Раздел 1. Теоретические основы корпоративной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические основы корпоративной культуры



Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы корпоративной культуры

1.1 Теоретические основы формирования корпоративной культуры на предприятии

1.2 Состояние формирования корпоративной культуры на предприятиях Украины

1.3 Основные направления развития корпоративной культуры

Выводы по разделу 1

Раздел 2. Анализ эффективности формирования корпоративной культуры ток "судак"

2.1 Общая характеристика деятельности ТОК "Судак"

2.2 Анализ использования трудовых ресурсов ТОК "Судак"

2.3 Оценка влияния корпоративной культуры на результаты труда работников ТОК "Судак"

Выводы по разделу 2

Раздел 3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ток "Судак"

3.1 Трансформация корпоративной культуры ТОК "Судак" в целях повышения результативности труда персонала

3.2 Разработка проекта стандарта корпоративной культуры

Выводы по разделу 3

Раздел 4. Организация охраны труда в ток "судак"

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

В условиях развития рыночной экономики в Украине вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятия любой отраслевой принадлежности имеют особую актуальность. Предприятие как объект товарно-денежных отношений, обладающий экономической самостоятельностью и полностью отвечающий за результаты своей деятельности, должно сформировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Главный капитал любого предприятия - это люди, которые работают на нем, и забота о человеческих ресурсах, повышение квалификации и развитие профессиональных навыков персонала заслуживают наивысшего внимания. Вопрос профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала является объектом исследований отечественных и зарубежных экономистов, научных работников. В первую очередь следует отметить таких авторов опубликованных трудов: Верхоглядова Н.И., Вульфсон Б.Л., Полонский В.Г., Шило К.М., Томас Грис, Стефан Янгблат и др. Отдельные аспекты повышения квалификации специалистов сферы туризма были исследованы рядом авторов, таких как Арзуманов В.А., Герасимов Е.И., Джуэлл Л., Дубиненкова Е.Н., Егорычев Д.Е., Инюшкина С.И., Лебедева И.Ю., Панфилова А.П., Рожниковский Р.М., Стаут С., Стимсон Н., Хазова Л.В., Шендриков Д.А. и др. Объектом исследования в данной дипломной работе является ОАО Туристическо-оздоровительный комплекс "Судак".

Предмет исследования - корпоративная культура ОАО ТОК "Судак".

Цель дипломной работы - исследование применяемых форм и методов управления повышением квалификации персонала предприятия, основных направлений совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях сферы туризма; разработка предложений по обеспечению эффективного управления повышением корпоративной культуры ТОК "Судак".

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

) исследовать теоретические и методические вопросы управления повышением квалификации персонала предприятия;

) определить направлений развития системы повышения корпоративной культуры как элемента процесса управления персоналом предприятия;

) изучить внутренние и внешние факторы среды функционирования предприятия ТОК "Судак";

) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ТОК "Судак";

) дать оценку управленческих решений в области повышения корпоративной культуры ТОК "Судак";

5) разработать предложения по совершенствованию системы управления повышением корпоративной культуры ТОК "Судак".

Информационной базой для анализа деятельности предприятия являются данные статистической и бухгалтерской отчетности ТОК "Судак" за период 2010-2011 гг. Анализ ситуации в отрасли проведен с использованием вторичных источников информации (статистические данные Госкомстата Украины и Управления статистики в АРК, научные статьи специализированных газетах и журналах, монографии и др.).

Дипломная работа включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет _____ печатных страниц, в том числе 21 таблица, 16 рисунков и 7 приложений. Список использованной литературы содержит 43 источника.


Выводы по разделу 1

 

Сформулируем выводы, которые были сделаны в вышеизложенном материале.

.   Главными элементами корпоративной культуры, большинство авторов называет: человеческий фактор, лояльность работника к фирме, набор традиций, призванных укреплять внутреннюю структуру организации. Соответственно корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании.

