Взросление как переходная стадия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взросление как переходная стадия



С этой точки зрения взросление рассматривают главным образом как необходимый, но трудный шаг во взрослое состояние. Подобный подход понятен.

1. Во-первых, собственное взросление многие субъективно воспринимают в ретроспективе как всего лишь переход к взрослому возрасту и часто вспоминают об этом времени без особой охоты. Тому способствует ряд факторов: прошлое беспокойство, связанное с соматическими и психическими изменениям, мечты и идеалы, которые теперь представляются не реальными,

кризисные столкновения с самим собой и с семьей, чувство одиночества и утраты устойчивого детского окружения, ощущение неполноценности и стремление как можно быстрее достичь статуса взрослого человека.

2. Во-вторых, отсутствуют noдгomo/eнныe культурной традицией пути, например, обряды инициации, которые когда-то облегчали и ускоряли вхождение в мир взрослых, отмечая

возложение на человека соответствующих обязанностей и ответственности.

3. Третий фактор - современная тенденция к постоянному усложнению общественных отношений. Чем сложнее функции, выполняемые взрослым человеком в обществе, тем тяжелее их освоение. Этим функциям необходимо обучаться, поэтому все более удлиняется переходная фаза, когда формируется чувство социальной ответственности, которая, однако, еще не может быть возложена на личность. Это нередко ведет к конфликтам. Многие законодательные акты способствуют пропаганде правильной воспитательной цели - достигнуть как можно скорее самостоятельности и ответственности. В то же время общественных предпосылок для возложения на молодых людей соответствующих задач и ответственности не существует. Часть приведенных положений сводится к социологическому.

 

Взросление как самостоятельная стадия

Новейшие данные о физических, психических и психосоциальных процессах взросления убеждают в относительной независимости этой возрастной стадии от прочих. Взрослеющих людей (в нашем определении к ним относятся и дети) нужно рассматривать не только как индивидов, не достигших еще статуса взрослого человека, но и как особую социальную группу со специфическими потребностями, проблемами и заботами. Периоду взросления соответствуют специфические формы поведения, нормы, установки, типы коллективов, роли и конфликты [10, 8]. Именно проблемы и конфликты данной фазы обязывают общество детально исследовать протекающие в ходе нее процессы и предложить меры, облегчающие их протекание. Подобная точка зрения на взросление как на самостоятельную фазу развития уже нередка. Она учитывается и законодательством (законы об охране труда молодежи, о пособиях молодежи, о суде по делам несовершеннолетних, разрабатываемая совокупность норм уголовного и уголовно-процессуального права по делам несовершеннолетних), однако в некоторых областях оно еще не внедрено в практику. В медицине период взросления обычно рассматривается как чисто переходный, из-за чего, например, подход к больным подросткам не всегда адекватен. Единственная медицинская дисциплина, включающая в свое название термин юность>, - психиатрия детского и юношеского возраста. В настоящее время и в педиатрии наблюдается тенденция к при- знанию особенностей подросткового возраста.

 

5. Индивидуальные и половые различия в темпах физического, психологического и социального развития ребенка.

 

Точкой отсчета пубертата принято считать появление фторичных половых признаков, то есть наступление биологического созревания. Но хронологический возраст не является точным индикатором биологического (и психологического) возраста, есть большие вариации. Акселлерация - быстрое, раннее развитие, опережение своих сверстников, чаще у девочек. (Фролов часто говорил про девочку такую). Но может быть и обратная ситуация: позднее созревание. Оба этих отклонения могут добавить психологических проблем ребенку.

Физическое созревание может идти быстрее психологического и социального, и наоборот.

Для девочек наступление менструации - это показатель пубертатного созревания, для мальчиков нет четких признаков, необходимы какие-то более косвенные признаки (оволосение лобка, развитие яичек). Кроме того, периоду созревания половых органов предшествует период 1-2 года, так что началом можно считать и этот момент.

Девочки в среднем примерно на 2 года опережают мальчиков в развитии, интересах и потребностях.

 

6. Взгляды психологов на понимание кризиса подросткового возраста.

 

1. Э. Шпрангером подростковый возраст рассматривался как период вращивания в культуру, особое внимание в котором должно быть уделено усвоению социальных норм, требований, правил и форм. Подростковая фаза юношеского возраста продолжительностью от 14 до 17 лет характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Основными психологическими новообразованиями, с точки зрения автора, являются открытие "Я", возникновение юношеской рефлексии и осознание собственной индивидуальности.

