Психологические особенности современного подростка. (Молчанов/Райс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности современного подростка. (Молчанов/Райс)



Можно начать с особенностей общественной жизни, оказывающих влияние на современных подростков (по Райсу) – это не совсем про непосредственно особенности, но ведет к ним [прим. автора].

· Технологические и социальные изменения в обществе. Всеобщее использование и распространение средств массовой коммуникации значительно преображает характер общения и социального взаимодействия. Сферы изменений: а) увеличение разрыва между младшим и старшим поколениями в содержании и образе жизни; б) рост тревожности за счет потери ориентации в будущее; в) изменение стандартов и ценностей в обществе, способствующее росту конфликтности и стрессового воздействия; г) возрастание финансовой, территориальной и психологической зависимости детей от родителей из-за необходимости длительного профессионального обучения.

· Меркантильность и бедность. Эпоха глобальных рыночных экономических отношений способствует росту дифференциации населения по уровню психологического благополучия, в связи с чем возникает пропасть в выборе возможностей самореализации и вариантов проведения досуга. Как правило подростки составляют ту часть потребителей, что заинтересована в покупке, но не готова покрыть расходы. Это ведет к построению подростком такой системы ценностей, в которой деньгам и прагматическим ценностям присваивается особая значимость, а деятельность и устремления подростка направлены на обретение материальных благ.

· СМИ. Большой процент подростков потребляет информацию и проводит досуг путем использования средств массовой информации. Усваиваемые в процессе такого потребления образцы и модели поведения зачастую искажены и не отражают реальной картины мира; транслируемая информация прежде всего направлена на удовлетворение гедонистических потребностей потребителя.

· Социальная и эмоциональная напряженность в обществе. Происходящие в мире негативные события, социальные потрясения, общественно-политическая и экономическая нестабильность создают атмосферу неопределенности и тревоги за свое будущее, что оказывает влияние на формирование системы ценностей подростка.

Райс также описывает социальные изменения, средовые тенденции, характерные для нынешнего поколения подростков, среди которых а) продление подросткового возраста, б) участие Интернета, в) изменения рынка труда, г) необходимость более длительного обучения, д) изменяющиеся типы семей, е) сексуальная революция и ж) рост преступности.

Перечисленные особенности современной социальной ситуации развития современных подростков порождают следующие риски:

- высокая социальная изменчивость порождает неопределенность будущего, обуславливая трудности профессионального, жизненного и личностного самоопределения и сложности в построении подростком адекватной временной перспективы;

- процессы глобализации, рост миграционных потоков, этнокультурная гетерогенность и поликультурное общество порождают множественность моделей социализации и воспитания;

- возрастание «ценностного разрыва между старшим и младшими поколениями вследствие фундаментальных и быстрых социально-экономических преобразований за последние 20 лет;

- поляризация подростковой популяции по уровню психического развития: наряду с увеличением группы, характеризующейся акселерацией познавательного развития, происходит рост удельного веса группы подростков с проблемными вариантами развития;

- снижение общего уровня физического здоровья у подростков;

- увеличение видов, форм и частоты различных видов девиантного поведения;

- возрастание роли подростковых групп в социализации, рост асоциальных и антисоциальных групп, возрастание эскапизма;

- информационная социализация приводит к изменению мировосприятия подростков, в котором виртуальная реальность начинает доминировать над объективной реальностью, опосредованность коммуникаций.

Собственно можно остановиться на двух-трех группах, ближе подвязанных к псих. особенностям (выделил курсивом), и их уже раскрыть на базе своих знаний и опыта – рассказать про роль Интернета, виртуальной реальности и компьютерных игр, вспомнить какие-то последние резонансные события, связанные с подростками, и на их примере подметить эти особенности [прим. автора].

17. Основные виды психологической помощи подросткам.

Из лекций

I. Диагностическая
Конечная цель – составление психологического портрета подростка.
1) Установление контакта
2) Диагностика и рекомендации
Диагностика возрастно-психологических задач развития (есть ли их принятие и решение)
3) Психотехника
Проработка переживаний, задач развития, выяснение соответствия терминальных и инструментальных ценностей (если нет соответствия, объяснить, какие инструментальные ценности должны выходить на первое место для достижения терминальных и как их можно в себе развивать).