2. Корпоративную культуру формирует поведение сотрудников, то есть культуру определяют те факторы, которые способны повлиять на поведение: прежде всего персональная и групповая мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения (сотрудник определяет, что является ценным для компании и какие нормы поведения тут приемлемы, исходя из того, что компания вознаграждает и за что наказывает).

.   Глобализация, острая конкуренция, необходимость поиска и эффективного внедрения инноваций определяют новые задачи и параметры функционирования корпоративной культуры. Условий, в которых сотрудники сами определяют, как их производственный потенциал может совместиться с целями корпорации и обрести формы сотрудничества.


Раздел 2. Анализ эффективности формирования корпоративной культуры ток "судак"

 

2.1 Общая характеристика деятельности ТОК "Судак"

 

Туристско-оздоровительный комплекс "Судак" был основан в 1948 г. как дом отдыха "Судак". В 1995 г. предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество - № свидетельства госрегистрации серия А01 №309288 от 23.01.1995 г. В 1998 г. открытое акционерное общество "Оздоровительный комплекс "Судак" преобразовано в открытое акционерное общество "Туристский-оздоровительный комплекс "Судак" (ТОК "Судак"), а 12.05.2011 г. была проведена перерегистрация организационно-правовой формы предприятия на частное акционерное общество.

Основное направление деятельности ТОК "Судак": предоставление медицинской помощи с использованием санаторно-курортного лечения и оздоровления. Общество занимается отельным и туристическим хозяйством, создает высококачественные условия для отдыха, организует экскурсии по Крыму и развлекательные мероприятия на территории комплекса.

Адрес ТОК "Судак": АР Крым, г. Судак, ул. Ленина, 89.

Среднесписочная численность персонала в 2011 г. составила 575 чел., фонд оплаты труда штатных работников - 12996,6 тыс. грн.

В настоящее время ТОК "Судак" - это современная престижная здравница Украины на 1084 мест, работающая круглый год, развитая лечебно-оздоровительная база, известный центр конгрессного туризма.

ТОК "Судак" находится на юго-восточном побережье Крыма, в г. Судак, на территории парка-памятника садово-паркового искусства, площадью 18 га. В парке собрана коллекция из 300 видов растений, многие из которых занесены в Красную Книгу. Украшением парка служат ландшафтные ансамбли и декоративные бассейны с фонтанами, каскадами, мостиком, гротами и островком влюбленных.

ТОК "Судак" относится к курортным учреждениям и имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

Услуги по организации перевозок;

Деятельность санаторно-курортных организаций;

Медицинская практика.

Медицинский профиль здравницы - заболевания органов дыхания, кожи, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта. В курсе лечебных процедур применяется единственная в Украине, уникальная минеральная сульфатно-гидрокарбонатная вода из местного источника, обладающая богатым многовекторным спектром терапевтического воздействия.

Лечебная база включает в себя:

·   бювет с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой, рекомендуемой для питьевого лечения при заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, хронических заболеваний кишечника;

·         ингаляционная терапия;

·         аппаратная физиотерапия (гальванизация, лекарственный электрофорез, амплипульсотерапия, дарсонвализация, УВЧ-терапия, СВЧ-терапия, ультразвуковая терапия, светолечение видимым и ультрафиолетовым излучением);

·   функциональная диагностика (электрокардиография, исследование центральной и периферической гемодинамики);

·         неотложная медицинская помощь

·         водолечение (лечебные души, ванны с минеральной сероводородной водой, экстрактами хвои, шалфея, лаванды, полыни лимонной и др.), гидромассаж;

·         теплолечение (озокеритотерапия и парафинолечение);

·         стоматология (пломбирование композитными материалами и фотополимерами, зубопротезирование), ирригация десен морской водой;

·   лечебный массаж.

