Понятие информации, коммуникации и массовой коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информации, коммуникации и массовой коммуникации.



Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Также, этопроцесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Это особая форма связи и общения.

Под средствами массовой коммуникации понимают специальные каналы, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений для массовой аудитории

Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками:

- опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность);

- массовость аудитории, общение больших социальных групп;

- ярко выраженная социальная ориентированность общения;

- организованный, институциональный характер общения;

- отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;

- социальная значимость информации;

- многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации;

- повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения;

- однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей;

- "коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность;

- массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория;

- массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;

- преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения.

Массовая информация — информация, предназначенная для неограниченного круга лиц (например, печатные, аудио сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и используемая в целях информирования, пропаганды и агитации. Это совокупность сведений, адресованных широким кругам населения, народу.

Массовая информация – это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.

К характерным чертам массовой информации относятся:

- направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.);

- направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;

- способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;

- доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения;

- возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон;

- регулярность поступления;

- открытость для участия в работе органов информации в различных формах.

Массовая информация распространяется по массовым каналам (в том числе глобальным, чему порой склонны препятствовать некоторые государства) и потребляется массовой аудиторией.

Соотношение:

Средства массовой коммуникации, в отличие от средств массовой информации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации.

Коммуникация – это связь в ходе которой происходит обмен информацией между системами живой и неживой природы.

 

С КОНСПЕКТА:

Впервые в научный оборот понятие ввёл американский социолог Чарльз Хортон Кули в 20-е гг. ХХ века.

Социальную коммуникацию выделил английский учёный Колин Черри.

Социальная коммуникация – процессы социального взаимодействия между людьми как субъектами и объектами социальных процессов, взятых в их информационных аспектах.

В России у истоков массовой коммуникации и социальной коммуникации стояла учёная В.П. Конецкая. Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А.В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет, как «движение смыслов в социальном пространстве и времени»,

Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т.е. на истинность, правильность и правдивость.

Основатель кибернетики Норберт Винер (1884—1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем. Обратная связь — это реакция на получаемое сообщение: в технических системах она означает хорошее качество связи; в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации; в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги.

Коммуникатор-источник, адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания).

Каналы коммуникации — это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например, тембр голоса, и искусственные, т.е. созданные, например, газеты, электронные каналы — радио, телевидение). Сообщение передаётся по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации.

Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения. Понятие «контекст» не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкретном социокультурном контексте.

Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон выделил три главных уровня исследования любой коммуникации:

1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);

2) уровень B: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения);

3) уровень C: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении).

Методология массовой коммуникации – учение о путях научного исследования. Рассмотрим общенаучные методы (то есть используемые во всех науках): описание, объяснение, классификация, прогнозирование, обобщение, умозаключение, дедукция, индукция, анализ, синтез. Теперь рассмотрим сравнительно-исторические: метод реконструкции и диалектический.

Методологические подходы: информационно-технический, семиотический, деятельностный, системный/структурно-функциональный.

Главные функции теории коммуникации:

· гносеологическая (познавательная) – знание о природе/сущности механизма, структуре, значения.

· методологическая – заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др.), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией (теорией теорий).

· гуманистическая – функция взаимопонимания между представителями разных культур.

· критико-ориентирующая – заключается в том, чтобы уметь критически осмысливать содержание СМИ и средств массовой коммуникации в современном обществе;

· прогностическая – состоит в том, чтобы на основании знаний о закономерностях функционирования социальной коммуникации в условиях глобализации прогнозировать основные тенденции развития массовой коммуникации, СМИ, коммуникационных каналов, институтов и потребностей.

 

2. Медиа и информационная безопасность (Дж. Арквилла).

Информация перестает быть дополнительным инструментарием, а приобретает самостоятельную силу. Информационные войны заняли новое место не только в военной, но и в мирной жизни. Ведь любая избирательная кампания, особенно президентская, постепенно доходит до такой температуры, что перестает быть политической кампанией, превращаясь в информационную войну, которая имеет единственную цель: уничтожить своего оппонента, хотя и не в физическом смысле.
Дж. Аркилла выделяет следующие виды сегодняшних проблем в этой сфере:
Развитие информационной сферы и ее взаимодействие с военной,
Все большая сила сетевых организаций,
Мультимедийная суть информационных операций.

