Тема 1: Основные проблемы экономической организации общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Основные проблемы экономической организации общества.



Часть I. МИКРОЭКОНОМИКА.

Тема 1: Основные проблемы экономической организации общества.

Определение: экономику, как общественную науку, которая описывает и анализирует выбор общества при производстве товаров и услуг составляют два фундаментальных фактора:

1.) Материальные потребности общества (называемые также экономическими благами) которые буквально безграничны и неутолимы – это потребности, составляющих данное общество индивидов и институтов.

2.) Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, которые ограничены или редки.

Экономические ресурсы ограничены или редки.

С точки зрения теории экономики проблема или факт редкости ресурсов (ограниченности) состоит в их распределении м/д альтернативными отраслями производства. Это значит, что если данный ресурс выбран для производства какого-то товара, то одновременно этот ресурс не может участвовать в производстве какого-то другого (альтернативного) товара.

Определение: экономические ресурсы это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются или участвуют в процессе производства товаров и услуг и поэтому также называются факторами производства.

Простейшая классификация экономических ресурсов подразделяет их на 2 категории.


Материальные ресурсы

- земля или сырьевые материалы;
- капитал.

 


Людские ресурсы

- труд;
- предпринимательские способности.


Две экономические политики.

Поскольку наличные ресурсы любой экономики ограничены, то при производстве товаров и услуг общество может выбрать либо экономическую политику «больше сейчас», либо экономическую политику «гораздо больше потом».

1. Экономическая политика «больше сейчас» означает, что большую часть заработанного дохода и из этого следует, что экономических ресурсов общество направляет на производство товаров индивидуального спроса. То есть потребительских товаров и услуг, из этого следует, что в это время увеличивается производство такой продукции и тем самым возрастает прямое потребление.
Но с течением времени, политика, направленная на увеличение объема производства потребительских товаров может привести к значительному ухудшению состояния материально-технической базы страны.
То есть сократится количество и ухудшится качество основных капитальных мощностей (средств производства), в результате сократится и производство потребительских товаров, прямое потребление уменьшится.

 

2. Экономическая политика «гораздо больше потом» означает, что основную часть заработанного дохода из этого следует и ресурсов общество направляет на производство средств производства. Тем самым увеличивается количество и улучшается качество основного капитала, а необходимым результатом будет укрепление и развитие материально-технической базы страны, а это значит, что производство потребительской продукции и прямое потребление увеличится.

 

Кривая производственных возможностей (КПВ).

Таким образом, невозможность удовлетворения многообразных, безграничных экономических потребностей с помощью ограниченных экономических ресурсов ставит проблему выбора наилучшего альтернативного варианта использования ресурсов.
В любом обществе ограниченность ресурсов вызывает необходимость делать выбор при решении трех важных взаимосвязанных проблем:

 

I. Что из товаров и услуг, и в каком количестве следует производить?
Т.е. должны быть приняты решения относительно того, как распределить ресурсы между производством альтернативных товаров, требующихся каждый день (например, землю можно использовать и как пашню, и как пастбище, и под строительство).

 

II. Как следует производить товары и услуги?
То есть, необходимо определить, какие использовать технологии, ресурсы и предприятия.

 

III. Кто купит и сможет использовать произведенные товары?
То есть, необходимо выяснить, кто должен пользоваться продуктами и услугами и извлекать их полезность. Или иначе: каковы способы распределения произведенных продуктов между экономическими единицами.

 

При ограниченности ресурсов. Увеличение производства одного товара означает уменьшение производства других товаров. Иначе говоря, использование ресурсов (что очевидно связано с издержками производства) для производства одних товаров, приводит к потере возможности производить другие товары.
При этом общество всегда сталкивается с альтернативными издержками (которые так же называются издержками упущенных возможностей).

Определение: Альтернативными издержками являются издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать.
Необходимо ориентироваться при выборе на тот продукт, производство которого имеет сравнительное преимущество перед другими. Под сравнительным преимуществом понимается способность производить товары с относительно меньшими альтернативными издержками.

При решении вопроса «как производить» главное значение имеет обеспечение наивысшей эффективности производства. Производство считается экономически эффективным, если при имеющихся производственных ресурсах и технологиях уже невозможно произвести большее количество одного товара, сохраняя при этом производство других товаров на том же уровне. Т.е. придется жертвовать некоторым количеством других товаров (данная ситуация характерна для экономки, достигшей полной занятости).
Решение вопроса («кто купит?» или «для кого производить?») это, по-сути, решение вопроса распределения ограниченного количества произведённых товаров и услуг.

