса и знаний.

Бабушкин текст я переписала более привычным нам языком, а вообще, ка­кие интересные и иногда причудливые слова встречаются в старушечьих за­писках: баршан (жемчуг), блават (голубая шелковая ткань), бородиця (капю­шон, пришитый к верхней одежде), бурц? (бакенбарды), вахляр (веер, опаха­ло)...».14

1.См.: Zimmel J. Philosophie der Mode. Berlin // Modern Zeitfragen, 1905, № 11.

2.Sapir E. Fashion// Encyclopedia of the Social Scinces. N.Y.. 1931, c. 140.

3.Dearborn G. «Psychology of Clothes». Psychological Monographs, Vol. 26, No. 1, Whole No. 112 (1918), p. 51-52.

4.См.: Morton G.M.The Arts of Costume and Personal Appearance, U. of Nebraska, 1964.

5.Там же, с.7.

6.Там же.

7.Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994, с. 67.

8.Morton G.M.The Arts of Costume and Personal Appearance, U. of Nebraska, 1964, p. 22.

9.Там же.

 

10.Там же, с.23.

11.Там же. с. 8.

12.Ремарк Э.М. Жизнь взаймы. - М.: Худ. лит-ра, 1992, с.134.

13.Morton G.M.The Arts of Costume and Personal Appearance, U. of Nebraska, 1964, p. 8.

14.Карнаух А. Ретро-мода// Ева. - 1992. - С. 57.


Каждый, кто планирует работать в области дизайна одежды или текстиля должен учитывать ценность внешней привлекательности в жизни обычных людей, понимать импульсы, которые подталкивают большинство людей к со­вершенствованию своей внешности, должен учиться управлять этим процес­сом, исходя из здравых социальных и личных установок.


ГЛАВА 9.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ МОДНОГО КОСТЮМА

 

Костюм - явление, исторически появившееся зна­чительно раньше моды и предопределившее ее триум­фальное шествие. Мода, в свою очередь, способствует развитию костюма. Понятие «костюм» трактуется как в узком, так и широком смыслах. Контекст моды пред­полагает широкое толкование, а именно, костюм - это комплекс одежды на человеке, это грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Все чаще в этот ряд вклю­чают и парфюмерию, призванную создать своеобраз­ный ореол костюма. «Многообразие мира костюма не­исчерпаемо, а прогресс человечества увеличивает и ускоряет его»,1 - отмечает Р. В. Захаржевская.

Костюм связан с историческими событиями, обы­чаями и традициями народа, т. е. глубинными слоями культуры. Вместе с модой, заимствуя костюм у той или иной эпохи, человек вольно или невольно перенимает и черты нового образа с его определенным идеологи­ческим содержанием. Это нашло свое отражение в основных значениях понятия «костюм»:

1.Костюм как выражение образа эпохи или пери­ода (модный, стилевой);

2.Костюм как выражение индивидуальности (об­раз человека, его индивидуальный стиль);

3. Национальный костюм.

Взаимопроницаемость указанных значений позво­ляет рассматривать костюм как предмет, впитывающий в себя «аромат» эпохи и индивидуальности человека.

Акцентирование связи костюма с определенным образом человека, манерой поведения, пластикой, же­стами, т. е. психологической характеристики костюма, позволяет открывать новые грани данного явления. Поэтому в исследовательских целях принимается уз­кая трактовка понятия «костюм» как определенной образно-художественной системы частей одежды, характеризующей индиви­дуальность человека или группу людей. Костюм помогает создать конвенцио­нальный образ человека, является средством самопрезентации личности; это не только внешние признаки и характеристика представляемой индивидуаль­ности, но и средство воздействия на других людей.

Костюм - это ритуал, объект выражения большинства, акт узнавания, знакомства. «Человеческое» костюму присуще более, чем всем остальным пред­метам прикладного искусства, так как он связан непосредственно с образом человека, его настроением и поведением.

 

Функции костюма

История и способ жизни общества отражались на характере использова­ния одежды. На ранних ступенях развития человеческого общества одежда, как уже отмечалось, выполняла, прежде всего, защитные функции (защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды). Образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических элементов в одежде. Постепенно одежда чечовека стала выполнять функции утилитарно-прак­тические, а впоследствии и функции общественно-символические.

