Культурологический, ценностно-ориентированный подход ( по целевому и  содержательному признаку) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурологический, ценностно-ориентированный подход ( по целевому и  содержательному признаку)



 Культурологический подход к определению понятия «воспитание»

Культурологический подход к воспитанию достаточно прочно вошёл в теорию и практику.

Культура общества является источником воспитания, она определяет его характер, цели и содержания. Воспитание как элемент культуры имеет все основные признаки национальной культуры, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных или заимствованных у другого народа».

Другим источником воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник.

Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия ее самореализации.

В процессе воспитания происходит овладение культурой общества, ее духовными ценностямим, их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.).

Поэтому мы говорим не только об усвоении культуры, но и ее освоении – активном обогащении ее каждым субъектом воспитания.

 Воспитание творит культуру личности ребенка.

В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслима духовно развитая личность.

  Содержание базовой культуры складывается из культуры жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической культуры, культуры общения и культуры семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной культуры, культуры труда и т.д.

Базовая культура, таким образом, включает как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни.

В целом как отмечает О.С.Газман, культура личности – это гармония культуры знания, культуры чувств и культуры творческого действия.

Ядром культуры личности является ее духовность. [7]

Духовное развитие характеризуется развитым интеллектуальным и эмоциональным потенциалами личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект.

В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику, благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке».

Обучение дает знание о ценностях, усваиваемых и осваиваемых в ходе воспитания, которое ведет к возникновению личностного, субъективного смысла того, что дает обучение.

Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Этот подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.

  Итак, воспитание с точки зрения культурологического подхода - это процесс интериоризации (присвоения) и развитие личностью достижений культуры.

Культурологический подход находит понимание и поддержку как ученых, так и педагогов-практиков.

 Как пишет в этой связи Н.Е.Щуркова:

 «Воспитание – это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека.»[8]

Разработке культурологического подхода в воспитании большое внимание уделено в исследованиях Е.В.Бондаревской, которая рассматривает воспитание как процесс возрождения человека культуры. В связи с этим, она акцентирует внимание на том что «воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества». [9]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.005 с.)