Обоснование концепции исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование концепции исследования.



Обоснование концепции исследования.

Концептуализация предмета исследования.

Часть 1.

 

I. Введение: состав методологических процедур II. Обоснование концепции исследования II I. Концептуализация многомерного предмета исследования 3.1 Сущностное определение Построение дефиниций концептуальных понятий исследования Содержательное определение концептуальных понятий исследования 3.2. Построение концептуальной модели исследования 3.3. Типологизация свойств предмета исследования и их подготовка к операционализации

I. Введение

В предыдущей теме был рассмотрен подход к формированию Вводной части программы исследования. Теперь переходим к ее Методологической части.

Методологическая часть включает следующие процедуры.

- Обоснование концепции исследования

- Концептуализация предмета исследования

- Операционализация понятий

- Построение объясняющей модели

- Определение переменных

- Выдвижение гипотез

II. Обоснование концепции исследования

Понимание концепции

(Концепция - от лат. conceptio – восприятие)

Социологическое исследование предполагает поэтапную реализацию теоретических, методических, организационных процедур и математических составляющих. Логически связанная последовательность действий в этих процедурах обусловлена концептуальным основанием, т.е. основополагающей идеей, определяющей подход социолога: а) к теме исследования, б) к разработке проблемы, в) к пониманию предметной области, г) к построению гипотез, д) к организации их научной проверки.

А) Значение понятия Концепция раскрывается в следующих определениях:

- Концепция – система последовательных, взаимосвязанных взглядов на те или иные явления и процессы;

- Концепция – способ понимания, трактовки, рассмотрения, оценивания, объяснения явлений, событий, фактов, протекающих процессов;

- Концепция – основополагающая идея какой-либо теории, в нашем случае, главная мысль, основная точка зрения, общий замысел, исходная позиция социолога, руководящая идея его взгляда на предмет исследования.

Таким образом, концепция социологического исследования представляет собой систему теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения, где имеет место основополагающая идея, которая выполняет роль руководящей линии, направляющей действия социолога в единое русло реализации его замысла.

Б) Как соотносятся Парадигма и Концепция социологического исследования?

Парадигма представляет собой общую мировоззренческую конструкцию, нормативно задающую способ исследования реальности, принятую в определенном научном сообществе в качестве образца постановки исследовательских проблем и решения задач.

В рамках исследовательской парадигмы могут быть использованы различные теоретические подходы, объясняющие интересующее социальное явление. Например, в рамках неопозитивизма – это и а) структурный функционализм, объясняющий возникновение и взаимодействие различных институтов общества – семьи, культуры, государственных институтов и т.д., – и б) теория социального действия, объясняющая механизмы формирования направленности и содержания действий людей. И другие.

Теория – это последовательная система взаимосвязанных утверждений, направленная на объяснение определенных сторон социальной жизни. В этих утверждениях содержится та основополагающая идея, которую социолог берет в основу своего теоретического самоопределения, своего понимания объекта и предмета исследования.

Разнообразие предложенных подходов к теории, считают авторы данного направления, отражает объективное существование в самой теории различных подсистем, выполняющих различные функции. И поскольку эти подходы предполагают и дополняют друг друга, то было бы неправильным их противопоставлять.

Согласно структурно-номинативному подходу, у подсистем научной теории, находящихся на ее верхнем уровне иерархии имеется общее свойство, которое дает основание для выделения именно этих подсистем. Этим свойством является то, что при определенных условиях каждая из них может выступать в качестве представителя теории в целом. Подсистемы теории более низких уровней таким свойством не обладают.

Первой подсистемой научной теории в структурно-номинативной концепции выделена логико-лингвистическая подсистема. В современной методологии науки именно логико-лингвистическую подсистему принято отождествлять с научной теорией в целом.

В рамках этой подсистемы все виды знания, связанные с научной теорией обычно рассматриваются только со стороны познавательных результатов, зафиксированных в языковой форме, т.е. в предложениях того или иного языка теории.

От научного знания, систематизированного в виде теории, требуется также его логическая структурированность (например, выделение в каждом утверждении субъект-предикатной структуры) и дедуктивная упорядоченность (в частности, выделение основных и выводимых утверждений).

Вариант 2 - Теория социальной аномии Р. Мертона;

Вариант 3 - Теория уровней межличностной зрелости Салливана и Гранта.

