Анализ эффективности использования трудовых ресурсов эспц оао «ммк» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов эспц оао «ммк»



 

2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей ОАО «ММК»

 

Магнитогорский металлургический комбинат сохраняет лидирующие позиции по поставкам металлопроката на российский рынок. По итогам 2015 г. доля ММК на рынке РФ выросла до 17,1 %.

Начиная с 2005 г., объем поставок на внутренний рынок превышает экспортные отгрузки.

Отгрузка металлопродукции ММК на рынок РФ и СНГ выросла в 2015 г. на 6,4 % до 9,0 млн. тонн. При этом доля продаж на эти рынки достигла максимума последних лет - 84,3 %. Во многом это стало возможным благодаря освоению новых высокорентабельных видов продукции для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, в том числе посредством импортозамещения.

Крупнейшими регионами сбыта ММК на внутреннем рынке остаются Урал и Поволжье. Данная структура региональной отгрузки обусловлена концентрацией крупнейших отраслевых потребителей в указанных регионах и существенно не меняется на протяжении последних лет.

Другими крупными рынками сбыта металлопродукции ММК являются Центральный регион и регионы Сибири.

Крупнейшими потребителями на рынке РФ продолжают оставаться компании трубной, машиностроительной и строительной отраслей, метизные и передельные заводы с совокупной долей в 58,0 % в продажах ММК на российский рынок.

Объем поставок продукции ММК в Европу в 2015 г. снизился на 22,0 %. Основным европейским покупателем продукции ММК является Италия – 24,0 % от общего объема экспорта.

Снижение отгрузки в страны Азии и Дальнего Востока объясняется ростом собственного производства в этих регионов.

Основным продуктом, поставляемым на экспорт, является горячекатаный

прокат (73 %), который не может быть в полном объеме реализован на внутреннем рынке из-за ограниченной емкости рынка.

География экспорта включает государства Юго-Восточной Азии, Ближнего востока, Африки, Восточной Европы и СНГ (крупнейшими потребителями металла в ближнем зарубежье являются Беларусь, Украина и Казахстан).

Давние партнёрские отношения связывают ММК с предприятиями и компаниями США, Канады, Италии и Финляндии. Структура экспорта постоянно меняется в сторону увеличения продаж готовых видов проката.

ОАО «ММК» входит в тройку ведущих производителей металлопроката, его главными конкурентами являются АО Северсталь (Череповецкий МК) и НЛМК.

Отгрузка готового металлопроката на экспорт обусловливает увеличение затрат на производство и реализацию продукции, что объективно влечет за собой увеличение цены на металлопрокат и на внутреннем рынке.

Поэтому реализация продукции ОАО «ММК» на внутреннем рынке по более низким ценам, чем у основных конкурентов позволяет привлечь новых покупателей, что создает предпосылки для стабилизации финансового положения предприятия.

Сбыт продукции ОАО «ММК» осуществляет через оптовые базы, дилерские конторы и представительства.

Ценовая политика ОАО «ММК» строится на маркетинговых исследованиях производства и сбыта товаров, анализа потребителей, их поведения относительно качества и цены товара, товарного ассортимента, исследования производственного потенциала и ценовой политики конкурентов.

Маркетинговая политика ОАО «ММК» направлена на максимальный охват рынка и получение максимальной прибыли.

При этом главные усилия сосредотачиваются на снижение производственных издержек обращения.

Номенклатура выпускаемой продукции на ОАО «ММК» значительно шире, чем на ЧерМК, что позволяет привлечь потребителей.

ОАО «ММК» является наиболее выгодным поставщиком металлопродукции по предоплате, так как в этом случае цена металлопродукции превышает ее себестоимость лишь на 5 % без учета НДС.

Наличие более дешевой сырьевой базы у конкурентов ОАО «ММК» позволяет им уменьшить производственные затраты, не прибегая к специальным мероприятиям маркетинговой задачей ОАО «ММК» является организация новых форм поставок, а также изысками возможности поставок более дешевых и качественных материалов.

