Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика: Теория и методика воспитанияСтр 1 из 14Следующая ⇒
Педагогика: Теория и методика воспитания Лекция 1. Тема: Воспитание как общественное и педагогическое явление(4ч.) План 1. Воспитание как культурно- историческое явление и объект изучения общественных наук 2. Некоторые характерные черты воспитания как общественного явления, его связь с другими общественными явлениями и формами общественного сознания 3. Воспитание как педагогическая категория. Воспитание как процесс, как деятельность, как система
4. Подходы к воспитанию как педагогической категории: Авторитарный (традиционный) и гуманистический подходы (ребенок- объект, ребенок- субъект воспитания) Антропоцентрический подход (ребенок- человек) Личностно ориентированный подход (ребенок- личность..) Социоцентрический, антропоцентрический, личностно-социальный (интегративный) подход Социоцентрический, культурологический, ценностно-ориентированный подход (по содержательному признаку, критерию)
Литература Основные пособия 1.. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий. Для студентов вуза/ Под ред. О.А.Абдуллиной. Ростов н /Д. «Феникс», 2002. 2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов.- СПб.: Речь,2005.-317с. 3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Лед. Вузов: В 2 кн.- М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРНСС, 2001. 5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей./Под ред. П.И. Пидкасистого. – М -, Российское педагогическое агентство, 1995. 6. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических учеб. Заведений. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 7. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб заведений. / Под ред. В.А. Сластенина; В 2 ч. –М.: Гуманит. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2002. 8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др./Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. Теория и методика воспитания 1. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ, высш. Пед. Учеб. Заведений. /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2005.-240с. 3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001. Весьма важно также отметить связь воспитания как общественного явления с другими общественными явлениями и формами общественного сознания
1) А именно, воспитание связано с производительными силами. Основная функция воспитания в этом случае – подготовка производительных сил.
2). Воспитание связано с системой общественных отношений, системой экономического базиса, системой собственности. Изменение формы собственности, изменение системы экономических отношений влечет за собой несколько другие требования к детям, которые будут включаться в новую систему экономических отношений, а, следовательно, и система воспитания должна быть другой.
Воспитание как общественное явление тесно связано с различными формами общественного сознания.
Идеологией, как системой идей в обществе. 2) политикой; 3) моралью и нравственностью; 4) правом; 5)искусством; Религией Воспитание как общественное явление связано с асоциальными явлениями (антиобщественными явлениями): алкоголизм, наркомания, проституция, воровство, мошенничество и т.п. Нельзя не говорить, не замечать их существования. Важно воспитывать в детях духовность. Таким образом, можно утверждать, что, во-первых, в оспитание подрастающих поколений осуществляется за счет усвоения ими общественного опыта. По мере того, как взрослые осознают свои отношения с детьми, они ставят воспитательные цели. Постановка цели является началом создания педагогического опыта, педагогической науки. На базе объективного воспитания появляются субъективные цели задачи.
Во-вторых, воспитание как общественное явление является объективной базой, основой воспитания как педагогического процесса.
Дальнейший наш разговор мы продолжим, характеризуя воспитание как педагогическую категорию.
Задание: См. схему. Как видим из предложенных выше характеристик процесса воспитания это целенаправленный и специально организованный процесс. Ценным является выделения такого его качества как взаимодействие воспитателей и воспитанников, что выявляет двойственную субъект-субъектную сущность воспитания и др.
Поэтому, в дальнейшем, раскрывая сущность этого процесса прежде всего необходимо уточнить ответы на вопросы: Таблица 1 Выводы: Так что же такое воспитание как педагогическое явление? Можно ли сейчас дать исчерпывающий ответ на этот вопрос? Вполне определенно мы можем сказать, что во всей глубине ответить на этот вопрос невозможно и в настоящее время, и в будущем, потому что нельзя объять необъятное. Однако нам представляется, что изложенная информация позволит нам более конкретно определить пути воспитательной деятельности педагогов в условиях современного образовательного учреждения.