2. В эпигенетической теории развития личности Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни. Ключевым термином эпигенетической теории является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное...ощущение тождества и целостности». Перед подростком стоит задача объединения на новом уровне всего того, что он знал и знает о себе в нечто целое, и затем спроецировать это представление на будущее: «Кто Я?» «Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?»

3. В рамках теории конвергенции двух факторов Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его «серьезной игрой» и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого.

4. Одним из современных исследователей развития психологии подростков М. Кле отмечается общественная обусловленность процессов их развития. Представление об отрочестве, как о «патологии» является совершенно неадекватным, процент людей с серьезными отклонениями, требующими психиатрической помощи, в отрочестве не выше, а даже несколько ниже, чем в любом другом возрастном периоде.

Задачи развития подросткового возраста относительно четырех основных сфер:

1)    тела (необходимость реконструкции телесного образа Я и построения мужской или женской идентичности; постепенный переход к взрослой сексуальности);

2)    мышления (развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы)

3)    социальной жизни (свобождение от родительской опеки, б) постепенное вхождение в группу сверстников)

4)    самосознания (осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности)

5. Женевская школа генетической психологии, созданная Ж. Пиаже описывает возраст от 11-12 лет и до 14-15 лет, как возраст когда осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, согласно представлениям Ж. Пиаже, окончательно формируется личность и строится программа жизни.

Развивая идеи Пиаже, Л. Колберг совместил принципы возрастной и социальной психологии. Л. Колберг различает три главных уровня моральных суждений:

(1) до моральный уровень, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение или наказание, - доподростковый уровень;

(2) - уровень «конвенциональной морали», когда ребенок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10 - 13 лет;

(3) уровень «автономной морали», т.е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13 -16 лет.

6. Выготский. Культурно-историческая традиция в изучении особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте была основана Л.С. Выготским и продолжена последователями его школы. Он рассматривал проблему интересов в переходном возрасте как «ключ ко всей проблеме психологического развития подростка». Им выделены были несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях; «доминанта романтики» - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

7. Эльконин: концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Подросток производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости.

8. Описание отрочества как периода стрессов» тревог и конфликтов имеет длинную историю. Подобное представление впервые было выдвинуто Ж.-Ж. Руссо, а затем немецкими романтиками, которые сделали из юношеского смятения модель трагической судьбы человека, раздираемого неизбежным антагонизмом между индивидуальными влечениями и требованиями общества.

9. Подобное представление об отрочестве как об эмоциональной буре, в которой преобладают внутреннее напряжение, нестабильность и конфликты, было привнесено в современную психологию Стэнли Холлом. Для него формула «storm and stress», заимствованная у немецких романтиков, наиболее адекватно отражает психологический опыт подростка, раздираемого инстинктивными порывами и социальными условностями.

10. Ш. Бюлер. Глубинное проявление концепции рекапитуляции, где трактуется единство органического созревания и психического развития. Автором определяется подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым. Основная характеристика возраста - это психическая пубертатносгь, она связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста.

11. Зигмунд Фрейд. психосексуальное развитие человека в психоанализе отождествляется с развитием личности. Подростковый возраст характеризуется возвращением либидозной энергии к половым органам и формированием половой идентичности.

 

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2420

 

7. Фазы подросткового возраста, критерии начала и конца.

 

Продолжительность отрочества сильно варьирует в зависимости от культурного контекста. Этот период относительно короток у примитивных племен и продолжителен в нашей культуре, охватывая практически все десятилетие между 11 и 20 годами.

Критерии начала и конца периода выделяются разными авторами по разным основаниям.

Ряд специалистов основывается на биологических факторах созревания, с их точки зрения, подростковый период - это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец.

Однако если у девочек оно проявляется в виде менструации, то у мальчиков его определить сложнее. Кроме того, всегда может возникнуть ситуация, когда психологический переход в подростковый возраст произошел, а биологический запаздывает.

Хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. Они необходимы для отделения нормы от патологии (важно с медицинской точки зрение - запаздывание биологического начала, а с психологической - большая отсрочка конца подросткового периода), являются очень размытыми и сильно варьируются в зависимости от культурного контекста.

Согласно Филиппу Ариесу, в доиндустриальной Европе не разделяли детство и отрочество, а этап детства заканчивался с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Он считает датой рождения отрочества период 1900-х годов.

