Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы работы над художественным произведениемСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 5 - 6. ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ ПЛАН 1. Этапы работы над художественным произведением 2. Принципы анализа художественного произведения на уроке в начальной школе 3. Аналитические читательские умения и приемы их формирования у младших школьников 4. Структура урока чтения и анализа художественного произведения 5. Особенности чтения и анализа эпических произведений 6. Особенности чтения и анализа лирических произведений 7. Структура урока чтения и анализа художественного произведения В процессе начального литературного образования используются разнообразные типы уроков и формы организации вне- урочной деятельности. Типы уроков различаются по дидактической цели: - урок литературного слушания, - урок чтения и анализа художественного произведения, - обобщающий урок, - урок чтения и работы с научно-познавательным текстом, - урок обучения чтению книг, - урок внеклассного чтения (обзорный), - урок литературного творчества (развития речи), - урок повторения изученного (конкурс чтецов, викторина), - контрольно-диагностический урок, - комбинированный урок. Основной тип урока – урок чтения и анализа художественного произведения. Он имеет закрепленную структуру, обусловленную логикой восприятия и постижения идеи художественного произведения, принципами анализа художественного текста, отражающими специфику художественной литературы и особенности восприятия начинающего читателя. Структура урока
Для решения поставленных на каждом этапе задач используются разнообразные методические приемы. Перечислим наиболее распространенные приемы в соответствии с этапами урока, на которых они чаще всего применяются. ЛЕКЦИЯ 5 - 6. ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ ПЛАН 1. Этапы работы над художественным произведением 2. Принципы анализа художественного произведения на уроке в начальной школе 3. Аналитические читательские умения и приемы их формирования у младших школьников 4. Структура урока чтения и анализа художественного произведения 5. Особенности чтения и анализа эпических произведений 6. Особенности чтения и анализа лирических произведений 7. Этапы работы над художественным произведением Литературное образование младших школьников направлено на развитие у них способности к полноценному восприятию художественного произведения. Процесс постижения смысла художественного произведения проходит три ступени: 1) непосредственное эмоциональное впечатление как результат первичного целостного восприятия; 2) аналитическое, обдумывающее восприятие, воссоздание художественного мира на основе анализа текста; 3) интерпретация текста, глубокое понимание и истолкование его смысла. В соответствии с этими ступенями на уроках литературного чтения организуется работа над произведением, в которой выделяются этапы первичного синтеза, анализа и вторичного синтеза. Первичный синтез предполагает целостное непосредственно эмоциональное восприятие учащимися произведения. От точности первого эмоционального отклика ребенка на художественное произведение во многом зависит полноценность его восприятия, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для такого отклика, настроить на восприятие определенного текста. Именно повышенная эмоциональность детей и правильный настрой могут помочь преодолеть закономерную возрастную неполноценность восприятия младшими школьниками художественного произведения. В связи с этим часто бывает необходима подготовительная работа, задающая этот настрой, способствующая возникновению у учащихся адекватных тексту переживаний и представлений. Последнее бывает особенно важно, если содержание текста, изображенные в нем картины не близки жизненному опыту детей. При подготовке к восприятию можно, например, прослушать фрагмент музыкального произведения, рассказать об обстоятельствах создания произведения или провести беседу, оживляющую жизненные впечатления детей, восстанавливающие в их эмоциональной памяти ситуации, подобные или созвучные по эмоциональному тону изображенной в произведении (Бывало ли, что вы оказывались в незнакомом месте одни? Что вы при этом чувствовали?). В то же время нельзя увлекаться подготовительной работой, заранее раскрывая характер или даже содержание произведения (например, проводя предварительно работу по чтению и толкованию большого количества слов из текста), чтобы не разрушить непосредственности восприятия.
Важное требование правильной организации первичного синтеза – целостность первичного восприятия текста, что предопределено самой сущностью художественного произведения как целостной системы, в которой все элементы важны для раскрытия авторской концепции. Целостность является главным источником и условием эстетического постижения действительности, поэтому недопустимо нарушать целостность восприятия произведения, предлагая детям адаптированный или незаконченный текст для восприятия и последующего анализа. Разрушает целостность, мешает эстетическому переживанию и поэтому недопустимо первичное чтение текста детьми «по цепочке». На начальных этапах обучения, когда техника чтения детей еще очень несовершенна, целесообразно восприятие младшими школьниками текста в исполнении учителя. Этот прием способствует и эмоциональности первичного восприятия, так как в выразительном чтении педагога эмоции передаются невербальными средствами и легко считываются детьми. Но при этом дети должны быть сосредоточены на слушании и сопереживании, поэтому не нужно заставлять их следить за чтением учителя по тексту. По мере совершенствования навыка чтения у учащихся все чаще используются для первичного восприятия комбинированное чтение (учитель и ученики читают текст попеременно относительно законченными смысловыми частями) или самостоятельное ознакомление школьников с произведением. Целостность первичного восприятия может быть разрушена слишком конкретной установкой, активизирующей какую-то одну сторону восприятия и направляющей внимание детей либо только на изображенные факты, либо вообще на какие-то внешние по отношению к сути произведения элементы (например: Слушайте и подчеркивайте непонятные вам слова, чтобы после чтения уточнить их значение). Прослушав или прочитав текст и получив первые впечатления, дети должны иметь возможность ими поделиться – этим и завершается этап первичного синтеза. Учитель побуждает детей к высказываниям (Может, кому-то хочется поделиться впечатлениями от прочитанного?) и проводит короткую беседу, направленную на выявление эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла произведения (Кто из героев вам симпатичен? Что вызвало улыбку? Когда переживали за судьбу героя? Менялось ли ваше настроение по ходу чтения? и т.п.). Ответы демонстрируют учителю качество восприятия детьми произведения и служат ориентиром для дальнейшего анализа произведения.