**** Мы попытались представить существующие взгляды на воспитание, конечно же, осознавая, что это лишь некоторое представление об этом уникальном педагогическом явлении.
Какую же стратегию избрать педагогу-практику на фоне этого многообразия позиций? Историко-культурный анализ обнаруживает существование в воспитательном опыте человечества несколько основных социокультурных моделей воспитания, каждая из которых требует своей стратегии организации воспитательной деятельности. Условно их можно разделить на: традиционны е, в рамках которых осуществляется этническое, религиозное, духовное воспитание; социально-адаптирующие, ориентированные на то, чтобы с помощью общественно-государственных институтов вписать воспитанников в социальный контекст; педоцентрические, выдвигающие на первый план внутренние потребности и интересы ребенка; диалоговые, обеспечивающие сотрудничество участников воспитательного процесса. См. Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова / Под. Общ ред. В.А.Сластенина,3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336с. С. 8-13. Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена была и остается модель, в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сословных и иных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспроизведение принципов жизни и ценностей определенной социальной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам поведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного периода времени. Ярким примером такой модели служат многообразные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духовных практик. Для традиционной модели характерны связи по принципу «отцы—дети», основанные на разнице в возрасте, опыте, направленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Традиционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-групповые традиции и существуют устойчивые механизмы «консервации» моделей деятельности.
Подробно см. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2005.-240с. Глава 1. Теоретические основы личностно-социальной концепции воспитания. С.6-16.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Сущность воспитания. Природа человека как основа воспитания • Воспитание и социализация • Воспитание человека и развитие личности • Соотношение целостного педагогического и воспитательного процессов • Воспитательная работа как организация системы отношений личности • Сравнительная характеристика антропоцентрических и социоцентрических концепций воспитания • Сущность личностно-социального воспитания
Воспитание и социализация. В 1990-е гг. прошлого века понятие «воспитание» стало для многих одиозным, проблематику воспитания пытались вообще изгнать из педагогики. Это во многом было связано со справедливой критикой практики прежнего советского воспитания, которое во многом было подчинено идеологическим установкам тоталитарного государства. Но вместе с этой критикой авторитарного, обезличенного воспитания в научно-педагогических кругах утвердилось ничем не оправданное отрицательное отношение к воспитанию вообще. Оценивая эту тенденцию, философ О.Н. Крутова писала, что с воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность и самобытность. Идея воспитания каждого члена общества стала рассматриваться только как гримаса тоталитаризма, так же как и право общества влиять на цели воспитания. Воспитание стало казаться столь же недопустимым, как, скажем, генная инженерия. Эта позиция, явно лишенная историзма, не совпадает с мировыми тенденциями развития образования, указывающими на возрастание интереса к воспитанию. Так, идея воспитания хороших граждан с развитым чувством ответственности, обладающих высокой нравственностью, проходит связующей нитью всех предложений по реформе американской системы образования.
