Вигилентный конфликт в Белизе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вигилентный конфликт в Белизе



     Иммиграция в трансформируемое этнически биполярное государство повышает вероятность вигилантизма. Данный тезис развивает Черил Монноммон в исследовании причин вигилантизма в Белизе 1980-х гг.[71]. Белиз – небольшое государство в Центральной Америке. Как объект научного анализа Белиз типичен в том отношении, что в 80-е гг. он занимал четвертое место в мире по относительному числу беженцев и экономических иммигрантов, приведших к этническому расколу общества.

     Прошлое англо-испанское колониальное соперничество в Центральной Америке и развитие экономики определили этническую структуру Белиза. 1981 г., когда Белиз стал независимым государством в составе Содружества, возглавляемого Великобританией, его население (200 тыс. человек) преимущественно состояло из двух различных этногрупп: англоязычные креолы-протестанты британского и африканского происхождения (40%) и испано-индейские метисы-католики, говорящие на испанском языке (33%). Креолы, сохранявшие незначительное этническое большинство, сформировали первое национальное правительство. Государственным языком был признан английский язык. Следовательно, по этническому составу населения Белиз является биполярным государством, в котором (с точки зрения политического статуса) одна из двух главных этнических групп, креолы, остается доминирующей нацией[72].

      Моноэкономика Белиза – результат колониализма. Она была ориентирована на экспорт  строевого леса и зависела от импорта зерна и рабочей силы. Для развития экономики правительство Белиза проводило политику «открытых дверей» и привлекало на сезонные работы мигрантов из соседних государств. Резкий приток иммигрантов произошел в 1982 г. с прибытием семи тысяч сальвадорцев. Вследствие гражданской войны в Сальвадоре, они были эмигрантами-беженцами. Они не желали возвращаться на этническую родину и не имели выбора возвращения домой. Для оказания помощи сальвадорским иммигрантам правительство Белиза при финансовой поддержке со стороны Комиссара ООН по делам беженцев, разработало программу «Долина мира». Она включала предоставление сальвадорцам 15 тыс. акров земли с правом выкупа и 2 млн. долларов США на развитие инфраструктуры – жилья, школ и здравоохранения. Маккоммон отмечает, что необходимость программы обосновывалась гуманистическими соображениями: «Белиз – традиционное пристанище беженцев, спасающихся от преследований и несправедливости»[73]. Программа также имела инструментальную цель подъема фермерского производства цитрусовых, овощей и какао.

    Осуществление программы помощи беженцам привело к непредвиденным деструктивным последствиям. Владение землей было пределом мечтаний большинства сельских сальвадорцев и главной причиной огромного наплыва в Белиз сальвадорской бедноты. В 1984 г. число новой волны сальвадорских иммигрантов составило 25 тыс. переселенцев. Поскольку путь из Сальвадора в Белиз пролегал через Гватемалу и Гондурас, поток миграции в «Долину мира» из центральноамериканских государств продолжал драматично увеличиваться. «Правительство Белиза, – Моккоммон, – стало жертвой своего проекта»[74]. Обострилась экономическая конкуренция за ограниченные ресурсы. Иммигранты оказались незащищенными трудовым правом и подвергались эксплуатации в маргинальных условиях. В их среде росли преступность, наркомания и заболеваемость. Присвоение сверхприбылей достигалось за счет снижения общего уровня заработной платы, что вело к обнищанию местного населения. Оно испытывало страх перед иммигрантами и стигматизировало этнических пришельцев «насильниками»[75].

   Маккоммон отмечает, что наплыв иммигрантов из стран Центральной Америки привел к нарушению соотношения этнических групп Белиза и возродил проблему национальной идентичности государства. Для креолов рост иммигрантов означал опасность «латинизации общества» и угрозу креольскому преобладанию. Произошел раскол местного населения в форме прерывности кооперации по этническим признакам. Иммигранты в начале неумышленно способствовали креольскому вигилантизму. Постепенно под лозунгом легализации статуса они были втянуты в этнонациональную борьбу оппозиционной «Демократической партией Белиза». Оппозиция потребовала территориальную автономию для испано-индейских метисов и признания государственным языком испанский язык. В ответ креольская «Народная партия» перешла к вигилантизму и начала пропагандистскую кампанию против беженцев. Под ее влиянием в 1985 г. правительство приостановило программу «Долины мира», отказалось от политики «открытых дверей» и перешло к рестриктивной системе квот иммиграции[76].

     Значение исследований Маккоммон состоит в том, что автор устанавливает связь между конфликтной иммиграцией и вигилантизмом в трансформируемом этнически биполярном обществе. Если внешняя иммиграция не регулируется правительством, она способна вызвать раскол и этнонационализм в обществе, ставшем на путь создания новых институтов. В этом случае вигилантизм, направленный на ограничение потока иммигрантов, становится формой борьбы с сепаратизмом. Ограниченность вышеприведенного исследования состоит в том, что игнорирование этноклассового параметра вигилантизма приводит Маккоммон к расширительному выводу о спонтанной местнической реакции в отношении этнических иммигрантов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.006 с.)