Основными региональными потребителями продукции ОАО «ММК» являются предприятия Уральского, Поволжского, Западно-Сибирского, Северо-Кавказского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Центрально-Черноземного и Западного экономических районов.

Действующие цены по предоплате выгодны покупателям, поэтому необходимо наращивать производство продукции ОАО «ММК» в рамках увеличения спроса.

Последовательное выполнение программ поставок с увеличением производство позволит и в дальнейшем удерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов.

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «ММК»  представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «ММК»  за 2013-2015 гг.

Показатели

Период

Темп роста, %

2013 2014 2015 2014/2013 2015/2014
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации, млн. руб. 224642 266478 314115 118,6 117,9
Среднесписочная численность работников, млн. руб. 21659 20029 18572 92,5 92,7
Основные средства, тыс. руб. 131925 122993 109226 93,2 88,8
Оборотные средства, млн. руб. 55386 96986 121426 175,1 125,2
Производительность труда, тыс. р./чел. 10371,8 13304,6 16913,4 128,3 127,1

 

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4 5 6
Фондоотдача руб./руб. 1,703 2,167 2,876 127,2 132,7
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 4,056 2,748 2,587 67,7 94,2
Себестоимость продукции, млн. руб. 194987 206218 217605 105,8 105,5
Прибыль от продаж, млн. руб. 10136 39876 72078 393,4 180,8
Рентабельность продаж (оборота), % 4,5 15,0 22,9 331,6 153,3

 

Динамика результатов деятельности представлена на рисунке 5.

 

 

Рисунок 5 - Динамика результатов деятельности ОАО ММК» за 2013-2015 гг.

 

Выручка от реализации за исследуемый период увеличилась на 89 473 млн. руб. тыс. руб., темп роста за 2014 г. составил 118,6 %, за 2015 г. 117,9 %.

Себестоимость продаж за исследуемый период увеличилась на 22 618 млн. руб., темп роста за 2014 г. составил 105,8 %, за 2015 г. 105,5 %.

Темп роста выручки от реализации опережает темп роста себестоимости продаж, что свидетельствует об эффективной политике ценообразования предприятия.

Прибыль от продаж за исследуемый период увеличилась на 61 942. руб., что связано с опережающим темпа роста выручки над себестоимостью.

Чистая прибыль за исследуемый период увеличилась на 87 124 млн. руб., с убытка 56 446 млн. руб. за 2013 г. до прибыли 30 678 млн. руб. за 2015 г. Это вызвано ростом выручки и прочих доходов предприятия.

На предприятии продолжается сокращение численности персонала. За исследуемый период численность сократилась на 3 087 чел.

Динамика производительности труда представлена на рисунке 6.

 

 

Рисунок 6 - Динамика производительности труда ОАО «ММК» за 2013-2015 гг.

 

За исследуемый период производительность труда увеличилась на 6 541,6 тыс. руб./чел. вследствие увеличения выручки от реализации и сокращения среднесписочной численности работников.

Динамика фондоотдачи представлена на рисунке 7.

 

Рисунок 7 - Динамика фондоотдачи ОАО «ММК» за 2013-2015 гг.

 

Динамика фондоотдачи имеет положительную тенденцию, так за 2013-2015 гг. увеличение на 1,173 руб./руб. При условии снижения стоимости основных производственных фондов на 22 699 млн. руб., является свидетельством их эффективного использования.

Динамика коэффициента оборачиваемости оборотных средств представлена на рисунке 8.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился за исследуемый период на 1,468 руб./ руб. При условии повышения стоимости оборотных средств на 66 040 млн. руб., является свидетельством недостаточно эффективного их использования.

Динамика рентабельности оборота (продаж) представлена на рисунке 9.

Отметим, что уровень рентабельности продаж (оборота) увеличился до 22,9 % за 2015 г. Общее изменение – увеличение на 18,4 процентных пункта. Положительным фактором является такой рост показателя за исследуемый период, это свидетельствует об увеличении эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО «ММК».