В последние годы в российском обществе и в образовательной среде наметилась тенденция к осознанию исключительной важности воспитания детей и молодежи. Об этом свидетельствует ряд документов, посвященных проблемам воспитания в России. Это национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), которая в числе основных задач обозначила воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; это государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.». В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что воспитание является «первостепенным приоритетом образования». Разработка вопросов воспитания требует определения основных понятий этой проблематики. Здесь нет однозначных трактовок, поэтому далее дадим трактовку важнейших категорий воспитания, употребляемых в тексте. Специфику воспитания можно выявить прежде всего в сопоставлении с понятием социализации. Понятие «воспитание» принято употреблять в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией личности, хотя само понятие «социализация» имеет несколько толкований. Можно выделить функциональную социализацию — процесс адаптации индивида к существующей социальной реальности, т.е. усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества и соответствующих ей образцов поведения. Это означает формирование у молодежи социальной и духовной эластичности. Противоположностью адаптивной модели социализации является личностная социализация — индивидуальное развитие автономной личности, критически относящейся к обществу и способной противостоять давлению общества. Третий подход к понятию социализации — это объединение в единой концептуальной схеме функционального и личностного аспектов социализации, общественного и индивидуального развития человека. «Социализируя — индивидуализировать» — эта формула включает как формирование у индивида требуемых социальных стереотипных норм, ценностей и поведения, так и необходимость психосоциального индивидуального развития личности. При всех особенностях трактовок социализации общим является то, что сущность социализации — в воздействии социальной среды на человека, при этом позиция человека может проходить стадию адаптации (к себе и обществу), а на ее основе — стадию преобразования (себя и общества). Таким образом, социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений. Как видно, содержание понятия социализации совпадает с сущностью понятия воспитания в широком смысле. Воспитание в узком смысле имеет ряд интерпретаций. Оно рассматривается: - как процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности;
- как целенаправленный процесс совершенствования личности, охватывающий как физическое, так и духовное становление и развитие человека; - как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования; - как процесс, в котором осуществляется организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, в результате чего происходят изменения как в личности воспитанника, так и воспитателя. Каждая из этих трактовок воспитания в узком смысле высвечивает тот или иной аспект содержания воспитания, вычерпывая, таким образом, различные грани данного феномена. Прежде всего подчеркивается, что воспитание — это процесс, поэтому «воспитание» и «процесс воспитания» можно употреблять как синонимы. Важнейшей характеристикой воспитания, отличающей его от социализации, является его целенаправленность, организованность. Далее надо отметить, что воспитание носит деятелъностный характер. Ценным для современных условий является выделение такого качества воспитания, как взаимодействие воспитателей и воспитанников, что выявляет двойственную субъект-субъектную сущность воспитания. Как видно, в качестве главной цели воспитания называется совершенствование человека, развитие личности. В связи с этим возникает необходимость определиться с понятиями личности, человека, индивида, индивидуальности. Эти категории чрезвычайно дискуссионны, поэтому выделим трактовки, которые используются в данном тексте. Индивид — неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду. Понятие «индивид» выражает целостность, и как целостность — это продукт биологической эволюции. Индивидами рождаются. Индивид — это особенности, которые отличают его от других особей. Личность — это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность — это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, т.е. личностью становятся. Про новорожденного ребенка можно сказать, что он индивид, но нельзя сказать, что он личность. Индивидуальность — это личность в ее конкретном своеобразии, как неповторимое сочетание психологических особенностей, самобытный способ бытия конкретной личности. Здесь надо отметить, что развитие индивидуальности личности, т.е. выявление ее уникальности, не должно абсолютизироваться. «Внутреннее устройство» личности предполагает, что существуют определенные общие нормы, к которым личность должна приспосабливаться, чтобы интегрироваться в общество (вне общества нет личности). Поэтому развитие индивидуальности личности, механизмом чего является персонализация (т.