Теоретические основы словарной работы в ДОУ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы словарной работы в ДОУ.



Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность обеспечивающее эффективное освоение словарного состава родного языка.

Принципы словарной работы

Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением; Опора на активное и действенное познание окружающего мира;

Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Задачи словарной работы: Обогащение, расширение словаря разными частями речи; Активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в активный; Уточнение словаря; Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения. На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач. Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе на занятиях.

 

Подобрать д/и на формирование словаря детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Учить детей различать и называть предметы по характерным признакам. Активизировать словарь: вилка, расческа, ножницы, лента, кукла, мяч; есть, расчесывать, стричь, завязывать, играть, катать (возить); большой - маленький, название цветов (красный, синий и др.), острые, мягкий - твердый, пушистый, узкий - широкий, круглый.

Игровые правила. Отгадать знакомый предмет на ощупь.

Игровые действия. Ощупывание предмета.

Ход игры. Воспитатель показывает детям красивый мешочек.

- Дети посмотрите, какой красивый мешочек. Какого он цвета? Это мешочек не простой, а чудесный. С ним всегда разные чудеса происходят, откуда-то в нем появляются разные предметы. Сейчас мы посмотрим, что там лежит.

Воспитатель достает предметы по одному, а дети их называют. Затем он снова складывает их в мешочек и предлагает поиграть, определить предмет на ощупь.

- Кто хочет первым узнать предмет на ощупь? (Воспитатель вызывает первого ребенка по желанию). Опусти руку в чудесный мешочек, возьми предмет, но не вытаскивай руки из мешочка. Что ты взял?

- Я взял расческу.

- Достань предмет из мешочка, чтобы все видели. Ты,…., правильно угадал. Какого цвета расческа? Для чего она нужна? Что есть у расчески?

Таким образом, воспитатель вызывает всех детей, пока предметы не кончатся.

Чудесному мешочку понравилось с вами играть, и он решил на память подарить вам эти предметы. Воспитатель переводит детей на самостоятельную игру.

Билет №3

1. Развитие структурных компонентов речи в дошкольном детстве. Задачи, методы и содержание работы по развитию словаря с детьми раннего возраста

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря – лексикология, а грамматического строя – грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.

Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка. звуки закрепляются в период лепета через многократное повторение простых открытых слогов типа па- па- па, да- да- да и т. п. Принято выделять четыре основные задачи: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературных слов. Основное внимание в словарной работе уделять накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имён прилагательных, наречий.

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Рассматривание игрушек. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети добыли в жизни опытным путём, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Подобрать д/и на согласование существительных и прилагательных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.)