Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность воспитания как педагогической категории
Воспитание является одной из основных категорий педагогической науки. В педагогике существует отрасль: Теории и технологии воспитания, которая и занимается раскрытием сущности, закономерностей, движущих сил, целей, задач, содержания, методов, форм, результатов воспитания, исследует и описывает различные концепции и системы воспитания. Попытаемся проанализировать существующие трактовки воспитания, которые отражены в педагогической литературе. Сразу же отмечаем, что встречается большое множество определений этого понятия. Почему??? Одно из объяснений тому – многозначность воспитания. Воспитание рассматривается как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как система, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом. От чего же зависит формулировка встречающихся определений??? Формулировка многих из встречающихся определений зависит от философских или психологических основ, на которых строится та или иная теория воспитания. Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». [1] Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Жан Жак Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании.
В отечественной педагогической литературе, как отмечает А.В.Мудрик [2], можно выделить ряд наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия воспитание.
Определяя объем понятия воспитания, многие исследователи выделяют: воспитание в широком специальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; - воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; - воспитание в еще белее узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.). Для нас наибольший интерес представляет характеристика воспитания в узком педагогическом смысле. Попытаемся проанализировать имеющуюся информацию. В подходах к определению понятия «воспитание» в узком педагогическом смысле можно четко выделить несколько направлений, подходов.
Из всех определений, характеризующих сущность понятия «Воспитание» можно выделить наиболее употребляемые: Воспитание- это общественное явление….. Воспитание – это процесс….. Воспитание – это специально организованная деятельность, направленная на…. Воспитание –это система… Дадим краткую характеристику воспитания как процесс… Сущность и основные особенности воспитательного процесса
Задание:
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.006 с.) |