Опытные врачи составляют оздоровительные процедуры из числа разнообразных медицинские услуг: ингаляционная, лазеро-, физио-, гидротерапия, функциональная диагностика, тепло-, свето - и гальваногрязелечение, лечебный массаж, иглорефлексотерапия, механическая терапия с применением оборудования Hi-Master, Breeze azmer, NobleRex 101; стоматологическая помощь.

Двенадцать корпусов ТОК Судак располагают 1084 одно - и двухкомнатными номерами различной комфортности.

Корпус административный (4 этажа, 55 мест, 250 м до пляжа): 1-2-местные номера, 2-местные 2-комнатные номера. 1,2 этажи - лечебное отделение; 3,4 этажи - номерной фонд.

Корпус № 2 (5 этажей, лифт, 250 мест, 100 м до пляжа): 1-2-местные номера, 2-местные 2-комнатные номера.

Корпус № 3: 2-местные 2-комнатные номера "люкс".

Корпус № 4 (3 этажа, 140 мест, 60 м до пляжа): 1-2-местные номера, 2-местные 2-комнатные номера. Полностью реконструирован в 2011 г., все номера после ремонта.

Корпус № 5 (5 этажей, 180 мест, 50 м до пляжа): 2-местные 2-комнатные номера.

Корпус № 6 (8 этажей, лифт, 390 мест, 200 м до пляжа): 2-местные 1-2-комнатные номера.

Корпуса № 7 (2 этажа, лифт, 26 мест, 250 м до пляжа): 2-местные номера.

Корпус № 10 (3 этажа, 8 мест, 50 м до пляжа): 2-местные 3-комнатные номера.

ТОК "Судак" - лидер в сфере научного, делового и спортивного туризма. Здесь созданы все условия для проведения широкомасштабных и локальных конференций, симпозиумов, съездов, корпоративных встреч: конференц-залы (180, 200, 250 мест), зал "Содружество" (60 мест), крытый летний киноконцертный зал (1800 мест), клуб (600 мест), лекционные аудитории и классы, медиаоборудование, аудиоаппаратура, подключение к Интернету, выставочные площади, компактная охраняемая территория, трансфер.

На основе результатов анализа факторов макро - и микросреды функционирования ТОК "Судак" был проведен SWOT-анализ (рис. 2.1).

 

Сильные стороны Наличие собственной лечебной базы, в т. ч. бювет с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой Наличие номеров класса "люкс" Развитая инфраструктура Предоставление услуг конгрессного туризма Высокая квалификация персонала Слабые стороны Низкий уровень комфортности части номерного фонда Недостаточное использование рекламы для продвижения санаторно-курортных услуг Недостаточно высокий уровень обслуживания клиентов
Возможности Выход на новые региональные и зарубежные рынки Развитие (улучшение) экономической ситуации в регионе и в стране в целом Увеличение платежеспособного спроса населения Реализация программ органов регионального и местного управления по развитию курорта Судак Угрозы Появление новых конкурентов и/или активизация деятельности существующих Инвестиционная политика государства, сдерживающая развитие рекреационного комплекса АР Крым Снижение темпов развития экономики

Рис. 2.1 Матрица SWOT-анализа

 

ТОК "Судак" обладает хорошо развитой инфраструктурой. На территории здравницы имеется: крытый плавательный бассейн с морской водой (четыре дорожки по 25 м.), тренажерный зал, спортивные площадки, теннисные корты, биллиардная, летний кино-концертный комплекс, кинотеатр, бизнес-центр, конференц-зал, библиотека, дискотека, косметический кабинет, парикмахерская, бары, рестораны "Шелковый путь", "Консул", "Фортеция", кафе "Зимнее", "Южанка", кофейня, оладийная, охраняемая автостоянка.

Собственный, мелкогалечный пляж ТОК "Судак", протяженностью 550 м, оборудован шезлонгами, зонтами, теневыми навесами, душем.

