Теория поведения потребителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория поведения потребителя.



Микроэкономика

 

1. Роль и место курса “Микроэкономика” в подготовке специалистов эк. профиля.

2. Понятие позитивного и нормативного анализа в экономике.

3. Виды рынков и цен.

 

1.

Микроэкономика (уровни знания)

1. Все люди

2. Предприниматели, менеджеры, исполнительная и законодательная власть

3. Специалисты: экономисты, финансисты, бухгалтеры

 

Что изучает?

М. изучает выборы, которые совершают люди, используя определенные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей. Экономические выборы совершаются везде и всегда (при покупке, найме, исп. технологии пр-ва). В экономической науке принято выделять четыре вида выборов:

1. Что производить

2. Как производить

3. Кто и какую работу должен выполнять в процессе производства

4. Для кого предназначен конечный результат труда

В М. будем рассматривать экономическое поведение субъектов хозяйства и рациональный выбор.

 

2.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование в экономике.

Занимает центральное место в М, т.к. теория разрабатывается для объяснения экономических явлений. Познав суть экономического явления, его содержание и причины, вызвавшие это явление, можно сделать экономический прогноз развития ситуации.

       Позитивный анализ используется на различных уровнях управления:

· на микроуровне используется менеджерами

· на макроуровне - гос. деятелями, законодателями

· на федеральном уровне

· на уровне субъектов федерации

· на муниципальном уровне

       Часто проводя позитивный анализ объективно сложившейся ситуации в экономике, на сегодняшней день важно знать ответ на вопрос, что нужно конкретно сделать для изменения экономической ситуации к лучшему. Зависимость одного фактора от другого, количественная мера этой зависимости - составляет суть нормативного анализа.

Ех: Прибыль=Доход - Сбст - первый уровень

       Доход=S Цена х Количество

Увеличить П. можно за счет роста Д и снижения С и т.д.

 

3.

Всех экономических субъектов на микроуровне можно подразделить на 2 группы согласно их функциям: на покупателей и продавцов. Большинство лиц и фирм одновременно выступают на рынке в роли продавцов и покупателей. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена.

       Субъектами рыночных отношений выступают физ. лица (домохозяйства) и юр. лица (фирмы) и гос. органы. Домохозяйства - экономические единицы в составе одного или нескольких лиц. Они самостоятельно принимают решения по использованию какого-либо ресурса, стремясь макс. удовлетворить потребности семьи.

       ГК РФ ст.1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела.

       Граждане и юр. лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Товары, услуги и фин. ср-ва свободно перемещаются по всей территории РФ.

       ст.2 Гражданское зак-во регулирует отношения между лицами, осущ-ми предпринимательскую деятельность или с их участием исходя из того, что предпринимательской деятельностью яв-ся самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленную на получение прибыли.

 

Лекция 2

       Рынок хар-ся очень сложной структурой. Законодательная и исполнительная власти должны учитывать сложившуюся рыночную структуру, учитывая отдельные особенности поведения субъектов хозяйствования.

       Структуру рынка можно классифицировать по след. критериям:

1. По экономическому назначению:

· рынок товаров и услуг,

· труда,

· капитала.

Понятие “теневой рынок” не входит в данную классификацию

2. По географическому положению

· местный

· национальный

· мировой

3. По отраслевому признаку

· нефти

· авто и т.д.

4. По объекту и хар-ру продаж

· оптовые

· розничные

5. По степени ограничения конкуренции

· конкурентные

· неконкурентные

 

 

 

Конкурентные

Неконкурентные

Признаки Чистая конкуренция Монопольная конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм много несколько (25-70) 3-4 1
2. Тип продукта идентичный дифференцирован-ный все не определено
3. Контроль над ценой нет не значительный значительный полный
4. Условия входа в отрасль полностью свободный ограниченный крайне ограниченный практически невозможно
5. Ех: с/х продукция лег. пром-ть наукоемкое пр-во ж/д, вооруж

 

Системы экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования на рынке:

 

 

 


Лекция 3

Теория спроса и предложения

 

 

 

1. Изменение величины спроса связано с ценовыми факторами

2. -“-“                                            не -“-“-

 

Неценовые факторы:

· изменение цен на товары-заменители

· сезон

· доходы населения

· вкус (мода)

 

Кривая предложения

 

 

Факторы:

· налоги

· цены на ресурсы

· технология

· таможенные тарифы

 

ИПЦ=Р1/Р0 (в реальных или сопоставимых ценах)

 

Лекция 4.

