Основные этапы развития культурологических знаний. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития культурологических знаний.



Основные разделы науки

· Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

«Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

· Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

· История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

· Антропология культуры (культурная антропология): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

 

4 основных направления культурологических исследований:

· Социальное: механизмы социокультурной организации.

· Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

· Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

· Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

Диатропика – наука о сложности мира.

Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

 

Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания. Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

 

Цивилизация

Основные признаки цивилизации:

· Города

· Государство

· Письменность

Основателем цивилизационного подхода к анализу культуры считают немецкого ученого Освальда Шпенглера. Накануне Первой Мировой войны он опубликовал книгу «Закат Европы» (с нем. «Упадок Запада»). Он уподоблял цивилизацию биологическому организму, который проходит универсальные стадии развития: зарождение, рост, расцвет и упадок. Он считал, что цивилизация – это определенный этап в развитии культуры, который предшествует ее неизбежному упадку. В период цивилизации постепенно мертвеет душа культуры. Омертвление души приводит к упадку, к неизбежному разрушению целого. Душа – совокупность неповторимых качеств культуры. По его мнению, у греко-римской культуры была аполлоновская душа (гармоничное развитие всех сфер жизни). Западноевропейскую культуру он наделил фаустовской душой (неугомонный искатель истины, готовый продать свою душу).

Шпенглер выделял 9 основных цивилизаций в истории человечества

· Древнеегипетская

· Греко-римская

· Древнекитайская

· Арабская

· Западно-европейская

· И др.

И считал, что формируется еще одна, новая цивилизация, которой принадлежит будущее – Русско-сибирская.

Поскольку каждая цивилизация подобна биологическому организму, она развивается и существует благодаря внутренним импульсам, поэтому все цивилизации существовали независимо друг от друга.

Но нельзя слишком изолировать одну культуру от другой. Это понял английский ученый Арнольд Тойнби. Свои взгляды он изложил в книге «Постижение истории». Он выделил 22 цивилизации. По его мнению, именно внешнее влияние определяет развитие цивилизации. Внешний импульс является «вызовом», на который культура должна значимо «ответить». Его концепция – концепция «вызова и ответа». Ответ дает творческое меньшинство (а не культура в целом), которое ведет за собой пассивное большинство. Как только творческое меньшинство перестает давать значимые ответы, цивилизация гибнет.

 

Развитие цивилизации.

Все архаические цивилизации развивались экстенсивным путем, т.е. за счет территориального расширения.

Интенсивный путь развития (в Европе) – объединение. Осознание собственного культурного родства.

  Геокультурность – зависимость явлений цивилизации от естественной географической среды.

 

 

06.10.2011

Миф

Первая форма рационального познания мира. Рациональность мифа основана на единстве понимания человека и природы и ощущения своего родства с окружающим миром. Становление мифа следует рассматривать в контексте формирования мифологического сознания, которое было исторически первой формой мышления homo sapiens. Важнейшей чертой мифологического сознания является образность и, соответственно, ориентация на символ. Символические образы, которые присущи всему человечеству, называются архетипами. Считается, что эти образы коренятся в глубинах человеческого подсознания.

В разных мифологиях выделяются ее наиболее архаические пласты.

° Наиболее древними считаются космогонические мифы, которые объясняют происхождение и строение вселенной. Эти мифы тесно связаны с экологическими характеристиками среды обитания. Например, у сибирских народов широко распространен мир о водоплавающей птице-демиурге, которая поднимает со дна океана Землю.

° Мифы антропогонические, повествующие о происхождении человека. Связь с космогоническими обнаруживается в мифах о сотворении мира из частей первочеловека. Например, в скандинавских мифах первосущество – Имир, гигант.

° Более позднюю группу составляют мифы этиологические, которые повествуют о происхождении тех или иных ритуальных и социальных норм.

Основными инструментами мифологического повествования выступают метафоры и метонимия.

Миф демонстрирует свою устойчивость и в современной культуре, хотя занимает периферийное место по отношению к научному сознанию.

 

Религия

Лат. religio – все, что связано с культом Папы.

Религия – организованное поклонение высшим силам. (С.Н.Трубецкой)

В основе религиозного сознания лежит миф, поэтом религия по отношению к мифологии вторична, она формируется на ее основе. Но религия отличается от мифа концепцией сверхъестественного, которая не поддается рациональному объяснению - чудо. Миф стремится создать логические связи для объяснения вещей, хотя эта логика может быть и довольно своеобразной. Религия предлагает принимать на веру.  