Распределение созданного продукта самым непосредственным образом связано с двумя общественными проблемами:

1. Распределение значительно влияет на эффективность.
Эффективность распределения является оптимальной (максимальной) тогда, когда любое изменение этого распределения может только ухудшить благосостояние хотя бы одной социальной группы.
Кроме того распределение связано с эффективностью и в том смысле, что его правила влияют на стимулирование труда.

2. Распределение связано со справедливостью в обществе.
Самым справедливым считает равное распределение, но равенство уничтожает стимулы к труду. Поэтому необходимо соблюдение 2-х принципов:

 

I. Собственник каждого из ресурсов, отдавая его производству, получает равноценную Долю Продукта производства, Однако, Такое распределение закрывает путь к процветанию бедным слоям общества.

II. Обеспечение каждому равенства возможностей. Таким образом, если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым.

Использование ограниченных экономических ресурсов для производства желательного и максимального количества продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Определение: Кривая производственных возможностей – это геометрическое место точек, показывающих сочетания двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

В точках, находящихся на кривой производственных возможностей производство ведется эффективно (из этого следует, что достигнута полная занятость ресурсов) и поэтому увеличение производства одного товара сопровождается сокращением производства другого товара (движение по кривой в направлении точки D или точки А).

Все точки, находящиеся ниже кривой производственных возможностей (в области АD), не эффективны. Например, точка N, так как предполагают неполную занятость ресурсов, из этого следует, что увеличение производства одного товара, производство другого оставит на прежнем уровне.

Все точки находящиеся выше кривой производственных возможностей (например, точка F), при данном количестве и качестве ресурсов и существующей в настоящее время технологии не достижимы.

Тем не менее, рост технического прогресса (что выразится в более совершенной технологии и технике и более высокой квалификации кадров) обеспечивает обществу рост производственных возможностей до точки F. Кроме того, производственные возможности общества могут увеличиться и за счет импорта ресурсов из-за рубежа, поскольку независимо от того отечественные это ресурсы или импортные они увеличивают производственные возможности экономики.

 Но необходимо иметь в виду такой важный фактор как соотношение валютных курсов в стране – импортере ресурсов и стране - экспортере ресурсов.

Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. А это связано с тем, что по мере уменьшения производства одного продукта и увеличения другого (при движении кривой производственных возможностей в направлении в точке А или точке D) вследствие отсутствия абсолютной взаимозаменяемости ресурсов приходится вовлекать в производство все менее эффективные ресурсы для изготовления большего количества блага. Поэтому альтернативные издержки возрастающего продукта увеличиваются.

Эта зависимость носит постоянный характер и называется законом возрастания альтернативных издержек при замене производства одного блага другим в условиях полного использования ресурсов.


Цены в рыночной экономике.

В современной экономической системе ориентируют главным образом на рыночные отношения ответы на вопросы: что производить?; как производить?; для кого производить? Поэтому рыночную экономику также называют ценоуправляемой рыночной экономикой.

В современной рыночной экономике выделяют три основные функции цен:

1. Цены ограничивают потребление редких ресурсов.

Чем реже ресурс – тем выше он оценивается обществом и, следовательно, тем выше его рыночная цена. Высокая цена ресурса определяет и высокую рыночную цену товара, получаемого из данного ресурса. Что очевидно ограничивает потребление товара и тем самым потребление редкого ценного ресурса. Э та функция называется «ограничивающий эффект цен».

2. Цены являются мотивацией для производства.

Рост рыночных цен привлекает в данную отрасль потенциальных производителей и тем самым объем выпуска и предложение товара увеличивается. И наоборот, уменьшение рыночных цен выталкивает часть производителей из отрасли и, тем самым, объем выпуска и предложение товара уменьшается. Рост или падение рыночных цен заставляет производителей изменять объём выпуска товаров и услуг. Эта функция называется «функция мотивации производства».

Замечание: необходимо отличать понятие рыночной цены товара от стоимости товара. Так как производители товаров и услуг по-разному реагируют на изменение рыночной цены и стоимости товара.

Рыночная цена товара переделяется непосредственно на рынке и зависит орт соотношения объема спроса и предложения товара и как следует из функции цены «мотивация производства» между рыночной ценой товара и его производством и предложением на рынке существует прямая зависимость.