 Агентами рыночных отношений являются в том числе и домохозяйства. Все продукты домохозяйств можно сгруппировать следующим образом:

1. Продукты питания.

2. Промышленные товары.

3. Услуги.

Можно сделать различные группировки, внутри групп домохозяйства отдают предпочтение той или иной покупке.

 

2.

Кривые безразличия.

Потребительские предпочтения покупателей можно представить в виде графических моделей, используя для этого кривые безразличия. Они представляют собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребителей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками, принадлежащими одной кривой безразличия, на графической модели.

Предположим, что в ходе анкетного опроса ряда покупателей мы получили следующие данные о сделанных покупках за какой-то отчетный период:

 

Покупки Продукты питания Промышленные товары
1. A 20 30
2. B 10 55 - max
3. C 40 -max 20
4. D 30 45
5. E 10 20
6. F 10 45

 

E, A, D - объединены

E, B, F - объединены

U1, U2, U3 - кривые безразличия.

 

Графический метод.

Точки A, B, C принадлежат одной кривой безразличия, обозначенной И1. Точки, принадлежащие одной кривой безразличия, характеризуют одинаковый уровень потребления, набор товаров, к которому человек относится одинаково. Уровень одинаков, а отношение у покупателей B и C – не одинаково. D покупает больше, чем А, а А больше, чем Е.

 

Предельная норма замещения.

Покупатели при ограниченных финансовых ресурсах, а финансовые ресурсы ограничены (как бы много их не было) постоянно вынуждены идти на компромиссы, делая выбор между двумя-тремя и большим числом товаров, то есть отказываясь от приобретения товара А покупатель может приобрести дополнительное количество товара В. Так происходит замещение одного товара другим.

Отношение субъектов к двум сравниваемым товарам:

5 корзин с одинаковым уровнем потребления.

 

1 16 если захочет добавить 1 продуктов, отказ от 6 ед. одежды
D1(2) 10 (–6)  
D1(3) 6 (–4)  
D1(4) 4 (–2)  
D1(5) 3 (–1)  

 

Предельная норма замещения продуктов питания промышленными товарами или наоборот промышленных товаров продуктами питания представляет собой максимальное количество одних товаров, от которых готов отказаться покупатель, чтобы получить одну дополнительную единицу другого товара.

 — сокращение одного товара в потреблении в пользу приобретения единиц другого товара.

Предельная норма замещения представляет собой угол наклона кривой безразличия.

MRS – важная характеристика, которая характеризует отношение потребителей к тому или иному товару.

 

 

4,5.

Бюджетные ограничения.

На индивидуальный выбор человека кроме рассмотренных предпочтений одного набора товаров другому существенное влияние оказывают также и бюджетные ограничения. Для понимания сути этого явления рассмотрим следующий частный пример.

Пример:

Предположим, что доход покупателя в среднем 40 т.р. в день. Цена на продукты питания в среднем 1000 руб., на одежду – 2000 руб.

Д = 40 т.р.

РF = 1 т.р.

РС = 2 т.р.

 

Набор Питание F Одежда C Доход
1 0 20 40
2 10 15 40
3 20 10 40
4 30 5 40
5 40 0 40

 

 

РF · F + РС · С = 1

 

 

6.

Лекция 5.

7.

Потребительский выбор.

РF · F + РС · С = Д

Чем руководствуется человек при попытке получить максимальное удовлетворение от денег (на вкус и цвет товарища net). Почему в микроэкономике сначала рассматривается спрос, потом предложение, потом спрос–предложение определяет предложение???. Потребитель, выбирая товары или услуги, старается достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджете. Оптимальный набор товаров и услуг (точка оптимума) должна отвечать двум правилам:

1. Эта точка должна находится на бюджетной линии.

2. Оптимальный набор должен предоставлять потребителю из двух рассматриваемых товаров их наиболее предпочтительное сочетание.

Предположим, мы имеем семейство кривых безразличия и заданный бюджет в виде бюджетной линии. По 1 условию – три точки на БЛ: В, А, D. Точка С – покупатель хотел бы купить С(23,25). Можно ли? В долг, в принципе можно но надо занять у кого-то – люди так и поступают. Точка Е, человек удовлетворяет при заданном бюджете потребности на таком уровне – деньги копит. Что было в предыдущие 2 месяца, если он делал выбор в точке Е.