Пример обоснования выбранной теоретической основы для объяснения существенных свойств явления – «Склонность подростков к совершению преступлений», – рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной

В исследовании

Вариант 1 – Теория преступления

Теория преступления дает понимание сущности и содержания такого явления как преступление. Она раскрывает виды преступных действий и их содержательные характеристики, что является необходимым для оценки характера склонности подростков к совершению преступлений.

Вариант 2. Теория аномии Р. Мертона

Социологическая теория преступности предложена Р. Мертоном. Она использует понятия «аномия» и «социальная структура». Аномия означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Социальная структура в данной теории понимается двояко. Во-первых, как социально-психологическое явление, состояние которого обусловлено соотношением групп, выбирающих различные средства и цели для удовлетворения жизненных устремлений. Во-вторых, как социально-классовая структура.

Такое соотношение целей возникает тогда, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, в то время как социально-классовая структура общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части населения.

Вариант 3 - Теория уровней межличностной зрелости Салливана и Гранта.

В Теории уровней межличностной зрелости развитие рассматривается с точки зрения растущей вовлеченности индивида в отношения с другими людьми и социальными институтами, сопровождающейся все более дифференцированным восприятием мира, себя и других. Выделяются семь стадий этой интеграции (И-уровней):

И-1: Различение Я и не-Я.

И-3: Дифференциация простых социальных правил – индивид осознает, что в какой-то степени его поведение влияет на других, но не полностью понимает, в чем состоит различие между ними и им; считает, что в организации окружающего мира главную роль играет сила и этим миром можно манипулировать, руководствуется внешними «черно-белыми» правилами.

И-4: Осознание ожиданий других людей – индивид рассматривает свое Я с точки зрения ожидания других людей; заботится о своем статусе, авторитете; принимает роли, наблюдаемые у других, в том числе, отождествляется с героями; руководствуется усвоенными, но не гибкими стандартами, из-за чего возникает чувство несоответствия, вины и критическое отношение к себе.

Общение родителей с подростком может формировать соответствующий уровень развития подростка и, тем самым, склонность к преступному поведению. Однако оценка уровня развития подростка не позволяет непосредственно определить его склонность к преступному поведению.

Пример обоснования выбранной теоретической основы для объяснения существенных свойств явления – «Влияние видов общения родителей с подростком», – рассматриваемого как источник формирования

Вариант 1 – Теория семьи

Теория семьи раскрывает семью как социальное явление, дает понимание её сущностных и содержательных характеристик, особенностей социального и социально-психологического взаимодействия в семье. Таким образом, теория семьи позволяет определить то явление, которое выступает в качестве предмета исследования.

Вариант 2. Теория личности Эрика Эриксона

Вариант 3 – Теория родительского программирования

Теорией, раскрывающей особенности процессов восприятия в семье является Теория родительского программирования. Она рассматривает семью как механизм передачи образцов поведения от родителей к детям и усвоение детьми этих образцов посредством подражания.

Вариант 4 - Теория семейного

Принуждения Паттерсона

Эта теория, раскрывает особенности интерактивных процессов взаимодействия в семь е. Эта теория рассматривает характер поведения подростков в зависимости от степени суровости и последовательности наказаний, которые родители применяют к детям. Практика наказаний широко распространена в современных российских семьях, и раскрытие особенностей влияния характера семейного принуждения на поведение подростков очень важно с точки зрения объяснения процесса формирования их склонности к преступному поведению.

Концепция как способ теоретического понимания исследуемой проблемы, получает свое развитие в системе понятий и их иерархическом построении. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, которые охватывает данная теория. Понятия непосредственно закрепляются и выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или словосочетаний.

Например, семья, общение, преступность, подросток и т.д.

Тело теории содержит множество различных понятий, так как теория способна давать объяснение целых классов явлений. Но далеко не все из этих понятий могут быть необходимы социологу для исследования стоящей перед ним проблемы. Поэтому он должен отобрать только те понятия, которые относятся к его проблеме. Выбор этих понятий означает начало построения концептуальной модели исследования.

Пример

Тема: Влияние общения в семье на склонность подростков к преступлению в условиях экономических и политических отношений в России.

Для концептуализации социального явлении, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной:

Теоретическими основами исследования «склонности подростка к совершению преступления» являются теория преступления итеория социальной аномии Р. Мертона.