ТОК "Судак" - победитель Республиканских конкурсов "Крымская жемчужина" и потребительского рейтинга "100 лучших здравниц Крыма". Обладатель диплома "Лучший туристско-оздоровительный комплекс Украины".

Для исследуемого предприятия принципиальным является необходимость защищать свою позицию на рынке за счет более глубокого проникновения на рынок; предложения новых или улучшенных услуг; расширения рынка за счет выхода на новые региональные и зарубежные рынки.

Характеристика конкурентной среды. Основной конкурент ТОК "Судак" - Санаторий министерства обороны Украины на 1100 мест в г. Судак.

Медицинский профиль санатория министерства обороны Украины: системы кровообращение, органов дыхания не туберкулезного характера, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний.

Санаторий министерства обороны Украины обладает уникальной лечебно-диагностической базой. В двух корпусах размещаются отделения: физиотерапевтическое; функциональной диагностики; лабораторное; водогрязелечения; психотерапевтическое; стоматологическое; рентген; гинекологический и др. Широко используется климатолечение, морские, углекислотные и кислородные ванны, лечебные души, физкультура и массаж, лечение феодосийской минеральной водой, грязелечение с использованием целебных сакских грязей (озера Чокрак). Здравница располагает лодочной станцией, плавательным бассейном, отделением физкультуры, спортзалом для занятий зимой, летней спортивной базой с пятью теннисными кортами, силовыми тренажерами, волейбольными площадками. В распоряжении отдыхающих зимний клуб и летний кинотеатр.

К наиболее значимым конкурентным преимуществам ТОК "Судак", можно отнести: наличие высоко комфортабельных современных номеров класса "люкс", более развитую инфраструктуру, предоставление услуг конгрессного туризма, а также наличие бювета с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой, которая используется для лечения желудочно-кишечного тракта.

К конкурентным преимуществам Санатория министерства обороны Украины можно отнести более развитую лечебно-диагностическую базу, возможность лечения системы кровообращения и гинекологических заболеваний.

Тактика реализации услуг. В структуре собственной реализации путевок выделяются две большие группы оптовых покупателей: внебюджетные фонды - 29-37% и промышленные предприятия - 28-38%. Туристические агентства пока обеспечивают 7-14% объема сбыта, при этом доля продаж лечения розничным покупателям очень невысока. Остальную долю составляет продажа санаторно-курортных услуг по обращаемости на месте.

Предприятие также широко применяет различные рекламные мероприятия для стимулирования объема продаж путевок, как на локальном, так и на региональном и международном рынках сбыта. С этой целью ТОК "Судак" размещает свою рекламу на телевидении и других средствах массовой информации, выпускает рекламные буклеты, брошюры и т.д. В целях рекламы ТОК "Судак" использует свой фирменный сайт.

Организационная структура управления. Частное акционерное общество "ТОК "Судак" является юридическим лицом со дня его государственной регистрации, осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с действующим законодательством Украины, АРК и Уставом Общества [36]. Общество ведет самостоятельный баланс, имеет расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, имеет фирменное наименование, знак для товаров и услуг, эмблему, фирменные бланки, штампы и печать со своим наименованием. Общество несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества в соответствии с действующим законодательством.

ТОК "Судак" имеет право планировать свою деятельность, определять стратегию и основные направления своего развития; совершать сделки, заключать соглашения (контракты), предусмотренные действующим законодательством Украины, в т. ч. соглашения купли-продажи, подряда, страхования имущества, перевозки, залога, хранения, мены, аренды, займа, поручения, комиссии и др.; приобретать имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Акционерами Общества являются юридические и физические лица, обладающие правом собственности на акции Общества.