Продолжительность подросткового возраста обуславливается социальными институтами, с помощью которых общество обеспечивает переход от детства во взрослую жизнь.

 

Выготский: «можем проследить в переходном возрасте две основные волны в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением».

В. Петерс предложил различать в течение переходного возраста две основные фазы: фазу влечений и фазу интересов.

1. Фаза влечений — длится обычно около 2 лет. Фаза крушения авторитета, повышенной раздражимости, возбудимости, утомляемости, быстрой и острой смены настроений, резких колебаний установок.

2 момента: свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов (отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный характер) - и процессы вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

2. Фаза интересов. Принятие себя, установление новых интересов, которые развертываются на совершенно новой основе.

Для начала процесса свойственно многообразие интересов. Из такого многообразия постепенно путем дифференциации выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов.

Вначале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, а конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

У подростка появляется, что о себе заявить, и теперь он может совершить – «разворот на другого», что является свидетельством конца подросткового возраста.

 

По Ш. Бюлер – 2 фазы

1. Фаза «второго негативизма»

Снижение продуктивности и способности к деятельности даже в области специальной одаренности и интересов. Далее вместе с этим снижением наблюдаются внутреннее недовольство, беспокойство, стремление к одиночеству, самоизоляция, иногда сопровождающиеся враждебной установкой по отношению к окружающим. Падение продуктивности деятельности, отмирание интересов, общее беспокойство составляют главную отличительную черту фазы в целом. Подросток как бы отталкивается от среды, у него проявляется негативная установка по отношению к окружающему, к тому, что еще недавно составляло предмет его интереса; иногда негативизм протекает более мягко, иногда проявляется в форме разрушительной активности. Наряду с субъективными переживаниями (угнетенным состоянием, подавленностью, тоской, которая проявляется в записях в дневниках и других документах, обнаруживающих внутреннюю, интимную жизнь подростка) эту фазу характеризуют враждебность, склонность к ссорам, нарушения дисциплины.

2. Аналогична 2-й у Петерса. Окончание 1 фазы характеризуется основным симптомом—повышением успеваемости и продуктивности умственной деятельности.

 

(8) 9. Биологический аспект полового созревания и взросления (по Крайгу) - в конце кратко

 

Физиологически подростковый возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время чрезвычайно быстрых биологических изменений. Подростки сравнивают себя с принятыми в обществе нормами относительно своего пола; фактически стремление примирить различия между реальным и идеальным является ключевой проблемой подростков. То, как родители реагируют на физические изменения своих детей, может также оказывать серьезное влияние на адаптацию подростков.

Физический рост и изменение

Биологическими признаками подросткового периода являются заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, гениталий. Некоторые изменения одинаковы как для мальчиков, так и для девочек: увеличение размеров, рост силы и выносливости. Однако большинство изменений являются специфичными для каждого пола.

Гормональные изменения. Физические изменения, возникающие при вступлении в подростковый возраст, контролируются гормонами, синтезируемыми эндокринными железами и постоянно поступающими в кровь. Гормоны, которые в конечном счете инициируют подростковые рост и изменения, в незначительном количестве представлены уже в эмбриональной стадии. Резкое увеличение их выработки происходит в возрасте около 10,5 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, хотя, как правило, существуют значительные вариации. Затем наступает интенсивное подростковое развитие, период быстрого роста физических размеров и силы, сопровождаемый изменениями пропорций тела. Особенно у девочек интенсивное развитие является признаком входа в подростковый период; более заметные изменения связаны с пубертатом (половой зрелостью), следующим за интенсивным развитием примерно через год/

У обоих полов проявляется значительное разнообразие в сроках гормональных изменений, связанных с началом подросткового периода. Как будет сказано ниже, существует «раннее» и «позднее» созревание, и его сроки могут оказывать заметное влияние на адаптацию. «Мужские» и «женские» гормоны имеют представители обоих полов. При этом у мужчин больше гормонов, называемых андргенами, наиболее важным из которых является тестостерон, а у женщин — эстрогена и прогестерона.