Стоимость товара определяется я всеми затратами которые несет производитель и в частности это цены на ресурсы и налоги. Увеличение цен на ресурсы (например, увеличение номинальной заработной платы) и налогов приводит к росту издержек на единицу продукции, уменьшение прибыли и в результате объем выпуска и предложения товара сокращается. Снижение цен на ресурсы и налогов приводит к противоположному результату. Таким образом, зависимость между стоимостью товара, его производством и предложением является обратной.

 

3. Уравновешивающая функция.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решение о купле - продажи синхронизируется (совпадает).


Тема 4: теория спроса.

Определение: спрос-желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенном месте и в определённое время по каждой возможной цене.
По показателю общей выручки предпринимателя определяет спрос.

Обобщение.

Таким образом, анализируя кривую спроса, необходимо отличать «изменение величины спроса», вызванное изменением цены и графически предполагающее стабильную кривую, от «изменений в спросе», вызванных изменениями неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1) вкусы или предпочтения потребителей;

2) доходы потребителей;

3) цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие);

4) ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов;

5) число покупателей на рынке.

Доходы потребителей.

Известно, что при увеличении доходов потребители увеличивают спрос на дорогие товары и услуги. При уменьшении доходов спрос на такие товары падает. Поэтому, если между изменением дохода и спросом на товар существует прямая зависимость (рост дохода ведет к росту спроса и наоборот), то такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Если же между изменением дохода и спросом на товар существует обратная зависимость, то есть снижение дохода приводит к росту спроса на товар, то такие товары называются товарами низшей категории.

Цены на сопряженные товары.

Различают две категории сопряженных товаров: взаимозаменяемые товары и взаимодополняющие товары.

Если 2 товара, A и B, (например, кофе растворимый и кофе в пакетиках), являются взаимозаменяемыми (родственными), то между изменением цены на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и одновременно к увеличению спроса на родственный ему товар В, так как он теперь относительно дешевле.

Если товары, A и C являются взаимодополняющими (например автомобиль и бензин/запчасти), то спрос на них предъявляется одновременно, то есть они не могут использоваться один без другого. Поэтому между изменением цены на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и параллельно к уменьшению спроса на дополняющий его товар C.

Число покупателей на рынке.

Число покупателей на рынке, а, следовательно, и спрос может измениться в результате, как изменения цены товара, так и изменения других неценовых факторов спроса.

Число покупателей и, следовательно, спрос на товар A увеличатся и кривая сместиться вправо, если относительно товара A произойдут благоприятные перемены в предпочтении потребителей (модный товар) или это принципиально новый товар, как результат технического прогресса; если увеличится доход потребителей, а товар A это нормальный товар, или уменьшатся доходы потребителей, а товар A это товар низшей категории; если увеличится цена на родственный ему товар B или уменьшится цена на дополняющий его товар C; если ожидается повышение цен на товар A; если ожидается рост доходов потребителей.

Число покупателей и, следовательно, спрос на товар A уменьшится и кривая сместиться влево, если относительно товара A произойдут неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей (товар вышел из моды) или это старый товар, технологически; если уменьшится доход потребителей, а товар A это нормальный товар, или увеличатся доходы потребителей, а товар A это товар низшей категории; если уменьшится цена на родственный ему товар B или увеличится цена на дополняющий его товар C; если ожидается понижение цен на товар A; если ожидается уменьшение доходов потребителей.

 


Тема 6: Теория предложения.

Определение: предложение показывает, какое количество товаров и услуг желают и способны произвести и предложить на рынке производители по каждой возможной цене.

Из этого определения вытекает понятие «цена предложения».

Цена предложения – это максимальное количество продукта, которое готовы предложить на рынке производители в соответствии с рыночной ценой и издержками на его производство.

Это значит, что чем ниже рыночная цена товара, тем меньше его предложение, поскольку у многих производителей данного товара уровень издержек может оказаться значительно выше, чем общая выручка от продажи. Но по мере того, как рыночная цена товара будет расти, его предложение будет увеличиваться, а следовательно будет усиливаться конкуренция среди продавцов. Кроме того под ценой предложения также понимают минимальную рыночную цену товара, ниже которой его производство и предложение становится убыточным.

Шкала предложения и кривая предложения S показывают, что предложение товара было больше при высоких, а не низких ценах (действует функция цены «мотивация для производства»).

