Понятие потребительских предпочтений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие потребительских предпочтений.



       Поведение покупателя на рынке при экономическом анализе целесообразно рассматривать поэтапно. Первый этап заключается в изучении предпочтений покупателя, при этом важно иметь критерии, по которым покупатели могут сделать выбор, предпочитая один товар другому. На втором этапе необходимо учитывать то обстоятельство, что покупатели сталкиваются с бюджетными ограничениями, т.е. они всегда лимитизированы определенными доходами. В соответствии с законом спроса, именно цены на товар и услугу определяют количество(?) покупаемых товаров. На 3-м этапе следует совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор.

       Т.о. учитывая потребительские предпочтения и бюджетные ограничения покупателей, становится возможным определить какие сочетания товаров и услуг покупатели выберут для покупки с тем, чтобы макс. удовлетворить свои потребности.

       При экономическом анализе будет использовано для объяснения сути явлений 3 вида моделей:

1. Описательные

2. Графические

3. Экономико-математические

       <<Преимущества и недостатки моделей рассказать в примерах на экзамене!>>

       С целью объяснения предпочтений покупателя нужно сформулировать некоторые основные предположения, которые будут справедливы для большинства моделей в большинстве случаев.

1. У потребителей предпочтения уже сформировались. Покупатели могут сравнивать и классифицировать известные им товары и услуги, т.е. покупатель всегда имеет мнение о предпочтении товара А товару Б или Б вместо А или одинаково будет удовлетворен покупая либо А, либо Б.

2. Предпочтения транзитивны. Если для покупателя товар А лучше, чем товар Б, а Б - лучше С, то А всегда лучше С.

3. Все товары для покупателей желаемы, но при одинаковой цене покупатели всегда предпочитают большее количество данного товара меньшему.

 

Лекция 4.

 Агентами рыночных отношений являются в том числе и домохозяйства. Все продукты домохозяйств можно сгруппировать следующим образом:

1. Продукты питания.

2. Промышленные товары.

3. Услуги.

Можно сделать различные группировки, внутри групп домохозяйства отдают предпочтение той или иной покупке.

 

2.

Кривые безразличия.

Потребительские предпочтения покупателей можно представить в виде графических моделей, используя для этого кривые безразличия. Они представляют собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребителей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками, принадлежащими одной кривой безразличия, на графической модели.

Предположим, что в ходе анкетного опроса ряда покупателей мы получили следующие данные о сделанных покупках за какой-то отчетный период:

 

Покупки Продукты питания Промышленные товары
1. A 20 30
2. B 10 55 - max
3. C 40 -max 20
4. D 30 45
5. E 10 20
6. F 10 45

 

E, A, D - объединены

E, B, F - объединены

U1, U2, U3 - кривые безразличия.

 

Графический метод.

Точки A, B, C принадлежат одной кривой безразличия, обозначенной И1. Точки, принадлежащие одной кривой безразличия, характеризуют одинаковый уровень потребления, набор товаров, к которому человек относится одинаково. Уровень одинаков, а отношение у покупателей B и C – не одинаково. D покупает больше, чем А, а А больше, чем Е.

 

Свойства кривых безразличия.

1. Вогнуты.

2. Имеют отрицательный угол наклона.

3. Кривые безразличия не могут пересекаться.

 

3.

Предельная норма замещения.

Покупатели при ограниченных финансовых ресурсах, а финансовые ресурсы ограничены (как бы много их не было) постоянно вынуждены идти на компромиссы, делая выбор между двумя-тремя и большим числом товаров, то есть отказываясь от приобретения товара А покупатель может приобрести дополнительное количество товара В. Так происходит замещение одного товара другим.

Отношение субъектов к двум сравниваемым товарам:

5 корзин с одинаковым уровнем потребления.

 

1 16 если захочет добавить 1 продуктов, отказ от 6 ед. одежды
D1(2) 10 (–6)  
D1(3) 6 (–4)  
D1(4) 4 (–2)  
D1(5) 3 (–1)  

 

Предельная норма замещения продуктов питания промышленными товарами или наоборот промышленных товаров продуктами питания представляет собой максимальное количество одних товаров, от которых готов отказаться покупатель, чтобы получить одну дополнительную единицу другого товара.

 — сокращение одного товара в потреблении в пользу приобретения единиц другого товара.

Предельная норма замещения представляет собой угол наклона кривой безразличия.

MRS – важная характеристика, которая характеризует отношение потребителей к тому или иному товару.

 

 

4,5.

Бюджетные ограничения.

На индивидуальный выбор человека кроме рассмотренных предпочтений одного набора товаров другому существенное влияние оказывают также и бюджетные ограничения. Для понимания сути этого явления рассмотрим следующий частный пример.

Пример:

Предположим, что доход покупателя в среднем 40 т.р. в день. Цена на продукты питания в среднем 1000 руб., на одежду – 2000 руб.

Д = 40 т.р.

РF = 1 т.р.

РС = 2 т.р.

 

Набор Питание F Одежда C Доход
1 0 20 40
2 10 15 40
3 20 10 40
4 30 5 40
5 40 0 40

 

 

РF · F + РС · С = 1

 

 

6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.012 с.)