партнерства университета на основе сетевого подхода
Общие стратегические цели, присущие всем субъектам партнерства
|
Участники стратегических партнерств
|
1. Определение сетевой готовности стратегических партнерств университета
|
2. Целеполагание развития стратегического партнерства университета
|
1. Развитие деятельности субъекта.
2. Эффективное достижение целевых показателей.
3. Повышение качества оказываемых услуг (работ, продукции).
4. Повышение квалификации персонала (повышение качества трудовых ресурсов).
5. Трудоустройство молодежи в регионе.
|
3. Формирование потенциала стратегического партнерства
|
Инструменты:
- коммерческие;
- некоммерческие;
- смешанные.
|
Институциональное обеспечение:
- нормативное;
- методическое;
- программное.
|
Партнерские связи:
- прямые «университет – партнер»;
-косвенные «партнер-партнер».
|
По направле-ниям подготовки
|
Ресурсы:
- нематериальные;
- экономические;
- человеческие.
|
4.Реализация стратегического партнерства университета
|
Рост потенциала
развития субъекта сети
|
Рост отдачи от использования
собственных
ресурсов
|
Паритетный доступ партнеров к ресурсной базе
|
5. Оценка эффектов реализации стратегического партнерства
|
ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Определение сетевой готовности стратегических партнерств университета:
· Установление соответствия стратегических партнерств университета сетевым критериям:
ü информационная открытость;
ü вовлеченность партнёров (охват сфер деятельности);
ü стадия развития.
· Выявление возможностей и ограничений для развития сетевого взаимодействия.
|
|
Реализация стратегических партнерств на основе сетевого подхода.
· реализация утвержденной дорожной карты.
· формирование и использование сетевой ресурсной базы;
· развитие прямых сетевых связей;
· развитие косвенных сетевых связей.
|
|
Оценка эффектов реализации сетевых стратегических партнерств:
· определение факторов сетевой результативности на каждом этапе развития стратегических партнерств;
· установление типа партнерских отношений на основе сетевых эффектов стратегических партнерств;
· определение качества сетевых взаимодействий;
· принятие решений о необходимости корректировки сетевых взаимодействий.
|
|
Целеполагание развития стратегических партнерств университета:
· определение направления развития стратегических партнерств в контексте сетевого подхода;
· постановка целей и задач развития стратегических партнерств университета в выбранном направлении;
· согласование целей и задач сетевых участников стратегических партнерств;
· установление соответствия целей стратегических партнёрств сетевым критериям.
|
|
Формирование потенциала стратегических партнерств:
· установление возможности реализации сетевых партнерств участниками;
· заключение соглашений о стратегических партнерствах на условиях сетевого подхода;
· определение инструментов и форм сетевых взаимодействий;
· разработка дорожной карты реализации стратегических партнерств в контексте сетевого подхода.
|
|
Этапы развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода
ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ
3. Предложена методика оценки развития стратегического партнерства университета, учитывающая особенности формирования сетевых взаимоотношений; оценивающая количественные и качественные эффекты на каждом этапе их реализации; включающая в себя алгоритм проведения оценки в разрезе этапов формирования сети, систему показателей, отражающих ключевые характеристики сетевых взаимодействий. Отличительной особенностью данной методики является согласованность количественных и качественных характеристик оценки, ориентация на определение сетевых эффектов, возникающих на разных стадиях реализации партнерских отношений. Качество сети оценивается по трем основаниям: результативность партнерских отношений, оцениваемая двойственно: на уровне качества деятельности и ее экономических результатов, и вклад в развитиеуниверситета. Предложенная методика позволяет выявлять проблемы и перспективные направления развития сетевых взаимодействий, повышать качество управленческих решений в области развития стратегического партнерства университета, как одного из условий обеспечения его конкурентоспособности.
Отличительные особенности оценки развития стратегического партнерства университета на основе сетевого подхода:
Принципы оценки развития стратегического партнерства университета на основе сетевого подхода:
ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Этапы проведения оценки развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода
Измерение сетевой готовности университета к развитию стратегических партнерств
· определение рейтинга информационной открытости;
· определение рейтинга степени охвата сфер деятельности;
· определение рейтинга стадии развития партнерства;
· принятие решения о возможности развития;
|
|
Определение эффектов реализации стратегических партнерств
· измерение результативности;
· установление вклада в развитие университета;
· принятие решения о целесообразности партнерства;
|
|
Выявление перспективных форм и направлений развития стратегических партнерств
· ранжирование эффектов стратегического партнерства;
· установление типа партнерских отношений на основе рангов;
· характеристика сети на основе уровня партнерства;
· принятие решений о корректировке сети.