В структуре урока этапу первичного синтеза соответствуют этапы подготовки к первичному восприятию произведения, первичного восприятия и проверки первичного восприятия. Анализ произведения занимает центральное место на уроке чтения и направлен, с одной стороны, на постижение детьми идеи конкретного произведения, а с другой стороны, на формирование аналитических читательских умений, необходимых для полноценного восприятия любого художественного произведения. В силу возрастных недостатков восприятия младшие школьники при первом чтении (слушании) не способны глубоко понять художественное произведение, но они об этом не подозревают и, как правило, не видят необходимости в аналитической работе с текстом. Педагогу нужно, во-первых, постараться мотивировать для детей перечитывание и анализ произведения, а во-вторых, провести анализ таким образом, чтобы он действительно углублял понимание детьми произведения, усиливал произведенное впечатление, открывал в тексте что-то такое, что осталось незамеченным при первом чтении. Для мотивации аналитической работы можно, например, задать проблемный вопрос, который вызовет у детей затруднение или столкновение разных мнений, или предложить учащимся научиться выразительно читать понравившееся стихотворение, или заинтересовать их инсценировкой прочитанного произведения. Постановка спектакля или отдельных сцен потребует перечитывания текста и деления его на части – действия, сцены, определения круга действующих лиц и тщательного разбора их поступков, мотивации и переживаний, характеров, внешнего вида, т.е. анализа образов персонажей. В ходе этой работы школьники под руководством учителя будут аналитически, рационально воспринимать текст, вглядываться в художественные детали и смогут более глубоко его понять. Основными направлениями анализа художественного произведения в начальной школе являются анализ развития действия, анализ художественных образов (образа-персонажа, образа-переживания), языковой (стилистический) анализ. Выбор направлений и приемов анализа произведения обусловлен его жанровыми особенностями и художественным своеобразием (об этом пойдет речь ниже, см. 4.5, 4.6).
В то же время при анализе любого произведения обязательно используются такие методические приемы, как перечитывание и выборочное чтение текста. Перечитывание чаще всего осуществляется по смысловым частям, после чтения каждой части производится ее анализ: учитель задает вопросы и побуждает детей находить ответы у автора, т.е. организуется выборочное чтение текста. Нельзя сводить анализ текста к беседе по его содержанию, когда дети отвечают на основе сложившихся у них впечатлений (не всегда точных и правильных) и не испытывают потребности в обращении к тексту. Недостаточно спросить у детей при анализе внутренних переживаний героя: Какие чувства испытывает герой? – хотя это трудный для младших школьников вопрос, но отвечать они будут, опираясь на свое эмоционально-интуитивное восприятие произведения, на свой жизненный опыт, если изображенная в произведении ситуация с ним совпадает. Необходимо, чтобы ученики «вычитали» чувства героя в тексте: Как автору удалось показать внутреннее состояние героя? Прочитайте, в чем оно проявилось. Какие слова позволяют нам понять переживание героя? – эти и подобные вопросы направлены на анализ текста и формируют внимательное отношение детей к слову как средству создания художественного образа. Последний этап в работе над художественным произведением – вторичный синтез – необходим для обобщения результатов анализа и целостного восприятия произведения уже на новом уровне, уровне познанной сущности. На данном этапе можно использовать такие виды синтетической работы с текстом, как выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям, драматизация, рисование (графическое, словесное), пересказ, рассказ о герое и др. Эти приемы предполагают творческую интерпретацию прочитанного текста и позволяют читателям еще раз, теперь уже гораздо точнее и глубже, «пережить» произведение. Описанная последовательность работы над произведением, включающая три этапа: первичный синтез, анализ и вторичный синтез, – реализуется в одном уроке или в системе уроков в зависимости от объема и степени доступности читаемого произведения.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.013 с.) |