Величина уставного капитала ТОК "Судак" составила 15 131 тыс. грн. на конец 2011 г. Уставный капитал общества оплачен в полном объеме и разделен на 60522,4 тыс. шт. простых именных акций номинальной стоимостью 0,25 грн. каждая. Собственниками акций являются юридическое лицо - резидент Украины (ООО "Торговый дом "Судак" - 99,61% уставного капитала) и 86 физических лиц (0,39 % уставного капитала) как резиденты, так и нерезиденты Украины, которые получили право собственности на акции в процессе приватизации или на вторичном рынке ценных бумаг. Частное акционерное общество может осуществлять только частное размещение акций.

Имущество Общества складывается из основных фондов и оборотных средств, а также ценностей, стоимость которых отражена в балансе Общества.

Управление Обществом осуществляют:

· Общее собрание акционеров;

· Наблюдательный совет;

· Правление Общества;

· Ревизионная комиссия.

Высшим органом управления является общее собрание акционеров Общества. Исполнительным органом Общества, который осуществляет руководство его текущей деятельности, является Правление. Правление избирается Общим собранием акционеров в составе семи членов на срок 5 лет. В состав Правления входят: председатель Правления, заместитель председателя Правления, члены Правления, главный бухгалтер. К компетенции Правления относятся все вопросы деятельности Общества, кроме тех, которые в соответствии с действующим законодательством, Уставом Общества или решением Общего собрания акционеров Общества отнесены к компетенции иного органа управления 36.

Председатель Правления определяет основные направления социально-экономического развития предприятия; устанавливает порядок распределения прибыли, получаемой в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия; устанавливает порядок образования и использования основных фондов. Для осуществления текущего руководства деятельностью комплекса Председатель правления назначает главного врача ТОК "Судак", с которым заключается контракт. Председатель Правления передает часть своих полномочий в компетенцию Главного врача комплекса на основании доверенности, выданной на три года и нотариально заверенной. Главный врач комплекса непосредственно подчиняется Председателю Правления, обеспечивает общее руководство коллективом и берет на себя решение принципиальных производственных задач, связанных с выбором портфеля заказов. Он же ведет оперативное управление предприятием. При решении этих задач руководитель при необходимости привлекает и других специалистов, поручая им выполнение конкретных заданий.

В пределах своих полномочий главный врач издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников, поощряет и делает взыскания, утверждает Положение о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие регламентирующие документы. Главный врач осуществляет также управление денежными средствами, распоряжается кредитами в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Главный врач действует от имени и по поручению предприятия, представляет его интересы во всех государственных органах, на отечественных и иностранных предприятиях, учреждениях и организациях, заключает договора, выдает доверенности, открывает в органах Государственного Казначейства Украины регистрационные и другие счета, пользуется правом первой подписи на финансовых, банковских и других документах. В пределах установленного фонда оплаты труда и граничной численности работающих главный врач ТОК "Судак" имеет право определять штатное расписание структурных подразделений и подавать его на утверждение в установленном порядке.

Решения по социально-экономическим вопросам, которые касаются деятельности предприятия, принимаются главным врачом с участием трудового коллектива или уполномоченных трудовым коллективом органов и отражаются в коллективном договоре. Коллективным договором также регулируются вопросы охраны труда, производственные и трудовые отношения трудового коллектива с администрацией санатория.

Руководители структурных подразделений - заместители главного врача - владеют всей ситуацией в своем отделе или службе в целом и являются связующим звеном с другими подразделениями организации и подчиняются непосредственно главному врачу ТОК "Судак". Каждый заместитель формирует в своем подразделении систему контроля, структуру подчиненности или иерархии и систему указаний.

Заместитель главного врача по технической части занимается обеспечением предприятия инвентарем и оборудованием, комплектацией материалов и т.п., следит за выполнением хозяйственной деятельности предприятия.

Заместитель главного врача по медицинской части обеспечивает эффективную работу медицинской службы по оздоровлению и предупреждения заболеваний отдыхающих.

Главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела - подчиняется главному врачу ТОК "Судак" и, наряду с ним, несет ответственность за состояние финансового хозяйства, обеспечение денежными средствами потребностей комплекса, своевременное выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Отвечает за сохранность вверенных ему денежных средств и ценностей, правильную постановку и достоверность бухгалтерского и финансового учета и отчетности, за законное экономическое и целесообразное расходование денежных средств должностными лицами санатория, соблюдением финансовой и штатно-тарифной дисциплины.

Главному врачу ТОК "Судак" подчинены также отдел кадров, инженер по охране труда и технике безопасности, зав. отделом культмассовой работы.

Ко всем работникам аппарата управления ТОК "Судак" предъявляются такие квалификационные требования, как высшее экономическое, инженерно-экономическое, юридическое или техническое образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Работники управляемой подструктуры должны иметь высшее образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование и стаж работы по своей специальности не менее 3 лет.

Организационная структура ТОК "Судак" представлена в Приложении А.

Таким образом, частное акционерное общество ТОК "Судак" - это современная здравница Украины на 1084 мест, работающая круглый год, развитая лечебно-оздоровительная база, известный центр конгрессного туризма. Среднесписочная численность штатного персонала в 2011 г. составила 575 чел.

Адрес ТОК "Судак": АР Крым, г. Судак, ул. Ленина, 89.

Медицинский профиль здравницы - заболевания органов дыхания, кожи, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта.

Конкурентными преимуществами ТОК "Судак" являются: высоко комфортабельные номера класса "люкс", развитая инфраструктура, предоставление услуг конгрессного туризма, а также наличие бювета с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой, которая используется для лечения желудочно-кишечного тракта.

2.2 Анализ использования трудовых ресурсов ТОК "Судак"

 

А) Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. От обеспеченности санаторно-курортного учреждения трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем, своевременность и качество предоставленных услуг, эффективность использования медицинского оборудования, себестоимость услуг, прибыль и ряд других экономических показателей.

Проведем анализ обеспеченности ТОК "Судак" трудовыми ресурсами. Для этого фактическую среднесписочную численность работников в целом и по отдельным категориям необходимо сравнить с данными предыдущих периодов, найти абсолютное отклонение и определить причины изменения количества трудовых ресурсов. Результаты анализа за 2010-2011 гг. указаны в табл. 2.1.

 


Таблица 2.1

Среднесписочная численность персонала ТОК "Судак"

Показатели

Годы

Отклонение

  2010 г. 2011 г. абс. Тр, %
Весь персонал предприятия 601 589 -12 98,0
Производственный персонал 585 575 -10 98,3
в том числе:        
 - работники обслуги 481 478 -3 99,4
 - руководители, профессионалы и специалисты 56 53 -3 94,6
 - технические служащие 48 44 -4 91,7
Персонал, занятый в непроизводственной сфере 16 14 -2 87,5

 

Данные табл. 2.1 показывают, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается сокращение среднесписочной численности персонала ТОК "Судак", как в целом, так и по отдельным категориям работников. Общая численность персонала сократилась на 12 чел. или на 2 % (98-100), в том числе, производственный персонал - на 10 чел., работники обслуги и технические служащие на 7 чел., руководители, профессионалы и специалисты - на 3 чел.

Б) Анализ структуры персонала

Результаты анализа структуры персонала ТОК "Судак" за 2010-2011 гг. представлены в табл. 2.2, графическая интерпретация структуры персонала в 2011 г. показана на рис. 2.2.

 

Таблица 2.2

Структура численности персонала ТОК "Судак", чел.

Показатели

Значение показателя

Структура, %

  2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
Весь персонал предприятия 601 589 100,0 100,0
Производственный персонал 585 575 97,3 97,6
в том числе:        
 - работники обслуги 481 478 80,0 81,2
 - руководители, профессионалы и специалисты 56 53 9,3 9,0
 - технические служащие 48 44 8,0 7,5
Персонал, занятый в непроизводственной сфере 16 14 2,7 2,4

 

Рис. 2.2 Структура персонала ТОК "Судак" в 2011 г.