 

Рисунок 8 - Динамика коэффициента оборачиваемости оборотных средств ОАО «ММК» за 2013-2015 гг.

 

Рисунок 9 - Динамика рентабельности продаж ОАО «ММК» за 2013-2015 гг.

 

Средняя заработная плата по комбинату имеет устойчивую тенденцию увеличения, так за 2013 г. средняя заработная плата работников ММК 42 471 руб., за 2014 г. 47 190 руб., за 2015 г. 51 756 руб. Общее увеличение 9 285 руб. или 21,9 %.

В 2006 г. были введены в эксплуатацию две крупнейшие в России электропечи суммарной годовой производительностью 4 млн. т стали, второй агрегат ковш-печь и новая слябовая МНЛЗ с вертикальным участком. Обновление агрегатов доводки для обеспечения подготовки стали к разливке, отвечающих современным требованиям, закончено в 2008 г., когда в ЭСПЦ ввели в эксплуатацию третий АКП.

Технология производства литой заготовки в ЭСПЦ включает передовые технологии выплавки стали, внепечной обработки и непрерывной разливки. Основные элементы технологии выплавки в ДСП:

- работа с загрузкой шихты на жидкий остаток от предыдущей плавки (5—15 %);

- возможность подачи в печь сыпучих материалов (извести, кокса, плавикового шпата) через отверстие в своде печи без отключения электроэнергии;

- работа электрических дуг со вспененным шлаком, который наводят путем вдувания порошковых углеродсодержащих материалов (как известно, вспененный шлак закрывает дуги, защищая стеновые панели от теплового излучения и улучшая усвоение энергии дуг ванной);

- выпуск металла из печи без шлака с помощью эркерного устройства;

- нагрев лома в период плавления комбинированными топливно-кислородными горелками;

- донная продувка ванны через продувочные пористые блоки;

- возможность работы печи как без жидкого чугуна (100% лома), так и с жидким чугуном (до 40 %).

Выплавку новой марки стали 12ХН освоили в электросталеплавильном цехе ОАО «ММК» в 2015 г.

На стане 370 сортового цеха прокатываются горячекатаные круги с требованиями ГОСТ 2590-2006/ГОСТ 10702-78. Затем они отгружаются в адрес ОАО «ММК-МЕТИЗ» (входит в Группу ММК) и после переработки поставляются конечным потребителям. Прокат из стали марки 12ХН в горячекатаном и калиброванном состоянии широко востребован предприятиями машиностроения.

Также в 2015 г. в соответствии с программой освоения новых марок стали в ЭСПЦ уже освоена марка 35ХГСА. Выплавка новых марок стали проводится в рамках работы по расширению сортамента высокомаржинальных видов продукции.

