Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина



Введение

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Ее нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.Сущность перемен, происходящих в социально-экономи ческих структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В условиях, когда в стране проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично развивается конституционное право. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развит ия становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране.

Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что “демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований.

 

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Признается, что демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Также она претерпела изменения в 2020 году, что тоже является

Цель настоящей работы заключается в изучении общих понятий Конституции, структуры, основных черт и особенностей Конституции Российской Федерации.

Для достижения этой цели были выделены следующие задачи: 
1. Рассмотреть главы Конституции РФ от 12 декабря 1993 года с поправками от 1 июля 2020 г. 2.

3. Сделать вывод

 

Глава 1. Основы конституционного строя


Конституция РФ (Основной Закон), являющаяся главным источником конституционного права.

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (вступила в действие 25.12.1993 г.) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (вступили в силу 4.07.2020 г.). Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами и служит источником для всех других отраслей права.

Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Конституция РФ состоит из:
вступительной части (преамбулы),
первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав, второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ. («...возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России...»)

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16). Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).

Федеративное устройство (статьи 65-79).
Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
Федеральное собрание (статьи 94-109).
Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
Местное самоуправление (статьи 130-133).
Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
приоритет человеческих прав и свобод;

        · народовластие; 


        · полнота суверенитета Российской Федерации; 


        · равноправие субъектов РФ; 


        · единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения; 


        · экономическая свобода; 


        · разделение властей; 


 

· гарантии МСУ (под г арантиями местного самоуправления следует понимать совокупность фактически сложившихся условий, предпосылок, обеспечивающих становление и развитие местного самоуправления);

        · идеологическое многообразие; 


        · политический плюрализм (принцип многопартийности); 


        · приоритет Закона; 


        · приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом; 


· особый порядок изменения положений Конституции РФ,

составляющих основы конституционного строя.[1]

 

 

 

Администрация Президента

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады. Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными

8

http://www.kremlin.ru/structure/president // (дата обращения: 26.10.2020)

 

органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.Непосредственно управляет работой Администрации её глава – Руководитель Администрации. Администрация Президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка. В Администрацию Президента можно

9 написать, позвонить или прийти на приём.

Совет Безопасности

Понятие «национальная безопасность» включает в себя безопасность личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. В контексте национальной безопасности первостепенное внимание уделяется проблемам государственной и общественной безопасности, безопасности в социально-экономической сфере, оборонно-промышленной, информационной, военной, международной безопасности.

Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента в соответствующих сферах предполагает существование при Президенте специального конституционного совещательного органа – Совета Безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации готовит решения Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению

9

http://www.kremlin.ru/structure/security-council // (дата обращения: 26.10.2020)

 

безопасности. Совет Безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом – Председателем Совета Безопасности. Ему непосредственно подчинен Секретарь Совета Безопасности. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом. Совет Безопасности Российской Федерации образован в 1992 году.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии – основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нем образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

В соответствии с планами, утверждаемыми Председателем, на регулярной основе проводятся заседания Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета. Заседания ведёт Председатель. Секретарь проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности. Совет Безопасности разрабатывает важнейшие

10 концептуальные документы в области национальной безопасности.

10

http://www.kremlin.ru/structure/state-council // (дата обращения: 26.10.2020)

 

Государственный совет

Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Государственного совета является Президент России. Членами Государственного совета являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица — руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц — руководителей высших исполнительных органов государственной власти — субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной

11 (государственной и общественной) деятельности.

Глава 5. Федеральное Собрание

Согласно 94 статьи Конституции РФ, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Согласно 95 статьи Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и

14 Государственной Думы.

Совет Федерации

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

14

http://duma.gov.ru/news/48953/ / / Конституция РФ от 12 декабря 1993 года с поправками от 1 июля 2020 г. (дата обращения: 26.10.2020)

 

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

15 7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума

Согласно 94 статьи Конституции РФ, Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Согласно 94 статьи Конституции РФ, Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады),

16

http://www.gov.ru/main/page7.html / / (дата обращения: 26.10.2020)

 

хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором

Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат

Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных

органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной

постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться

на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой

17 деятельности.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
(из статьи 103 Конституции Российской Федерации)

Законодательный процесс Согласно статье 104 Конституции РФ:

17

2020 г. (дата обращения: 26.10.2020)

18

18

http://duma.gov.ru/news/48953/ / / Конституция РФ от 12 декабря 1993 года с поправками от 1 июля

http://www.gov.ru/main/page7.html / / (дата обращения: 26.10.2020)

 

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.



2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.


3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых

обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие

расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть

внесены только при наличии заключения Правительства Российской 19

Федерации. 



Министерство обороны РФ

Министерство обороны РФ является органом управления Вооружёнными силами РФ.

К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность

непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты[11].

Министерство обороны возглавляет Министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр подчиняется непосредственно Президенту РФ – Верховному Главнокомандующему ВС РФ, а по вопросам, отнесённым Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, — Председателю Правительства РФ.

Действующий Министр обороны РФ – генерал армии Шойгу С.К.

Служба внешней разведки РФ

Деятельность СВР РФ регулируется Конституцией РФ, No 5-ФЗ "О внешней разведке" от 10 января 1996, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, касающимися внешней разведки РФ.