Сам искусственно понижал БЛ. Если это действительно было в январе и феврале, в марте может наверстать упущенное. Точки В и D – в принципе это возможно.

Оптимально ли распределены деньги.

Вывод: набор приобретаемых товаров, который может обеспечить максимальное удовлетворение потребностей должен находится на пересечении самой высокой кривой безразличия с бюджетной линией. В этой точке А наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Именно в точке А наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Именно в точке А предельная норма замещения равна соотношению цен двух рассматриваемых товаров.

Значит в точке А максимизируется удовлетворение потребностей.

 

Случай.

Почему покупатель начинает больше покупать? С одновременным повышением цен на все прочие товары, при невысоком бюджете потребителя, удельный вес относительно дешевого товара (низкокалорийного) в общих расходах будет увеличиваться, а, следовательно, спрос на этот товар данной категорий потребителей будет увеличиваться.

Рассмотрим потребительский выбор покупателя с изменением дохода и цен.

Графическая интерпретация кривой.

Доход - потребление. Как измениться потребление при изменении дохода. (начальный доход - 75 т.р.) Новая БЛ. Новый доход - 750 т.р.

A - точка, в которой оптимизирован потребительский выбор для БЛ 75 т.р.

B - точка, в которой оптимизирован потребительский выбор для БЛ 750 т.р.

C - точка, в которой оптимизирован потребительский выбор для БЛ 7500 т.р.

 

При изменении цены на пищу, график будет выглядеть следующем образом:

Цена-потребление

Г. Лекция 6

Потребительский выбор, направленный на максимальное удовлетворение потребностей может быть объяснен 2 способами: кривой безразличия и бюджетной линией.

Рыночный спрос

Для определения размера рыночного спроса на товар можно предположить, что на рынке есть 3 покупателя, с их потребностями и покупательной способностями, причем спрос на данный товар,, в зависимости от цены выглядит так.

Цена за 1 шт.

Покупатели

Рыночный спрос
  A B C  
1 6 10 16 32
2 4 8 13 25
3 2 6 10 18
4 0 4 7 11
5 0 2 4 6

Кривая рыночного спроса - сумма значений спроса каждого, из индивидуальных потребителей.

 

Потребительский излишек

Стремление покупателей к дополнительной выгоде имеет объективную природу. При покупке товаров у покупателя может быть потребительский излишек. Он показывает насколько лучше в среднем живут отдельные люди. Различные потребители оценивают потребление тех или иных товаров по разному. Потребительский излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара.

Потребительский излишек = P в представлении потребителя - P фактическая

Почему оптовая цена < розничной? Т.к. предельная полезность первой вещи выше предельной полезности последующих. А с точки зрения продавца - у него меньше трудозатраты.

 

8.

Анализ кривых безразличия позволяет объяснить графически с помощью бюджетной линии потребительский выбор покупателя. Анализ строится на предположении, что потребители могут ранжировать возможные альтернативы. При экономическом анализе поведения покупателя сделанный им выбор можно объяснить, используя понятия «концепция полезности» и «предельная полезность». Исходим из того, что полезность выражает степень удовлетворения, получаемую субъектом от потребления товара или услуги. Полезность включает важный психологический аспект, потому что потребители стремятся к этой полезности, приобретая какой-либо товар, либо отказывались от него. В экономическом анализе полезность чаще всего используется для того, чтобы описать предпочтения при ранжировании наборов потребительских товаров или услуг. Это ранжирование может быть представлено с помощью функций полезности. Функция полезности характеризует определенный уровень удовлетворения потребностей от потребления различных товаров.

 

 

Функция полезности U(C,F)= CF

Предельная полезность измеряет дополнительное удовлетворение от приобретения дополнительного количества товаров и услуг. Дополнительное потребление товара Р (?) дает покупателю дополнительную предельную полезность.

 

 

Лекция 7

MHF/PF=MHC/PC - предельная полезность товаров.

Есть понятие приращения полезности от F (MHF*(DF))

-MHF*(DF) - я получаю дополнительное удовлетворение за счет дополнительного потребления продуктов питания.

+MHF*(DF) -???

MRS= -Dc/DF - предельная норма замещения.(ПНЗ)

Так как бюджет фиксирован, изменений нет, когда переходят на другую кривую безразличия. Общего подъема у нас нет.