 

Данные табл. 2.2 показывают, что в 2010-2011 гг. в структуре персонала ТОК "Судак" наибольший удельный вес составляет производственный персонал. В динамике доля производственного персонала незначительно увеличилась с 97,3 % до 97,6 %. При этом, доля работников обслуги возросла на 1,2 % (81,2-80,0), а удельный вес остальных категорий работников сократился, что можно оценить положительно.

Для характеристики движения рабочей силы ТОК "Судак" рассчитаем следующие показатели за 2012 г.:

а) коэффициент оборота по приему:

 

 Количество принятых на работу

= - -------------------------------------------------- - (2.1)

Среднесписочная численность работников  

252

= - ---- - *100 = 43,8 %

575  

 

б) коэффициент оборота по выбытию:

 

Количество выбывших

= - ----------------------------------------------------- - (2.2)

Среднесписочная численность работников  

262

= - ---- - *100 = 45,6 %

575  

 

в) коэффициент текучести (К тек):

 

 Выбыло по собственному желанию и за нарушение дисциплины

= - ---------------------------------------------------------------------------- - (2.3)

Среднесписочная численность работников  

 

Коэффициент текучести равен коэффициенту оборота по выбытию т.к. все увольнения работников были связаны с увольнением по собственному желанию и с увольнением по инициативе администрации (К тек = 45,6 %).

Результаты анализа показывают, что на предприятии ТОК "Судак" присутствует высокий уровень движения кадров, обусловленный спецификой работы санаторно-курортного учреждения, имеющей сезонный характер.

В) Анализ использования фонда рабочего времени

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период, а так же по степени использования фонда рабочего времени (табл.2.3).

Фонд рабочего времени зависит от численности персонала (ЧР), количества отработанных дней одним работником за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):

 

ФРВ = ЧР*Д*П (2.4)

 


Таблица 2.3

Использование трудовых ресурсов ТОК "Судак" в 2011 г.

Показатели План Факт Изменение, +/-
       
1. Среднесписочная численность производственного персонала, (ЧР), чел. 585 575 -10
2. Среднесписочная численность аппарата управления, чел. 56 53 -3
3. Отработано за год одним работником: дней (Д) часов (Ч)  198 1415,7  205 1537,5  7 121,8
4. Средняя продолжительность рабочего дня (П), час: 7,15 7,50 0,35
5. Фонд рабочего времени (ФРВ), чел-ч. 828184,5 884062,5 55878,0

 

В ТОК "Судак" фактический фонд рабочего времени больше планового на 55878 чел-ч. Влияние факторов на его изменение можно установить способом абсолютных разниц:

 

DФРВ чр = (ЧР ф - ЧР пл) * Д пл * П пл

DФРВ чр = (575 - 585) *198* 7,15 = - 14157,0 чел-ч.

DФРВ д = (Д ф - Д пл) * ЧР ф * П пл

DФРВ д = (205 - 198) *575* 7,15 = 28778,75 чел-ч.

DФРВ п = (П ф - П пл) * ЧР ф * Д ф

DФРВ п = (7,5 - 7,15) *884* 205 = 41256,25 чел-ч.

 

Всего, за счет изменения всех факторов: DФРВ = 55878 чел-ч.

Таким образом, в 2011 г. за счет изменения численности персонала ТОК "Судак" фонд рабочего времени уменьшился на 14157 чел-ч., за счет увеличения количества отработанных дней - вырос на 28778,75 чел-ч., за счет увеличения продолжительности рабочего дня - вырос на 41256,25 чел-ч.

Для более полного представления об использовании персонала определяются следующие показатели: фактический, табельный и максимально-возможный фонды рабочего времени, относительные показатели использования фонда рабочего времени [29].

На основании данных ф. № 3-ПВ статистической отчетности за 2011 г. определяется фактический фонд рабочего времени (ФРВ) - 884063 чел-ч.

