Педагогика: Теория и методика воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика: Теория и методика воспитания



Педагогика: Теория и методика воспитания

Лекция 1. Тема:

 Воспитание как общественное и педагогическое явление(4ч.)

План

1. Воспитание как культурно- историческое явление и объект изучения общественных наук

2. Некоторые характерные черты воспитания как общественного явления, его связь с другими общественными явлениями и формами общественного сознания

3.  Воспитание как педагогическая категория.

Воспитание как процесс, как деятельность, как система

 

4.  Подходы к воспитанию как педагогической категории:

Авторитарный (традиционный)  и гуманистический подходы

 (ребенок- объект, ребенок- субъект воспитания)

Антропоцентрический  подход (ребенок- человек)

Личностно ориентированный подход (ребенок- личность..)

Социоцентрический, антропоцентрический, личностно-социальный (интегративный) подход

 Социоцентрический, культурологический, ценностно-ориентированный подход (по содержательному признаку, критерию)

 

 

Литература Основные пособия

1.. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий. Для студентов вуза/ Под ред. О.А.Абдуллиной. Ростов н /Д. «Феникс», 2002.

2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов.- СПб.: Речь,2005.-317с.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Лед. Вузов: В 2 кн.- М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРНСС, 2001.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей./Под ред. П.И. Пидкасистого. – М -, Российское педагогическое агентство, 1995.

6. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических учеб. Заведений. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб заведений. / Под ред. В.А. Сластенина; В 2 ч. –М.: Гуманит. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2002.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др./Под ред.

 С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Теория и методика воспитания

1. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ, высш. Пед. Учеб. Заведений. /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2005.-240с.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.

Весьма важно также отметить связь воспитания как общественного явления с другими общественными явлениями и формами общественного сознания

 

1) А именно, воспитание связано с производительными силами.

 Основная функция воспитания в этом случае – подготовка производительных сил.

 

2). Воспитание связано с системой общественных отношений, системой экономического базиса, системой собственности.

Изменение формы собственности, изменение системы экономических отношений влечет за собой несколько другие требования к детям, которые будут включаться в новую систему экономических отношений, а, следовательно, и система воспитания должна быть другой.

 

 Воспитание как общественное явление тесно связано с различными формами общественного сознания.

 

Идеологией, как системой идей в обществе.

2) политикой;

3) моралью и нравственностью;

4) правом;

5)искусством;

Религией

Воспитание как общественное явление связано с асоциальными явлениями (антиобщественными явлениями): алкоголизм, наркомания, проституция, воровство, мошенничество и т.п.

 Нельзя не говорить, не замечать их существования. Важно воспитывать в детях духовность.

Таким образом, можно утверждать, что, во-первых, в оспитание подрастающих поколений осуществляется за счет усвоения ими общественного опыта. По мере того, как взрослые осознают свои отношения с детьми, они ставят воспитательные цели. Постановка цели является началом создания педагогического опыта, педагогической науки. На базе объективного воспитания появляются субъективные цели задачи.

Во-вторых,  воспитание как общественное явление является объективной базой, основой воспитания как педагогического процесса.

 

Дальнейший наш разговор мы продолжим, характеризуя воспитание как педагогическую категорию.

 

 

Задание:

См. схему.

Как видим из предложенных выше характеристик процесса воспитания это целенаправленный и специально организованный процесс. Ценным является выделения такого его качества как взаимодействие воспитателей и воспитанников, что выявляет двойственную субъект-субъектную сущность воспитания и др.

 

Поэтому, в дальнейшем, раскрывая сущность этого процесса    прежде всего необходимо уточнить ответы на вопросы:

Таблица 1

Выводы:

Так что же такое воспитание как педагогическое явление? Можно ли сейчас дать исчерпывающий ответ на этот вопрос? Вполне определенно мы можем сказать, что во всей глубине ответить на этот вопрос невозможно и в настоящее время, и в будущем, потому что нельзя объять необъятное. Однако нам представляется, что изложенная информация позволит нам более конкретно определить пути воспитательной деятельности педагогов в условиях современного образовательного учреждения.

 

****

      Мы попытались представить существующие взгляды на воспитание, конечно же, осознавая, что это лишь некоторое представление об этом уникальном педагогическом явлении.