Ранние формы религии.

o Анимизм. Э. Тайлор считал, что анимизм возник в результате попыток рационализировать смерть и сновидения, в результате которых душа отделяется от тела. Анимизм – вера в духовные сущности или существа, которые существует независимо от человека и могут вступать с ним в контакт. Вера не только в души, но и в духов.

o Фетишизм. Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Объектом поклонения может стать любой предмет, включая части тела человека и животного. В разных культурах отношение к почитаемым предметам существенно различалось. Одни народы относились к ним благоговейно, другие – более практично. Известны случаи, когда магические вещи наказывали, если они не помогали исполнить желание. Во многих случаях священные предметы имели антропоморфную (человекоподобную) форму. Наиболее распространенным видом являются магические амулеты, которыми человечество пользуется до сих пор. Недавнее увлечение – тамагочи.

o Тотемизм. Система религиозных представлений о родстве между группой людей и мифическим предком, в качестве которого может выступать человек, животное, растение или (значительно реже) неодушевленный предмет. Тотем – это не божество, а начальное звено в генеалогической цепочке. В рамках тотемизма сформировалась система запретов. Эти запреты обозначаются термином табу.

o Магия. Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и природу. Ученые различают различные магические практики: любовная, вредоносная, метеорологическая, и т.д. Магические свойства приписывались и именам. Существовала широкая практика сокрытия подлинного имени.

Искусство

Считается, что оно, как и религия, возникло на базе мифа. Хотя не исключено, что оно формировалось и вместе с мифом. Они дополняли друг друга.

Язык возникал в результате общения мужчины с мужчиной, потому что при общении с женщиной каких-то особых выразительных средств не требовалось.

А.Д. Столяр – концепция «натурального макета». Первой формой художественной деятельности был макет, который включал в себя искусственную конструкцию и шкуру животного.

На смену натуральному макету приходит символическое изображение животного в виде примитивной скульптуры. Легче всего было лепить скульптуру к стене, чтобы она стояла. Так появился рельеф. Следующим этапом появился рисунок, а затем, на базе рисунка, живопись.

 

Наука

Наука как форма рационального познания мира связана с появлением специализированной человеческой деятельности, которая была направлена на систематизацию знаний о природе, человеке и обществе. Базируется на принципах объективности, достоверности. Первоначально существовала как эмпирическое знание о мире. Важным этапом в становлении науки стал эксперимент, научный опыт.

 

Функции культуры

Функция – совокупность ролей, которые культура выполняет в обществе.

1. Функция социализации (человекотворческая). Благодаря ней из биологической особи возникает разумный общественный человек. Основной инструмент социализации – язык. Осваивая первые слова – понятия, человек присягает на верность культуре. За одним понятием стоит целая культурная стратегия (пример: растение сорняк – садовые растения, стратегия садоводства). Человеческая личность: 70% социум + 30% биология. Доброта, отзывчивость, совесть передаются по наследству!

2. Гносеологическая (познавательная). Связана с возможностью освоения накопленного опыта. Результатом этого освоения становится формирование картины мира, которая в каждой культуре своя.

3. Информационная. Обеспечивает преемственность передачи культуры и социального опыта, связана с накоплением, хранением и передачей информации. Эта функция динамично развивается вместе с культурой и тесно связана с процессом образовательной деятельности. Начиная от подражания старшим, заканчивая современными средствами передачи визуальной информации. 70% информации человек получает из общения, 30% - визуально.

4. Ценностно-регулятивная. Культура проявляет себя как регулятор социального поведения людей. Регулирование осуществляется через нормы, обычаи и обряды. Существует несколько уровней регуляции. 3 главные сферы регуляции: право, мораль и обычаи.

Высший регулятивный уровень составляют нормы морали.

Потом – нормы права, которые определяются нормами морали. Иногда нормы морали расходятся с нормами права (например, смертная казнь или эвтаназия).

Низший нормативный уровень – обычаи и обряды. Обряды от обычаев отличаются тем, что имеют религиозную форму.

Религиозные нормы в современных обществах также регулируют повседневную жизнь человека. В одних случаях они полностью совпадают с нормами морали. В других – являются важной составной частью морали. Например, в мусульманских странах нормы морали полностью совпадают с нормами религиозными.