А) Понятия, выделяемые из формулировки темы исследования для построения концептуальной модели социального явлении, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной:

А. Преступление,

А. Преступление,

Б. Общественная опасность,

В. Виды преступлений,

Г. Состав преступления,

Д. Умысел,

А. Аномия

В. Норма поведения

Г. Цели

Д. Средства

А. Общение,

Б. Родители

в. Подросток,

Б) Понятия, выделяемые из теории семьи для построения концептуальной модели социального явлении, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной:

А. Семья,

Б. Виды семьи,

В) Понятия, выделяемые из теории личности Эрика Эриксона для построения концептуальной модели социального явлении, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной:

Б. Подросток,

В. Эго-идентичность

А. Общение

Б. Виды общения

Д) Понятия, выделяемые из теории семейного принуждения Паттерсона для построения концептуальной модели социального явлении, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной:

А. Принуждение

Б. Наказание,

В. Виды наказания

г. Стиль дисциплинирования

Пример выделенных ключевых понятий

А. Норма поведения

Пример:

Преступление предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и др. права и свободы граждан, а равно иное, посягающее на общественный правопорядок.

Требования формальной логики к концептуальным

определениям

Первое: Концептуальное определение понятия не строится с использованием самого понятия, т.е. через него самого.

Пример: нельзя определять понятие «Преступление» через «Преступное деяние».

Неправильно – «Преступление – это такое преступное деяние….»

Второе: Концептуальное определение понятия не строится через родовое понятие второго уровня, то есть более общее, чем то, в которое входит определяемое понятие.

Пример:

Неправильно – «Семья – это такой социальный элемент общества...»

Третье: Концептуальное определение понятия не строится через неопределяемое родовое понятие, то есть через понятие, не имеющее ясного содержание или через иносказание.

Пример:

Неправильно – «Семья – это такая социальная ипостась, которая…...»

Конструирование определений дефиниций концептуальных понятий осуществляется до тех пор, пока не будет получено определение результирующих концептуальных понятий, содержащихся в объяснительной модели исследования.

3.2. Сущностное определение концептуальных

Понятий исследования

В процессе построения определений результирующих концептуальных понятий выделяются два вида определений: сущностное и содержательное определения.

Напоминание: Определить понятия – это значит задать Родовые и Видовые признаки явления, характеризуемого этим понятием

Сущность явления это такое видовое качество, без наличия которого данное явление не может существовать как особое видовое явление. Это качество отделяет данное явление от других, им не обладающих.

                                                                                                       Родовой признак

Сущностный

видовой

признак

 


Сущностное определение исходного концептуального понятия – это выделение такого (таких) видового качества явления, характеризуемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особое видовое явление. Это качество отделяет данное явление от других, им не обладающих, то есть выступает его видовым признаком.

Дать сущностное определение исходного концептуального понятия означает выделить сущностное качество явления.

Пример: Преступление – это такое общественно-опасное деяние (действие или бездействие), которое подлежит уголовному наказанию.

Сущностное качество – подлежит уголовному наказанию.

Понятий исследования

Пример выделения состава входящих в данное социальное явление

частных (видовых) явлений и отношений между ними

Явление, рассматриваемое как источник формирования независимой переменной Я вление, рассматриваемое как источник формирования зависимой переменной
Сущностное определение: Общения матери с мальчиком-подростком – это такое взаимодействие женщины с мальчиком, находящимся в возрасте от 12 до 19 лет, с которым она связана кровными отношениями по факту рождения, которое носит межличностный характер Сущностное определение: Склонность мальчиков-подростков к преступлению - это предрасположенность мальчиков, находящихся в возрасте от 12 до 19 лет, к такому общественно-опасному действию или бездействию, которое подлежит уголовному наказанию
Обобщающий видовой признак взаимодействие, которое носит межличностностный характер Обобщающий видовой признак - общественно-опасные действия или бездействия, которые подлежат уголовному наказанию
Содержательное определение: Общения матери с мальчиком-подростком – это межличностное взаимодействие, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения, посредством чего женщина регламентирует поведение и действие мальчика, находящегося в возрасте от 12 до 19 лет, с которым она связана кровными отношениями по факту рождения Содержательное определение: Склонность мальчиков-подростков к преступлению - это предрасположенность мальчиков, находящихся в возрасте от 12 до 19 лет, к общественно-опасному действию или бездействию, которое характеризуется причинением или угрозой причинения вреда интересам общества в целом, либо имеющим общественное значение правам и благам отдельных граждан и подлежит уголовному наказанию

Для чего необходимо раскрыть содержание сущностного качества исследуемого явления? – Для того, чтобы:

¨ Получить целостное представление о свойствах исследуемого явления.

