Тема: основные тенденции развития философии в ХХ веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: основные тенденции развития философии в ХХ веке



1. Кризис классических парадигм в философии: философская мысль ХХ века в поисках выхода.

2. Сциентистское направление:

а) неопозитивизм, постпозитивизм и лингвистическая философия.

3. Антропологическое направление:

а) философия жизни;

б) экзистенция и персонализм.

4. Религиозная философия ХХ века:

а) неотомизм;

б) русская религиозно-философская мысль.

5. Философия постмодерна (Ж.Деррида, Ж.Делез, постструктуралисты и т.д.).

6. Основные итоги развития философии в ХХ в.

 

Темы рефератов

1. Феноменологическая онтология М.Хайдеггера.

2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

3. Философия свободы Н.Бердяева.

4. Диалог с богом М.Бубера.

 

Источники

1. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. – Минск, 1999.

2. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. – Минск, 1999.

3. Риккерт Г. Наука о природе и наука о культуре. – М., 1998.

4. Сартр Ж. Бытие и ничто. – М., 2000.

5. Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. – М., 1991.

6. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1992.

7. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1985.

9. Фрейд З. Я и Оно. – М., 1991.

Учебники

1. Буржуазная философия ХХ века. – М., 1983.

2. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

3. Современная буржуазная философия. – М., 1978.

4. История философии. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1998.

6. Зарубіжна філософія ХХ століття. – К., 1993.

 

Исследования

1. Реале Д., Сентисепи Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., – 1997. – Т. 4.

2. Зарубежная феноменология и экзистенциализм. – К., 1989.

3. Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник МГУ. – Сер. 7. – 2000. – № 4.

4. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З.Фрейда // Вопросы философии. – 2000. – № 10.

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

6. Сучасна зарубіжна філософія: течії і напрями. – К., 1996.

7. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

8. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. – М., 1977.

9. Мотрошилов Н.В. Драма жизни, идей и грехопадений М.Хайдеггера // Квинтэссенция – 91. – М., 1991.

10. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М., 1980.

11. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. – М., 1969.

12. Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

13. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. – М., 1985.

14. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. – М., 1966.

15. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна // ФСМ. – 1995. – № 5/6.

16. Кошарный С.П. Рикер и герменевтическая метаморфоза феноменологии // ФСМ. – 1998. – № 3/4.

17. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. – 1995. – № 12.

Лекционный материал

Еще в конце XIX века В.Соловьев в своей работе «Кризис западной философии» констатировал: «Философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего». Несколько по-иному сходную мысль выразил далекий от религии К.Маркс в «Тезисах» о Фейербахе: «Философы всех существующих эпох лишь объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Таким образом, философская мысль как известное рассудительное (рефлектирующее) познание, являющееся делом личного разума, утрачивает свое значение и лишается своей самоценности. В рамках современного прагматического мировоззрения философия должна стать либо наукой, направленной на преобразование окружающего мира, либо, как и религия, занять свое место в музее. Мысль же, прикованная к конкретике, утрачивает свое сугубо философское качество – свободу. Она превращается в своеобразную мифологему. ХХ век знает несколько таких философских мифологем, восходящих к конкретным наукам – политэкономии, психологии, с помощью которых пытались описать процессы, свойственные миру и человеку. Среди таких учений прежде всего следует назвать марксизм и фрейдизм.

Итак, возможности классической философской мысли в процессе познания мира поставлены под вопрос во второй половине XIX века. С философией это уже случалось. После победы христианства, например, была поставлена под вопрос вся античная философская мысль. Ведь чисто преобразовательные практические цели были свойственны философии в гораздо меньшей степени чем, например, религии. В то же время для решения сугубо практических проблем философия как дело личного разума гораздо менее пригодна, чем конкретные науки, не претендующие на универсальное описание мира.

Философия XX в. с одной стороны развивалась в русле психологического (антропологического) поворота, что является основным признаком неклассической философии, отказывающейся от построения универсальных философских систем, наподобие гегелевской и стремящейся «преодолеть точку зрения разума», «деконструировать» классические категории, основанные на принципах субстанциональности, причинно-следственного детерминизма, взаимосвязи сущности и явления и т.п. Ее субъективистские и релятивистские ориентации усилили так называемый «кризис естествознания» конца XIX – нач. XX в., связанный с крахом ньютоновско-лапласовской картины неизменной Вселенной. Однако с другой стороны возникла и контртенденция, базирующаяся на поисках неких абсолютных, строго научных основ истинного знания. Эти основания были найдены в сфере формальной логики и опытной науки.

Тем самым в философии XX век ознаменовался параллельным развитием трех основных направлений:

1) сциентистское (сайентистское) представлено неопозитивизмом, постпозитивизмом и философским структурализмом (К.Леви-Стросс, Р.Барт, М.Фуко). К сциентистским установкам в целом тяготеют неокантианство и неогегельянство, просуществовавшие в целостном виде вплоть до второй мировой войны. К данному направлению отнесем и марксистское течение, несмотря на попытки ортодоксального (советского) марксизма обособиться от «буржуазной» философии, в отличие от неомарксизма, состоящего из различных эклектических образований (франкфуртская школа, евромарксизм, марксистский структурализм, аналитический марксизм и т.д.);

2) антропологическое, в рамках которого выделим, в первую очередь, экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер, М.Бубер, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Бердяев и др.); философию жизни, возникшую еще во II пол. XIX в. на базе идей В.Дильтея и Г.Зиммеля, а также близкий к ней интуитивизм А.Бергсона; фрейдизм и неофрейдизм (фрейдомарксизм) – З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.; феноменология, заложенная Э.Гуссерлем; герменевтику, после трудов Х.Гадамера, сформировавшуюся из методологии в самостоятельное направление;

3) религиозная философия, восходящая к соответствующей религии, в частности, русская религиозная философия (Н.Лосский, Ф.Степун, С.Франк и др.) – к православию; неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен, Ю.Бохеньский) – к католицизму, а также персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.) и неортодоксальный христианский эволюционизм П.Тейяра де Шардена.

XX в. завершается философией постмодернизма, фактически провозгласившего «смерть философии», поставившего перед собой задачу деконструкции всех основных философских течений (Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, Ф.Гуаттари и др.).

В середине века обозначился очередной поворот в философии, иногда именуемый лингвистическим, в рамках перехода к постнеклассической науке. Его сущностный признак видится в смене психологических, а зачастую физиологических ориентаций (З.Фрейд) на более сложные модели познания, основывающиеся на соотнесенности знаний об объекте не только с особенностью средств и способов деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Лингвистические категории, почти также как в XIX в. психологические, онтологизируются в структуре философского знания. Языковое познание трактуется как миропонимание. Центральными проблемами становятся проблемы коммуникации, субъект-объектных и интерсубъектных отношений. Философская мысль подошла к отчетливому признанию того, что социум, или сфера человеческого общения является той реальностью, которая имеет определяющее значение для человека, которая не только детерминирует его политические взгляды, философские концепции, религиозные верования и даже научные теории, но и является единственным критерием их ценности и истинности.

Социум, культурное, языковое сообщество людей, является с этой точки зрения высшим арбитром во всей практической деятельности. Таким образом, утверждается особая «коллективистская» форма субъективного идеализма, принимающего в качестве критерия ценности и истинности общественное согласие.

Значительное место в философии XX века занимает антисциентисткая тенденция, которая заключается в противопоставлении философии науке и обосновании идеи о том, что признанные научные методы в принципе неприменимы к решению тех проблем, которыми должна заниматься философия.

Кратко обозначим основные тенденции развития философского знания в рамках соответствующих направлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.007 с.)