Принципы анализа художественного произведения на уроке В начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы анализа художественного произведения на уроке В начальной школе



Принципы анализа художественного произведения – это общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного произведения. Они выявлены и сформулированы методической наукой на основе закономерностей литературы как искусства слова, законов ее восприятия и возрастных особенностей восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.

М. П. Воюшиной выделены и описаны следующие принципы. Принцип целенаправленности, согласно которому все частные задачи урока определяются его целью – способствовать полноценному восприятию произведения, подвести к постижению его идеи. Это диктует необходимость планирования учителем работы на уроке только тогда, когда он сам понял смысл изучаемого произведения, – это позволит осознанно определять структуру и содержание урока(-ов) по чтению и анализу произведения, выбирать приемы аналитической и синтетической работы на уроке.

Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного сформулирован на основе установления связи между условиями первичного восприятия художественного произведения и качеством восприятия, желанием возвращаться к тексту и анализировать его. Какова эта связь – очевидно из формулировки принципа. Проявляется принцип в организации первичного восприятия текста (подробнее см. в 4.1).

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия делает необходимым при планировании анализа художественного произведения выбирать такие направления и приемы анализа, которые обеспечат учащимся углубление восприятия, понимание ими того, что они, в силу возраста, самостоятельно понять не могут. С другой стороны, восприятие читателя индивидуально, и для ориентировки на уровень восприятия конкретных детей в данный момент обучения нужно проверить первичное восприятие и в соответствии с результатами проверки скорректировать составленный план, чтобы не открывать при анализе и так очевидное детям.

Принцип создания установки на анализ произведения, согласно которому анализ текста должен отвечать потребности ребенка разобраться в прочитанном. Сама по себе такая потребность не возникает, ее должен пробудить в юном читателе учитель. Важно, чтобы ученик принял учебную задачу, поставленную учителем, а затем и сам научился ставить ее перед собой. Если учениками не осознана учебная задача, то урок чтения распадается для них на отдельные, не связанные друг с другом вопросы и задания. В этом случае целенаправленность анализа существует лишь в сознании учителя. Согласно рассматриваемому принципу определяется и место учебной задачи в структуре урока. Создавать установку на анализ целесообразно только после чтения и выявления первичного восприятия произведения. Учебная задача, поставленная до чтения, может исказить восприятие текста.

Принцип необходимости вторичного самостоятельного прочтения произведения актуален именно для начального этапа литературного образования: младшим школьникам для ориентировки в тексте перед анализом нужно его перечитать. При чтении большого по объему произведения можно перечитывать и анализировать текст по частям, т.к. текст уже знаком учащимся.

Принцип единства формы и содержания определяет характер вопросов и заданий, которые нужно направлять не на воспроизведение ситуации, изображенной в произведении, и даже не на размышление над ней, а на анализ самого изображе ния, т.е. формы произведения, неразрывно связанной с его содержанием. Эстетический путь освоения произведения от формы к содержанию обеспечивается вопросами аналитического характера, например: Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!», начинается со слова «задремали»? Почему поэт сравнивает заходящее солнце именно с колесом:

«Колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? Случайно ли такое сравнение?

Принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия проявляется как в общей направленности анализа, так и в выборе приемов. Если сущностно различаются способы художественного освоения действительности и это отражается в разных родах и жанрах литературы, то не могут быть одинаковыми подходы к их анализу. Например, при анализе любого эпического произведения ведущими направлениями анализа будут анализ развития действия и образа-персонажа, что обусловлено событийным характером и сюжетом такого произведения. Выбор конкретных приемов анализа образа-персонажа зависит от жанра. А анализ лирики требует пристального внимания к внутреннему миру лирического героя, к динамике его чувств, т.е. анализа образа-переживания.

Принцип избирательности предполагает избирательный характер школьного анализа художественного произведения: анализируются не все его элементы, а те, которых достаточно для раскрытия идейной направленности произведения. Каждый анализируемый элемент должен рассматриваться как часть целого и в отношении к этому целому, т.е. к идее произведения. Поэтому принцип избирательности неразрывно связан с принципом целостности.

Принцип направленности на совершенствование навыка чтения специфичен для начального этапа литературного образования. Навык чтения совершенствуется в мотивированной, направляемой личностным смыслом читательской деятельности: кто по собственному побуждению много читает, не может читать плохо. Поэтому не только в специальных упражнениях по технике чтения совершенствуется навык чтения, но и в процессе анализа произведения, который требует многократного и внимательного перечитывания текста. Важно только, чтобы чтение носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту. В ходе анализа ученик использует разные виды и формы чтения, учится переходить от одного вида чтения к другому в зависимости от целевой установки – его чтение приобретает гибкость.

Принцип направленности на литературное развитие ребенка, согласно которому школьный анализ художественного произведения должен не только вести к освоению детьми идеи изучаемого произведения, но и способствовать их литературному развитию, формированию у них начальных литературоведческих представлений и системы читательских умений. Роль учи- теля состоит в том, чтобы вовлечь детей в аналитическую деятельность с текстом, сделать ее интересной, личностно значимой для учащихся; направить на достижение цели – понять, что хотел сказать автор, как ему удалось донести это до читателя; дать возможность школьникам почувствовать радость открытия в тексте «спрятанных» смыслов. В активной и целенаправленной аналитической деятельности учащиеся будут овладевать аналитическими читательскими умениями, пользуясь литературоведческими знаниями как инструментом, помогающим лучше понять произведение. Литературоведческие знания в ходе анализа усваиваются практически.

Таким образом, анализ художественного произведения, яв- ляясь центральным звеном в процессе работы над художествен- ным произведением, должен быть организован на уроке в соответствии с указанными принципами, и тогда он станет средством литературного развития младших школьников, будет способствовать их приобщению к чтению художественной литера- туры, формированию у них духовной потребности в чтении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.004 с.)