5. Функция дифференциации и интеграции. Культура выступает как фактор объединения и разграничения социальных групп и этносов. Объединение может происходить по национальным, религиозным и другим признакам, но любое объединение изначально противопоставляет себя всем остальным.

6. Прогностическая функция культуры. Связана с предсказанием результатов будущего развития.

 

 

20.10.2011

Концепции игровой культуры

Наиболее известная концепция игровой культуры изложена в работах нидерландского ученого, профессора Лейденского университета, Йохана Хёйзинга (1872-1945). Когда Германия оккупировала Голландию, он в свои 70лет попал в концлагерь, который из-за общественных выступлений ему заменили ссылкой, которую он, тем не менее, не пережил.

Основная работа – «Человек играющий» (homo ludens). Игра старше культуры и предшествует ей, творит ее. В концепции Хёйзинга ключевым понятием является агон – состязание по определенным правилам. По мнению ученого, вся история древних культур и традиционных обществ свидетельствует о том, что состязание присутствовало во всех формах культуры. Таким образом, культура первоначально разыгрывалась.

В древности даже военные действия представляли собой состязания по определенным правилам. В древности военные действия представляли собой поединок двух наиболее могучих представителей с каждой стороны.

По мере развития игровые формы культуры вытесняются. В культуре возникают понятия, нормы и обычаи, не связанные с игрой. Культура становится более серьезной. Политика и война утрачивают всякое соприкосновение с игрой. Нарушение норм международного права – яркий пример кризиса культуры. Подлинная культура не может существовать без игрового содержания.

 

 

17.11.2011

Основные разделы науки

· Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

«Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

· Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

· История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

· Антропология культуры (культурная антропология): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

 

4 основных направления культурологических исследований:

· Социальное: механизмы социокультурной организации.

· Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

· Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

· Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

Диатропика – наука о сложности мира.

Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

 

Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания. Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

 

Основные этапы развития культурологических знаний.

1. Донаучный этап. Начинается в античный период, продолжается до возникновения европейской науки нового времени. На этом этапе существовали интуитивные представления о законах развития культуры. Эти представления основывались на циклической модели времени (повторяемость событий общественной и культурной жизни) на раннем этапе развития культурных представлений.

На следующем этапе представления о культуре стали определяться линейной моделью времени, распространение которой связано с христианством.

Сотворение МираРождество ХристовоАпокалипсис (Страшный Суд)

Благодаря этой модели времени возникло представление об истории, т.е. каждое событие – уникально. Основной метод познания культуры на этом этапе – аксиологический. Каждая культура познавала себя в сравнении с другой, чужой культурой, но использовала для этого собственную шкалу ценностей. (напр.: Греки отказывались воспринимать культуры, в которых не было демократии, а римляне считали все народы варварскими, если их образ жизни отличался от римского.)

2. Научно-исторический. На этом этапе стремились обнаружить общие законы в развитии природы, общества и культуры. Европейские ученые, признавая исторические изменения в обществе, связывали с ними и изменения культурные. Развитие общества и культуры синхронизировали.

3. Научно-философский. Было признано, что темпы развития общества и культуры могут не совпадать (напр.: крепостное право в России).

 

 

22.09.2011

Лекция 2 «Культура и цивилизация. Объем и содержание понятий»

 

«Цивилизация» и «культура» часто взаимозаменяемы.

Кребер и Кларсон подсчитали по классическим источникам, что определений культуры существует более 500.

Культура – способ производства и его результаты. (Маркарян)

Разделение культуры на материальную и духовную носит условный характер. В каждом культурном явлении представлены результаты материальных и духовных усилий общества (древнегреческие вазы – духовное развитие или производство?). Для материальной культуры широко используется понятие прогресса, в духовной культуре понятие прогресса неприменимо, следует говорить о постоянном накоплении духовного наследия.

Динамика развития культуры

Английская исследовательница М. Мид предложила схему развития человеческой культуры как способов передачи культурной информации.

· Исторически первый тип она назвала префигуративным (доструктурный). Этот тип сформировался в первобытном обществе. В рамках этого типа вся культурная информация передавалась от старших к младшим. Процесс обучения носил безусловный характер – любое знание принималось на веру и не подвергалось сомнению. Младшие поколения копировали модель поведения старших, поэтому культурные новшества приживались крайне медленно. Опыт старших был исчерпывающим, абсолютным эталоном.

