Сценарий семинара-дискуссии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий семинара-дискуссии.



I. Подготовка (организационный этап).

Преподаватель заранее (за 7-10 дней) извещает обучающихся о проведении аудиторного занятия в форме семинара-дискуссии и озвучивает проблему, выносимую на предстоящее обсуждение. Период в 7-10 дней до проведения занятия в указанной форме является достаточным для того, чтобы обучающиеся ознакомились с темой для обсуждения, используя основные и дополнительные информационные ресурсы, справочно-правовые, электронно-библиотечные системы и иной фактологический материал, глубоко и всесторонне изучили ее. Более того, обучающиеся, изъявившие желание выступить с отдельным сообщением по проблеме, должны заранее известить преподавателя о своем намерении и обсудить формат своего выступления (от стандартного доклада до сообщения с использованием мультимедиа средств).

Дискуссия – это, прежде всего, спор – столкновение мнений, позиций, попытка доказать свою точку зрения и найти весомые аргументы для опровержения позиции оппонента. В связи с чем, в процессе самостоятельной подготовки к дискуссии обучающимся целесообразно подготовить ряд вопросов по проблеме, которые они могут задать оппонентам, заранее сформулировать (желательно законспектировать) собственную позицию по проблеме, вооружиться доказательствами верности своих суждений (цитатами авторитетных ученых, статьями нормативных правовых актов, иным фактологическим материалом).

Формулируя вопросы к дискуссии (как заранее, так и непосредственно в процессе проведения занятия), следует использовать такие начальные фразы как: «Основной вопрос нашего спора состоит в том, что...», «Я хотел бы выразить мнение...», «Для подтверждения нашей точки зрения мы приведем цитату...», «Вам, конечно, известно, что наука давно установила...», «Общеизвестным является тот факт...», «Я внимательно выслушал предыдущего оратора и хочу быть беспристрастным...», «Позвольте для подтверждения правильности этого тезиса апеллировать к следующим авторитетам...», «Я хочу поблагодарить выступающего за большое количество новых фактов...», «Среди прочего он отметил...», «Против этого свидетельствует то, что...», «Если сравнить оба эти мнения, то...», «По этой причине я предлагаю...», «В общих чертах дело выглядит следующим образом...», «Но из вашего ответа ясно...», «Итак, во-первых...», «Я не то хотел сказать...», «Эти слова неправильно выражают мою мысль...», «Позвольте мне уточнить свою позицию...», «Я считаю, что это предложение недостаточно аргументировано...», «Мы должны подумать, а не...», «Лучшим путем, как мне кажется...», «Нам необходимо решить...», «Наша группа занимает следующую позицию, отстаивает следующую точку зрения...», «Мы обосновываем ее со следующих позиций, таким образом...», «Я не хочу поддерживать ни ту, ни другую сторону...», «Мы утверждаем...», «Они возражают, указывая на...», «Мне кажется, что они сходятся в этом вопросе...», «Возможно, что здесь и кроется решение, так как...», «В этом направлении мы и должны продолжать размышления...», «Мы уже довольно много говорим о...», «До сих пор все вертелось вокруг...», «При этом как-то упустили из виду...», «Именно это мне и кажется особенно важным, потому что...», «Вношу предложение...» и т.п.

II. Процедура проведения дискуссии.

2.1. Преамбула. Любое обсуждение проблемы начинается с выступления руководителя семинара-дискуссии (в данном случае, преподавателя). Руководитель озвучивает тему, обосновывает выбор проблемы, указывает образовательные цели, задачи, актуальность темы и ее связь с предыдущими темами дисциплины, уделяет внимание списку основной и дополнительной литературы, необходимой для исследования, а также делает акцент на том, что в результате освоения данной темы у обучающихся должны быть сформированы конкретные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Также преподаватель устанавливает регламент дискуссии, знакомит аудиторию с правилами ее проведения, дает установку всей аудитории - «Выступить должен КАЖДЫЙ!».

2.2. Собственно дискуссия (непосредственное обсуждение проблемы). Дискуссию можно начать с подготовленных обучающимися отдельных авторских сообщений, которые задают тон дискуссии в целом. Также, это может быть индивидуальное желание одного из присутствующих высказать собственное мнение по проблеме. Если аудитория на начальной стадии общения не проявляет активности, преподаватель может начать диалог (спор) с конкретным обучающимся.

Для проявления активности в группе можно использовать различные методики. Например, обсуждение проблемы в малых группах (до 5 человек). Количество групп определяется количеством позиций по проблеме. Как правило, в каждой группе назначается спикер – лидер, непосредственно организующий обсуждение, формулирующий мнение группы и в итоге, отстаивающий данную позицию в общей дискуссии с оппонентами других малых групп. Остальные участники малой группы продолжают активную деятельность, помогая своему лидеру. Помощь может заключаться в форме дополнительных вопросов оппонентам, в формулировке и представлении аргументов «за» и «против» и т.п.

Достаточно эффективной считается методика «сократовского диалога», состоящая из трех этапов:

1) согласие;

2) сомнение;

3) аргументация.