O= MHF*DF+ MHC*DC

Говоря о ПНЗ, как выражающей угол наклона касательной через цену. Бюджетная линия сливается с касательной. Решая уравнение относительно O= MHF*DF+ MHC*DC, получаем вывод: MHF/PF=MHC/PC

Человек достигает максимальной полезности при фиксированном бюджете в том случае, если деньги, потраченные на различные товары, приносят ему одинаковый уровень приращения полезности в одном случае со знаком (+), в другом случае со знаком (-). Вся сложность для понимания предельной полезности - человек не изобрел прибора для фиксирования уровня полезности.

Потребительский выбор и спрос на продукцию объясняется 2 признаками:

1. У человека представление о товаре уже сформировалось и он знает, что он предпочитает - сходить в ресторан или купить ботинки.

2. Сколько у него в кармане денег.

 

Лекция 8

2.

Понятие изокванты

Использование понятия изокванты, попытаюсь изложить требования к студенту... кафедры микро экономики.

Предприятие при получении технического масла может получать по разному. Мы можем получить заданный объем продукта.

К вопросу о требованиях кафедры: есть изокванты на 2, 3, 4, 5.

Как можно выйти на уровень 5? Нужны трудозатраты. При организации учебного процесса закладывается, чтобы студент вышел на уровень. Должна быть определенная работа. Может за счет самостоятельной, или работы в аудиториях. Уровень аудитории задается учебным планом.

 

3.

Лекция 9

Издержки производства

 

1. Понятие издержек производства (ИП). Явные и неявные. Альтернативные и вмененные. Фактические, невозвратные.

2. Издержки в краткосрочном периоде времени. Предельные и маржинальные, полные, постоянные, переменные, средние. Факторы, определяющие величину издержек в краткосрочном периоде. Графические модели кривых, характеризующих ИП.

3. Издержки на долговременном этапе. Выбор факторов производства, минимизирующие ИП. Понятие изокосты. Ее графическая модель.

 

1.

Понимание экономистами ИП основывается на ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. В силу этого обстоятельства о производстве чего либо вызывает необходимость отказа от использования этих же ресурсов для производства других товаров и услуг. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные или вмененные издержки. В число альтернативных издержек входит:

· выплаты наемным работникам;

· финансовые средства инвесторов, или самостоятельная закупка (инвесторы - владельцы ОПФ);

· выплаты владельцам и поставщикам сырья, материалов, комплектующих, оплата всех видов ресурсов;

· оплата различных услуг;

· налоги.

Все издержки можно классифицировать различными способами, в том числе и по экономическому содержанию:

· оплата живого труда;

· оплата овеществленного труда.

По форме, издержки можно представить в виде явных и неявных(имплицитных?).

Явные издержки - альтернативные издержки, принимающие форму прямых денежных платежей поставщикам различных факторов производства.

К имплицитным издержкам относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы, или находящихся в собственности фирмы, как юр. лица. Эти издержки не предусмотрены контрактами для выплат, поэтому они остаются недополученными в условной форме.

Установление различий между явными и имплицитными издержками необходимо для понимания того, что экономисты подразумевают под прибылью. Экономисты используют термин "прибыль" для обозначения разности между совокупным доходом фирмы и ее издержками, как явными, так и неявными, те здесь мы сталкиваемся с понятием чистой экономической прибылью.

Под бухгалтерской прибылью экономисты понимают разность между совокупным доходом и явными издержками.

Пример:

Совокупный доход предприятия 600 млн. руб.
Явные издержки  
ФОТ 200 млн. руб.
материалы 100 млн. руб.
аренда 100 млн. руб.
  200 млн. руб.
   
З/п собственникам 200 млн. руб.
Аренда площади, услуги (имплицитные) 50 млн. руб.
  250 млн. руб.
   
Чистый экономический эффект -50 млн. руб.

 

Бухгалтера всегда интересует затраты прошлого периода для составления бухгалтерского баланса. Экономист имеет дело с плановыми затратами, те с затратами будущего периода. Причем он должен учитывать при разработке плана по себестоимости как явные, так и не явные издержки. Следовательно, экономиста в первую очередь интересует все вмененные издержки, как фактические выплаты, так и упущенные возможности, недополученные денежные средства в другом варианте.