Таким образом, закон предложения выражает прямую или положительную зависимость между ценой за единицу товара и величиной предложения.

Кривая предложения S является восходящей, поскольку демонстрирует действие закона предложения. То есть показывает, что по мере роста рыночных цен предложение увеличивается и наоборот.

Обобщение.

Таким образом, анализируя кривую предложения, необходимо отличать «изменение величины предложения», вызванное изменением цены и графически представляющее стабильную кривую, от «изменений в предложении», вызванных изменениями одного или нескольких неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

К этим неценовым факторам предложения относятся:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги с предприятий;

4) цены на другие товары;

5) ожидание производителей относительно будущих цен;

6) число продавцов на рынке.

 

Цены на ресурсы.

В отличие от цен на готовую продукцию цены на ресурсы -  это важный неценовой фактор, который приводит к изменению издержек на единицу продукции, а, следовательно, прибыли предприятия и в результате к изменению объема предложения товаров на рынке.

 Увеличение цен на ресурсы (например, повышение номинальной заработной платы или рост цен на сырье или электроэнергию) приводит к росту затрат на единицу продукции и, следовательно, уменьшается прибыль производителя, а в результате -  предложение товара на рынке. Кривая сместиться влево.

Уменьшение цен на ресурсы приводит к противоположному результату: снижает издержки на единицу продукции, увеличивает прибыль и, следовательно, увеличивает объем предложения данного товара.

Таким образом, снижение цен на ресурсы приводит к смещению кривой вправо, а их увеличение к смещению влево.

 

Технология производства.

Новые и усовершенствованные технологии стимулируют производство дополнительного количества товаров, следовательно, предложение увеличивается. Объясняется это тем, что применение лучшей технологии позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами (ресурсов), следовательно, издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к росту прибыли и предложения товара.

 

Налоги с предприятий.

Все налоги, которые уплачивают предприятия, они рассматривают как издержки, снижающие их прибыль. Поэтому повышение налогов (например налога на прибыль) ведет к росту затрат на единицу продукции и тем самым к уменьшению прибыли после вычета налогов и, следовательно, объем выпуска и предложения товара уменьшается.

Уменьшение налогов с предприятий приводит к противоположному результату.

Таким образом, увеличение налогов смещает кривую влево, а их уменьшение приводит к смещению вправо.

 

Цены на другие товары.

Анализируя этот неценовой фактор, необходимо также опираться на функцию цены «мотивация для производства» и понятие редкости ресурсов.

Это значит, что если на данном предприятие изготавливает два товара А и В и рыночная цена товара А увеличилась (цена товара В предполагается неизменной), то очевидно, что предприятие может увеличить производство и предложение товара А (более высокая цена данного товара является мотивацией для роста его производства). Но одновременно уменьшится производство и предложение товара B, так как из-за редкости ресурсов произошло перераспределение ресурсов из производства товара B в производство товара А.

 

Ожидания производителей.

Ожидания производителей относительно будущих цен также могут изменить текущее предложение на рынке.

 Если производители товаров и услуг ожидают в ближайшем будущем снижения рыночных цен, то это приведет к увеличению предложения товара по каждой цене, и смещению кривой вправо, если производители примут решение продать больше товара до понижения цен

Ожидание увеличения рыночных цен, приведет к уменьшению текущего предложения товара по каждой цене, и смещению кривой влево, если производители примут решение извлечь выгоду из предстоящего повышения цен и примут решение уменьшить количество предлагаемого товара.

 

Число продавцов на рынке.

Число продавцов и, следовательно, рыночное предложение товара зависят не только от цен на товар, но также от изменений других неценовых факторов предложения.

 Число продавцов и предложение товара А увеличиваются и кривая сместиться вправо, если в результате уменьшения цен на ресурсы, уменьшения налогов и применения эффективной технологии сократятся издержки производителя на единицу продукции; если увеличится рыночная цена товара А при неизменной цене товара B; если ожидается уменьшение цен на данный товар.

Число продавцов и, следовательно, предложение товара А уменьшится и кривая сместится влево, если увеличатся издержки на единицу продукции в результате роста цен на ресурсы, увеличения налогов, применения неэффективной технологии; если рыночная цена товара А останется неизменной, а на товар B вырастет, а так же, если ожидается рост цен на товар А.


Простые случаи.