II. Групповая тренинговая работа
Применение игр и упражнений.
1) Понимание себя
2) Понимание другого
3) Разработанность временной перспективы (представляет ли подросток, кем хочет стать, куда поступить, и далее когда по его мнению произойдут важнейшие возрастные события в его жизни вплоть до старости)

III. Индивидуальная консультация
Беседа, опрос.
1) Помощь в решении личностных проблем
2) Построение ССР

18. Специфика психологической диагностики и психологической коррекции подростка.

Н.А. Рождественская «Как понять подростка»

Обычно диагностическая процедура включает в себя следующие этапы:
1. Первичный приём учителей и родителей, обратившихся с просьбой оказать помощь в нормализации поведения или успеваемости подростка.
2. Сбор информации о подростке, включая изучение его биографии, состояния здоровья, продуктов деятельности (рисунков, записей в тетрадях, поделок и т.д.), условий жизни.
3. Изучение психических особенностей ребёнка: беседа, наблюдение, тестовая диагностика.
4. Обобщение полученной информации и составление психологического портрета, в котором выделяются основные тенденции, трудности и отклонения в его развитии.
5. Разработка практических рекомендаций.
6. Заключительные беседы с учителями, родителями и подростками для сообщения результатов обследования и дачи практических рекомендаций.
7. Уточнение и углубление психологического диагноза в ходе коррекционной работы.

Г.В. Бурменская «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков»

Основными задачами коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка являются коррекция отклонений в его психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуального роста, а также профилактика негативных тенденций этого процесса. Теоретической основой поставленных задач в отечественной психологии является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим положением данной концепции является принцип прижизненного формирования основных психологических структур сознания и личности в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного исторического опыта.

Главным критерием для выбора групповой формы коррекции является наличие у ребенка социальной потребности в общении, мотивов заслужить одобрение у сверстников и взрослого, стремление к высокому социальному статусу. Только при условии сформированности системы социальных мотивов и коммуникативной направленности оправданно включение ребенка в группу. В случае отсутствия социальной потребности актуальность приобретает задача ее формирования, что и может быть наилучшим образом реализовано в процессе длительной индивидуальной работы в результате построения отношения в системе «ребенок—взрослый» как отношений равноправия и сотрудничества со значимым другим.

Психологическая коррекция на примере тренинга личностного роста

1. Мы различаем три модуса групповой работы психолога с подростками (детьми, взрослыми): групповой тренинг как обучение общим и специальным навыкам и способам общения, групповую работу как групповую психотерапию (врачебную или неврачебную) и групповой тренинг как создание условий для личностного роста и развития. Эти три модуса групповой работы различаются по процедуре отбора участников тренинга, целям, критериям успешности тренинга и т.д. Тренинг личностного роста с подростками не является тренингом-обучением, как и не является тренингом-терапией, хотя и включает в себя многие элементы этих двух подходов, — это скорее форма общеразвивающей и профилактической работы психолога с детьми, но без жесткого требования достижения результата — «развить во что бы то ни стало!».

2. Мы различаем проблемно-ориентированный тренинг с подростками и возрастноориентированный тренинг. Проблемно-ориентированный тренинг, будь то тренинг-обучение или тренинг-терапия, имеет дело с детьми с определенными индивидуальными проблемами или задачами. Это могут быть агрессивные или необщительные дети, замкнутые дети или дети с проблемами принятия своего тела и пр. Во всех этих случаях тренинг строится соответственно проблеме или задаче. Есть огромное количество разработок такого рода тренингов. Тренинг личностного роста с подростками ориентирован не на индивидуальнопсихологические проблемы подростков, участников тренинга, а на нормативные возрастнопсихологические проблемы и задачи старших — 8, 9, 10, 11-е классы — подростков. Это возрастно-специфический тренинг. По своим задачам и возможностям он адекватен именно проблемам подростков этого возраста. Приемлемый как для некоторых детей более младших возрастов, так и для более старших юношей и девушек, тренинг личностного роста оказывает наибольшее развивающее действие именно на детей старшего подросткового возраста! Нормативные психологические задачи подростков этого возраста известны. Групповой тренинг личностного роста с подростками дает последним возможность опробовать, а частично и реализовать, способы удовлетворения всех этих возрастноспецифических потребностей.

3. Возрастно-специфическая направленность группового тренинга личностного роста с подростками закреплена и в основной метафоре этого типа тренинга — понятии испытания, инициации. Группа личностного роста — это проверка, серия испытаний подростков, подготовка их к инициации! Поэтому мы предпочитаем говорить подросткам, что им будут предъявлены в тренинге не упражнения, задания или игры, а испытания. Мы сами тоже стараемся мыслить о тренинге на языке «испытаний», хотя и используем понятие игр или упражнений при методическом описании тренинга.

