Детерминанты (факторы) спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминанты (факторы) спроса.



При построении кривой спроса D 1 принимается допущение, что главной детерминантной, влияющей на спрос является цена товара, которая изменяется «при прочих равных условиях». В данном случае «прочие условия» - это другие, то есть неценовые факторы рыночного спроса, которые известны, заданы и не изменяются и на спрос не влияют.

Влияние цены на спрос называется «изменением величины спроса», что графически можно представить движением точек (А и В) по стабильной кривой спроса D 1 (кривая не смещается). На рисунке это движение точек A и B по стабильной кривой D1. Движение точки A по кривой вниз указывает на уменьшение цены и увеличение спроса. Движение точки B по кривой вверх указывает на увеличение цены и уменьшение спроса. Таким образом, указанные изменения происходят «при прочих равных условиях».

Если же одно или сразу несколько из этих «прочих равных условий» меняется, то вся кривая смещается.

Смещение вправо, вверх, от D 1 к D 2, указывает на увеличение спроса по каждой возможной цене под воздействием изменения неценовых факторов. Это значит, что при тех же ценах на данный товар, спрос на него больше чем раньше.

 Смещение влево, вниз, от D 1 к D 3,указывает на уменьшение спроса по каждой возможной цене при изменении неценовых факторов. Это значит, что при прежних ценах спрос на товар меньше, чем раньше.

Влияние неценовых факторов на спрос называется «изменением в спросе», следовательно, в этой модели прочим равным условием является цена товара, которая задана, известна, не меняется и не влияет на спрос.

Обобщение.

Таким образом, анализируя кривую спроса, необходимо отличать «изменение величины спроса», вызванное изменением цены и графически предполагающее стабильную кривую, от «изменений в спросе», вызванных изменениями неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1) вкусы или предпочтения потребителей;

2) доходы потребителей;

3) цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие);

4) ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов;

5) число покупателей на рынке.

Вкусы или предпочтения потребителей.

Благоприятное для данного товара изменение вкусов или предпочтений потребителей, вызванное рекламой или изменением моды, приведет к росту спроса на данный товар и смещению кривой вправо. Кроме того, спрос может увеличиться и в результате технологических изменений в виде появления на рынке нового товара.

Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей относительно данного товара (вышел из моды) приведут к противоположному результату, то есть уменьшению спроса на товар и смешению кривой влево.

Доходы потребителей.

Известно, что при увеличении доходов потребители увеличивают спрос на дорогие товары и услуги. При уменьшении доходов спрос на такие товары падает. Поэтому, если между изменением дохода и спросом на товар существует прямая зависимость (рост дохода ведет к росту спроса и наоборот), то такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Если же между изменением дохода и спросом на товар существует обратная зависимость, то есть снижение дохода приводит к росту спроса на товар, то такие товары называются товарами низшей категории.

Цены на сопряженные товары.

Различают две категории сопряженных товаров: взаимозаменяемые товары и взаимодополняющие товары.

Если 2 товара, A и B, (например, кофе растворимый и кофе в пакетиках), являются взаимозаменяемыми (родственными), то между изменением цены на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и одновременно к увеличению спроса на родственный ему товар В, так как он теперь относительно дешевле.

Если товары, A и C являются взаимодополняющими (например автомобиль и бензин/запчасти), то спрос на них предъявляется одновременно, то есть они не могут использоваться один без другого. Поэтому между изменением цены на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и параллельно к уменьшению спроса на дополняющий его товар C.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.004 с.)