Изменения спроса или предложения под действием неценовых факторов сопровождается сдвигами кривых спроса и предложения. В результате равновесие будет достигнуто в новых точках их пересечения (кривых спроса и предложения).

 

1. Сокращение или рост спроса при постоянном предложении.

Таким образом, между изменением спроса (при постоянном предложении) и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта существует прямая зависимость.

 

2. Сокращение или рост предложения при постоянном спросе.

 

Таким образом, между изменением предложения при постоянном спросе и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены существует обратная зависимость. Но зависимость между изменением предложения и количеством продукта остается прямой.

 

Сложные случаи.

Кроме рассмотренных простых случаев, изменения спроса и предложения на рынке, возможны и более сложные случаи. То есть, когда спрос и предложение изменяются одновременно, причем либо разнонаправленно, либо однонаправленно.
А именно:

1.)

2.)

3.)

4.) S↓ D↓

 

1. S ↑ D ↓

a) S ↑ > D↓  

b) S ↑ < D↓  

Вывод.

Таким образом, при одновременном увеличении предложения и уменьшении спроса на рынке происходит однонаправленное изменение равновесной цены, которая уменьшается, причем на величину большую, чем, если бы это было вызвано только увеличением предложения или только уменьшением спроса.

Количество продукта изменяется разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса.

На рисунке (a) количество продукта увеличивается, так как относительные параметры увеличения предложения больше, чем параметры уменьшения спроса.

Но, на рисунке (b) количество продукта меньше, чем на рисунке (a) так как в данном случае параметры увеличения предложения меньше, чем параметры сокращения спроса.

2. S ↓ D ↑

a) S↓ > D↑  

b) S↓ < D↑

Вывод.

Таким образом, при одновременном сокращении предложения и увеличении спроса на рынке наблюдается однонаправленное изменение равновесной цены, которая увеличивается. Причем на величину большую, чем, если бы это произошло в результате только уменьшения предложения или только увеличения спроса.

Количество продукта изменяется разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса.

На рисунке (a) количество продукта уменьшится, так как параметры сокращение предложения больше, чем параметры увеличения спроса.

На рисунке (b) количество продукта увеличится (или его предложение больше, чем на рисунке (a)), так как относительные параметры сокращения предложения меньше, чем параметры увеличения спроса.

3. S ↑ D ↑

a) S↑ > D↑

b) S↑ < D↑

Вывод.

Таким образом, при одновременном увеличении предложения и спроса на рынке происходит однонаправленное изменение количества продукта: количество продукта увеличивается, причем на величину большую, чем, если бы это было вызвано только увеличением предложения или только ростом спроса. Равновесная цена изменяется разнонаправлено и зависит от относительных параметров увеличения спроса и предложения.

На рисунке (a) равновесная цена уменьшается, так как параметры роста спроса меньше, чем параметры увеличения предложения. Данная ситуация представляет собой рынок покупателя.

На рисунке (b) равновесная цена увеличивается, (или больше чем на рисунке (a)), так как параметры роста спроса больше, чем параметры увеличения предложения. Данная ситуация представляет собой рынок продавца.

4. S ↓ D ↓

a) S↓ > D↓

b) S↓ < D↓

Вывод.

Таким образом, при одновременном уменьшении предложения и спроса на рынке происходит однонаправленное изменение количества продукта, которое уменьшается. Причем на величину большую, чем, если бы это было вызвано только сокращением предложения или только уменьшением спроса.

Равновесная цена изменяется разнонаправлено и зависит от относительных параметров уменьшения спроса и предложения.

На рисунке (a) равновесная цена увеличивается, так как параметры сокращения предложения больше, чем параметры уменьшения спроса. Данная ситуация представляется собой рынок продавца.

На рисунке (b) равновесная цена уменьшается (или ниже чем на рисунке (a)) так как параметры сокращения спроса больше, чем параметры уменьшения предложения. Данная ситуация отражает рынок покупателя.

Экономические издержки.

Понимание издержек в экономике основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования, поэтому выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-либо альтернативного товара. Таким образом, издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг.

Иначе говоря, экономические, или вменённые, издержки любого ресурса, выбранного для производства товара равны его стоимости или ценности при наилучшем из всех возможных способов его (ресурса) использования.