 


В функциях костюма отражаются географические, климатические условия, национальные особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества. Форма и функции костюма взаимно обуславливают одна другую, т. е. составля­ют его функциональную структуру. Функциональная структура костюма пред­ставляет собой систему, характерной чертой которой является то, что исчезно­вение или изменение интенсивности проявления одной из функций или вклю­чение новой функции вызывает изменения структуры в целом. Эти изменения могут быть различными: или ослабление одной из функций приводит к ослаб­лению всех прочих функций, входящих в структуру, или ослаблением одной из функций возрастает интенсивность проявления какой-либо другой функции, но и в том, и в другом случаях претерпевает изменение вся структура в целом.

В отличие от предметов среды, в костюме существует своя специфичес­кая иерархия функций, что наиболее очевидно отражено в историческом на­родном костюме. П. Г. Богатырев выделяет следующие функции в народном и историческом костюмах: практическую, утилитарную, эстетическую, эротичес­кую, магическую, возрастную, социально-половую (функция костюма замуж­ней и незамужней женщины) и тесно связанную с ней моральную, а также фун­кцию праздничного костюма, обрядовую, профессиональную функции, функ­цию сословную, функции, указывающие на род занятий, вероисповедание, и региональную функцию.-

Современный костюм унаследовал от исторического и народного некото­рые функции. Интенсивность проявления самих функций несколько снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить «в чистом виде» определен­ную функцию. Функция стала многозначной, т. е. в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности.

Нередко эстетическая функция в перечне функций стоит на втором месте и доминантой выступает одна из неэстетических функций. Следует отметить, что в восточном костюме доминировала чаще всего религиозная функция, в при­дворном европейском костюме - социальная и эстетическая, в одежде для рабо­ты -утилитарная и защитная. Содержание и интенсивность проявления эстети­ческой функции праздничного костюма будут иными, чем будничной одежды.

В тех случаях, когда в костюме преобладает функция утилитарная, костюм рассматривается как вещь и, следовательно, выполняет основные функции вещи:

- адаптивная функция, поддерживающая систему человек-костюм, обеспе­чивающая нормальное протекание процессов жизнедеятельности;

- потребительская функция, характеризующая вещь относительно целей потребителя;

- интегративная функция, рассматривающая вещь как своеобразное прояв­ление культурных достижений общества на определенном этапе его развития.

Суть интеграции состоит в том, что человек, создавая, потребляя и осмыс­ливая предмет, практически реально отождествляется с обществом, объединя­ется с другими общественными индивидуумами. Эти процессы обязательно сопровождаются осознанием личностью своей сопричастности с обществен­ным целым (культурой, народностью, социальной группой, семьей). Вещь пред­ставлена в этом процессе как определенная сущность целого (рода), как смыс­ловая целостность, которую каждый индивидуум воспроизводит в своей со­причастности целому.

Вещь не только выражает полезность, но и является образом, метафорой жизнедеятельности людей, включенных в экономические, социальные отно­шения, систему родства, производство и потребление.

Преобладание в костюме региональной, общественной, ритуальной или эстетической функции приводит к тому, что костюм в самой общей форме ста­новится носителем знаково-коммуникативной функции.

Понимание особенностей содержания или сущности коммуникативности кос­тюма позволяет определить место костюма по отношению к таким элементам куль­туры, как изобразительное искусство, литература, театр, мода. Если структура кос­тюма может быть адекватна структурам форм или предметам окружающего мира, значит, он имеет «язык» и способен передавать информацию любого рода. В этом случае костюм можно рассматривать как вид коммуникации. Благодаря различ­ным пластическим, ритмическим,и композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения костюм может вызвать определенные эмоциональные пережива­ния или просто «эмоциональный отклик» в зависимости от организации его формы, апеллирующей к социальному или биологическому опыту людей.

Символическая система

Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой знаков в виде форм, линий, цветов и т.д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в челове­ческом воображении образное представление. Этим утверждается попытка логического осмысления костюма как способа отражения действительности.

В теории костюма символы особенно важны, так как благодаря им мы мо­жем распознавать эпоху через черты, идентичные чертам других видов искус­ства. В то же время символы характеризуют структуру костюма, его содержа­ние, сущность.

Цель символической системы костюма - передать информацию от его вла­дельца к окружающим. В этой связи костюм является способом установления коммуникации между кодами и источником информации.

Информация несет в себе определенное сообщение, под которым А. Моль кроме сложности понимает конечное упорядоченное множество элементов вос­приятия, взятых из некоторого «набора» и объединенных в некоторую структу­ру. Информация вызывает психофизиологические явления, определяющие ре­акцию индивида на те или иные раздражения.3

Под информацией в костюме следует понимать сложность и своеобразие пластического и пространственного расположений элементов и степень их ка­чественного и количественного изменений, особенность их взаимоотношений и новизну (ткани, цветов, узора и т. д.).