¨ Уточнить те стороны, которые будут исследоваться.

¨ Определить основания типологизации исследуемого явления.

Структура свойств обобщающего видового признака исследуемого явления берется из теоретических основ исследования.


[1] См.: Концептуализация и смысл /Отв. ред. И.В.Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990.; Бургин М.С. Абстрактная теория свойств и шкалирование в социологии //Экспертные оценки в социологических исследованиях /Отв. ред. С.Б.Крымский. – Киев, 1990. С. 243-264.; Кузнецов В.И. Понятие и его структуры. Методологический анализ. Киев: Ин-т философии НАН Украины, 1997.; Бургин М.С., Кузнецов В.И. Теория именованных множеств как инструментарий методологического анализа //Методологическое сознание в современной науке. Киев: Наукова думка, 1989. С.135-171.

[2] См.: Иванов А.Ю. Введение в технологию концептуализации предметных областей социологии: основы полагания ядра теории (на примере родственных отношений) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 4-27. (http://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/240/21); Никаноров С.П. Концептуализация предметных областей. – М.: Концепт, 2009.– 268 с.; Никаноров С.П. Концептуальные методы // Проблемы и решения, № 12, 2001. – М.: Концепт, 2001. – С. 118-127.; Кучкаров З.А., Шаляпина С.К. Некоторые методические аспекты концептуализации предметных областей (на примере построения концептуальной схемы “друзья и враги”) //Социология: методология, методы, математические модели (4М). М., 1996. № 7. С. 9-29.; Кучкаров З.А. Методы концептуального анализ и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем /Курс лекций. В 2-х т. – М.: Концепт: МФТИ, 2008. 216 с., 200 с. (3-е изд., доп. и испр.).; Кононенко А.А., Кучкаров З.А., Никаноров С.П., Никитина Н.К. Технология концептуального проектирования /Под ред. С.П.Никанорова. – М.: Концепт, 2008. – 580 с. (2-е изд.); Никаноров С.П. Теоретико-системные конструкты для концептуального анализа и проектирования. – М.: Концепт, 2008.– 312 с. (2-е изд.); Иванов А.Ю., Никаноров С.П., Гараева Ю.Р. Справочник по теоретко-системным конструктам. – М.: Концепт, 2008. – 314 с.; http://www.acconcept.ru/publish/monograph.php

[3] См.: Бурбаки Н. Теория множеств. М., “Мир”, 1965.; Бурбаки Н. Математика или математики (La Mathematique ou les Mathematiques?)/ Архитектура математики (L’Architecture des mathematiques, Les grandas courants de la pensee mathematiques (Cahiers du Sud), 1948, p. 35 – 47. Русский перевод напечатан в сборнике “Математическое просвещение, вып. 5, 1960. стр. 99 – 112.

[4] См.: Бальцер В., Мулинз К.У., Снид Дж.Д. Архитектоника науки. Структуралистская программа /Общественные науки за рубежом // РЖ ИНИОН Сер."Науковедение. 1989, № 2. Авторы реф. М.С.Бургин и В.И.Кузнецов; Никаноров С. П., Персиц Д. Б. Об одном направлении в развитии теории систем и его значении для приложений. // Вопросы кибернетики. /АН СССР – М., 1977. – Вып.32. – с.74-89.; Никитина Н.К. Логико-математические средства проектирования сложных структур //Математические методы управления и обработки информации. – М.: МФТИ, 1985. С. 67-72.

[5] См.: Никаноров С.П., Масленников Е.В. Социологические исследования и концептуальный анализ //Социология: методология, методы, математические модели (4М). 1996. № 7. С. 59-60; Масленников Е.В. Концептуализация теоретической социологии: методологический подход и задача //Освоение и концептуальное проектирование интеллектуальных систем /Под ред. С.П.Никанорова. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. М., 1990. С. 124-129.

[6] См.: Аверин Ю.П. Построение концептуальной модели как инструмента социологического исследования социальной действительности // Тезисы докл. III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» / Под ред. В.И. Добренькова и др. Т.1. – М.: КДУ, 2007. С. 155-158.

[7] См.: Масленников Е.В. Принципы формирования концептуальной модели предмета в методологическом контексте социологического измерения//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология, 2011, № 3. С. 115-116.

обоснование концепции исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.051 с.)