Принятие поправок к Конституции РФ. Дискуссии О возможности изменения Конституции РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие поправок к Конституции РФ. Дискуссии О возможности изменения Конституции РФ.



Механизм принятия поправок к Конституции РФ определен Главой 9 Конституции РФ. Так, согласно установленному механизму, поправки к

главам 3-8 Конституции РФ принимаются согласно процедуре принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее субъектов РФ. Для глав 1,2,9 Конституцией РФ установлен особый механизм пересмотра. В случае, если предложение о пересмотре указанных глав будет поддержано голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ, будет созвано Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, принимаемый голосов Конституционного Собрания или выносимый на всенародное голосование[17]. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в голосовании приняло более половины всех избирателей.

Правом внесения предложений о поправках в Конституцию РФ и её пересмотру обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ и группа, включающая в свой состав не менее членов Совета Федерации РФ или депутатов Государственной Думы РФ.

Прибегнуть к процедуре внесения поправок в действующую Конституцию РФ приходилось не раз. Неоднократно вносились поправки в связи с переименованием субъектов Российской Федерации, однако наиболее значимые, вызвавшие бурную общественную дискуссию поправки были приняты в 2008, 2014 и 2020 годах.

Поправки 2008 года были предложены Президентом РФ Дмитрием Медведевым в его Послании к Федеральному Собранию. Изменения коснулись увеличения сроков полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет, и

Государственной Думы РФ с 4 до 5 лет. Поправки были приняты в ускоренном порядке, и 21 января 2009 года после официального опубликования в Российской газете вступили в силу[18].

Поправки 2014 года коснулись судебной системы, а также изменения количества субъектов РФ в связи с включением в состав РФ Республики Крым.

Основным содержанием судебной реформы стало упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, роспуск действующего на тот момент состава Верховного Суда РФ и создание единой высшей судебной инстанции – Верховного Суда РФ.

В частности, из Конституции РФ было исключено упоминание о

ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты. Также из Конституции РФ было исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства стала идти речь только о процессуальном законодательстве.

При этом сама же система арбитражных судов сохранилась с тем отличием, что возглавлять ее стал ВС РФ[19].

16 марта 2014 года на территории Республики Крым был проведен референдум о присоединении Крыма к России. По результатам референдума стало ясно, большинство населения полуострова выступило за вступление Крыма в состав РФ. 17 марта 2014 года была провозглашена независимая Республика Крым, которая 18 марта подписала с Россией договор о вхождении в состав РФ. В связи с этим 20 марта 2014 года Государственной Думой РФ был принят No 6-ФКЗ "О принятии в

Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесший соответствующие изменения в ст. 65 Конституции РФ.

Поправки 2020 года были предложены Президентом РФ В.В. Путиным в его послании Федеральному Собранию. Затем поправки были приняты в качестве No 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14.03.2020, после чего вынесены на общероссийское голосование. По итогам голосования Президентом РФ был подписан Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»[20], вступивший в силу 4 июля 2020 года.

Принятые поправки были внесены в Главы 3-8 Конституции РФ и коснулись целого ряда аспектов Конституционного строя РФ. Всего было принято 206 поправок, касающихся полномочий Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ, местного самоуправления, судебной системы, а также поправки в области исторических и семейных ценностей.

Процесс принятия поправок 2020 года вызвал бурную реакцию в обществе. Связано это было как с непосредственно с содержанием поправок, так и с процедурой их принятия. Так, 15 марта 2020 года на сайте радиостанции «Эхо Москвы» было размещено открытое письмо к гражданам России профессиональных юристов, учёных, журналистов и писателей, которые призвали «не допустить конституционный кризис и антиконституционный переворот»[21]. В письме указывалось, что внесение в качестве поправки в статью 81 Конституции РФ пункта 31, обнуляющего сроки действующего и действовавшего президентов,

противоречит определению Конституционного Суда от 5 ноября 1998 г., указавшего на недопустимость манипуляций с исчислением президентских сроков[22], а также вступает в прямое противоречие с принципами равенства перед законом и равенства прав и свобод, установленными статьей

19 Конституции РФ. Кроме того, общественные деятели выразили глубокую обеспокоенность, тем фактом, что принимаемые поправки вступают в противоречие с положениями статей 1,2,9 Конституции РФ, и выразили глубокую озабоченность «грубым нарушением порядка принятия поправок к Конституции»[23].