|
|
Определение актуальности установленных целей развития
· определение степени отражения целей развития в программных документах;
· определение степени отражения целей развития в нормативных документах;
· сопоставление целей развития и принципов сетевого подхода;
· принятие решений об утверждении целей / необходимости корректировке целей;
|
|
Оценка потенциала реализации стратегических партнерств
· сопоставление характеристик потенциальных участников с условиями сетевых взаимодействий;
· проверка соответствия участников, инструментов и форм партнерства;
· установление согласованности целей участников и целей университета;
· принятие решения в возможности реализации партнерства;
|
|
ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Показатели оценки сетевой готовности университета
Вид оценки СП
| Объект оценки
| Показатели оценки
|
Информационная открытость
| Доступность (открытость) информации о СП на сайте университета
| Наличие информации о партнерствах на главном сайте.
|
Наличие информации о партнерствах на сайте кафедр/институтов/департаментов/отделов
|
Доступность информации о стратегических партнерах на сайте университета
| Наличие на сайте описания партнера/ссылок на официальный сайт партнера
|
Доступность информации о результатах партнерских отношений на сайте университета
| Наличие на сайте информации о результатах партнерских отношений.
|
Вовлеченность партнёров в деятельность университета
| Степень участия стратегических партнеров в деятельности университета (по основным сферам)
| Наличие партнерских взаимодействий в образовательной сфере
|
Наличие партнерских взаимодействий в научно-исследовательской сфере
|
Наличие партнерских взаимодействий в сфере инноваций
|
Наличие партнерских взаимодействий в социальной сфере
|
Оценка уровня развития стратегических партнерств университета
| Степень институционализации стратегических партнерств университета
| Наличие эндаумент - фондов /ассоциаций выпускников /профессиональных ассоциаций
|
Наличие института/отдела СП университета
|
Проявление сетевых форм партнерства.
| Участие университета в консорциумах/ассоциациях университетов
|
Участие университета в сетевых программах обучения
|
ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Показатели университета на которые влияют результаты развития стратегических партнерств
Сфера взаимодействия
| Показатели, характеризующие качество деятельности университета
| Показатели, характеризующие экономические результаты деятельности университета
| Полезность
партнерств
|
Образовательная сфера
| - средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс;
- удельный вес численности студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс;
- доля студентов, приходящихся на базы практики партнеров;
- доля совместных ОПОП[1] в общем числе ОПОП университета;
- удельный вес численности иностранных студентов, в общей численности студентов.
| - доход по ДОП[2] на 1 сотрудника университета;
- внебюджетные доходы по ОПОП на 1 сотрудника университета;
- средняя рентабельность образовательных программ университета;
- доход от образовательной деятельности университета на 1 студента.
| Вклад партнера в достижение
целевых показателей университета.
|
Научно-исследовательская
сфера
| - доля НПР, защитивших диссертацию в общем количестве НПР[3];
- уровень суммарной цитируемости по данным РИНЦ[4];
- уровень суммарной цитируемости по данным международных наукометрических систем;
- число МИП[5], созданных университетом;
- количество статей в Scopus.
| - объем НИОКР на одного сотрудника;
- удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации;
- рентабельность деятельности МИП;
- объем грантов, приходящихся на 1 сотрудника университета.
|
Социальная сфера
| - доля трудоустроенных выпускников в общем объеме выпускников текущего года;
- количество совместных мероприятий социальной направленности;
- темп роста рейтинговой позиции университета.
|
|
ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Матрица нормированных значений сетевых эффектов развития стратегических партнерств университета
Стратегический
партнер
университета (i =1;n)
Характеристика
партнерского
соглашения
| Бизнес-структуры
| Универси-теты
| Органы власти
| Школы
| НИЦ
| Выпускники
|
П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| П i
| …
| Пn
|
Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета
| a11
| a i 1
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| a n 1
|
Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета
| a12
| a i 2
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| a n 2
|
Вклад стратегических партнерств в развитие университета
| a13
| a i 3
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| a n 3
|
Оценка уровня развития стратегических партнерств университета
Оценка
| Условия присвоения оценки результативности соглашения
| Качественная характеристика результативности соглашения
|
5
| 3 характеристики партнёрского согла-шения находятся на высоком уровне.
| Высокий уровень партнерского соглашения.
|
4
| 1-2 характеристики партнерского согла-шения находятся на приемлемом уровне.
| Приемлемый уровень партнерского соглашения.
|
3
| 3 характеристики партнерского соглаше-ния находятся на приемлемом уровне.
| Удовлетворительный уровень
|
2
| 1 характеристика партнерского соглаше-ния находится на неудовлетворительном уровне.
| Неудовлетворительный уровень партнерского соглашения
|
1
| 2 характеристики партнерского соглаше-ния находится на неудовлетворительном уровне.
| Низкий уровень партнерского согла-шения
|
0
| 3 характеристики партнерского соглаше-ния находятся на неудовлетворительном уровне.
| Крайне низкий уровень партнерс-кого соглашения
|
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ
Взаимосвязь рейтинговой позиции университета и количества его стратегических партнеров
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