 

Какую же стратегию избрать педагогу-практику на фоне этого многообразия позиций? Историко-культурный анализ обнаруживает существование в воспитательном опыте человечества несколько основных социокультурных моделей воспитания, каждая из которых требует своей стратегии организации воспитательной деятельности.

Условно их можно разделить на:

традиционны е, в рамках которых осуществляется этническое, религиозное, духовное воспитание;

социально-адаптирующие, ориентированные на то, чтобы с по­мощью общественно-государственных институтов вписать воспи­танников в социальный контекст;

педоцентрические, выдвигающие на первый план внутренние потребности и интересы ребенка;

диалоговые, обеспечивающие сотрудничество участников вос­питательного процесса.

См. Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова / Под. Общ ред. В.А.Сластенина,3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336с. С. 8-13.

 Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена была и остается модель, в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сослов­ных и иных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспро­изведение принципов жизни и ценностей определенной социаль­ной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам по­ведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного периода времени. Ярким примером такой модели служат много­образные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духов­ных практик.

Для традиционной модели характерны связи по принципу «отцы—дети», основанные на разнице в возрасте, опыте, направ­ленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Тради­ционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-груп­повые традиции и существуют устойчивые механизмы «консерва­ции» моделей деятельности.

 

 

Подробно см.

Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2005.-240с. Глава 1. Теоретические основы личностно-социальной концепции воспитания. С.6-16.

 

 

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность воспитания. Природа человека как основа воспитания

• Воспитание и социализация • Воспитание человека и развитие лич­ности

 • Соотношение целостного педагогического и воспитатель­ного процессов

• Воспитательная работа как организация системы отношений личности

• Сравнительная характеристика антропоцент­рических и социоцентрических концепций воспитания

• Сущность личностно-социального воспитания

 

Воспитание и социализация. В 1990-е гг. прошлого века понятие «воспитание» стало для многих одиозным, проблематику воспита­ния пытались вообще изгнать из педагогики. Это во многом было связано со справедливой критикой практики прежнего советского воспитания, которое во многом было подчинено идеологическим установкам тоталитарного государства. Но вместе с этой критикой авторитарного, обезличенного воспитания в научно-педагогиче­ских кругах утвердилось ничем не оправданное отрицательное от­ношение к воспитанию вообще. Оценивая эту тенденцию, фило­соф  О.Н. Крутова писала, что с воспитанием стали связывать по­кушение на духовную свободу личности, на ее уникальность и са­мобытность. Идея  воспитания каждого члена общества стала рас­сматриваться только как гримаса тоталитаризма, так же как и пра­во общества влиять на цели воспитания. Воспитание стало казаться столь же недопустимым, как, скажем, генная инженерия.

Эта позиция, явно лишенная историзма, не совпадает с миро­выми тенденциями развития образования, указывающими на возрастание интереса к воспитанию. Так, идея воспитания хороших граждан с развитым чувством ответственности, обладающих высо­кой нравственностью, проходит связующей нитью всех предложе­ний по реформе американской системы образования.

В последние годы в российском обществе и в образовательной среде наметилась тенденция к осознанию исключительной важно­сти воспитания детей и молодежи. Об этом свидетельствует ряд документов, посвященных проблемам воспитания в России. Это национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), которая в числе основных задач обозначила воспитание

патриотов России, граждан, уважающих права и свободы лично­сти и обладающих высокой нравственностью; это государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе­дерации на 2001 — 2005 гг.». В концепции модернизации россий­ского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что воспи­тание является «первостепенным приоритетом образования».

Разработка вопросов воспитания требует определения основ­ных понятий этой проблематики. Здесь нет однозначных тракто­вок, поэтому далее дадим трактовку важнейших категорий воспи­тания, употребляемых в тексте.

Специфику воспитания можно выявить прежде всего в сопо­ставлении с понятием социализации. Понятие «воспитание» при­нято употреблять в широком и узком смыслах. Воспитание в широ­ком смысле рассматривается как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией лич­ности, хотя само понятие «социализация» имеет несколько толко­ваний.

Можно выделить функциональную социализацию — процесс адап­тации индивида к существующей социальной реальности, т.е. ус­воение индивидом ценностно-нормативной системы общества и соответствующих ей образцов поведения. Это означает формирова­ние у молодежи социальной и духовной эластичности.

