По результатам оценки надзорное подразделение формирует мотивированное суждение об отнесении каждого банка в одну из пяти классификационных групп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По результатам оценки надзорное подразделение формирует мотивированное суждение об отнесении каждого банка в одну из пяти классификационных групп.



К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

· капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как «удовлетворительные», а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;

· не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности за шесть и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

· капитал, активы, доходность, ликвидность оцениваются как «сомнительные»;

· структура собственности оценивается как непрозрачная;

· качество управления признается «сомнительным»;

· не соблюдается четыре и более месяцев в течение последних шесть месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за шесть и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1);

· действуют ограничения и (или) запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрет на открытие филиалов.

К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

· капитал, активы, доходность или ликвидность оценены как «неудовлетворительные»;

· качество управления оценивается как «неудовлетворительное»;

· не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за пять операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

· основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям;

· основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Классификация банков в одну из указанных групп производится надзорным органом ежеквартально. При этом постоянно осуществляется мониторинг ситуации, например ежемесячно анализируются показатели оценки капитала, активов, доходности, ликвидности.

Информация о присвоенной банку классификационной группы и информация о выявленных недостатках в его деятельности, послужившая основанием для классификации, доводится до единоличного исполнительного органа банка (директора, генерального директора). В свою очередь, директор банка доводит эту информацию до коллегиального исполнительного органа (правления или дирекции), а также до членов Совета директоров (наблюдательного совета).

Присвоенная банку классификационная группа определяет характер взаимоотношений с Банком России. Банки, отнесенные к 1-й и 2-й группам, могут получать кредиты Банка России для поддержания ликвидности.

К банкам, имеющим недостатки в деятельности, применяются различные меры принудительного характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации:

· штрафы;

· ограничения на осуществление отдельных операций;

· запрет на осуществление отдельных операций (преимущественно на привлечение денежных средств физических лиц во вклады);

· требования о замене руководителей;

· запрет на открытие филиалов;

· отзыв лицензии считается крайней мерой, принимаемой после проведения комплексной профилактической работы.

В 2007 г. Банк России издал приказы об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у 54 кредитных организаций, в том числе у 44 кредитных организаций лицензии были отозваны за неоднократное нарушение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и у двух – в связи с неисполнением требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанностей по уплате обязательных платежей. У пяти кредитных организаций лицензии аннулированы в связи с принятием решения акционерами (участниками).

Банк России, реализуя свои функции в области банковского регулирования и надзора, принимает активное участие в процессах финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

1. Финансовое оздоровление кредитной организации.

2. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.[4]

3. Реорганизация кредитной организации.

Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства возникают, когда кредитная организация:

· не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

· не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

· допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

· нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

· нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 %;

· допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.[5]

При возникновении перечисленных ситуаций кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации, а Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. Все меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России стремится к тому, чтобы кредитные организации устраняли возникшие у них основания для осуществления мер по предупреждению банкротства собственными силами, без предъявления соответствующих требований надзорным органом. С этой целью территориальные учреждения Банка России предварительно оценивают возможности устранения причин возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства силами кредитной организации или с участием акционеров (участников), кредиторов или иных лиц.[6] По результатам проведения оценки определяется целесообразность предъявления к кредитной организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или мероприятий по реорганизации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

- изменение организационной структуры кредитной организации;

- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России; предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитам для кредитной организации; предоставления отсрочки или рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации; дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации; новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией, и иные меры.

Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов и иные меры.

Приведение в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств кредитной организации должно происходить в том случае, если величина собственных средств кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Федеральным законом «Об акционерных обществах» или Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации.

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

В 2007 г. доля кредитных организаций, самостоятельно преодолевших возникшие у них финансовые трудности, составила 45 % от общего числа кредитных организаций, имевших основания для осуществления мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

К тем кредитным организациям, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть финансовые проблемы, Банк России предъявляет требование осуществить меры по финансовому оздоровлению. В течение 2007 г. Банком России были предъявлены требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению к 10 кредитным организациям, при этом 7 кредитных организаций выполнили требование в срок, а 3 кредитные организации требование не выполнили и в дальнейшем у них были отозваны лицензии на осуществление банковских операций.

Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России руководитель кредитной организации обязан обратиться в Совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством о ее реорганизации. При этом Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:

· оценку финансового состояния кредитной организации;

· указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

· меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

· меры по получению дополнительных доходов;

· меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

· меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

· срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

В дальнейшем Банк России контролирует выполнение планов финансового оздоровления. Например, в 2007 г. Банк России контролировал выполнение 13 кредитными организациями планов финансового оздоровления, из них 10 кредитных организаций восстановили свое финансовое положение.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1. Кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

2. Кредитная организация допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

3. Кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 %.

4. Кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок.

5. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Состав временной администрации определяется приказом Банка России. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Он распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В этом случае руководитель временной администрации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.

При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации. В течение срока действия моратория:

- не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), проценты, иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей;

- не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов;

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).

При этом действие моратория не распространяется:

- на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации;

- на исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

В случае устранения причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, Банк России принимает решение о прекращении ее деятельности. Он принимает решение о прекращении ее деятельности также после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

В 2007 г. Банк России осуществлял контроль за деятельностью 62 временных администраций. В этом же году деятельность 53 временных администраций по управлению кредитными организациями была прекращена, из них 41 – в связи с решением арбитражного суда о принудительной ликвидации и назначением ликвидатора, 12 в связи с признанием арбитражным судом кредитной организации несостоятельной банкротом) и назначением конкурсного управляющего.[7]

В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней, – бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации.

К кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности, Банк России может предъявить требование о реорганизации, которая может осуществляться в форме слияния или присоединения. В случае получения требования Банка России о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в Совет (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации. Совет (наблюдательный совет), в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора участвует в деле о банкротстве кредитной организации, которое рассматривается арбитражным судом. Помимо Банка России в деле о банкротстве участвуют: сама кредитная организация; конкурсный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда независимо от направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа. Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом могут также сама кредитная организация и Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении кредитных организаций не применяются.

В случае, если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов. Утверждение конкурсного управляющего при банкротстве кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, осуществляется в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» из числа арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России. В 2007 г. при Банке России аккредитовано 28 арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, в том числе продлены сроки аккредитации 13 арбитражным управляющим.

Конкурсный управляющий приступает к осуществлению своих функций со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. Банк России проводит проверки деятельности конкурсных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций, по результатам которых предъявляет требования об устранении выявленных нарушений. Информация о результатах проверок направляется Банком России в арбитражные суды, комитеты кредиторов, Федеральную регистрационную службу, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых являются конкурсные управляющие.

По состоянию на 1.01.2008 г. подлежали ликвидации 157 кредитных организаций, у которых были отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций. В 150 кредитных организациях проводились ликвидационные процедуры, а в 7 кредитных организациях еще не были приняты судебные решения о ликвидации. Большинство – 78 кредитных организаций – были признаны банкротами и в них открыто конкурсное производство. По 64 кредитным организациям принято решение о принудительной ликвидации, 8 кредитных организаций ликвидируются в добровольном порядке по решению учредителей (участников).

Вопросы для самопроверки

1. Как Банк России классифицирует банки по экономическому положению?

2. Перечислите основные компоненты программного комплекса «Анализ финансового состояния банка», который используется в надзорной практике Банка России.

3. Какие показатели учитываются при оценке экономического положения банков надзорным органом?

4. Что является основанием для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации?

5. Какие меры могут осуществляться в целях финансового оздоровления кредитной организации?

6. В каких случаях Банк России предъявляет кредитной организации требование осуществить меры по финансовому оздоровлению? Какие меры включает план финансового оздоровления?

7. В каких случаях Банк России может назначить временную администрацию по управлению банком?

8. Кто имеет право обратиться в суд с заявлением о признании банка банкротом?

9. На кого могут быть возложены функции конкурсного управляющего при банкротстве банка?


[1] См. Инструкция ЦБ РФ №59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности" от 31.03.1997 г.

 

[2] См. инструкцию Банка России от 25 ав­густа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кре­дитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»

 

 

[3] См. Инструкцию Банка России от 31 марта 1997 года № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности»

 

[4] За исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций

[5] В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

 

[6] См Инструкцию Банка России от 11.11.2005 № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»

 

[7] Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. Банк России, 2008, с.73

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.048 с.)