Таким образом, ОАО «ММК» сохраняет лидирующие позиции по поставкам металлопроката на российский рынок. Крупнейшими регионами сбыта ММК на внутреннем рынке остаются Урал и Поволжье. Объем поставок продукции ММК в Европу в 2015 г. снизился. Снижение отгрузки в страны Азии и Дальнего Востока объясняется ростом собственного производства в этих регионов. Анализ основных технико-экономических показателей за 2013-2015 гг. показывает, что в 2015 г. по сравнению с 2013 г. произошло снижение стоимости основных средств на 22 699 млн. руб., остатки оборотных средств увеличились на 66 040 млн. руб. Выручка от реализации за исследуемый период увеличилась на 89 473 млн. руб. тыс. руб., темп роста за 2014 г. составил 118,6 %, за 2015 г. 117,9 %. Себестоимость продаж за исследуемый период увеличилась на 22 618 млн. руб., темп роста за 2014 г. составил 105,8 %, за 2015 г. 105,5 %. Темп роста выручки от реализации опережает темп роста себестоимости продаж, что свидетельствует об эффективной политике ценообразования предприятия. Прибыль от продаж за исследуемый период увеличилась на 61 942. руб., что связано с опережающим темпа роста выручки над себестоимостью. Чистая прибыль за исследуемый период увеличилась на 87 124 млн. руб., с убытка 56 446 млн. руб. за 2013 г. до прибыли 30 678 млн. руб. за 2015 г. Это вызвано ростом выручки и прочих доходов предприятия. На предприятии продолжается сокращение численности персонала. За исследуемый период численность сократилась на 3 087 чел. За исследуемый период производительность труда увеличилась на 6 541,6 тыс. руб./чел. вследствие увеличения выручки от реализации и сокращения среднесписочной численности работников. Динамика фондоотдачи имеет положительную тенденцию, так за 2013-2015 гг. увеличение на 1,173 руб./руб. При условии снижения стоимости основных производственных фондов на 22 699 млн. руб., является свидетельством их эффективного использования. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился за исследуемый период на 1,468 руб./ руб. При условии повышения стоимости оборотных средств на 66 040 млн. руб., является свидетельством недостаточно эффективного их использования. Отметим, что уровень рентабельности продаж (оборота) увеличился до 22,9 % за 2015 г. Общее изменение – увеличение на 18,4 процентных пункта. Положительным фактором является такой рост показателя за исследуемый период, это свидетельствует об увеличении эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО «ММК». Средняя заработная плата по комбинату имеет устойчивую тенденцию увеличения, так за 2013 г. средняя заработная плата работников ММК 42 471 руб., за 2014 г. 47 190 руб., за 2015 г. 51 756 руб. Общее увеличение 9 285 руб. или 21,9 %. В 2006 г. были введены в эксплуатацию две крупнейшие в России электропечи суммарной годовой производительностью 4 млн. т стали, второй агрегат ковш-печь и новая слябовая МНЛЗ с вертикальным участком. Выплавку новых марок стали 12ХН, 35ХГСА  освоили в электросталеплавильном цехе ОАО «ММК» в 2015 г. Выплавка новых марок стали проводится в рамках работы по расширению сортамента высокомаржинальных видов продукции.

 

 

2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

 

Анализ структуры и динамики трудовых ресурсов ЭСПЦ представлен в таблице 9.

 

Таблица 9 - Состав и структура трудовых ресурсов ЭСПЦ за 2013-2015 гг.

Показатель

2013

2014

2015

± Δ

Структура, %

2013 2014 2015
Среднесписочная численность, в том числе 342 343 330 -12 100 100 100
руководители 40 42 39 -1 11,7 12,3 11,4
специалисты 83 63 58 -25 24,3 18,4 17,0
служащие 0 0 0 0 0,0 0,0 0,0
рабочие 219 238 233 14 64,0 69,6 68,1

 

Динамика численности персонала представлена на рисунке 10.

Численность персонала сократилась на 12 чел.

Наблюдаем, что категория «Служащие» в ЭСПЦ отсутствует.

 

Рисунок 10 - Динамика численности персонала ЭСПЦ за 2013-2015 гг.

 

Динамика численности персонала по категориям представлена на рисунке 11.

 

Рисунок 11 - Динамика численности персонала по категориям  ЭСПЦ  за  2013-2015 гг.

Количество руководителей  снизилось на 1 чел., количество специалистов сократилось на 25 чел. По сравнению с 2013 г. произошло увеличение численности категории рабочих на 14 чел.

Анализ трудовых ресурсов по возрасту представлен в таблице 10.

Категорию служащие не рассматриваем.

 

Таблица 10 - Возрастной состав ЭСПЦ за 2013-2015 гг.

Показатель

2013

2014

2015

± Δ

Структура, %

2013 2014 2015
Среднесписочная численность, в том числе 342 343 330 -12 100 100 100
До 20 лет 0 0 0 0 0,0 0,0 0,0
20-25 лет 37 37 35 -2 10,7 10,7 10,6
25-30 лет 65 64 62 -3 18,9 18,8 18,8
30-40 лет 119 120 113 -6 34,8 35,0 34,2
40-50 лет 79 78 73 -6 23,1 22,7 22,1
50-55 лет 18 20 24 6 5,3 5,8 7,3
55-60 лет 21 21 20 -1 6,2 6,0 6,1
Старше 60 лет 3 3 3 0 1,0 1,0 0,9

 

Динамика структуры возрастного состава за 2013-2015 гг. представлена на рисунке 12.

