Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вместо заключения. За и против ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать. Жан деЛабрюейер. Характеры, или нравы нынешнего века Мода. Деспот, которого умные люди высмеивают и которому подчиняются. Амброз Вире. Словарь сатаны
Итак, рассмотрение нашего предмета завершено. Но завершено оно, конечно, только в этой книге, а не в науке вообще. Разумеется, автор не льстит себя надеждой, что ему удалось решить или даже поставить все проблемы, относящиеся к моде. Я попытался лишь предложить, иногда опираясь на высказанные ранее идеи и суждения, иногда полемизируя с ними, определенный набор понятий, типологий и объяснений, позволяющих, как мне кажется, глубже проникнуть в социальную сущность моды. Я хорошо себе представляю, что некоторых читателей, живущих в условиях дефицита и очередей, инфляции и дороговизны, в процессе чтения этой книги время от времени могло охватывать раздражение: "Что это за сказочную теорию моды развивает здесь автор?" Вполне понимаю этих читателей: ведь я такая же жертва очередей и инфляции, как и они. Конечно, тяжело обсуждать проблемы тепла, когда холодно, теоретизировать по поводу сытости в ситуации недоедания или же размышлять о свете, находясь в темноте. Но ведь без представления о тепле, сытости и свете прийти к ним невозможно, если только не рассчитывать на то, что кто-то к ним приведет. А в решении важных социальных проблем обществам и социальным группам всегда можно рассчитывать только на самих себя. Вот почему исследование моды не только не бесполезно, но и необходимо. Да, мода действует главным образом в обществах и группах, где имеется хоть какое-то изобилие, избыточность благ, материальных и духовных. Но ведь и обратное утверждение верно: изобилие существует там, где есть мода. Да и в условиях дефицита она все-таки так или иначе всегда пробивала себе дорогу. Мода, как я пытался показать в этой книге, вносит вклад и в ориентацию на человеческие потребности, и в стимулирование нововведений, и в контакты с другими обществами. Она выполняет ряд важных социальных функций. Не мода разрушила многие жизненно важные для нашего социального существования традиции, но она может способствовать их возрождению: ведь многие традиции возращаются сегодня в виде инноваций. Обращая наш взор к настоящему, мода помогает нам изживать две утопические временные ориентации: утопии "футуристские", ориентированные на отдаленное будущее, куда на протяжении многих десятилетий переносится решение насущных проблем, и утопии традиционалистские, утверждающие, что золотой век позади нас, и задача лишь в том, чтобы обеспечить его "второе пришествие". Главный принцип при ориентации на современность должен состоять, очевидно, в том, чтобы настоящее не отделяло прошлое от будущего, а служило мостом между ними.
Ориентация на моду будет означать, что экономика реально повернется лицом к человеку и его нуждам, что она станет динамичной и открытой для нововведений и контактов, что производство перестанет быть самоцелью, превратившись в средство удовлетворения человеческих потребностей. Нам сегодня необходимы новые взгляды на цели и средства социального развития. Необходимы новые критерии и способы социального отбора, благодаря которым социальная иерархия соответствовала бы иерархии нравственных, интеллектуальных, деловых, творческих достоинств людей, а не противоречила бы ей. Необходима, наконец, новая практическая мораль, прежде всего трудовая, без которой никакие реформы невозможны. Коренные преобразования в экономике, политике, культуре, происходящие в настоящее время в нашей стране, внушают надежду и оптимизм. Конечно, достижений пока немного, а трудностей впереди немало. Но ведь мы впервые за много-много лет пошли правильной дорогой, а, как гласит китайская народная мудрость, дорога в тысячу ли начинается с одного шага. В печати, в повседневной жизни мне встречается одно довольно распространенное возражение против исследований социальных процессов, теоретических в особенности, возражение, которое я бы назвал возражением с позиций мнимой деловитости. "Хватит слов, - говорят такие "деловые" люди. - Надо не говорить, а делать дело". Пустословие и расхождение слова и дела встречаются, к сожалению, на каждом шагу. Но заявления о том, что мы "слишком много говорим", иногда содержат в себе и намек на бессмысленность, ненужность науки и теории в социальных и человеческих делах, а это уже опасное заблуждение. Дело ведь не в том, что говорим мы слишком много, а в том, что говорим зачастую не то, что истинно, нравственно и полезно; что говорим не то, что думаем, и делаем не то, что говорим.
Широко известно, что нет ничего практичнее хорошей теории. И глубоко заблуждается тот, кто рассчитывает, что работа руками может заменить работу головой или что отсутствие хорошей теории обеспечит хорошую практику, когда все (молча!) налягут на "дело". Любовь к работе, умение работать - совсем не то же самое, что бездумность и безгласность. Такой взгляд на труд издавна присущ технобюрократическому сознанию, привыкшему видеть в обществе совокупность безвольных, бездумных и молчаливых исполнителей воли начальства. Низкая эффективность подобного рода работы продемонстрирована в истории бесчисленное множество раз. А ведь лишь эффективная работа не только ведет к изобилию, но и несет с собой мораль альтруизма и бескорыстия: для общества, как и для индивида, быть бессребреником при отсутствии серебра - невелика добродетель. И наконец, последнее. Читатель, жаждущий прямых ответов на прямо поставленные вопросы, может спросить: "Так вы за моду или против нее?" Отвечаю прямо, хотя вопрос считаю не только прямым, но и в значительной мере бессмысленным: "Я за моду, поскольку это реальное явление, выполняющее важные и нужные функции в обществе. Но это не значит, что все, что было или бывает в моде, мне нравится". Точно так же я отношусь и к обычаям, и к социальным институтам, и к социальным движениям. Я явственно слышу обращенные ко мне негодующие голоса решительных противников моды как таковой, суровых моралистов и строгих блюстителей хорошего вкуса: "Так вы что же, за изменчивое против неизменного, за преходящее против вечного?" Этим серьезным людям я отвечаю: "Если вы способны лицезреть вечность вне и помимо ее разнообразных повседневных воплощений, колебаний, изменений, напряжений, коллизий, из которых состоит реальная жизнь, то я желаю вам успеха в сохранении этой способности при условии, что она не будет мешать другим людям". Мы знаем, что вечность не существует вне отдельных временных отрезков: дней, недель, месяцев, лет и т.д. Так же происходит и с вечными ценностями, такими, как добро и любовь, свобода и справедливость, истина и красота. Они существуют не вопреки преходящим и изменчивым ценностям, а составляют их основание, в них проявляются, через них пробивают себе дорогу. Каждый человек так или иначе не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.005 с.) |