Противоположностью адаптивной модели социализации явля­ется личностная социализация — индивидуальное развитие авто­номной личности, критически относящейся к обществу и способ­ной противостоять давлению общества.

Третий подход к понятию социализации — это объединение в единой концептуальной схеме функционального и личностного аспектов социализации, общественного и индивидуального раз­вития человека. «Социализируя — индивидуализировать» — эта фор­мула включает как формирование у индивида требуемых социальных стереотипных норм, ценностей и поведения, так и необходимость психосоциального индивидуального развития личности.

При всех особенностях трактовок социализации общим являет­ся то, что сущность социализации — в воздействии социальной сре­ды на человека, при этом позиция человека может проходить ста­дию адаптации (к себе и обществу), а на ее основе — стадию пре­образования (себя и общества). Таким образом, социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения обществен­ных отношений. Как видно, содержание понятия социализации со­впадает с сущностью понятия воспитания в широком смысле.

Воспитание в узком смысле имеет ряд интерпретаций. Оно рас­сматривается:

- как процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание лич­ности;

-   как целенаправленный процесс совершенствования личности, охватывающий как физическое, так и духовное становление и раз­витие человека;

-   как специально организованная деятельность педагогов и вос­питанников по реализации целей образования;

-   как процесс, в котором осуществляется организованное взаимо­действие воспитателей и воспитанников, в результате чего проис­ходят изменения как в личности воспитанника, так и воспитателя.

Каждая из этих трактовок воспитания в узком смысле высвечи­вает тот или иной аспект содержания воспитания, вычерпывая, таким образом, различные грани данного феномена.

Прежде всего подчеркивается, что воспитание — это процесс, поэтому «воспитание» и «процесс воспитания» можно употреб­лять как синонимы.

Важнейшей характеристикой воспитания, отличающей его от социализации, является его целенаправленность, организованность.

Далее надо отметить, что воспитание носит деятелъностный характер.

Ценным для современных условий является выделение такого качества воспитания, как взаимодействие воспитателей и воспи­танников, что выявляет двойственную субъект-субъектную сущ­ность воспитания.

Как видно, в качестве главной цели воспитания называется совершенствование человека, развитие личности. В связи с этим возникает необходимость определиться с понятиями личности, человека, индивида, индивидуальности. Эти категории чрезвычайно дискуссионны, поэтому выделим трактовки, которые использу­ются в данном тексте.

Индивид — неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду. Понятие «индивид» выра­жает целостность, и как целостность — это продукт биологиче­ской эволюции. Индивидами рождаются. Индивид — это особен­ности, которые отличают его от других особей.

Личность — это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность — это целостность, интегрирующая все психические процес­сы, свойства и состояния. Психические особенности личности про­являются и формируются в поведении, действиях и поступках лич­ности, т.е. личностью становятся. Про новорожденного ребенка мож­но сказать, что он индивид, но нельзя сказать, что он личность.

Индивидуальность это личность в ее конкретном своеобра­зии, как неповторимое сочетание психологических особенностей, самобытный способ бытия конкретной личности. Здесь надо отме­тить, что развитие индивидуальности личности, т.е. выявление ее уникальности, не должно абсолютизироваться. «Внутреннее устройство» личности предполагает, что существуют определенные общие нормы, к которым личность должна приспосабливаться, чтобы интегрироваться в общество (вне общества нет личности). Поэтому развитие индивидуальности личности, механизмом чего является персонализация (т.е. обеспечение индивидуальных осо­бенностей культуры поведения и мышления), всегда должно осу­ществляться в единстве с развитием ее индивидуально-норматив­ных свойств, механизмом чего является стереотипизация (т. е. обес­печение вписывания личности в систему социальных связей и от­ношений через развитие культуры общения личности).

Человек — более широкое понятие, чем личность.

Личность — это проявление психического в человеке. Кроме этой своей стороны человек может выступать, например, как биологическое суще­ство. То есть личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как социальное существо. Здесь можно привести классифика­цию В. И. Слободчикова, показывающую сущность человека (рис. 1).

Индивид — человек как представитель рода, имеющий при­родные свойства; телесное бытие человека.

Субъект — человек как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.