Невозвратные издержки представляют собой ранее произведенные и невозместимые расходы. Из-за своей невозместимости, невозвратные издержки не могут оказывать влияния на последующие решения руководителя фирмы.

... будут невозвратными (при закрытии фирмы ОПФ можно продать, рекламу не продашь - это будут невозвратные издержки).

Пример: купив книгу за 100 т.р., а на соседском лотке она - 60 т.р.=> 40 т.р. - невозвратные издержки. Особое содержание издержек на оказание услуг составляют в бюджетных, бесприбыльных организациях, в них затраты руководитель предприятия производит в соответствии с утвержденной сметой расходов. Нарушение выплат по статьям сметы рассматривается казначейством и другими контролирующими организациями, как должностное преступление.

 

Лекция 10

       2.

Валовые издержки на производство и реализацию какого-либо товара состоят из двух частей: постоянных и переменных.

TC=FC+VC

К постоянным относят затраты которые имеет фирма вне зависимости от объема выпускаемой продукции. Переменные затраты меняются вместе с изменением объема выпуска продукции.

Постоянные издержки могут контролироваться на долговременном этапе, но они не меняются при изменении объема выпуска продукции в краткосрочном периоде времени. Эти издержки оплачиваются и тогда, когда продукция вообще не выпускается на предприятии. Чтобы решить вопрос, сколько выпускать готовой продукции, руководитель должен знать, как изменяются переменные издержки в краткосрочном периоде с изменением объема выпуска. Для этого необходимо воспользоваться дополнительными понятиями: предельных издержек и средних издержек.

- МС.

- АТС, АFC, АVC.

 

Допустим, постоянные издержки, независимые от объема, составляют 50

Объем выпуска прод. FC - пост. издержки VC - перем. издержки ТС - валовые издержки МС - пред. издержки АFC - средние пост. изд. АVC - средние перем. изд. АTC - средние валовые изд.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 0 50 78 98 112 130 150 175 204 242 300 385 50 100 128 148 162 180 200 225 254 292 350 435 - 50 28 20 14 18 20 25 29 38 58 85 - 50 25 16.7 12.5 10 8.3 7.1 6.3 5.6 5 4.5 - 50 39 32.7 28 26 25 25 25.5 26.9 30 35 - 100 64 49.3 40.5 36 33.3 32.1 31.8 32.4 35 39.5

 

Предельные или маржинальные издержки представляют собой прирост издержек в результате производства 1 доп. ед. Продукции; т.к. постоянные издержки не меняются с изменением объема производства продукции, то предельные издержки определяются приростом лишь переменных затрат.

 

MC = D VC/DQ

 

Средние издержки являются затратами на производство единицы продукции.

 

ATC = TC/Q

AFC = FC/Q

AVC = VC/Q

 

Графические модели.

 

 

3.

В этой ситуации руководитель может модернизировать и расширить произв. базу. Он должен оптимально выбрать факторы производства, минимизирующие издержки в отдаленном будущем. При этом руководитель понимает, что на конкурентном рынке он всегда может нанять дополнительных рабочих по определенной тарифной ставке оплаты труда и взять в аренду или приобрести оборудование по соответствующей ставке арендной платы, по соответствующей норме амортизации.

Понятие изокосты

Изокоста включает в себя все возможные сочетания L и K, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, т.е. сочетание двух факторов производства с равными валовыми издержками.

ATC=AFC+AVC

TC=FC+

TC=r*K+n*L

k=TC/r-(w/r)L

 

Угол наклона определяется ценой ресурсов

 

Выбор для производства, минимизированных издержек. Перед руководителями постоянно возникает вопрос как достичь максимального объема производства при минимальных издержках. Для ответа на него нужно найти точку касания изокосты соответствующей изоквантой.

 

 

Точка А характеризует возможность выполнения запланированного объема производства при соответствующей структуре задействованных факторов производства.

Тот же самый объем можно получить при структуре факторов производства КСLС. При тех же суммарных затратах мы можем получить больший объем услуг = 12 единиц.

Лекция 11

Микроэкономика

 

1. Роль и место курса “Микроэкономика” в подготовке специалистов эк. профиля.

2. Понятие позитивного и нормативного анализа в экономике.

3. Виды рынков и цен.

 

1.

Микроэкономика (уровни знания)

1. Все люди

2. Предприниматели, менеджеры, исполнительная и законодательная власть

3. Специалисты: экономисты, финансисты, бухгалтеры

 

Что изучает?