 

Внешние издержки (явные)

Денежные выплаты, то есть денежные расходы, которые фирма несет из «своего кармана» в пользу «аутсайдеров», поставляющих трудовые услуги, сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги и т.д. называются внешними издержками.

Иначе говоря, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, которые не принадлежат к числу владельцев данной фирмы.

Закон убывающей отдачи.

Этот закон утверждает, что, начиная с определенного момента времени, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Уточнение:

Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное оборудование будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее по мере того, как все больше и больше рабочих будет привлекаться к производству.

Логическое обоснование закона:

Пример 1.

Предположим, что в небольшой мастерской имеется определенное (фиксированное) количество оборудования. Если бы эта фирма наняла только одного или двоих рабочих, то общий объем производства и уровень производительности (то есть количество единиц продукции в расчете на одного рабочего) оказались бы очень низкими, потому что этим рабочим пришлось бы выполнять целый ряд различных трудовых операций и преимущества специализации не могли бы быть реализованы.

Кроме того, рабочее время терялось бы всякий раз при переходе рабочего от одной операции к другой, а оборудование при этом большую часть времени простаивало бы. Иначе говоря, мастерская оказалась бы недоукомплектованной рабочими, а производство, следовательно, было бы неэффективным. Производство было бы неэффективным по причине избытка капитала по сравнению с трудом.

Однако эта проблема исчезает по мере увеличения количества работников на предприятии, поскольку оборудование при этом используется более полно, а рабочие могут специализироваться на выполнении отдельных операций, следовательно, исключаются потери времени при переходе от одной операции к другой. Таким образом, по мере увеличения количества рабочих на недоукомплектованном предприятии,  добавочный или предельный продукт, производимый каждым следующим рабочим, будет иметь тенденцию к росту вследствие повышения эффективности производства. Однако процесс найма дополнительных рабочих не может продолжаться до бесконечности.

Дальнейшее увеличение количества рабочих создаст проблему их избытка, то есть теперь рабочие будут недоиспользоваться, поскольку для того, чтобы воспользоваться оборудованием им придется ожидать своей очереди. В результате общий объем производства начнет расти замедляющимися темпами, так как при фиксированных производственных мощностях на каждого рабочего будет приходиться тем меньшее количество оборудования, чем больше будет нанято рабочих. Добавочный или предельный продукт будет сокращаться по мере все более интенсивного укомплектования предприятия рабочими. Теперь на предприятии будет больше рабочих в пропорции к неизменной величине капитального оборудования. В конечном счете, продолжающееся увеличение количества рабочих на предприятии приведет к остановке производственного процесса.

Замечание.

Необходимо отметить, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов (в данном примере все рабочие) качественно однородны, то есть предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же умственными способностями, координацией движений, образованием, квалификацией, трудовыми навыками и т. д. Поэтому предельный продукт начинает убывать не потому, что нанятые позже рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество рабочих занято на предприятии при неизменной величине имеющегося капитального оборудования.

 

Пример №2.

Данная таблица представляет собой числовую иллюстрацию закона убывающей отдачи. В колонке (2) показано общее количество продукции, которое может быть получено в результате комбинации каждого количества трудовых ресурсов из колонки (1) с капитальным оборудованием, величина которой предполагается неизменной. В колонке (3) показана предельная производительность, то есть изменение общего объема производства связанное с каждым дополнительным вложением труда.

Таблица показывает, что при отсутствии трудовых затрат объем производства равен нулю, то есть без рабочих предприятие не может производить продукцию. Наем первых двоих рабочих сопровождается растущей отдачей, поскольку их предельные продукты составляют 10 и 15 единиц соответственно. Но затем, начиная с третьего рабочего предельный продукт, то есть прирост общего объема производства, начинает последовательно убывать, так что для восьмого рабочего он сводится к нулю, а для девятого приобретает отрицательное значение.

Средняя производительность (колонка 4) или объем производства на одного рабочего (называется также производительностью труда) вычисляется путем деления объема производства из колонки (2) на соответственное количество рабочих из колонки (1).


ТАБЛИЦА 1

 

Вложение переменных ресурсов (труда) Общий объем производства

Колонка 3

Колонка 4  
0 0

10

Возрастающая предельная полезность

-

1

10

10

15

2

25

12,5

12

Убывающая предельная полезность

3

37

12 1 3

10

4

47

11 3 4

8

5

55

11

5

6

60

10

3

7

63

9

0

8

63

7 7 8

-1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.149 с.)