Монодические лады – это лады, которые возникли в Древней Греции, а затем получили распространение в средние века в церковной и народной музыке. Поэтому их еще по-другому называют средневековые лады или лады народной музыки.
Монодические лады бывают 7 и 5 ступенные. Мажорного и минорного наклонения.
7 – ступенные лады мажорного наклонения:
Ионийский (звучит как натуральный мажор),
Лидийский (мажор с высокой 4 ступенью),
Миксолидийский (мажор с низкой 7 ступенью),
7 – ступенные лады минорного наклонения:
Эолийский (звучит как натуральный минор),
Фригийский (минор с низкой 2 ступенью),
Дорийский (минор с высокой 6 ступенью),
Локрийский (минор с низкими 2 и 5 ступенями),
5 – ступенные лады называются пентатоникой. Она бывает мажорной и минорной.
Мажорная пентатоника – это мажор без 4 и 7 ступеней.
Минорная пентатоника – это минор без 2 и 6 ступеней.
В музыке также часто встречаются дважды гармонические мажор и минор (или лады с двумя увеличенными секундами).
В дважды гармоническом мажоре (dur2г) – низкие 2 и 6 ступени.
В дважды гармоническом миноре (moll2г) – высокие 4 и 7 ступени.
Монодические лады мажорного наклонения
мажорные | названия | звучит |
7-ступенные | Ионийский | как натуральный мажор |
Лидийский | #4 ступень | |
Миксолидийский | Ь7 ступень | |
5-ступенные | Мажорная пентатоника | нет 4 и 7 ступеней |
октавные 8-ступенные лады | Дважды гармонический мажор | Ь2 и Ь6 ступени |
Монодические лады минорного наклонения
минорные | названия | звучит |
7-ступенные | Эолийский | как натуральный минор |
Фригийский | Ь2 ступень | |
Дорийский | #6 ступень | |
Локрийский | Ь2 и Ь5 ступени | |
5-ступенные | Минорная пентатоника | нет 2 и 6 ступеней |
октавные 8-ступенные лады | Дважды гармонический минор | #4 и #7 ступени |
Кварто-квинтовый круг. Виды тональностей: энгармонически равные, параллельные, одноименные, однотерцовые
|
Кварто-квинтовый круг – это расположение диезных тональностей по квинтам вверх или по квартам вниз, а бемольных тональностей – по квинтам вниз или по квартам вверх.
Тональности, в которых нет ключевых знаков До-мажор и ля-минор.
Диезный круг: Бемольный круг:
1# Соль мажор и ми-минор 1ь Фа-мажор и ре-минор
2# Ре-мажор и си-минор 2ь Си-ь мажор и соль-минор
3# Ля-мажор и фа# минор 3ь Ми-ь мажор и до-минор
4# Ми –мажор и до# минор 4ь Ля-ь мажор и фа-минор
5# Си-мажор и соль#минор 5ь Реь-мажор и си-ь минор
6# Фа#мажор и ре#минор 6ь Соль-ь мажор и ми-ь минор
7# До#мажор и ля#минор. 7ь До-ь мажор и ля-ь минор
Кварто-квинтовый круг
0 знаков | 1 # | 2 # | 3 # | 4 # | 5 # | 6 # | 7 # |
C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur | Cis-dur |
a-moll | e- moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll | ais-moll |
0 знаков | 1 b | 2 b | 3 b | 4 b | 5 b | 6 b | 7 b |
C-dur | F-dur | B-dur | Es-dur | As-dur | Des-dur | Ges-dur | Ces-dur |
a-moll | d-moll | g-moll | c-moll | f-moll | b-moll | es-moll | as-moll |
Кругом он называется потому, что если продолжать строить квинты или кварты в одном направлении, то круг замыкается на том же самом звуке. Но при этом увеличивается количество ключевых знаков. В музыке получили распространение тональности до семи знаков. Тональности с большим количеством знаков заменяются на энгармонически равные. Энгармонически равные тональности – это такие, которые звучат одинаково по высоте, но различны по названию и написанию. В квинтовом круге есть 3 пары энгармонически равных тональностей: 1)тональности с 7# До#-мажор и ля#-минор энгармонически равны тональностям с5ь Реь-мажор и сиь-минор.2)тональности с 6# Фа#-мажор и ре#-минор энгармонически равны тональностям с 6ь Сольь-мажор и миь-минор. 3)тональности с 5# Си-мажор и соль#-минор энгармонически равны тональностям с 7ь Доь-мажор и ляь-минор.
|
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.007 с.)