Личность — человек как представитель общества, опреде­ляющий свободно и ответствен­но свою позицию среди других.

  Индивидуальность — человек как уникальная, самобытная личность, реализующаясебя в творческой деятельности.

Рис.1. Схема классификации В. И. Слободчикова,

показывающую сущность человека

Универсум — высшая сту­пень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

В дальнейшем, употребляя по­днятие «человек», мы будем иметь в виду, в зависимости от контекста, либо его личность, т.е. только психические проявления как социального существа, либо в более широком смысле.

Далее важно подчеркнуть специфичность воспитательного про­цесса, который является структур­ным компонентом целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс — это специально организованное,                                                                    

целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, на­правленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники — это главные субъекты педагогическо­го процесса. Целостный педагогический процесс — многоаспект­ное явление, но сущность его в том, что он развивается через разрешение противоречий различных видов и уровней. Важнейшие среди них — противоречия между дидактическими и воспитатель­ными целями и задачами, т.е. между обучением и воспитанием. Эффективность целостного педагогического процесса во многом зависит от конструктивного разрешения противоречий между про­цессом обучения и процессом воспитания, от объединения этих процессов в единое целое. Для современной массовой школы ха­рактерно, как правило, превалирование учебных задач (овладение знаниями, умениями) перед развивающими и воспитывающими. Выявление специфики воспитательного процесса, являющегося структурной частью целостного педагогического процесса, дает воз­можность реализации целостного педагогического процесса путем нахождения способов решения ряда противоречий между обуче­нием и воспитанием, их объединения в единое целое. Можно на­звать некоторые важнейшие специфические особенности воспита­ния и по сравнению с обучением:

-  в функционировании воспитательного процесса проявляются противоречия между влиянием объективных факторов (независи­мых от воспитателей, родителей, например социальной среды, микросреды) и субъективных (влиянием педагогов, школы и т.д.);

- цели воспитания можно сформулировать в виде идеалов (ко­торые указывают только направления совершенствования лично­сти) и норм (которые могут быть очерчены достаточно конкрет­но). Но достижение и идеалов, и норм не ограничивается рамками воспитательного процесса и продолжается всю жизнь, в то время как цели обучения на каждом этапе (в начальной школе, средней и т.д.) могут быть достигнуты и проконтролируемы;

-  раздвоение воспитания на внешнюю — предметную деятель­ность педагогов и воспитанников (воспитательные дела) и внутрен­нюю — становление системы отношений (внутренних позиций) вос­питанников к миру, к себе. Если в обучении, например, организация деятельности по решению задач имеет целью научить решать задачи, то в проведении какого-либо школьного праздника различные игры, пение, музыка являются средствами формирования у детей и подро­стков системы ценностей и отношений.

В проблематике воспитания часто употребляется понятие «вос­питательная работа», т. е. деятельность педагогов по реализации це­лей воспитания. Педагог в рамках воспитательного процесса осу­ществляет воспитательную деятельность. Суть воспитательной ра­боты педагога — в развитии системы отношений воспитанников с окружающим миром.

А. С. Макаренко писал, что ребенок входит в бесконечное чис­ло отношений с окружающим миром, каждое из которых неиз­менно развивается, переплетается с другими отношениями, ус­ложняется физическим и нравственным ростом ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспи­тателя.

 

Характеристика антропопентрических и социоцентрических кон­цепций воспитания

Большинство существующих теорий воспита­ния можно разделить (с определенной долей условности) на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические. Ис­точником их различий служат представления о природе человека, сущностным среди этих представлений является трактовка соот­ношения в развитии личности (и, следовательно, в воспитании) внешнего (социального) и внутреннего (биолого-генетического).

Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности как развер­тывания внутренних сил человека — развитие его «из себя». Здесь можно назвать представителей теории «свободного воспитания», основателем которой был еще Ж. Ж. Руссо. В России наиболее яр- i ким ее выразителем считают К. Н. Вентцеля. Этому соответствуют взгляды представителей христианско-антропологического направ­ления (Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, В.В.Зеньковского). Сюда следует также отнести и педоцентризм, основателем которого был американский педагог Дж.Дьюи. Воспитание, по его мнению, дол­жно основываться на спонтанных интересах и личном опыте де­тей, исходя из задачи постоянного обогащения и «реконструкции личного опыта учащихся в условиях свободного развития их сил и возможностей».

