Септаккорд. Два принципа классификации септаккордов: ладовый и структурный. 7 видов септаккордов по структуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Септаккорд. Два принципа классификации септаккордов: ладовый и структурный. 7 видов септаккордов по структуре.



Септаккорд – это аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям, и где крайние звуки образуют интервал септиму.

Нижний звук септаккорда называется - прима, второй – терция, третий – квинта и четвертый – септима (по названию интервалов, образующихся от нижнего звука).

 

Существуют два принципа классификации септаккордов: ладовый и структурный. Ладовый - указывает на ступень лада, где построен септаккорд (например, Д7 – на 5 ступени).

Структурный принцип указывает на строение септаккорда. При этом учитываются: какая септима образуется между крайними звуками и какое трезвучие лежит в основании септаккорда (например, малый мажорный септаккорд мБ7).

 

В связи с этим в музыке известны 7 видов септаккордов (по структуре).

Септаккорды с большой септимой между крайними звуками:

1).Большой мажорный септаккорд  бБ7 (в основании мажорное трезвучие, например, до-ми-соль-си).

2).Большой минорный септаккорд бМ7 (в основании минорное трезвучие, например, до-ми-бемоль – соль-си).

3).Большой увеличенный бБ+57 (в основании увеличенное трезвучие, например,

до–ми–соль–диез-си).

 

Септаккорды с малой септимой между крайними звуками:

4).Малый мажорный септаккорд мБ7 (в основании мажорное трезвучие, например, до-ми-соль-си-бемоль).

5).Малый минорный септаккорд мМ7 (в основании минорное трезвучие, например, до–ми-бемоль–соль–си-бемоль).

6).Малый уменьшенный септаккорд м М-57 (в основании уменьшенное трезвучие, например, до–ми-бемоль–соль-бемоль–си-бемоль).

Септаккорд с уменьшенной септимой между крайними звуками:

7).Дважды уменьшенный умМ-57 (в основании уменьшенное трезвучие, например,  до–ми-бемоль–соль-бемоль–си-дубль-бемоль).

Лад. Тоника. Тональность. Ступени лада. Три вида мажора и минора

Лад – это система из устойчивых и неустойчивых звуков вокруг главного устоя – тоники. Тональность – это высота лада. Ступени лада бывают: устойчивые - 1,3,5; неустойчивые – 2,4,6,7; из них 7 и 2 – называются вводными; главные – 1,4,5 (Т,S,Д); побочные – 3,6, а так же 2-в мажоре (н) и 7-в миноре (н). Неустойчивые ступени тяготеют (разрешаются) в устойчивые: 2 в 1, 4 в 3, 6 в 5, 7 в 1.

В музыке получили распространение 3 вида мажора и минора: натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном мажоре и миноре нет измененных (повышенных или пониженных) ступеней. В гармоническом миноре – высокая 7 ступень, а в гармоническом мажоре – низкая 6 ступень лада. В мелодическом миноре в восходящем движении – высокие 6 и 7 ступени, а в нисходящем движении – звучит как натуральный. Мелодический мажор в восходящем движении звучит как натуральный, а в нисходящем движении – низкие 6 и 7 ступени.

Три вида мажора и минора

мажор  вид минор
нет изменений натуральный нет изменений
Ь 6 ступень гармонический # 7 ступень
вверх – как натуральный, вниз – Ь6 и Ь7 ступени мелодический вверх – #6 и #7 ступени, вниз – как натуральный

Хроматическая гамма. Тональности 1 степени родства

Хроматическая гамма – это восходящая или нисходящая последовательность звуков по полутонам от тоники до тоники.

В мажорной хроматической гамме в восходящем движении повышаются все ступени, кроме 6, вместо нее понижается – 7 (т.к. все хроматизмы рассматриваются как вводные тоны к новым тоникам, а на 7 ступени нет устойчивого трезвучия). В нисходящем движении все ступени понижаются, кроме 5, вместо нее повышается 4.

В минорной хроматической гамме в восходящем движении все ступени повышаются, кроме 1, вместо нее понижается 2.  В нисходящем  движении она пишется также, как и в восходящем (или как одноименная мажорная). 

Тональности 1 степени родства – это самые близкие родственные тональности, чьи тонические трезвучия можно построить на ступенях данной гаммы. К ним относятся 6 тональностей: параллельная тональность, тональность S и ее параллель, Д и ее параллель, а также для мажора - тональность минорной (гармонической) субдоминанты, а для минора – тональность мажорной (гармонической) доминанты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.61.152 (0.005 с.)