4. Для тренинга личностного роста важным является принцип разновозрастности группы. Во-первых, старший подростковый возраст характеризуется большим разбросом темпов развития. Уровень психологической, социальной и половой зрелости детей этого возраста весьма различен. Во-вторых, для групп такого типа весьма полезно иметь определенный градиент возрастно-специфических образцов поведения в ситуации испытания.

Мы бы хотели подчеркнуть, что психологическая работа с подростковой группой не может быть «почасовой» работой. Это скорее кусочек жизни, который в эти дни руководитель тренинга проводит вместе с подростками.

19. Особенности психологического консультирования подростков. Основные этапы консультационной работы.

Выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей. Все это делает задачу описания особенностей консультирования родителей детей подросткового возраста и самих подростков очень сложной. И все же мы должны выделить здесь наиболее отчетливые ориентиры.

Во-первых, возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста. Психологические задачи подростков этого возраста известны — это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей:
физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков;
потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи;
потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.

Во-вторых, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более — подростков, обязательно должен суметь посмотреть на предъявляемую ему ситуацию глазами ребенка, в данном случае — подростка. Эта особенность, являясь одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей, основывается на известном положении теоретической возрастной психологии: объективная социальная ситуация развития ребенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, опосредованной его позицией в этой социальной ситуации. Этот важный предметный принцип работы психолога-консультанта заметно усложняет его деятельность. Первый же опыт консультирования родителей подростков в возрастно-психологической консультации при кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1984 года) или в консультативном центре Института детства Российского детского фонда (с 1989 года) показал, что сами подростки относятся к процедуре консультирования совсем не так, как более младшие дети. Если детей до шестого класса включительно родители совершенно спокойно приводили в консультацию, и дети полно и содержательно отвечали на вопросы психолога, чувствуя себя скорее испытуемыми, нежели равноправными субъектами, то подростки в условиях консультирования, инициатива которого исходила от их родителей, чувствовали себя «не у дел». «Разговорить» такого подростка было, как правило, весьма трудно, достоверность выполнения ими психодиагностических процедур оставляла желать лучшего. В итоге кратковременное психологическое консультирование (два-четыре сеанса) родителей детей подросткового возраста не давало психологам-консультантам возможности надежно взглянуть на заявленные проблемы глазами самих подростков, а это было и остается одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей. Один из возможных выходов из такого рода ситуации — нацеленное создание доверительного контакта с подростками за пределами консультативной комнаты, а именно — в процессе групповой психологической работы.

В-третьих, при консультировании диады родитель – подросток вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары.

Преимущества работы в паре:
большая диагностичность беседы с парой родитель-подросток, наглядность проблем в паре;
работа в паре позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами;
присутствие родителя и подростка позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции — психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом;
приход родителя и подростка в консультацию означает более серьезную мотивацию на работу, предполагается, что такая работа будет более глубокой и длительной; консультирование пары облегчает клиентам обсуждение происходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы. 

Трудности при работе с парой:
вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр.;
работая с парой родитель – подросток, необходимо всеми силами не давать клиентам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них;
работа с парой более уязвима: нежелание работать одного одного из пары мешает работе с парой в целом;
работая с парой родитель – подросток, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности.

20. Психопрофилактическая работа с подростками

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

В психопрофилактике выделяют три уровня.

1 уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как "нормальные", так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).
Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.
2 уровеньвторичная профилактика. Она направлена на так называемую "группу риска", т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
3 уровеньтретичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

При определении основного содержания психопрофилактической работы важно помнить следующее.

1) Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

2) Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

3) Психолог следит за соблюдением в школе и других психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

Так, он ведет работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным у некоторых детей неуверенностью в своих знаниях, боязнью контрольных работ, вызова к доске и пр.

4) Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

5) Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.

Работа психолога в этом направлении взаимодействия с детьми включает следующие моменты:

· раннюю диагностику интересов и способностей школьников (1-5 классы), разработку и проведение в жизнь программ по развитию интересов и способностей;

· диагностику способностей и склонностей младших подростков, дальнейшее осуществление программы их развития;

· формирование профессиональных намерений учащихся 7-9 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии;

· консультационную работу со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения в связи с его дифференциацией;

· диагностику и коррекцию профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

6) Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении.

7) Психолог стремится создать благоприятные, доброжелательные отношения между родителями и педагогами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.037 с.)