Пруденциальный надзор в процессе текущей деятельности банков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пруденциальный надзор в процессе текущей деятельности банков



В процессе проведения текущего надзора Банк России использует две его формы: дистанционный надзор и инспекционные проверки на местах.

Дистанционный надзор предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности. Он опирается, главным образом, на документарные методы: изучение первичных документов, внутренних регламентов, финансовой отчетности, специальной отчетности, установленной надзорными органами.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору для проведения дистанционного надзора надзорный орган должен располагать эффективными информационными и аналитическими процедурами мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и пруденциальных требований.

Мониторинг, проводимый надзорными органами, нацелен на выявление на ранних стадиях негативных тенденций в деятельности банков и принятие мер надзорного реагирования по их устранению. Одно из главных ограничений дистанционного надзора состоит в том, что он основывается на отчетных данных и сведениях, передаваемых самими банками. Поэтому с возрастанием серьезности проблем банка снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации.

Инспекционные проверки на местах позволяют проверить степень достоверности передаваемой информации, получить наиболее полное представление об операциях банка, его положении, провести качественный анализ кредитного портфеля, оценить деятельность руководства и качество систем управления рисками в банках.

При проведении инспекционных проверок наряду с документарными методами (изучение первичной документации, текущей отчетности и т. п.) для оценки качества систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления широко используются контактные методы, в том числе пруденциальные интервью.

В рамках дистанционного надзора Банком России создана система мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций и выявления на ранних стадиях проблем, возникающих у отдельных банков. Эта система включает в себя разработку пруденциальных норм и требований, диагностику финансового состояния банков и контроль выполнения пруденциальных требований на основании отчетности, передаваемой в Банк России.

Пруденциальные нормы – это нормы, соблюдение которых свидетельствует об осторожной политике данной кредитной организации, сохранении ею ликвидности и платежеспособности.

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:[1]

- предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;

- нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

- требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Финансовая диагностика банков и других кредитных организаций проводится Банком России с использованием информационной и аналитической систем, она позволяет выявить финансовые проблемы и отрицательные тенденции в их деятельности.

По результатам дистанционного надзора выявляются так называемые проблемные банки, которые требуют более тщательного наблюдения и принятия мер надзорного реагирования.

Результаты дистанционного надзора используются также для принятия оперативных мер воздействия к банкам, допускающим отдельные нарушения в своей деятельности, а также для определения плана и программы инспектирования банков.

Совершенствование дистанционного надзора идет в направлении развития принципов риск-ориентированного надзора.

Риск-ориентированный надзор предполагает, что оценка деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования базируются на оценке реальных рисков и их влияния на финансовую устойчивость кредитных организаций. Наряду с формализованными критериями оценки деятельности кредитных организаций Банк России стал более активно применять содержательные подходы, включая оценку качества управления, систем риск-менеджмента и внутреннего контроля.

 Важным элементом риск-ориентированнного надзора является система мониторинга банковских рисков, которая включает пять подсистем: мониторинг ликвидности кредитных организаций, мониторинг кредитования нефинансовых организаций, мониторинг кредитования физических лиц, мониторинг достаточности капитала, мониторинг рыночных рисков. Регулярный мониторинг проводится с целью выявления негативных тенденций в банковском секторе и выявления банков, операции которых оказывают определяющее влияние на формирование этих тенденций.

Целью инспекционных проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Для достижения этой цели в ходе проверок инспектора

Главной инспекции кредитных организаций Банка России и его территориальных управлений проводят оценку:

- реального финансового состояния кредитных организаций и перспектив их деятельности;

- соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России;

- достоверности учета и отчетности кредитной организации;

- уровня банковских рисков, качества активов;

- величины и достаточности собственного капитала;

- системы управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации.

- При проведении инспекционных проверок основное внимание уделяется содержательной оценке отдельных направлений деятельности кредитных организаций, изучению рискообразующих факторов. При этом инспектора должны работать во взаимодействии со специалистами дистанционного надзора.

Инспектора Банка России проводят комплексные и тематические проверки кредитных организаций.

Предметом комплексной проверки является деятельность кредитной организации в целом;

предметом тематических проверок — отдельные аспекты ее деятельности, например проверка правильности формирования резервных требований, депонируемых в Банке России, проверка правильности создания резервов на возможные потери и др.

Банк России обязан проверять каждую кредитную организацию не реже одного раза в год. Выбор кредитных организаций для того или иного вида проверки производится с учетом степени их финансовой устойчивости и рекомендаций специалистов дистанционного надзора.

Акт проверки кредитной организации [2] должен содержать сведения о достоверности учета и отчетности кредитной организации; о выявленных нарушениях и недостатках в ее деятельности; об устранении кредитной организацией на дату завершения проверки выявленных нарушений и недостатков в деятельности.

Материалы инспекционных проверок используются специалистами дистанционного надзора для принятия мер надзорного реагирования.

Меры надзорного реагирования применяются к кредитным организациям на основании Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Закон обозначил конкретные ситуации, в которых Банк России как надзорный орган может применять те или иные меры воздействия.

Так, меры воздействия могут быть применены,

во-первых, при нарушении кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России,

во-вторых, при непредставлении информации либо представлении неполной или недостоверной информации;

в-третьих, в случае возникновении ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков) и стабильности банковской системы в целом.

Реальным подтверждением возникновения подобных ситуаций является невыполнение кредитной организацией установленных пруденциальных норм.

Основной задачей, решаемой Банком России как надзорным органом при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях приведения ее в соответствие с нормами банковского законодательства и требованиями Банка России.

На практике выделяют два типа мер воздействия: предупредительные и принудительные. [3]

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом: характера допущенных кредитной организацией нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации и ее положения на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.  

Предупредительные меры воздействия могут применяться:

1. При ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы и иные требования, определяющие предельные уровни рисков, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков.

2. Если по данным отчетности кредитной организации и другой информации имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения ее финансового состояния, например текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в данной кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты.

3. При несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.

К предупредительным относятся следующие конкретные меры воздействия:

1. Доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в ней.

2. Изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации.

3. Предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее участниками (акционерами).

4. Установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Целесообразность применения предупредительных мер и их конкретная форма определяется надзорным органом самостоятельно. Обязательным условием при этом является ответственный и консультативный подход органов управления кредитной организации и ее акционеров к устранению выявленных нарушений, а также их взаимодействие с надзорным органом, которое должно выражаться в принятии ими на себя конкретных обязательств по корректировке деятельности кредитной организации.

При более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния, применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Принудительные меры воздействия применяются, когда предупредительные меры не приносят результата и не могут обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются:

· нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России;

· непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации;

· создание реальной угрозы интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков) в результате совершаемых кредитной организацией операций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.019 с.)