К полномочиям СВР РФ, согласно No 5-ФЗ "О внешней разведке", относятся установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих сведения о сотрудниках кадрового состава, ведомственной принадлежности подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской

Федерации, и обработка указанных сведений, содержащихся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны; заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий; обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз; создание

организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Директор СВР РФ назначается Президентом РФ и непосредственно ему подчиняется. Директор СВР РФ входит в состав Национального антитеррористического комитета (НАК)[12] и в состав и президиум «Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»[13].

Директор СВР РФ принимает участие в заседаниях Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности.

Действующим Директором СВР РФ является Нарышкин С.Е.

Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление в РФ регулируется Конституцией РФ,

No 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, а также другими федеральными законами, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, нормативными правовыми актами РФ (указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовые актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на местных референдумах и сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно No 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в России является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется

на всей территории России в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Согласно Конституции РФ территории муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, определяются с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется преимущественно населением самостоятельно в соответствие с общими принципами организации местного самоуправления, определенных федеральным законом. Однако, согласно п. 1.1 ст. 131 Конституции РФ государственные органы имеют право принимать участие в формировании органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления являются неотъемлемой составляющей системы публичной власти России. К сфере их ведения относятся управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, введение местных налогов и сборов, обеспечение медицинской помощи, решение иных вопросов местного характера. Помимо этого, органам местного самоуправления могут быть делегированы отдельные государственные полномочия в соответствие с федеральными законами и законами субъектов РФ.

11.

3.

4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

Министерство обороны, Вооруженные Силы РФ и Главное управление Генерального штаба ВС РФ;

Службу внешней разведки РФ;
Федеральную службу охраны РФ;
Главное управление специальных программ Президента РФ; Министерство чрезвычайных ситуаций РФ;
Федеральную службу войск национальной гвардии РФ; Министерство юстиции РФ, включая ФСИН РФ и ФССП РФ;

Рассмотрим отдельные из них подробнее. Министерство внутренних дел РФ

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а

также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел[9].

К основным направлениям деятельности МВД РФ относятся: выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел; нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел; обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел; управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел); обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Министерство обороны РФ

Министерство обороны РФ является органом управления Вооружёнными силами РФ.

К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты[11].

Министерство обороны возглавляет Министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр подчиняется непосредственно Президенту РФ – Верховному Главнокомандующему ВС РФ, а по вопросам, отнесённым Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,

ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты. Также из Конституции РФ было исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства стала идти речь только о процессуальном законодательстве.

При этом сама же система арбитражных судов сохранилась с тем отличием, что возглавлять ее стал ВС РФ[19].

16 марта 2014 года на территории Республики Крым был проведен референдум о присоединении Крыма к России. По результатам референдума стало ясно, большинство населения полуострова выступило за вступление Крыма в состав РФ. 17 марта 2014 года была провозглашена независимая Республика Крым, которая 18 марта подписала с Россией договор о вхождении в состав РФ. В связи с этим 20 марта 2014 года Государственной Думой РФ был принят No 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесший соответствующие изменения в ст. 65 Конституции РФ.

Поправки 2020 года были предложены Президентом РФ В.В. Путиным в его послании Федеральному Собранию. Затем поправки

были приняты в качестве No 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14.03.2020, после чего вынесены на общероссийское голосование. По итогам голосования Президентом РФ был подписан Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»[20], вступивший в силу 4 июля 2020 года.

Принятые поправки были внесены в Главы 3-8 Конституции РФ и коснулись целого ряда аспектов Конституционного строя РФ. Всего было принято 206 поправок, касающихся полномочий Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ, местного самоуправления, судебной системы, а также поправки в области исторических и семейных ценностей.

Процесс принятия поправок 2020 года вызвал бурную реакцию в обществе. Связано это было как с непосредственно с содержанием поправок, так и с процедурой их принятия. Так, 15 марта 2020 года на сайте радиостанции «Эхо Москвы» было размещено открытое письмо к гражданам России профессиональных юристов, учёных, журналистов и писателей, которые призвали «не допустить конституционный кризис и антиконституционный переворот»[21]. В письме указывалось, что внесение в качестве поправки в статью 81 Конституции РФ пункта 31, обнуляющего сроки действующего и действовавшего президентов, противоречит определению Конституционного Суда от 5 ноября 1998 г., указавшего на недопустимость манипуляций с исчислением президентских сроков[22], а также вступает в прямое противоречие с принципами равенства перед законом и равенства прав и свобод, установленными статьей

19 Конституции РФ. Кроме того, общественные деятели выразили глубокую обеспокоенность, тем фактом, что принимаемые поправки вступают в противоречие с положениями статей 1,2,9 Конституции РФ, и выразили глубокую озабоченность «грубым нарушением порядка принятия поправок к Конституции»[23].

Подобные тезисы также прозвучали в открытом письме депутатов муниципальных образований и региональных парламентов из 26 субъектов страны[24], и в ряде парламентов субъектов РФ[25]. Оппозиционными деятелями и муниципальными депутатами г. Москвы была запущена общественная компания «НЕТ!», в рамках которой прошло несколько пикетов и митингов в Москве и регионах, на которых звучали призывы против изменения Конституции РФ[26][27].

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.082 с.)