Сущность воспитания как педагогической категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность воспитания как педагогической категории



Воспитание является одной из основных категорий педагогической науки. В педагогике существует отрасль: Теории и технологии воспитания, которая и занимается раскрытием сущности, закономерностей, движущих сил, целей, задач, содержания, методов, форм, результатов воспитания, исследует и описывает различные концепции и системы воспитания.

Попытаемся проанализировать существующие трактовки воспитания, которые отражены в педагогической литературе. Сразу же отмечаем, что встречается большое множество определений этого понятия. Почему???  Одно из объяснений тому – многозначность воспитания.

 Воспитание рассматривается как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как система, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

От чего же зависит формулировка встречающихся определений???

Формулировка многих из встречающихся определений зависит от философских или психологических основ, на которых строится та или иная теория воспитания. Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми.

Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». [1] Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Жан Жак Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании.

 

     В отечественной педагогической литературе, как отмечает А.В.Мудрик [2], можно выделить ряд наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия воспитание.

Определяя объем понятия воспитания, многие исследователи выделяют:

 воспитание в широком специальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

 - воспитание в еще белее узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.).

Для нас наибольший интерес представляет характеристика воспитания в узком педагогическом смысле. Попытаемся проанализировать имеющуюся информацию.

В подходах к определению понятия «воспитание» в узком педагогическом смысле можно четко выделить несколько направлений, подходов.

 

Из всех определений, характеризующих сущность понятия «Воспитание» можно выделить наиболее употребляемые:

Воспитание- это общественное явление…..

Воспитание – это процесс…..

Воспитание – это специально организованная деятельность, направленная на….

Воспитание –это система…

Дадим краткую характеристику воспитания как процесс…

Сущность и основные особенности воспитательного процесса

 

Задание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.006 с.)