Подобные тезисы также прозвучали в открытом письме депутатов муниципальных образований и региональных парламентов из 26 субъектов страны[24], и в ряде парламентов субъектов РФ[25]. Оппозиционными деятелями и муниципальными депутатами г. Москвы была запущена общественная компания «НЕТ!», в рамках которой прошло несколько пикетов и митингов в Москве и регионах, на которых звучали призывы против изменения Конституции РФ[26][27].

Можно предположить, что бурная реакция на поправки в Конституцию 2020 года была вызвана не только их характером и особенностями процедуры принятия, но и тем фактом, что на протяжение многих лет сама

Конституция РФ оставалась предметом и результатом дискуссий.

После принятия на всенародном голосовании Конституция РФ была подвергнута критике со стороны КПРФ и объявлена «антинародной». Главным тезисом коммунистов, касавшимся Конституции РФ 1993 было то, что она была введена в нарушение закона о референдуме, принятого

ВС РСФСР. Однако, призывов к созыву Конституционного Собрания и принятия новой Конституции из уст депутатов КПРФ так и не прозвучало[28].

Со временем, критика Конституции РФ вернулась в общественно-политический дискурс, и в разное время предлагалось как принять отдельные поправки, так и рассмотреть проекты новой Конституции РФ.

Наиболее широкую известность получили проекты Конституции от партии «Яблоко», проект Е.М. Примакова, проект фонда ИНДЕМ, а также проект «Русской Конституции» А.Н. Савостьянова, который якобы был составлен юристами ИГП РАН и МГУ[29]. Каждый проект предлагал свои конфигурации государственно-политического устройства РФ, распределения полномочий между государственной власти, федеральным центром и субъектами, порядка проведения выборов и условий политической конкуренции.

В 2018 году спикер Государственной Думы В.В. Володин выступил с предложением «проанализировать, насколько нормы Конституции соответствуют вызовам современности»[30]. В том же году Председатель КС РФ В.Д. Зорькин заявил о недостатках действовавшей Конституции РФ, в частности об отсутствии баланса в системе сдержек и противовесов и крене в сторону исполнительной власти. Он также выступил за внесение точечных изменений[31].

Годом позже Президент РФ В. В. Путин высказал тезис о том, что Конституция РФ – «не закостенелая правовая конструкция, а живой развивающийся организм»[32]. Тогда же Фонд «Общественное мнение» провел опрос на тему отношения граждан России к Конституции, который продемонстрировал, что половина респондентов (47%) считают: Основной

закон не определяет жизнь в стране. 68% опрошенных ответили, что Конституцию нужно пересмотреть[33].

[1] Статьи 3,4 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" (Дата обращения 25.10.2020)

[2] Статья 111 "Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (Дата обращения 25.10.2020)

[3] Статья 111 "Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (Дата обращения 25.10.2020)

[4] Там же

[5] Там же

[6] Ч.1, ст. 4 No 390-ФЗ "О безопасности" от 28.12.2010 (Дата обращения 25.10.2020)

[7] Там же

[8] Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (Дата обращения 25.10.2020)

[9] Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о

территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" (Дата обращения 25.10.2020)

[10] Ст.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О федеральной службе безопасности" (Дата обращения 25.10.2020)

[11] Указ Президента РФ от 16.08.2004 No 1082 (ред. от 06.10.2020) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Дата обращения 25.10.2020)

[12] Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. (Дата обращения 25.10.2020)

[13] Указ Президента РФ «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» от 29 июля 2011 г. (Дата обращения 25.10.2020)

[14] Ч.2, ст.1 No 2202-1-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992. (Дата обращения 25.10.2020)