Максимально-возможный ФРВ = Фактический ФРВ + Неявки на работу

 

Максимально-возможный ФРВ = 884063 + 17681 = 901744 чел-ч.

Табельный ФРВ = Максимально возможный ФРВ + Очередные отпуска

Табельный ФРВ = 901744 + 44203 = 945947 чел-ч.

 

Определим коэффициенты использования ФРВ:

а) табельный:

 

К исп. таб = Фактический ФРВ/Табельный ФРВ

К исп. таб = 884063/945947 *100 = 93 %

 

б) максимально-возможный:

 

К исп. макс = Фактический ФРВ / Максимально-возможный ФРВ

К исп. макс = 884063/901744 *100 = 98 %

 

Результаты расчетов показывают, что в 2011 г. ТОК "Судак" имел высокие показатели по использованию фонда рабочего времени, несмотря на сезонный характер работы комплекса. Потери рабочего времени в составе максимально-возможного ФРВ составили 2 % (98-100), в составе табельного ФРВ - 7 % (93-100).

Г) Анализ производительности труда

Для оценки уровня производительности труда используется показатель среднегодовой выработки санаторно-курортных услуг в денежном выражении одним работником ТОК "Судак".

Его величина зависит от выработки услуг одним работником, относящимся к обслуживающему персоналу, удельного веса персонала в общей численности работников, а так же от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня (табл.2.4.):

 

СГВ = УД*Д*П*ЧВ (2.5)

 

Таблица 2.4

Исходные данные для факторного анализа среднегодовой выработки

Показатели План Факт Изменение, +/-
       
1. Объем реализации услуг, тыс. грн. 48034 53931 5897,0
2. Среднесписочная численность: всех работников (ЧР); работников обслуги. 585 481 575 478 -10 3
3. Удельный вес работников обслуги в общей численности работников (УД), % 82,2 83,1 0,9
4. Отработано одним работником за год (Д), дней 198 205 7
5. Средняя продолжительность рабочего дня, час 7,15 7,50 0,35
6. Общее количество отработанного времени:      
 - всеми работниками (Т), чел-час, 828184,5 884062,5 55878,0
 - одним работником, час. 1415,7 1537,5 121,8
7. Среднегодовая выработка, тыс. грн. /чел. одного работающего; одного работника обслуги (СГВ).  82,1 99,9  93,8 112,8  11,7 12,9
8. Среднедневная выработка работника обслуги (ДВ), тыс. грн. /чел. 0,504 0,550 0,046
9. Среднечасовая выработка работника обслуги (ЧВ), тыс. грн. /чел 0,0705 0,0733 0,0028

 

Расчет влияния данных факторов на изменение уровня среднегодовой выработки одного работника произведем способом абсолютных разниц.

Изменение среднегодовой выработки за счет изменения следующих факторов:

) доли работников обслуги в общей численности работников:

 

DСГВ уд = DУД * СГВ пл = 0,009 * 99,9 = 0,907 тыс. грн/чел.

 

)   количества отработанных дней одним работником за год:

 

DСГВ д = DД * УД ф * ДВ пл = 7*0,831*0,504 = 2,935 тыс. грн/ чел.

 

)   продолжительности рабочего дня:

 

DСГВ п = УД ф * Д ф * DП * ЧВ пл

DСГВ п = 0,831*205*0,35*0,0705 = 4, 207 тыс. грн/чел.

 

)   среднечасовой выработки работника обслуги:

 

DСГВ чв = УД ф * Д ф * П ф * DЧВ

DСГВ чв = 0,831*205*7,5*0,0028 = 3,634 тыс. грн/чел.

 

Всего, за счет изменения всех факторов: DСГВ = 11,684 тыс. грн/чел.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отчетном периоде уровень среднегодовой выработки одного работника ТОК "Судак" увеличился на 11,684 тыс. грн/чел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.16 с.)