Физиологические особенности юношей 15-17 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические особенности юношей 15-17 лет



По современным классификациям возрастного развития возрастной период, длящийся с 14-15 до 18-20 лет, принято называть юношеским возрастом. При этом возрастная граница очень условна и применима, по большей степени, для удобства классификации, действительное же состояние и темп развития для каждого отдельно взятого человека очень индивидуальны, и зависят от физических, психофизиологических, личностных и других особенностей человека. Однако в данном пункте мы рассмотрим возрастные особенности данного возраста, в той или иной степени присущие всем юношам от 15 до 17 лет.

Физические особенности.

В данном возрасте постепенно завершается физическое созревание организма. Этот период характеризует развитие физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальный уровень артериального давления, насыщение крови кислородом и др.). К концу юношеского возрастного периода заканчиваются процессы физического созревания человека, происходит так называемая завершающая гормональная перестройка, сопровождающая полное половое созревание.

К 15-17 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции еще не завершен, но энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22-24 ккал/кг в сутки, т.е. как у взрослого человека. К этому времени завершается формирование того соотношения топографии сил различных мышечных групп, которое типично для взрослых людей. Одновременное увеличение максимальных показателей силы (на 1 кг массы тела), скорости движений и других показателей свидетельствуют о том, что развивающейся двигательный аппарат становится все более активным в функциональных различных параметрах.

Формирование показателей скорости и силы мышечных сокращений идет не одновременно. Если картина относительных величин сил различных мышечных групп формируется к 17 годам, то скорость мышечных сокращений - значительно раньше.

К 17-20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействий. К этому времени выносливость становится одним из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств и составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. По словам Е. Б. Сологуб, сенситивный период развития выносливости приходится примерно на 15-17лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях: в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости [9].

У юношей более быстрый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение веса тела способствуют повышению относительной мышечной силы.

Наибольшую статическую выносливость у юношей имеют мышцы-сгибатели туловища. Максимальных показателей общая выносливость достигает у юношей в возрасте 18-22 лет, скоростная выносливость – к 16-17 годам, статическая выносливость – лишь к 20-24 годам.

С увеличением возраста повышаются функциональные резервы дыхательной системы, однако эффективность дыхания в возрасте 15-17 лет еще очень мала. Несмотря на возросший уровень легочной вентиляции, альвеолярный воздух насыщается при вдохе меньше, чем у взрослых. Это обусловлено менее глубоким дыхательным объемом, большим относительным объемом вредного пространства, меньшей выносливостью дыхательных мышц, отставанием роста грудной клетки (и соответственно, недостаточной величиной ЖЕЛ), незрелостью регуляторных процессов.

Таким образом, физическая работоспособность, сниженная в период полового созревания, постепенно повышается, но пока ещё не достигает уровня взрослого человека. Если сенситивным для развития двигательных качеств и общей выносливости является предподростковый и подростковый возраст, то юношеский возраст – наиболее оптимальный для совершенствования силовых качеств и показателей специальной выносливости [31].

Психологические особенности.

16-17 лет – 20-21 год – это, в широком смысле, юношеский этап развития личности. Наряду с этим в данном возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет – ранняя юность, 17-20 лет – собственно (в узком смысле) юность, 20-21 год – поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но при этом обладают многими общими характеристиками.

Социальная ситуация развития личности в юности характеризуется, в первую очередь, тем, что юношам предстоит во многом самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в обществе. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную и другую деятельность в этом возрасте. Психологическую базу для самоопределения в юности составляет, прежде всего, социальная потребность занять позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Сфера общения в юношеском возрасте имеет большое значение для развития личности, что выражено в высокой значимости именно качественных характеристик процесса коммуникации. Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает то социальное пространство (микросоциум, мезосоциум и макросоциум), в котором они живут. Здесь, в живом общении, познаётся жизнь и деятельность взрослых, состоявшихся в профессии людей. В юношеском возрасте становится важным и актуальным поиск спутников жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой.

Эмоциональные личностные свойства в юности так же активно развиваются и усложняются. Происходит существенная перестройка эмоциональной и волевой сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т. п.). В то же время, чем старше юноша или девушка, тем сильнее выражено у них улучшение общего эмоционального состояния, так как кризис ранней юности уже прошёл. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, с его самосознанием, с его самооценкой. Все это обусловлено усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Одна из самых важных психологических эмоциональных характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие себя, неудовлетворённость собой) [23].

Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности. Она включает мероприятия, которые обеспечивают формирование у спортсменов таких психологических качеств, которые необходимы для успешного решения задач тренировки и участия в соревнованиях. Очевидно, что при осуществлении педагогической и тренерской деятельности необходимо, учитывая вышеперечисленные особенности, опираться на развивающееся самосознание, саморегуляцию, волевые качества. Взгляд спортсменов в будущее позволяет им более адекватно определять приоритеты, заниматься целеполаганием, прилагать осознанные усилия для достижения результатов своей деятельности. А растущая потребность в общении со взрослыми и с единомышленниками позволяет использовать потенциальные возможности взаимодействия тренера и воспитанников, воспитанника и коллектива.

Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Центральной фигурой этого процесса является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением юных спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований.

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

В процессе психологической подготовки формируются специфические морально-волевые качества: устойчивый интерес к спорту, самодисциплина, чувство долга и ответственности. Тренер формирует у спортсмена такие качества, как уважение к товарищам, требовательность к другим и самому себе, спортивное самолюбие и стремление к самовоспитанию, дисциплинированность, трудолюбие, патриотизм. Формируется положительные межличностные отношения: общие моральные нормы поведения, сплоченность, взаимная помощь, благоприятная психологическая атмосфера в ходе подготовки к соревнованиям, взаимопонимание членов группы.

Воспитываются волевые черты, проявляемые при соблюдении тренировочного режима, а также в соревнованиях, целенаправленность, самостоятельность в ходе подготовки; настойчивость в овладении мастерством при больших нагрузках; смелость и самообладание в упражнениях, связанных с риском; решительность и инициативность в трудных соревновательных ситуациях; стойкость и выдержка при утомлении [39].

Кроме того, в спорте важны так называемые специальные психические функции. К ним относятся:

- оперативно-тактическое мышление (способность к мгновенной ориентировке в соревновательной ситуации и принятию решения, коррекции плана выступления и отдельных действий, анализ своего выступления и выступления конкурентов);

- специализированное восприятие пространства, времени, усилий, темпа;

- простые и сложные сенсомоторные реакции, свойства внимания (концентрация, распределение, переключение).

Многолетнюю спортивную подготовку от новичка до мастера спорта целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Спортивная тренировка подростков и юношей, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей:

1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижения в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным способностям организма.

3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленности занимающихся и их физическим развитием.

4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки [30].

С.И. Мануйлов утверждает, что в настоящее время большое внимание отводится выявлению возрастных закономерностей развития и взаимосвязи двигательных качеств, их рациональному воспитанию в периоды естественного роста. В определенные периоды развития темпы естественного прироста в изменении двигательных способностей не одинаковы [58]. Мы выяснили, что период юношеского возраста является сенситивным для развития силовых качеств – поэтому целесообразно использовать это преимущество при тренировке силы и выносливости борца.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.015 с.)