Поскольку костюм не может пользоваться общепринятым языком ни му­зыки, ни живописи, ни архитектуры, ни пластики, хотя в определенной мере элементы их языка заимствованы костюмом, он вынужден был формировать свой язык, свою знаковую систему, которая могла быть понятна и служить сред­ством информации.

Любая информация, независимо от ее сложности, может быть кодирована и перекодирована. Следовательно, для передачи информации всегда должен быть код, с помощью которого можно производить любые операции.

Кодом называется правило, описывающее отображение одного набора зна­ков в другом наборе знаков (или слов). Кодом называют и множество образов при этом отображении. Например, нежность можно передать и средствами ко­стюма, и средствами живописи. В костюме она будет выражена через мягкие пастельные цвета, плавные линии, простые рисунки ткани и т. д., которые и будут служить кодом.

Некоторые из знаков и элементов, уменьшающих оригинальность инфор­мации и позволяющих усвоить сообщение, носят постоянный характер. Такие элементы или знаки можно нормализовать и свести в набор, условно обозна­чить их как символы. Символ в процессе познания или отражения действи­тельности играет существенную роль.

Итак, диалектика отражения действительности такова, что формирование познавательного образа предполагает в нем противоположность - применение знаков, элементов условности.

«Знаки и символы в костюме связаны с ассоциативным восприятием реальных предметов и не являются идентичными им, так как представля­ют класс довольно условных зрительных знаков, значение которых долж­но быть заучено и которые, обладая собственным смыслом, передают изоб­ражение, отличное от него самого, но субъект при этом реагирует на него так же, как на сам предмет. Например, в костюме редко мы встречаемся с реальным изображением предметов, но костюм заставляет нас порой реа­гировать так же, как на симфоническое произведение или на великолеп­ный букет цветов».4

Осмысленность знаков определяет творческий процесс употребления того или иного языка, эвристическую роль знаков. Из взаимосвязи мысли и слова с полной очевидностью явствует, что язык не является всего лишь простым сред­ством представления уже известных истин, в большей мере он служит сред­ством открывать еще не известное. С помощью знака можно понять тенден­цию развития системы в будущем.

Идея художника-модельера также вначале «записывается» в виде корот­кого символа, который является «ключом» или кодом, определяющим простран­ство и набор образов, элементов, в пределах которых развиваются все формы костюмов данной моды. Интересно также и то, что демонстрация моделей и реклама их в журналах всегда сопровождаются вербальным пояснением, рас­крывающим содержание символов.

С. Эйзенштейн писал о восприятии: «... каждый зритель в соответствии со своей индивидуальностью, по-своему, из своего опыта, из недр своей фанта­зии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера, нрава и со­циальной принадлежности творит образ по этим, точно направляющим изоб­ражениям, предсказанным ему автором, неуклонно ведущим его к познанию и переживанию темы. Этот же образ, что задуман и создан автором, но этот об­раз одновременно создан и собственным творческим актом зрителя».5 Костюм подчиняется этому общему закону.

В психике человека выделяются три главных компонента: когнитивный (познавательный, включающий процессы восприятия, представления, мыш­ления, памяти), регулятивный (соответствующий эмоционально-волевой сфере человека) и коммуникативный (отражающий психологическое содер­жание всех форм общения людей между собой). Поэтому вполне естествен­но, что в художественном образе и в реальном воздействии, которое он ока­зывает на реципиента, мы можем выделить те или иные аспекты (например, познавательные, эмоциональные). Вместе с тем, главная специфика худо­жественной идеи и образа (определяющая их фактическую эффективность)

Символическая запись пределов модного костюма. Эскиз дизайнера Светланы Якимовой.

заключается в целостности, нарушение которой приводит к распаду самого образа. История развития костюма неразрывно связана с системностью зна­ков (функций), используемых в костюме.

Новизна модной формы определяется теми «информативными» точка­ми, по которым идет трансляция новой моды. Параметрами трансляции мо­гут быть силуэт, членение линии, орнамент, цвет, которые характеризуют струк­туру формы костюма. Так, «от дизайнера (отправитель) сообщение (идея) по­падает к носителю костюма (получатель) через модель костюма (канал связи). Сообщение (эстетическая цель) закодировано (применение определенного си­луэта формы, цвета и др.) и соотнесено с определенным контекстом (модное направление)».6 «Код» выполняет опосредующую функцию в процессе комму­никации творца и потребителя.