М. изучает выборы, которые совершают люди, используя определенные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей. Экономические выборы совершаются везде и всегда (при покупке, найме, исп. технологии пр-ва). В экономической науке принято выделять четыре вида выборов:

1. Что производить

2. Как производить

3. Кто и какую работу должен выполнять в процессе производства

4. Для кого предназначен конечный результат труда

В М. будем рассматривать экономическое поведение субъектов хозяйства и рациональный выбор.

 

2.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование в экономике.

Занимает центральное место в М, т.к. теория разрабатывается для объяснения экономических явлений. Познав суть экономического явления, его содержание и причины, вызвавшие это явление, можно сделать экономический прогноз развития ситуации.

       Позитивный анализ используется на различных уровнях управления:

· на микроуровне используется менеджерами

· на макроуровне - гос. деятелями, законодателями

· на федеральном уровне

· на уровне субъектов федерации

· на муниципальном уровне

       Часто проводя позитивный анализ объективно сложившейся ситуации в экономике, на сегодняшней день важно знать ответ на вопрос, что нужно конкретно сделать для изменения экономической ситуации к лучшему. Зависимость одного фактора от другого, количественная мера этой зависимости - составляет суть нормативного анализа.

Ех: Прибыль=Доход - Сбст - первый уровень

       Доход=S Цена х Количество

Увеличить П. можно за счет роста Д и снижения С и т.д.

 

3.

Всех экономических субъектов на микроуровне можно подразделить на 2 группы согласно их функциям: на покупателей и продавцов. Большинство лиц и фирм одновременно выступают на рынке в роли продавцов и покупателей. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена.

       Субъектами рыночных отношений выступают физ. лица (домохозяйства) и юр. лица (фирмы) и гос. органы. Домохозяйства - экономические единицы в составе одного или нескольких лиц. Они самостоятельно принимают решения по использованию какого-либо ресурса, стремясь макс. удовлетворить потребности семьи.

       ГК РФ ст.1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела.

       Граждане и юр. лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Товары, услуги и фин. ср-ва свободно перемещаются по всей территории РФ.

       ст.2 Гражданское зак-во регулирует отношения между лицами, осущ-ми предпринимательскую деятельность или с их участием исходя из того, что предпринимательской деятельностью яв-ся самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленную на получение прибыли.

 

Лекция 2

       Рынок хар-ся очень сложной структурой. Законодательная и исполнительная власти должны учитывать сложившуюся рыночную структуру, учитывая отдельные особенности поведения субъектов хозяйствования.

       Структуру рынка можно классифицировать по след. критериям:

1. По экономическому назначению:

· рынок товаров и услуг,

· труда,

· капитала.

Понятие “теневой рынок” не входит в данную классификацию

2. По географическому положению

· местный

· национальный

· мировой

3. По отраслевому признаку

· нефти

· авто и т.д.

4. По объекту и хар-ру продаж

· оптовые

· розничные

5. По степени ограничения конкуренции

· конкурентные

· неконкурентные

 

 

 

Конкурентные

Неконкурентные

Признаки Чистая конкуренция Монопольная конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм много несколько (25-70) 3-4 1
2. Тип продукта идентичный дифференцирован-ный все не определено
3. Контроль над ценой нет не значительный значительный полный
4. Условия входа в отрасль полностью свободный ограниченный крайне ограниченный практически невозможно
5. Ех: с/х продукция лег. пром-ть наукоемкое пр-во ж/д, вооруж

 

Системы экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования на рынке:

 

 

 


Лекция 3

Теория спроса и предложения

 

 

 

1. Изменение величины спроса связано с ценовыми факторами

2. -“-“                                            не -“-“-

 

Неценовые факторы:

· изменение цен на товары-заменители

· сезон

· доходы населения

· вкус (мода)

 

Кривая предложения

 

 

Факторы:

· налоги

· цены на ресурсы

· технология

· таможенные тарифы

 

ИПЦ=Р1/Р0 (в реальных или сопоставимых ценах)

 

Теория поведения потребителя.

 

понятие потребительских предпочтений

кривые безразличия и их свойства

предельная норма замещения

бюджетные ограничения

понятие бюджетных линий потребителя

влияние изменения дохода и цен на бюджетную линию

потребительский выбор покупателя

концепция полезности

понятие пред полезности

 

1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.244 с.)