е. обеспечение индивидуальных особенностей культуры поведения и мышления), всегда должно осуществляться в единстве с развитием ее индивидуально-нормативных свойств, механизмом чего является стереотипизация (т. е. обеспечение вписывания личности в систему социальных связей и отношений через развитие культуры общения личности). Человек — более широкое понятие, чем личность. Личность — это проявление психического в человеке. Кроме этой своей стороны человек может выступать, например, как биологическое существо. То есть личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как социальное существо. Здесь можно привести классификацию В. И. Слободчикова, показывающую сущность человека (рис. 1). Индивид — человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Субъект — человек как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Личность — человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность — человек как уникальная, самобытная личность, реализующаясебя в творческой деятельности. Рис.1. Схема классификации В. И. Слободчикова, показывающую сущность человека Универсум — высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. В дальнейшем, употребляя поднятие «человек», мы будем иметь в виду, в зависимости от контекста, либо его личность, т.е. только психические проявления как социального существа, либо в более широком смысле. Далее важно подчеркнуть специфичность воспитательного процесса, который является структурным компонентом целостного педагогического процесса. Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники — это главные субъекты педагогического процесса. Целостный педагогический процесс — многоаспектное явление, но сущность его в том, что он развивается через разрешение противоречий различных видов и уровней. Важнейшие среди них — противоречия между дидактическими и воспитательными целями и задачами, т.е. между обучением и воспитанием. Эффективность целостного педагогического процесса во многом зависит от конструктивного разрешения противоречий между процессом обучения и процессом воспитания, от объединения этих процессов в единое целое. Для современной массовой школы характерно, как правило, превалирование учебных задач (овладение знаниями, умениями) перед развивающими и воспитывающими. Выявление специфики воспитательного процесса, являющегося структурной частью целостного педагогического процесса, дает возможность реализации целостного педагогического процесса путем нахождения способов решения ряда противоречий между обучением и воспитанием, их объединения в единое целое. Можно назвать некоторые важнейшие специфические особенности воспитания и по сравнению с обучением: - в функционировании воспитательного процесса проявляются противоречия между влиянием объективных факторов (независимых от воспитателей, родителей, например социальной среды, микросреды) и субъективных (влиянием педагогов, школы и т.д.); - цели воспитания можно сформулировать в виде идеалов (которые указывают только направления совершенствования личности) и норм (которые могут быть очерчены достаточно конкретно). Но достижение и идеалов, и норм не ограничивается рамками воспитательного процесса и продолжается всю жизнь, в то время как цели обучения на каждом этапе (в начальной школе, средней и т.д.) могут быть достигнуты и проконтролируемы; - раздвоение воспитания на внешнюю — предметную деятельность педагогов и воспитанников (воспитательные дела) и внутреннюю — становление системы отношений (внутренних позиций) воспитанников к миру, к себе. Если в обучении, например, организация деятельности по решению задач имеет целью научить решать задачи, то в проведении какого-либо школьного праздника различные игры, пение, музыка являются средствами формирования у детей и подростков системы ценностей и отношений. В проблематике воспитания часто употребляется понятие «воспитательная работа», т. е. деятельность педагогов по реализации целей воспитания. Педагог в рамках воспитательного процесса осуществляет воспитательную деятельность. Суть воспитательной работы педагога — в развитии системы отношений воспитанников с окружающим миром. А. С. Макаренко писал, что ребенок входит в бесконечное число отношений с окружающим миром, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя.
Характеристика антропопентрических и социоцентрических концепций воспитания Большинство существующих теорий воспитания можно разделить (с определенной долей условности) на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические. Источником их различий служат представления о природе человека, сущностным среди этих представлений является трактовка соотношения в развитии личности (и, следовательно, в воспитании) внешнего (социального) и внутреннего (биолого-генетического). Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности как развертывания внутренних сил человека — развитие его «из себя». Здесь можно назвать представителей теории «свободного воспитания», основателем которой был еще Ж. Ж. Руссо. В России наиболее яр- i ким ее выразителем считают К. Н. Вентцеля. Этому соответствуют взгляды представителей христианско-антропологического направления (Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, В.В.Зеньковского). Сюда следует также отнести и педоцентризм, основателем которого был американский педагог Дж.