Проблема выделения ведущей деятельности в подростковом возрасте. Самосознание как ведущая деятельность. (Карабанова, Эльконин, Выготский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема выделения ведущей деятельности в подростковом возрасте. Самосознание как ведущая деятельность. (Карабанова, Эльконин, Выготский)



 

Карабанова (вкратце): Д. Б. Эльконин выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве ведущей.

Эльконин (с описанием проблемы выделения ВД):

Выделение ведущей деятельности подросткового периода представляет большие трудности:

- для подростка основной деятельностью остается его учение в школе, учебные успехи и неудачи продолжают служить основными критериями оценки подростков со стороны взрослых

- с переходом в подростковый возраст в нынешних условиях обучения с внешней стороны также не происходит существенных изменений

- при этом, именно переход к подростковому периоду выделен в психологии как наиболее критический

- а) естественно, что при отсутствии каких-либо перемен в общих условиях жизни и деятельности причину перехода к подростковому возрасту искали в изменениях организма, в наступающем половом созревании; б) конечно, половое развитие оказывает влияние на формирование личности в этот период, но влияние не является первичным

- половое созревание, как и другие изменения, связанные с ростом интеллектуальных и физических сил ребенка, оказывает свое влияние опосредованно, через отношение ребенка к окружающему миру, через сравнение себя со взрослыми и другими подростками, т. е. только внутри всего комплекса происходящих изменений

 

В подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. деятельность общения. Ее основное содержание — другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. В личном общении отношения могут строиться и строятся на основе не только взаимного уважения, но и полного доверия и общности внутренней жизни.

Такое личное общение становится той деятельностью, внутри которой формируются личные смыслы жизни. Благодаря этому появляются предпосылки для возникновения новых задач и мотивов дальнейшей собственной деятельности, которая превращается в деятельность, направленную на будущее и приобретающую в связи с этим характер профессионально-учебной.

Полагаю, что самосознание в этом билете может рассматриваться как нечто, чьим источником выступает ведущая деятельность; другими словами, на базе личного общения может происходить развитие рефлексии и самосознания – но это лишь мое предположение [прим. автора].

Выготский (самосознание):

То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это есть конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Своеобразное перенесение взимания, внутреннюю рефлексию, т. е. мышление, направленное на самого себя. У подростка возникает рефлексия, у ребенка она невозможна.

Процесс самосознания не является какой-то закрепленной и постоянной способностью, которая возникает сразу в полной мере, он претерпевает длительное развитие, проходящее через различные ступени, которые позволяют различать отдельные стадии этого развития и сравнивать отдельных людей в этом отношении между собой. Это развитие функции самосознания совершается в шести различных направлениях, из которых и складываются в основном главнейшие моменты, характеризующие структуру самосознания подростка:

1. Первое направление есть просто рост и нарастание собственного образа. Подросток начинает все более и более узнавать самого себя. Это знание становится все более обоснованным и связным. Здесь существует много промежуточных ступеней между совершенно наивным незнанием самого себя и богатым и углубленным знанием, которое выявляется иной раз у подростка к концу периода полового созревания.

2. Второе направление в развитии самосознания ведет этот процесс извне внутрь. «Вначале, — говорит Буземан, — дети знают только свое собственное тело. Только в 12—15 лет возникает сознание, что существует внутренний мир и у других людей. Собственный образ переносится внутрь. Сначала он охватывает сновидение и чувство». Важным является тот факт, что развитие в этом направлении не идет параллельно с нарастанием самосознания в первом направлении.

3. Третье направление развития самосознания — это интегрирование самосознания. Подросток все более и более начинает сознавать себя как единство. Отдельные черты все более и более становятся в его самосознании чертами характера. Он начинает воспринимать себя как нечто целое, а каждое свое отдельное проявление как часть этого целого. Здесь мы наблюдаем целый ряд ступеней, качественно раздающихся друг от друга, которые постепенно проходит ребенок в зависимости от возраста и социальной среды.

4. Четвертым направлением развития самосознания является отграничение собственной личности от окружающего мира, сознание отличия и своеобразия личности. Чрезмерное развитие самосознания в этом направлении приводит к замкнутости, к мучительным переживаниям отъединенности, которые часто отличают переходный возраст.

5. Пятая линия развития состоит в переходе к духовным масштабам суждения, которые начинают применяться ребенком и подростком для оценки своей личности и которые заимствуются им из объективной культуры, а не обосновываются просто биологически.
Под влиянием взрослых, которые все более и более выдвигают формулу «ты должен нам повиноваться», ребенок вступает в стадию оценки, которая определяется тем, чего хотят от него взрослые. Всякий так называемый хорошо воспитанный ребенок проделывает эту стадию. Многие дети, особенно девочки, останавливаются на этой стадии морали повиновения. Следующая ступень в развитии приводит к коллективной морали и достигается подростками только около 17 лет, и то не всеми.

6. Шестая — и последняя — линия развития самосознания и личности подростка заключается в нарастании различий между индивидами, в нарастании интериндивидуальной вариации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.005 с.)