 

Рисунок 12 - Динамика структуры возрастного состава ЭСПЦ за 2013-2015 гг.

Анализ возрастного состава за 2013-2015 гг. говорит о том, что в ЭСПЦ больший удельный вес 35 %, персонал в возрасте 30-40 лет.

Наблюдается снижение удельного веса сотрудников пенсионного возраста (от 60 лет) на 0,1 %, но в абсолютном измерении изменения не наблюдается - 3 чел.

Можно сделать вывод, что структура возрастного состава персонала ЭСПЦ является оптимальной.

 

Анализ персонала по полу представлен в таблице 11.

 

Таблица 11 - Гендерный состав персонала ЭСПЦ за 2013-2015 гг.

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Руководители, чел. 40 0 42 0 39 0
Специалисты, чел. 81 2 61 2 56 2
Рабочие, чел. 208 11 227 11 222 11
Руководители, % 11,7 0,0 12,2 0,0 11,8 0,0
Специалисты, % 23,7 0,6 17,8 0,6 17,0 0,6
Рабочие, % 60,8 3,2 66,2 3,2 67,3 3,3

 

Динамика гендерного состава за 2013-2015 гг. представлена на рисунке 13.

 

 

Рисунок 13 - Динамика гендерного состава персонала ЭСПЦ за 2013-2015 гг.

Наблюдаем, что в ЭСПЦ в основном работают мужчины 96 %, женщин среди категории «Руководитель» нет.

Анализ персонала по образованию представлен в таблице 12.

 

Таблица 12 - Структура персонала ЭСПЦ по образованию за 2013-2015 гг.   

Показатель

Количество, чел.

Уд. вес, %

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Высшее образование 128 129 131 37,3 37,6 39,7
Среднее профессиональное (специалист среднего звена) 53 53 51 15,6 15,5 15,4
Среднее профессиональное (квалифицированный рабочий) 125 125 119 36,5 36,5 36,2
Среднее общее 23 23 21 6,8 6,7 6,5
Основное общее 13 13 7 3,8 3,7 2,2

 

Динамика персонала по образованию представлена на рисунке 14.

 

Рисунок 14 - Динамика персонала ЭСПЦ по образованию за 2013-2015 гг.

 

Наибольший удельный вес имеют работники со средне профессиональным (квалифицированный рабочий) образованием. Динамика сохраняется на протяжении исследуемого периода. Значительных изменений в структуре не наблюдается.

Положительным фактором является увеличение на 3 чел. работников с высшим образованием.

Таким образом, численность персонала сократилась на 12 чел. Наблюдаем, что категория «Служащие» в ЭСПЦ отсутствует. Количество руководителей снизилось на 1 чел., количество специалистов сократилось на 25 чел. По сравнению с 2013 г. произошло увеличение численности категории рабочих на 14 чел. Анализ возрастного состава за 2013-2015 гг. говорит о том, что в ЭСПЦ больший удельный вес 35 %, персонал в возрасте 30-40 лет. Наблюдается снижение удельного веса сотрудников пенсионного возраста (от 60 лет) на 0,1 %, но в абсолютном измерении изменения не наблюдается - 3 чел. Можно сделать вывод, что структура возрастного состава персонала ЭСПЦ является оптимальной. В ЭСПЦ в основном работают мужчины 96 %, женщин среди категории «Руководитель» нет. Наибольший удельный вес имеют работники со средне профессиональным (квалифицированный рабочий) образованием. Динамика сохраняется на протяжении исследуемого периода. Значительных изменений в структуре не наблюдается. Положительным фактором является увеличение на 3 чел. работников с высшим образованием.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.06 с.)