[15] ФАПСИ РАЗДЕЛИЛИ НА ТРОИХ. Московский комсомолец. //
URL.: http://www.fsb.ru/fsb/smi/overview/single.htm%21id%3D10342408%40fsbSmi.html

(Дата обращения 25.10.2020)

[16] Ст. 33 No 342-ФЗ от 30.11.2011 (ред. от 31.07.2020) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 30.11.2011. // URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/23a1159ff1168f178b636a5cf78 31e3de26a2a47/ (Дата обращения 25.10.2020)

[17] Стоит отметить, что за 27 лет существования Конституции РФ 1993 года, федеральный конституционный закон, регулирующий работу Конституционного Собрания так и не был принят. Проект Федерального конституционного закона No 874565-6 "О конституционном собрании Российской Федерации" вносился в Государственную Думу РФ по меньшей мере шесть раз, но так и не был принят.

[18] Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета от 21 января 2009 года. // URL.: https://rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (Дата обращения 25.10.2020)

[19] No 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 5 февраля 2014 г. (Дата обращения 25.10.2020)

[20] Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» // URL.: http://kremlin.ru/acts/news/63598 (Дата обращения 25.10.2020)

[21] Не допустить конституционный кризис и антиконституционный переворот. Обращение ученых, писателей и журналистов к гражданам России. Радиостанция «Эхо Москвы».

// URL.: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2606224-echo/ (Дата обращения 25.10.2020) [22] Там же
[23] Там же

[24] Более 190 депутатов из 26 российских регионов подписали открытое письмо против поправок в Конституцию. Новая газета. //URL.: https://novayagazeta.ru/news/2020/06/03/162010-bolee-190-deputatov-podpisali-otkrytoe-pi smo-protiv-popravok-v-konstitutsiyu (Дата обращения 25.10.2020)

[25] Выступление спикера парламента Якутии Петра Гоголева на XIV (внеочередном) пленарном заседании Ил Тумэна. Официальный сайт Государственного Собрания Республики Саха (Якутия).

// URL.: https://iltumen.ru/news/17451 (Дата обращения 25.10.2020)

[26] В Екатеринбурге прошел митинг против изменения Конституции. Коммерсант.

//URL.: https://www.kommersant.ru/doc/4241367 (Дата обращения 25.10.2020)

[27] На Пушкинской площади в Москве проходит акция против поправок к Конституции. Коммерсант.

//URL.: https://www.kommersant.ru/doc/4399165 (Дата обращения 25.10.2020) [28] Дискуссии и проекты конституционной реформы в 1990-х годах. Гефтер. //URL.: http://gefter.ru/archive/10853 (Дата обращения 25.10.2020)
[29] Там же

[30] Осмыслить по-новому: как в России идет дискуссия об изменении Конституции. DailyStorm.

//URL.: https://dailystorm.ru/vlast/osmyslit-po-novomu-kak-v-rossii-idet-diskussiya-ob-izmenenii-kons titucii (Дата обращения 25.10.2020)

[31] Буква и дух Конституции. Российская газета.

//URL.:

https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmene niiami.html (Дата обращения 25.10.2020)

[32] Осмыслить по-новому: как в России идет дискуссия об изменении Конституции. DailyStorm.

//URL.: https://dailystorm.ru/vlast/osmyslit-po-novomu-kak-v-rossii-idet-diskussiya-ob-izmenenii-kons titucii (Дата обращения 25.10.2020)

[33] Там же
 Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации является органом исполнительной власти России, осуществляющим власть под общим руководством Президента Российской Федерации. Состав Правительства РФ, его полномочия, статус и порядок формирования определены главой 6 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным Конституционным Законом от 17.12.1997 No 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Свою деятельность Правительство РФ осуществляет на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина[1].

Согласно п.2 ст. 110 Конституции РФ, в состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Статья 6 No 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» также гласит, что в

соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Согласно п.4 ст. 110 Конституции РФ Председателем Правительства РФ, Заместителем Председателя Правительства РФ, федеральным министром или иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий ряду условий:

1. Достигший возраста 30 лет; 


2. Не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство в иностранном государстве или иного документа, 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.035 с.)