В настоящее время внутренние личностные ориентации наибо­лее последовательно выражены в идеях гуманистической психоло­гии. Реконструкция личностного опыта — кардинальное направле­ние воспитания, по мнению гуманистов-психологов (К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Таким образом, для антропоцентрических теорий сущностным является положение о том, что ребенок — самонастраивающаяся система, его внутренние, импульсивные, неосознаваемые устрем­ления, его внутренняя потребность в саморазвитии сами подска­жут, как, в каком темпе и в каких направлениях необходимо раз­виваться. Задача взрослых заключается в том, чтобы предоставить детям максимально возможные области для их развития, выбрать технологии, с помощью которых эти области можно осваивать.

Сторонники социоцентрических концепций решающее значение в развитии личности придают внешним факторам, социуму. Наи­более ярко эта идея проявляется в социал-реконструктивистском направлении. Его последователи, придавая важное значение в вос­питании социальным условиям, считают, что школа должна слу­жить «инструментом социальной реконструкции».

Согласно ролевой концепции личности Я. Л. Морено личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет человек в обществе. Соииологизируясь, человек усваи­вает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их ис­полнения и становится, таким образом, личностью.

На позициях признания ведущей роли социальных условий на­ходится и бихевиоризм, наиболее известным представителем ко­торого является Ф.Скиннер. Главное в развитии психики, пола­гает он в соответствии с классической формулой бихевиоризма «стимул -*■ реакция -» подкрепление», — это факторы окружа­ющей среды, а личность представляет собой совокупность со­циально приемлемых ответов на совокупность социальных сти­мулов.

Советское воспитание также базировалось на идее приоритет­ности социального в развитии личности.

Каждое из двух названных направлений воспитания, основан­ных на ведущей роли внутреннего (антропоцентрическое) или внеш­него (социоцентрическое) в развитии личности, имеет по отноше­нию к другому как преимущества, так и слабости. В антропоцентри­ческих моделях воспитательной деятельности воспитанник высту­пает как творец своей жизни, развивает свои творческие способно­сти, но при этом могут быть проблемы с определением детьми сво,-их истинных потребностей, у них могут возникать асоциальные ин­тересы, ведущие к деградации личности, а не к ее развитию.

К. Роджерс говорит о том, что только «полноценно функцио­нирующий человек» (т.е. уже воспитанный человек, освободив­шийся от защитных реакций) будет делать выбор спонтанно и ра­зумно. Но если речь идет о воспитании детей с той или иной сте­пенью дефектности субъектного опыта (а практичебки это есть всегда), то без внешних указаний и предписаний (которые не при­знаются в антропоцентрических моделях воспитания) не будут соблюдаться даже элементарные нравственные нормы.

В свою очередь социоцентрические модели воспитательной дея­тельности имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности (по времени и по содержанию); возмож­ность высокой степени технологизации воспитательного процес­са, проверяемости и контролируемости результатов воспитатель­ной деятельности.

К ограничениям социоцентрических подходов относятся: еди­нообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затруд­няет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей вос­питанника, его творческих способностей и т.д.В таблице 1 даны сравнительные характеристики моделей вос­питательной деятельности.

Данные таблицы еще более четко высвечивают достоинства и слабости обеих моделей.

 

 

Таблица 1

Модели

  отношений      
  педагога и      
  воспитанников      
         

Социо-

«Модель Субъскт- Четкость целей Отчужденность  

Центри-

личности* объект- воспитания; содержания и  

Чсская

в форме ныс от- высокая техно- самой деятельно-  
социаль- ношения логичность; сти от субъектов  
ного   возможность воспитания;  

 

заказа   прогнозирования ограниченные  

 

    воспитательного возможности для  

 

    процесса развития лично-  

 

      стных свойств;  

 

      мало возможно-  
          стей для разви-  

 

      тия индивидуаль-  

 

      ности субъектов  

 

      воспитания  

Антро-

Целост- Субъект- Развитие инди- Нечеткость целей  

Поцент-

ная само- субъект- видуальности воспитания;  

Риче-

реализу- ные от- педагогов и неопределенность  

Ская

ющаяся ношения воспитанников; воспитательного  
личность   развитие свобо- процесса (его  
    ды, ответствен- зависимость от  

 

    ности, творче- личностных  

 

    ского потенциа- качеств педагога)  

 

    ла и других лич-    

 

    ностных качеств    

 

    субъектов воспи-    

 

    тания    
             

 

 

Вопросы для размышления

1. Как вы относитесь к утверждению: «Самое лучшее воспитание — это отсутствие воспитания»?