Дьюи. Воспитание, по его мнению, должно основываться на спонтанных интересах и личном опыте детей, исходя из задачи постоянного обогащения и «реконструкции личного опыта учащихся в условиях свободного развития их сил и возможностей». В настоящее время внутренние личностные ориентации наиболее последовательно выражены в идеях гуманистической психологии. Реконструкция личностного опыта — кардинальное направление воспитания, по мнению гуманистов-психологов (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Таким образом, для антропоцентрических теорий сущностным является положение о том, что ребенок — самонастраивающаяся система, его внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, его внутренняя потребность в саморазвитии сами подскажут, как, в каком темпе и в каких направлениях необходимо развиваться. Задача взрослых заключается в том, чтобы предоставить детям максимально возможные области для их развития, выбрать технологии, с помощью которых эти области можно осваивать. Сторонники социоцентрических концепций решающее значение в развитии личности придают внешним факторам, социуму. Наиболее ярко эта идея проявляется в социал-реконструктивистском направлении. Его последователи, придавая важное значение в воспитании социальным условиям, считают, что школа должна служить «инструментом социальной реконструкции». Согласно ролевой концепции личности Я. Л. Морено личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет человек в обществе. Соииологизируясь, человек усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и становится, таким образом, личностью. На позициях признания ведущей роли социальных условий находится и бихевиоризм, наиболее известным представителем которого является Ф.Скиннер. Главное в развитии психики, полагает он в соответствии с классической формулой бихевиоризма «стимул -*■ реакция -» подкрепление», — это факторы окружающей среды, а личность представляет собой совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Советское воспитание также базировалось на идее приоритетности социального в развитии личности. Каждое из двух названных направлений воспитания, основанных на ведущей роли внутреннего (антропоцентрическое) или внешнего (социоцентрическое) в развитии личности, имеет по отношению к другому как преимущества, так и слабости. В антропоцентрических моделях воспитательной деятельности воспитанник выступает как творец своей жизни, развивает свои творческие способности, но при этом могут быть проблемы с определением детьми сво,-их истинных потребностей, у них могут возникать асоциальные интересы, ведущие к деградации личности, а не к ее развитию. К. Роджерс говорит о том, что только «полноценно функционирующий человек» (т.е. уже воспитанный человек, освободившийся от защитных реакций) будет делать выбор спонтанно и разумно. Но если речь идет о воспитании детей с той или иной степенью дефектности субъектного опыта (а практичебки это есть всегда), то без внешних указаний и предписаний (которые не признаются в антропоцентрических моделях воспитания) не будут соблюдаться даже элементарные нравственные нормы. В свою очередь социоцентрические модели воспитательной деятельности имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности (по времени и по содержанию); возможность высокой степени технологизации воспитательного процесса, проверяемости и контролируемости результатов воспитательной деятельности. К ограничениям социоцентрических подходов относятся: единообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затрудняет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей воспитанника, его творческих способностей и т.д.В таблице 1 даны сравнительные характеристики моделей воспитательной деятельности. Данные таблицы еще более четко высвечивают достоинства и слабости обеих моделей.
Таблица 1 Модели |
отношений | |||||||||||
педагога и | |||||||||||||
воспитанников | |||||||||||||
Социо- | «Модель | Субъскт- | Четкость целей | Отчужденность | |||||||||
Центри- | личности* | объект- | воспитания; | содержания и | |||||||||
Чсская | в форме | ныс от- | высокая техно- | самой деятельно- | |||||||||
социаль- | ношения | логичность; | сти от субъектов | ||||||||||
ного | возможность | воспитания; | |||||||||||
| заказа | прогнозирования | ограниченные | ||||||||||
| воспитательного | возможности для | |||||||||||
| процесса | развития лично- | |||||||||||
| стных свойств; | ||||||||||||
| мало возможно- | ||||||||||||
стей для разви- | |||||||||||||
| тия индивидуаль- | ||||||||||||
| ности субъектов | ||||||||||||
| воспитания | ||||||||||||
Антро- | Целост- | Субъект- | Развитие инди- | Нечеткость целей | |||||||||
Поцент- | ная само- | субъект- | видуальности | воспитания; | |||||||||
Риче- | реализу- | ные от- | педагогов и | неопределенность | |||||||||
Ская | ющаяся | ношения | воспитанников; | воспитательного | |||||||||
личность | развитие свобо- | процесса (его | |||||||||||
ды, ответствен- | зависимость от | ||||||||||||
| ности, творче- | личностных | |||||||||||
| ского потенциа- | качеств педагога) | |||||||||||
| ла и других лич- | ||||||||||||
| ностных качеств | ||||||||||||
| субъектов воспи- | ||||||||||||
| тания | ||||||||||||
Вопросы для размышления
1. Как вы относитесь к утверждению: «Самое лучшее воспитание — это отсутствие воспитания»?