Аркилла пишет, что холодная война — это информационный конфликт. Он называет ее экспериментом, в ходе которого оценивались отношения между информацией и национальной силой.
В качестве одной из таких программ по воздействию на другие страны Аркилла называет открытие закрытых обществ. В качестве примера он называет Кубу. Информационная война охватывает очень широкий спектр действий в информационном пространстве, начиная от атак на коммуникационные системы и критическую инфраструктуру и заканчивая использованием ИКТ в целях реализации техник оказания психологического воздействия. Согласно подходу Дж. Арквилла и Д. Ронфельда, информационная война включает в себя две концепции – кибервойну (cyberwar) и сетевую войну (netwar).
Понятие «кибервойна» состредоточено на военных аспектах и представляет собой конфликт высокой интенсивности исключительно между вооруженными силами противоборствующих сторон, которые ведут борьбу с системами командования и управления с целью исказить или уничтожить информационные системы противника

 

Если обычный американской подход базировался на давление извне, речь идёт о либерализации страны изнутри.
В целом он подчёркивает три последствия вхождения информации как нового инструментария:

Информация изменяет традиционные политическую, экономическую и военную сферы,

Возникает новая отрасль информационной стратегии,
Стратегия открытости изменяется стратегией открытости, которая охраняется.
В целом можно сделать следующий вывод: информация постепенно перестаёт быть дополнительным инструментарием. Она приобретает самостоятельную силу. И именно это требует пересмотра возможностей её применения.

БИЛЕТ №23

Неомарксистские теории.

Согласно идеологии марксизма, медиа — это средства производства, соответствующие капиталистической промышленности в самом общем виде — с производительными силами и производственными отношениями.

Несмотря на то что, на первый взгляд, все неомарксистские подходы кажутся взаимодополняющими, между их сторонниками идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на различные академические дисциплины.

Сосредоточившись на экономических институтах и сделав упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или способствует ему, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений.

Политэкономическая теория медиа — это старое название, кото­рое снова вошло в научный обиход для описания такого подхода к изучению медиа, когда в центре внимания оказывается экономи­ческая структура, а не идейное содержание. Во главу угла она ставит зависимость идеологии от экономической базы и направляет внима­ние исследователей на эмпирический анализ структуры собствен­ности и деятельность рыночных сил в области масс-медиа. С этой точки зрения, институты медиа следует считать частью экономи­ческой системы, хотя и тесно связанной с политической системой. Следствием этих тенденций считается уменьшение числа неза­висимых СМИ, усиление концентрации медиа на более крупных Рынках, отказ от риска, игнорирование малочисленных и более бедных секторов потенциальной аудитории.

Теория гегемонии медиа (если использовать термин, предложенный Антонио Грамши) интересуется не столько экономическими и структурными детерминантами классово-окрашенной идеологии, сколько самой идеологией, формами ее выражения и механизмами выживания и процветания при явном согласии ее жертв (в основном рабочего класса) на то, чтобы она вторгалась в их сознание и формировала его. Отличие этого взгляда от классического марксистского и политэкономического подходов кроется в признании большей независимости идеологии от экономической основы.

Хотя на первый взгляд обе школы неомарксизма кажутся взаимодополняющими, между ними идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на разные академические дисциплины. Сосредоточиваясь на экономических институтах и делая упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или ему способствует, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Кроме того, они не учитывали разнообразия популярных культур и способов осмысления людьми культурного содержания. Сторонникам обоих направлений надо отказаться от ряда своих концепций и признать, что надстройка и базис — культура и индустрия медиа могут влиять друг на друга.

Основное достоинство этого подхода Маккуэйл видит в том, что он позволяет выдвинуть проверяемые эмпирическим путем предположения относительно рыночных детерминантов, хотя последние настолько многочисленны и сложны, что эмпирическая проверка нелегка. Недостаток политэкономического подхода в том, что не так-то просто описать медиа, находящиеся под общественным контролем, в терминах свободного рынка.

 

Спираль молчания.

(сначала кратко от души, потом по учебнику кратко)

От души

Спираль молчания – фигня. Все крутится, сначала обществом принята одна идея (общественной мнение, мнение большинства), а не угодное мнение молчит в меньшинстве, но через время все может стать наоборот. Меньшинство всегда молчит по большей части.

Пример: те, кто яро за Украину у нас сейчас может и говорят о своей позиции, но в очень узких кругах, особо об этом не распространяются и осуждаются, и сталкиваются с непринятием большинства. (авторка теории Элизабет Ноэль-Нойман.

 

По учебнику кратко

Её можно считать разновидностью теории выстраивания приоритетов, но на макроуровне. По словам её автора Элизабет Ноэль Нойман, «[масс-медиа] переносят то, что люди наблюдают в одном контексте, в другой и побуждают их либо обнародовать свои взгляды, либо воздержаться от этого и затаиться до тех пор, пока в результате движения по спирали одна точка зрения не станет главенствующей на общественной сцене, а другая не исчезнет из общественного сознания, потому что замолчат ее приверженцы. Этот процесс можно назвать спиралью молчания».

Иными словами, из опасения оказаться в изоляции или одиночестве люди скрывают свое мнение от окружающих, стараются не распространяться о своих взглядах, если считают, что находятся в меньшинстве. Медиа, по разным причинам, как правило, представляют одну или, в лучшем случае, две стороны проблемы, исключая другие, отчего люди еще больше затаиваются, не давая медиа обнаружить и зафиксировать противоположные точки зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.03 с.)