2. Выявите содержание различных подходов к понятию «социализация личности».

3. Определите, в чем проявляется двойственный характер воспитания в узком смысле.

4.Л.Н.Толстой определил воспитание детей как «самосовершенство­вание, которому ничто не помогает столько, как дети, все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них». Как вы понимаете эти слова великого писателя?

5. Раскройте, в чем заключается деятельностный характер воспитания.

6.Как вы думаете, почему различные модификации концепций воспи­тания, лежащие в русле теорий «свободного воспитания» (антропоцент­рический подход), несмотря на их привлекательность, не являются рас­пространенными в нашей массовой школе?

7. Что вы считаете сильными сторонами советского (социоцентроиче-ского) воспитания, что можно возродить сегодня?                                                                                                                          

8. Сегодня педагогика, так же как и психология, имеет полипарадиг-мальный характер. Как вы это понимаете?

9.Раскройте двойственный характер механизма воспитательного про­цесса в интегративной личностно-социальной концепции воспитания.

10. В чем, на ваш взгляд, преимущества личностно-социального (ин-тегративного) подхода к воспитанию по сравнению с антропоцентриче­ским и социоцентрическим подходами?

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ПРАКТИКУМ

Задание 1                                                                                                                                                                                                                                                     

Прочтите высказывания В.А.Караковского, директора школы № 825 г. Москвы о том, что должно быть в воспитании.

Десять заповедей воспитания

1.  Главная цель воспитания — счастливый человек.

2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.

3. Воспитание без уважения-подавления.

4.  Мерой воспитанности является интеллигентность — антипод хамству, невежеству, жлобству.

5.Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, нико­гда не предавай своих детей.

9. Воспитание должно быть системным. Не ищи волшебной палочки.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

 

 Аналогично приведенным утверждениям сформулируйте десять «нельзя» в воспитании.

 

Задание 2

Хотите ли вы заниматься воспитанием? Оцените свой ответ на приве­денные вопросы баллами от 0 до 10.

1.  Испытываете ли вы потребность в общении с детьми?

2.  Бывают ли у вас такие ситуации: вы читаете книгу, воспринимаете ка­кие-либо факты и явления, и у вас появляется желание рассказать обэтом другим людям?

3.    Возникает ли у вас желание воспитывать при одной мысли о детях, общении с ними?

4.    Можете ли вы преодолеть раздражение по отношению к людям?

5.  Интересно ли вам играть с детьми?

6.   Есть ли у вас стремление в нейтральной ситуации (в троллейбусе, на улице и т.п.), наблюдая за ребенком, оценить и понять его состояние?

7.   Если вам приходится рассердиться на человека, то надолго ли сохра­няется ваш гнев?

Степень вашего желания быть воспитателем будет тем больше, чем бли­же количество набранных вами баллов к максимуму — 70 баллам.

 

Задание 3

Сравните два тезиса:

«Ребенок существует для школы».

«Школа существует для ребенка».

Согласны ли вы с каким-то их них или можете предложить свой тезис?

Задание 4

Согласны пи вы со следующим утверждением Л.Н.Толстого: «...свобода есть необходимое условие всякого истинного образования (он считал, что воспитание и образование нераздельны) как для учащихся, так и для уча­щих... то есть и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.)... не толь­ко не содействуют, но более всего мешают истинному образованию».

(О воспитании: Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М., 1974. —С. 351.)


1 См. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т., Т.1. М.,1993. С.165.

[2] См. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия //Классный руководитель. 2002.№ 5. С.4.

[3] Примечание. Эта систематизация проведена на основе материалов Т.Н. Мальковской.

[4] См. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.1895.Т.1.С.11.

 

[5] См. Кабуш В.Т. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск. 2000. С.8.

 

[6] См. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. 1996.-160 с. С.41-46.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.129 с.)