Знаковость в костюме имела целью, с одной стороны, выразить индивидуальные черты личности, ее принадлежность к той или иной группе общества, например:

• костюм - знак классовой дифференциации;

• костюм - знак богатства (экономической престижности), отражения об­щественной интеграции (униформенность);

• костюм - знак принадлежности к определенной идеологической группе;

• костюм - знак респектабельности;

• костюм - знак полового различия;

• костюм - знак вкуса человека;

• костюм - знак культуры.

С другой стороны, цель знаковости - обозначить отдельные функции час­тей костюма или фигуры. Собственно, первоначально знаковость и возникла как обозначение основных частей тела и их функций. Позже она стала прояв­ляться в типе костюма, материалах, форме, цвете, расположении и характере деталей, манере ношения, украшениях и т. д.

Иерархические установки общества выражались в сложной регламентации сочетаний элементов костюма. Одним периодам в развитии костюма была при­суща большая знаковость, другим - меньшая.

Отражая определенные идеи, одежда может быть свободной, плотной, тес­ной, жесткой, непровакационной по цвету. Она может свидетельствовать о не­преклонности характера, жесткости моральной установки, чистоте моральных побуждений, отражая этический символизм, который играет большую роль, например, в строгих и официальных костюмах мужчин в наши дни. Толщиной материала, добротностью своего костюма, глубокой и спокойной чернотой бо­тинок, безупречной чистотой воротничков и манжет мужчина демонстрирует окружающему миру свою потенциальную силу, твердость духа, неподвержен­ность легкомысленным соблазнам. Таким образом, данный вид одежды выра­жает серьезный и деловой настрой и ассоциируется со всевозможными форма­ми профессиональной и коммерческой работы.

Плотная облегающая одежда также имеет свои моральные особенности, и женщины время от времени любят пользоваться этим эффектом с помощью корсетов, бюстгальтеров, плотных и жестких. Вся одежда этого типа контрас­тирует с более яркой, свободной, более мягкой и светлой, которая приличе­ствует празднику. Мягкие воротнички часто считаются неприличными для де­ловой одежды; предполагается, что недостаточная жесткость формы означает соответствующую неряшливость во владельце, в то время, как халат и тапочки стали общепринятым символом покоя и отдыха.

Различные источники информации способствуют увеличению ассоциаций подобного рода, из которых наиболее важными считаются следующие.

Цвет - универсальная связь черного цвета с серьезностью и белого с непо­рочностью и моральной чистотой, в отличие от других цветов, особенно ярких, которые выражают свободную игру эмоций.

Степень покрытия тела - аскетическое понятие о теле человека как о при­чине греховных страстей, о которых легче забыть или которые легче контроли­ровать, если закрыть тело, насколько это возможно.

Плотность (жесткость) - реальное защитное свойство плотной одежды от определенных физических воздействий бессознательно переносится в мораль­ную сферу.

Жесткость - символическое уравнение физической силы и «вертикальнос­ти» с моральной чистотой и стойкостью.

Тесность (ассоциация возникла, бесспорно, в связи с плотно прилегающей одеждой) -явление физическое, но очень легко и свободно переносится в мо­ральную сферу. Теснота плотно прилегающей одежды может символизировать жесткий контроль человека над собой (держит «в узде» свои страсти), в проти­вовес свободность и неряшливость ассоциируется с аморальностью. Извест­но, что оказываясь в некоторых ситуациях (дискомфорт вызван людьми и при­родой), человек старается застегнуть одежду, т.е. защитить себя с помощью одежды со всех сторон. Периоды депрессии, потерянности, одиночества или тоски могут сопровождаться желанием человека быть тепло одетым, закрыть свое тело от чьего бы-то ни было воздействия.

 

Цветовая символика

Цветовая символика в костюме изначально тесно связана с отражением жизненных процессов. Изученные отечественными и зарубежными учеными более древние источники знаковой функции цвета указывают на биологичность первопричины, порождающей психологические концепции и представления у народов, находящихся на низшей стадии развития.