Эндокринные железы создают тонкий и сложный баланс гормонов. За его поддержание отвечают две области мозга: гипоталамус и гипофиз. Гипоталамус является частью мозга, которая, помимо других функций, инициирует рост и формирование окончательной репродуктивной способности в ходе подросткового периода. Расположенный в нижней части мозга гипофиз является управляющей железой, вырабатывающей несколько видов гормонов. Они включают в себя гормоны роста, которые прежде всего контролируют рост тела, а также некоторые вторичные трофические1 гормоны. Трофические гормоны стимулируют и регулируют функции других желез, включая половые: яичники у женщин и яички у мужчин. У женщин половые железы вырабатывают эстрогены и регулируют овуляцию; у мужчин — андрогены, а также регулируют образование спермы. Гормоны, вырабатываемые гипофизом и половыми железами, оказывают как эмоциональное, так и физическое воздействие на подростков. Однако эмоциональное воздействие не столь глубоко, как полагают некоторые исследователи.

Пубертат

Как известно, пубертат указывает на наступление половой зрелости и способность иметь детей. У женщин его приближение отмечено первым менструальным периодом, или менархе, хотя вопреки общепринятому убеждению первая овуляция может случиться позднее, через год или более (Tanner, 1978). У мальчиков наступление пубертата связывают с первыми выделениями семени, содержащими жизнеспособные клетки.

С физиологической точки зрения гормоны воздействуют на мозг двумя способами. Во-первых, половые гормоны могут влиять на личность и поведение благодаря своему раннему воздействию на развитие мозга. Последствия этого воздействия необратимы, и потому на них не влияют изменения гормонального уровня в ходе пубертата. Во-вторых, гормоны могут активировать определенное поведение посредством своего влияния на нервную систему. Это влияние чаще всего является моментальным либо незначительно отсроченным. Физическая и половая зрелость возникает из взаимодействия гормонального уровня, показателей здоровья и генетических факторов развивающейся личности.

Исследователи обнаружили низкий уровень зависимости гормонального уровня в подростковом возрасте и последующих особенностей поведения (Buchanan, Eccles & Becker, 1972):

•     угрюмость;

•     депрессия;

•     беспокойство и недостаток концентрации;

•     раздражительность;

•     импульсивность;

•     тревога;

•     агрессия и проблемы поведения.

Образ тела и адаптация

Подростки представляют собой группу, которую социологи называют маргинальной. Такая группа находится между разными культурами либо на периферии доминантной культуры, обычно проявляя сильную потребность в конформности. Подростки могут быть чрезвычайно нетерпимыми к отклонениям, будь то конституция тела (слишком толстый или слишком худой) или темп развития (позднее либо раннее созревание). Средства массовой информации вносят свой вклад в ту нетерпимость, рисуя стереотипные образы привлекательной общительной молодежи, которая благополучно проходит через подростковый период, не испытывая проблем с угрями, ортопедическими приспособлениями, неуклюжестью или весом. Так как многие подростки чрезвычайно чувствительны к своей внешности, расхождения между не вполне совершенными образами их Я и ослепительными идеалами, которые они видят в средствах массовой информации, создают ощутимую тревогу и сомнения в себе.

+ можно обсудить анорексию, булимию, раннюю беременность (что это из-за отсутствия понимания последствия сексуальных отношений, отсутствие информированности о контрацептивах и нежелании брать на себя ответственности - 50% рожают, остальные 50% либо выкидыши, либо аборты), следствия раннего рождения детей у подростков, мастурбацию, беспокойство относительно образа тела (например, вес для девочек подростков), что изменяется у девочек и мальчиков (растет грудь, волосы и т.д.), что девочки раньше созревают, чем мальчики; о частом насилии в семье (по американской выборке), когда отчим насилует дочку жены, а жена либо не верит, либо не знает.

Биологические факторы. Биологические факторы, влияющие на раннее сексуальное поведение, составляют важную и часто упускаемую из виду тему исследований. Например, в наше время подростки могут начинать сексуальную активность раньше, чем в прошлом, из-за снижения среднего возраста начала пубертата. Это соответствует тому наблюдению, что рано созревающие индивиды, как правило, вовлекаются в сексуальную активность в более раннем возрасте, чем те, кто созревает позже. Однако существует одно важное исключение: хотя мальчики достигают половой зрелости примерно на 2 года позже, чем девочки, по их сообщениям, они теряют девственность примерно на год раньше. Тем не менее, так как сексуальная активность является статусным символом для многих подростков-мальчиков, есть вероятность, что в подобные исследования вкрались некоторые преувеличения.

 

(кратко)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.035 с.)