После выступления обучающегося, выразившего определенную позицию по исследуемой проблеме, оппонент (как преподаватель, так и другой обучающийся), используя данную методику, может, «сглаживая» острые углы категоричности в суждении своего оппонента, высказать свою точку зрения, чтобы его тоже «услышали». Главная цель - вывести спор «без компромиссов» в формат диалога «на позитивной ноте» и, тем самым, показать оппоненту, принимающему лишь свою правоту, что существуют и другие варианты разрешения проблемы. При построении «сократовского диалога» должны использоваться такие начальные фразы как:

«Собеседник 1»: «Я глубоко убежден, что…!», «Абсолютно безапелляционным считаю, что…!», «Я уверен в правильности своих суждений!» и т.п.

«Собеседник 2» (оппонент): «Ты, безусловно, прав, мой друг! Действительно… (СОГЛАСИЕ). Но не всегда… (СОМНЕНИЕ). Так как… (например…) (АРГУМЕНТАЦИЯ)».

При использовании методики «вопрос-ответ» применяется определенная форма постановки вопроса. Ведь сама дискуссия, в первую очередь, зависит от умения правильно задавать вопросы. Недаром гласит известная пословица: «Каков вопрос, таков и ответ».

К вопросам «закрытого» типа (уточняющим) можно отнести такие, которые начинаются со слов «Верно ли, что…», «Правильно ли я понял, что…», «Вы утверждаете, что…», «Не будете ли Вы возражать, если…», «Вы не будете отрицать, что…».

К вопросам «открытого» типа (восполняющим) можно отнести такие, которые начинаются со слов «Что…», «Где…», «Когда…», «Как…», «Почему…», «Зачем…», «Каким образом…».

К «переломным» вопросам можно отнести такие, которые начинаются со слов «Как Вы представляете себе перспективы развития…», «Как Вы считаете, нужно ли радикально изменить…».

К «вопросам для обдумывания» можно отнести такие, которые начинаются со слов «Сумел ли я убедить Вас в необходимости пересмотреть… или Вы считаете, что…», «Какие меры, на Ваш взгляд нужно принять…», «Правильно ли я понял Ваше предложение о том, что…», «Считаете ли Вы, что…».

Для того, чтобы перехватить инициативу в свои руки, целесообразно прибегнуть к методике «встречного вопроса», который начинается со слов «А что для Вас более важно, значимо?», «Поверьте, это очень важно! Почему Вы так считаете?».

К «альтернативным» вопросам, предоставляющим собеседнику возможность выбора, можно отнести такие, которые начинаются со слов «Какой бы вариант решения вы предпочли:... или...?».

К «провокационным вопросам» можно отнести такие, которые начинаются со слов «Вы действительно уверены в том, что...?», Вы действительно так считаете?».

К «контрольным» (итоговым) вопросам, позволяющим узнать, слушал ли вас оппонент, правильно ли он интерпретирует ваши суждения по проблеме, можно отнести такие, которые начинаются со слов «Ну что, подведем итоги нашей дискуссии?», «Я сообщил Вам массу сведений. Вам было интересно?».

Помимо вопросов, дискуссию можно продолжить удостоверяющими замечаниями, которые начинаются со слов «Это очень удачный вопрос», «Я рад, что Вы задаете мне этот вопрос», «То, что Вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что…».

2.3. Завершение дискуссии (подведение итогов). На указанном подэтапе в группе должно сформироваться общее мнение, выражающее совместную позицию по проблеме дискуссии.

III. Рефлексия (выводы в целом). На данном этапе дается оценка семинару-дискуссии. Выявляются положительные и отрицательные стороны в проведении занятия в указанной форме. Как правило, такие итоги подводит непосредственно преподаватель. В этом случае преподаватель использует заранее подготовленную карточку учета действий участников семинара-дискуссии. Критерии оценивания действий каждого из участников позволяют объективно выставить очки, которые трансформируются в традиционную оценку по четырехбалльной системе.

 

Карточка учета действий участников семинара-дискуссии

Таблица 22

Очки

Критерии оценивания

Ф.И.О. участников

Иванов И.И. Петрова А.Н. Сидоров В.В.
0-1 Умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами 1 1    
0-1 Четкое аргументирование собственной позиции по проблеме (способность отстаивать собственную точку зрения) 1 0    
0-1 Конструктивная критика мнения собеседника 1 0    
0-1 Формирование профессионального системного мышления будущего специалиста в области юриспруденции (умение эффективно анализировать большие объемы информации; умение выявлять закономерности в различных ситуациях, формирование целостного понимания происходящего; оценивание рисков и возможностей, связанных с принятием тех или иных решений) 1 0    
0-1 Проявление корректности во время дискуссии 1 1    
0-1 Проявление активности во время дискуссии (степень вовлеченности в дискуссию) 1 1    
0-1 Владение категориально-понятийным аппаратом по теме и грамотное его использование 1 0    
0-1 Учет альтернативной точки зрения оппонента 1 0    
0-1 Помощь собеседнику в формулировании его мнения 1 0    
0-1 Выделение ключевых проблем обсуждения 1 0    
0-1 Сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков. 1 0    
0-1 Способность делать выводы 1 1    

ИТОГО:

12 5    

 

Перевод баллов в «четырехбалльную» шкалу оценок

Таблица 22

Количество очков Оценка
12-11 «отлично»
10-8 «хорошо»
7-5 «удовлетворительно»
4-0 «неудовлетворительно»

 

5.2. Методические рекомендации проведения задач (заданий) реконструктивного уровня



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.017 с.)