Винсент Ван Гог как-то заметил: «Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказываться. Это надо использовать». Пожелание великого ху­дожника услышаны и реализуются в современном модном костюме. Студенты-дизайнеры, отвечая на вопрос о том, каковы, по их мнению, критерии модного, все как один прежде всего отмечали цвет. Та же тенденция наблюдается и в мнениях потребителей. По данным маркетингового исследования АО «Перво­майская заря» (1995 г.), 13,7 % респондентов, выбирая одежду, следуют мод­ным тенденциям, 81,0 % - ориентируются на предпочитаемые цвета, 5,9 % счи­тают, что цвет не имеет значения.

Диапазон цветовых предпочтений потребителей женской одежды доста­точно широк (рис. 9.1). Однако доминирует ахроматическая цветовая гамма. Преимущественный выбор черного цвета в одежде объясняется тем, что свы­ше 60 % респондентов - это так называемые деловые женщины, а в нашей стране еще довольно устойчивы стереотипные представления о черно-белой деловой одежде как признаке высокого статуса. Яркий, насыщенный цвет одеж­ды (не черный и белый) ассоциируется с отдыхом, развлечениями, что проти­воречит представлениям о деловой жизни.

 

Цветовые предпочтения потребителей женской одежды

Сказители называли цвета «божествами». Художники - «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами. Ученые об­ратили внимание на психорегуляторные возможности цвета.

Цвет динамичен и может оказывать действенное влияние на физиологию и психику человека. Исследователи называют три основных пути цветового воздействия. Во-первых, через кожные рецепторы, которые передают на бес­сознательном уровне необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Во-вторых, через зрение, воспринимающее цвет уже на уровне под­сознания и сознания. И, наконец, через социум, поведение и взаимодействие членов которого часто ставится в зависимость от особенностей их цветовос-приятия.

Кстати, методы цветолечения, разработанные на этой основе, позволяют в кратчайшие сроки восстановить необходимый для человека компромисс меж­ду состоянием физического и психического здоровья. Н. В. Серов считает, что «цвет здесь выступает и как классическое психоаналитическое средство, кото­рое «позволяет высказать не высказываемое». Вместе с тем, он дает еще и хро­матическое описание индивидуально неосознаваемых сублиматов пациента. Иначе говоря, курс цветотерапии приводит к индивидуальной норме его дина­мическую уравновешенность в чувствах и эмоциях путем цветовой сублима­ции вытесненных переживаний. Цель - оптимальная адаптация внутренней и внешней среды пациента друг к другу».7

Почти все авторы объясняют возникновение триадности цветов биоло­гическими процессами. Так, В. У. Тернер утверждает, что представив силы или «нити» жизни цветовыми символами в ритуальном контексте, люди приобрели ощущение, что они в состоянии «приручить» эти силы и ис­пользовать их в социальных целях. Но силы эти психологически и логичес­ки предшествуют социальным классификациям на племенные союзы, кла­ны, классы и т. д.8

Позже цвет использовался для выражения общественной дифференциации, религиозных представлений, обозначения возрастных и половых различий, праздничности и траура и т. д.

Так, цвет туники римлянина (IV-I вв. до н.э.) указывал на его сословно-должностной статус. Туники были преимущественно темно-вишневого, пур­пурного, синего цветов. Пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадни­ки. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божествен­ности. В иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. В одежду белого цвета одеваются ангелы и праведники. Буддистские вероучения наделя­ют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через жертвенность мира. В христианстве белый цвет света посвящен Богу-отцу. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи и цвет Святых Девственниц. Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестаци­ей при духовном возвышении.

Серый цвет в Средневековой Европе назывался цветом джентльменов, цве­том высшего света. Серый, как правило, нравится людям пожилого возраста, поэтому издавна мода навязывает им всевозможные «старческие» цвета: блек­лые, пастельные, сероватые, приглушенные и др.

Розовый - цвет детства, цвет надежды и духовного единения с миром.

Зеленый ассоциируется с юностью, жизненными перспективами, рожде­нием и надеждой.

Черный является символом либо торжественности, либо траура (в христи­анстве). Черные одежды обычно носят агрессивно настроенные упрямцы, про­тестующие анархисты. Но, вероятно, поэтому в нем можно видеть средство помощи слабовольным личностям в укреплении силы духа. Дизайнер Соня Рикель заметила однажды: «Только смелая и сильная женщина может позво­лить себе носить черный». Для кутюрье Ив Сен Лорана черный - один из лю­бимых цветов, потому что он является символом линии. А линия, по мнению дизайнера, - это главное. Она определяет элегантность.

На индивидуальном уровне цвет одежды обычно вызывает ассоциации с чувствами, мыслями и даже мировоззрением воспринимаемого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.094 с.)