1,5 млн. лет назад появляется человек, с этого момента начинается культурная история человечества. 40 тыс. лет до н.э. появляется homo sapiens. 4-3 тысячелетие до н.э. зарождается древнеегипетская цивилизация.

· Следующий тип – кофигуративный (структурный). Появление этого типа связано с появлением древних цивилизаций. В рамках этого типа информация передавалась от старших к младшим, а также циркулировала между младшими поколениями. Благодаря этому быстрее возникали культурные новшества и быстрее применялись на практике. Авторитет старших поколений утратил законодательную силу. Старшие поколения исполняли роль цензоров. В рамках этого типа впервые возникает проблема отцов и детей. Современное общество соответствует этому типу культуры. Данная модель может проявлять себя в самых разных ситуациях.

· Постфигуративный (постструктурный) тип. Это тип культуры будущего. В его рамках старшие будут передавать информацию младшим, а младшие – старшим; т.е. поколения будут учить друг друга.

М. Мид считала, что процесс обновления культуры будет идти очень быстрыми темпами. Каждое новое поколение будет создавать новый объем актуальной информации.

Срок творческой активность поколения примерно 15 лет, трудоспособности – примерно 30 лет. Темпы развития культуры, ее обновления определяет то, что срок жизни поколений больше срока их творческой активности.

 

Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» предложил такую модель развития:

Основной процесс развития культуры – эволюция. В ходе эволюции постепенно создаются новые культурные ценности. Со временем наступает такой момент, когда новое содержание культуры вступает в противоречие со старой формой ее организации. Когда противоречие достигает предела, происходит взрыв. Взрыв – это особая точка культурного развития, когда перед культурой открывается множество путей дальнейшей эволюции. Пути эти альтернативны, и культура может выбрать только один. Но культура может и не пережить точку взрыва.

 

 

Защитным механизмом культуры во время точки взрыва выступает правовая традиция – правосознание общества, которое охраняет общество от полного разрушения. В русской культуре правовые нормы стремились подменять нормами морали.

 

Цивилизация

Основные признаки цивилизации:

· Города

· Государство

· Письменность

Основателем цивилизационного подхода к анализу культуры считают немецкого ученого Освальда Шпенглера. Накануне Первой Мировой войны он опубликовал книгу «Закат Европы» (с нем. «Упадок Запада»). Он уподоблял цивилизацию биологическому организму, который проходит универсальные стадии развития: зарождение, рост, расцвет и упадок. Он считал, что цивилизация – это определенный этап в развитии культуры, который предшествует ее неизбежному упадку. В период цивилизации постепенно мертвеет душа культуры. Омертвление души приводит к упадку, к неизбежному разрушению целого. Душа – совокупность неповторимых качеств культуры. По его мнению, у греко-римской культуры была аполлоновская душа (гармоничное развитие всех сфер жизни). Западноевропейскую культуру он наделил фаустовской душой (неугомонный искатель истины, готовый продать свою душу).

Шпенглер выделял 9 основных цивилизаций в истории человечества

· Древнеегипетская

· Греко-римская

· Древнекитайская

· Арабская

· Западно-европейская

· И др.

И считал, что формируется еще одна, новая цивилизация, которой принадлежит будущее – Русско-сибирская.

Поскольку каждая цивилизация подобна биологическому организму, она развивается и существует благодаря внутренним импульсам, поэтому все цивилизации существовали независимо друг от друга.

Но нельзя слишком изолировать одну культуру от другой. Это понял английский ученый Арнольд Тойнби. Свои взгляды он изложил в книге «Постижение истории». Он выделил 22 цивилизации. По его мнению, именно внешнее влияние определяет развитие цивилизации. Внешний импульс является «вызовом», на который культура должна значимо «ответить». Его концепция – концепция «вызова и ответа». Ответ дает творческое меньшинство (а не культура в целом), которое ведет за собой пассивное большинство. Как только творческое меньшинство перестает давать значимые ответы, цивилизация гибнет.

 

Развитие цивилизации.

Все архаические цивилизации развивались экстенсивным путем, т.е. за счет территориального расширения.

Интенсивный путь развития (в Европе) – объединение. Осознание собственного культурного родства.

  Геокультурность – зависимость явлений цивилизации от естественной географической среды.

 

 

06.10.2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.005 с.)