2. Выявите содержание различных подходов к понятию «социализация личности».
3. Определите, в чем проявляется двойственный характер воспитания в узком смысле.
4.Л.Н.Толстой определил воспитание детей как «самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети, все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них». Как вы понимаете эти слова великого писателя?
5. Раскройте, в чем заключается деятельностный характер воспитания.
6.Как вы думаете, почему различные модификации концепций воспитания, лежащие в русле теорий «свободного воспитания» (антропоцентрический подход), несмотря на их привлекательность, не являются распространенными в нашей массовой школе?
7. Что вы считаете сильными сторонами советского (социоцентроиче-ского) воспитания, что можно возродить сегодня?
8. Сегодня педагогика, так же как и психология, имеет полипарадиг-мальный характер. Как вы это понимаете?
9.Раскройте двойственный характер механизма воспитательного процесса в интегративной личностно-социальной концепции воспитания.
10. В чем, на ваш взгляд, преимущества личностно-социального (ин-тегративного) подхода к воспитанию по сравнению с антропоцентрическим и социоцентрическим подходами?
ПРАКТИКУМ
Задание 1
Прочтите высказывания В.А.Караковского, директора школы № 825 г. Москвы о том, что должно быть в воспитании.
Десять заповедей воспитания
1. Главная цель воспитания — счастливый человек.
2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
3. Воспитание без уважения-подавления.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность — антипод хамству, невежеству, жлобству.
5.Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Воспитание должно быть системным. Не ищи волшебной палочки.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Аналогично приведенным утверждениям сформулируйте десять «нельзя» в воспитании.
Задание 2
Хотите ли вы заниматься воспитанием? Оцените свой ответ на приведенные вопросы баллами от 0 до 10.
1. Испытываете ли вы потребность в общении с детьми?
2. Бывают ли у вас такие ситуации: вы читаете книгу, воспринимаете какие-либо факты и явления, и у вас появляется желание рассказать обэтом другим людям?
3. Возникает ли у вас желание воспитывать при одной мысли о детях, общении с ними?
4. Можете ли вы преодолеть раздражение по отношению к людям?
5. Интересно ли вам играть с детьми?
6. Есть ли у вас стремление в нейтральной ситуации (в троллейбусе, на улице и т.п.), наблюдая за ребенком, оценить и понять его состояние?
7. Если вам приходится рассердиться на человека, то надолго ли сохраняется ваш гнев?
Степень вашего желания быть воспитателем будет тем больше, чем ближе количество набранных вами баллов к максимуму — 70 баллам.
Задание 3
Сравните два тезиса:
«Ребенок существует для школы».
«Школа существует для ребенка».
Согласны ли вы с каким-то их них или можете предложить свой тезис?
Задание 4
Согласны пи вы со следующим утверждением Л.Н.Толстого: «...свобода есть необходимое условие всякого истинного образования (он считал, что воспитание и образование нераздельны) как для учащихся, так и для учащих... то есть и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.)... не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию».
(О воспитании: Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М., 1974. —С. 351.)
1 См. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т., Т.1. М.,1993. С.165.
[2] См. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия //Классный руководитель. 2002.№ 5. С.4.
[3] Примечание. Эта систематизация проведена на основе материалов Т.Н. Мальковской.
[4] См. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.1895.Т.1.С.11.
[5] См. Кабуш В.Т. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск. 2000. С.8.
[6] См. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. 1996.-160 с. С.41-46.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.129 с.)