Лекция 5 «Экзистенциализм. Теория осевого времени Карла Ясперса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5 «Экзистенциализм. Теория осевого времени Карла Ясперса»



 

Экзистенциальное понимание культуры анализирует переживание человеком своего бытия и непосредственного существования в культуре. В узком смысле «экзистенция» - существование. Человек постигает собственную экзистенцию, как правило, в пограничных ситуациях (болезнь, чувство вины, страдания). В этих ситуациях черед человеком открывается выбор, а в процессе выбора он обретает свободу.

Философы-экзистенциалисты считают, что существование предшествует сущности. При рождении человек еще не обладает сущностью, он обретает ее в процессе бытия. И только выбирая свою судьбу человек обретает сущность.

 

Карл Ясперс (1883-1969).

Начинал с изучения медицины, окончил медицинский факультет в Гейдельбергском университете. Сначала практиковал в психиатрической клинике, потом защитил докторскую, получил степень Доктора психологии.

Один из основных трудов – «Смысл и назначение истории». В 1919г опубликовал работу «Психология мировоззрений». С этой работы начинается его путь как философа-экзистенциалиста.

Ясперс предложил различать «доисторию» и собственно «историю». Саму историю составляет период 5 тысяч лет от наших дней. То, что ему предшествовало, является доисторией. Переход от доистории к истории совершается одновременно в нескольких частях Старого света. Этот переход связан с возникновением Шумеро-Вавилонской культуры в Передней Азии, Египетской культуры в Северо-западной Африке и Эгейской культуры в Средиземноморье. Дальнейшее развитие народов Старого света принципиально меняется в начале первого тысячелетия до нашей эры. По Ясперсу период с XVIII по II века до нашей эры – это период Осевого времени. Именно в Осевое время возникают религиозные системы и философия. Рациональное сознание берет верх над сознанием мифологическим.

В VI веке до нашей эры в Китае проповедовал Конфуций. В этом же веке в Индии проповедовал Сидхакха. В Греции возникают школы философии, в Иране проповедовал Заратустра. Все эти духовные явления возникали независимо друг от друга, хотя и в одно время.

Конфуций. (по-китайски: Кун-Цзы, цзы - учитель) иероглиф «цзы» означает одновременно «старик», «мудрец» и «ребенок». Учение Конфуция очень рационально, поэтому многие называют его социальной политикой.

Учение Заратуштры. В мире 2 начала: доброе и злое, которые противоборствуют. Некоторые считают, что христианство отсюда заимствовало нравственный дуализм.

С началом использования металла (железа) в качестве оружия породило массовые армии, армии порождали массовое страдание, а озарение приходит в страдании – пограничной ситуации.

«Не делай другому того, чего ты не пожелал бы себе» - золотое правило этики в философии VI века. Проблема нравственной оценки действительного позволило сформулировать рациональные варианты объяснения мира.

Те народы, которые вышли на уровень рационального мышления, Ясперс назвал осевыми. Народы, которые остались во власти мифологического мышления, ушли с исторической сцены, подобно шумерам, вавилонянам и древним египтянам.

 

 

Концепции игровой культуры

Наиболее известная концепция игровой культуры изложена в работах нидерландского ученого, профессора Лейденского университета, Йохана Хёйзинга (1872-1945). Когда Германия оккупировала Голландию, он в свои 70лет попал в концлагерь, который из-за общественных выступлений ему заменили ссылкой, которую он, тем не менее, не пережил.

Основная работа – «Человек играющий» (homo ludens). Игра старше культуры и предшествует ей, творит ее. В концепции Хёйзинга ключевым понятием является агон – состязание по определенным правилам. По мнению ученого, вся история древних культур и традиционных обществ свидетельствует о том, что состязание присутствовало во всех формах культуры. Таким образом, культура первоначально разыгрывалась.

В древности даже военные действия представляли собой состязания по определенным правилам. В древности военные действия представляли собой поединок двух наиболее могучих представителей с каждой стороны.

По мере развития игровые формы культуры вытесняются. В культуре возникают понятия, нормы и обычаи, не связанные с игрой. Культура становится более серьезной. Политика и война утрачивают всякое соприкосновение с игрой. Нарушение норм международного права – яркий пример кризиса культуры. Подлинная культура не может существовать без игрового содержания.

 

 

17.11.2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.004 с.)